ШКОЛА СТИХОСЛОЖЕНИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ



Кречетова Анна. Юрий Олеша о «чувствах добрых» - и не очень   Юрий Олеша - кто он? С одной стороны, успешный писатель, не обделенный ни талантом, ни славой, с другой - человек, безусловно, трагической судьбы. Потомок старинного рода, считавший родным языком польский, - как ни удивительно, остался в послереволюционной России, вдали от родных. Какие загадки таит его творчество, и что нового мы можем сегодня о нем?

Первушин А. Наука в фантастике: эпизоды истории Фантастика была и остаётся одним из самых популярных литературных жанров. Многие считают её развлекательным «чтивом», но в лучших своих образцах фантастика демонстрирует уровень отображения действительности, который недоступен реалистической прозе. Фундаментальные проблемы философии, изощрённые футурологические конструкции, яркие необычные концепции и обобщения, которые выходят за рамки обыденности, — всё это есть в фантастике

Первушин А. Наука в фантастике: сказки о будущем    Современная фантастика появилась и развивалась как литература, популяризирующая достижения прогресса. Во второй половине XIX века её авторы всё чаще стали «заглядывать» в будущее, рисуя утопические картины миров, в которых разум решительно преобразует природу, подчиняя её своим интересам. Большинство писателей при этом отпускали на волю воображение, придумывая вымышленные цивилизации в опоре на собственные представления о «прекрасном». Однако новое поколение фантастов, начавших публиковаться на рубеже веков, осознало, что футурологические концепции требуют строгого подхода, а конструирование миров должно опираться на научные методы.

Недошивин В. Евдокия Ростопчина - третий поэт России   Исследование жизни и творчества Евдокии Ростопчиной, русской поэтессы, переводчицы, драматурга и прозаика

Киселева И., Поташова К. Поэт-пророк. Об одной идее Михаила Лермонтова   Провидческий дар Лермонтова отразился во многих его произведениях, и сам поэт обозначал себя как пророка, которому «вечный Судия» открыл знания о человеке и мире. В его произведениях мы можем видеть и сбывшиеся пророческие слова о революции («Настанет год, России черный год, // Когда царей корона упадет...»), и размышления о неосуществленном еще историческом потенциале российского государства...

Волков А., Кречетова А. Российские писатели - Нобелевские лауреаты

Чиалашвили-Гордеева Е.Ш. «ОСТРОВ КРЫМ» - воплощенная мечта и модель будущей России   В статье исследуется семантическая структура нарративного полотна текста романа В. Аксёнова «Остров Крым» с целью определения возможности его отнесения к Крымским текстам. Путём анализа поверхностной и глубинной структуры текста и выявления содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации мы приходим к выводу о том, что текст романа можно было бы рассматривать в составе сверхтекста, «ценностно-смысловым ядром» которого является дискурс периода застоя. Это в основном тексты писателей - представителей авангардного искусства, примыкающих к европейскому постмодернизму, произведения которых публиковались в 70-ые годы либо самиздатом, либо за границей.

Иванова Е. «Двенадцать». О первых переводах поэмы Блока    «Двенадцать» и сегодня вызывают споры о том, был ли Блок пророком и в чем заключался смысл его пророчества, чей облик привиделся ему тогда на заснеженных улицах Петрограда «в белом венчике из роз». И, как это бывает со всеми великими произведениями искусства, каждое новое поколение читателей дает свой ответ на этот вопрос. Поиск ответа продолжается уже ровно сто лет

Барабанов Н. Чехов и Горький. Об особенностях проблематики русской литературы конца XIX — начала ХХ века  Статья представляет Чехова, Горького и их современников как выразителей и создателей характерного для их (а частью и для нашей) эпохи понимания мира

Злочевская А. Жанровый парадокс «Капитанской дочки» А.С. Пушкина   В основе жанра «Капитанской дочки» лежит парадоксальное сочетание исторического романа и сказки. Смысл парадокса в том, что на историческом материале Пугачевского бунта как примере непримиримого противостоянии народа и дворянства найти возможную модель единения этих социальных групп. Такое единение возможно, как показал Пушкин, но только на уровне нравственном – в сфере человеческих отношений

Евдокимов А. А. Молодой Гоголь как читатель Шекспира   Факты биографии и отдельные произведения Н. В. Гоголя, проливающие свет на раннее знакомство писателя с творениями У. Шекспира

Марков А. Державин, или Величие простой честности   При жизни Державина чем дальше, тем больше сравнивали с Горацием, и сам он был не против такого сравнения. Но если он в чем- то и похож на великого римлянина - судьбой придворного поэта, то совсем не похож на него ни темпераментом, ни мировидением. Державин - поэт предельного опыта, гнева и милости, правосудия и отчаяния, созидательной воли и неимоверного счастья, всего того, что Гораций не счел бы подходящей темой для поэзии, разве что - для ораторского искусства

Соколов Я. Достоевский: Писатель, который придумал XX век      Что ж это за писатель такой - Федор Достоевский? Да и писатель ли вообще?  А знаете, почему может быть сложно читать Достоевского? Дело в том, что его произведения - новаторские по художественной форме

Капустин Д., Жуков С. А. П. Чехов: погружение в Европу   Тот факт, что Чехов был одним их самых «путешествующих писателей», хорошо известен. Но то, что он совершил путешествия в Европу в «последнюю очередь», вероятно, удивит многих. Сначала были ближние путешествия — по родному Приазовью, потом по Подмосковью (окрестности Звенигорода и Волоколамска), по гоголевским местам на Украине...

Рожкова Н.  А.П.Ч.: испытание временем     Связь с природой Чехов всю жизнь ощущал очень остро; его настроение барометрически реагировало на погодные изменения. В своих рассказах писатель показал глубокое влияние состояния природы на психику человека

Руднев П. На свете все живое должно любить (К юбилею А. Н. Островского)   Биография Островского может показаться довольно скучной - сначала работал в суде, затем стал драматургом, каждый год писал по одной пьесе. Между тем перемены, которые принес он в российский театр, оказались столь важными, что и сегодня многое в драматургии и режиссерской работе строится на принципах, заложенных Островским

Соколинская П. А.Н. Островский. Портрет в деталях    Знаете ли вы, что Островский был замечательным переводчиком и обращался к пьесам таких драматургов, как Плавт, Шекспир, Мольер? А еще он был - актером, путешественником, и помимо прочего - модником


Цветкова Е., Чернова Л. Щелыково - усадьба А. Н. Островского  Музей-заповедник «Щелыково» - удивительный уголок костромского края, связанный с жизнью и творчеством Александра Николаевича Островского. Впервые драматург приехал сюда в мае 1848 года, чтобы провести отпуск в только что купленном отцом имении. С первых дней Островский был очарован усадьбой

Кречетова Анна. «Стихов пленительная сладость»   Знаменательная дата в нашей истории - 6 июня 1880 года, Пушкинские торжества. Кажется, они как раз должны были расставить все точки над «и», объединить всех - и, по свидетельствам очевидцев, действительно, всех объединили. Надолго ли? Как оказалось - всего лишь на день...

Марков А. В. В языке смелости и милости  Наш современный язык и есть язык Пушкина - язык милости. Современники меньше всего связывали с Пушкиным кодификацию языковой нормы. Напротив, сама уступка ему всех преимуществ означала признание, что Пушкин завоевал центральное положение в русской литературе постоянными отступлениями от нормы, неспособностью уложиться в готовую норму речевых употреблений. 

Кречетова А. «Стихов пленительная сладость»   Имя Пушкина, действительно, до некоторой степени могло примирить западников и славянофилов. Конечно, с оговорками, в разное время по- разному, на короткое время - но все- таки. А пушкинские торжества 1880-го года поистине стали народными

Экштут С. Как "расчухать" Пушкина     200 лет назад - 5(17) мая 1823 года - в Кишинёве Александр Сергеевич Пушкин начал работу над главной книгой своей жизни - романом в стихах "Евгений Онегин". Поэт был раздражен: южная ссылка продолжалась уже три года, а конца-края ей не предвиделось. Он был выслан из Петербурга по высочайшему повелению, поэтому лишь император мог изменить его судьбу, но Александр I не соизволил дать разрешение даже на отпуск для поездки в Петербург

Вячеслав Недошивин. Иван Бунин. Господин без Сан-Франциско
"Разве можем мы забыть Родину?.. Она - в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает..." Ведь только о ней и будет писать всю оставшуюся жизнь. И "Митина любовь", и "Солнечный удар", и "Жизнь Арсеньева", и "Темные аллеи" - всё ведь написано в Париже. За что и получит Бунин в 1933 году первым из русских писателей Нобелевскую премию...

Экштут С. Моя беззубая Пускина. Судьба дочери А. С. Пушкина     Дочь Пушкина умерла от голода 7 марта 1919 года, так и не дождавшись от Наркомпроса выхлопотанной пенсии. Первая выплата пенсии и назначенное гражданке Гартунг М.А. единовременное денежное пособие в 2 400 рублей были потрачены на погребение старой дамы на кладбище Донского монастыря

Очарованный странник. О Владимире Клавдиевиче Арсеньеве    Он брался за все науки сразу, даром что времена Леонардо и Ломоносова давно прошли, а у него самого за плечами было только двухлетнее пехотное училище. Он не был первопроходцем, но по-настоящему открыл для России и мира Уссурийский край. Его имя - Владимир Клавдиевич Арсеньев


Фролов Ю. Из истории библиотечного каталога  Некоторые специалисты по истории библиотечного дела считают, что первые каталоги возникли практически вместе с первыми коллекциями кожаных или папирусных свитков, глиняных табличек

Пырков И. Свет и блеск Достоевского  В речи о Пушкине сошлись все дороги Достоевского, все лучи его светозарных идей и философских обретений, вся его жизнь промелькнула в жарких, от сердца идущих словах. Достоевский не речь произнёс — дело свершил!

Манн Ю. В. Гротеск в литературе   В статье даётся общее теоретическое понятие «гротеск», характеризуется развитие гротеска в литературе нового времени

Зуев Н. Звезда разрозненной плеяды. Ко дню рождения П. Вяземского (1792-1878). Литературный портрет    Литературный портрет П.А.Вяземского. Творчество поэта рассматривается в связи с художественными поисками пушкинской эпохи; говорится о его жизни и поэзии во второй половине XIX века

Козлова Л. М. В. Шукшин в воспоминаниях матери и знавших его людей    В статье нашли отражение документальные материалы из Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М.Шукшина в селе Сростки Алтайского края: воспоминания земляков, матери Шукшина, знакомых и людей, знавших его, чтобы читатель смог «породниться с живым Шукшиным»

Коровин В. И. Татьяна Ларина и Евгений Онегин   Автор статьи выясняет, почему судьбы Татьяны и Онегина разошлись и какой смысл приобретают в этой связи слова героини: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна»; с этой целью даётся обзор книг, которые читала героиня романа

Зябликов А.В. Песни Великой Отечественной войны   Анализируются песни времён Великой Отечественной войны, кристаллизующие в себе настроения, переживания и надежды людей, поднявшихся на битву с врагом. Лирическая песня стала мощным фактором эмоционального, идейно-нравственного, эстетического воздействия, свидетельством национального пробуждения страны

Амнуэль П. Вселенная Эдгара По   Без всякого сомнения, науку творят учёные, которые проводят эксперименты и совершают открытия, наблюдают за звёздами и строят теории, описывающие наш мир. Но иногда чуткие к достижениям науки писатели, следуя своей интуиции, вдохновению и фантазии, могут высказывать удивительные предположения и предугадывать будущее

Дворяшин Ю. А. Почему Шолохова нужно изучать сегодня?   Статья посвящена обоснованию мотивации изучения в современной школе творчества М.А.Шолохова. В качестве аргументов автор приводит факты восприятия современниками личности и творчества писателя на разных этапах развития общественного сознания - от конца 1920-х до 1970-х годов. Ключевые слова: М.А.Шолохов, художественные открытия, актуальность творчества, народная жизнь, самосознание общества, концепция народного единства.

Лазарев Ю.В. О распространенной ошибке в изучении творчества С.А. Есенина      В младших и средних классах современной школы, обращаясь к творчеству С.А.Есенина, учителя нередко используют для чтения и анализа стихотворение «Разгулялась вьюга...», которое ошибочно приписано Есенину, а принадлежит оно поэту П.А.Стёжкину

Пырков И.В. «Туда не все доберутся...». Готовясь к путешествию по русской усадебной литературе    В статье предпринимается попытка панорамного взгляда на историю русской усадебной литературы, намечается маршрут возможного путешествия по её «узловым пунктам» вместе со школьниками. Одновременно поднимаются вопросы, сама постановка которых позволяет по-новому оценить феномен «усадебного текста», выявить его смысловые и морально-нравственные, этические связи с современностью.  Ключевые слова: усадебная литература, Дом, Русский Сад, родство, Гончаров, Тургенев, Чехов, пространство и время, наследие, право памяти

Воропаев В. А. Тайна великой поэмы. О выходе в свет 1 тома «Мертвых душ»   В статье говорится о смысле названия поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»; устанавливается связь замысла произведения с евангельской традицией. Раскрывается важнейшее понятие этики и эстетики писателя - пошлость пошлого человека. Ключевые слова: Гоголь,«Мёртвые души», замысел, евангельская традиция, смысл названия, пошлость пошлого человека, возрождение души

Пырков И. Астероид Лесков   В вакуумном безмолвии космической бесконечности движется астероид 4741 имя его - ЛЕСКОВ

Фролов Ю. Пиратство и "Остров сокровищ"   Как это ни парадоксально, всем известная книга Роберта Льюиса Стивенсона (1850—1894) «Остров сокровищ», где сюжет основан на приключениях пиратов, стала во многом примером литературного пират-
ства — плагиата, хотя и непредумышленного


Щербинина Ю. Этикет чтения в деталях   За долгое время своего существования книга обзавелась множеством устройств, облегчающих её использование. От порчи и от воровства её охраняли специальные приспособления, многовековую историю которых можно изучать не только по музейным экспонатам, но и по произведениям изобразительного искусства

Целкова Л.Н. Роман И.А. Гончарова «Обломов» роман о любви? О полемике в прижизненной критике писателя    Автор рассматривает роман И.А.Гончарова «Обломов» как роман нравственно-философский и видит центральной проблемой его проблему любви и взаимоотношений главных героев. Привлекаются полемические статьи прижизненных критиков Гончарова: Н.А.Добролюбова, А.В.Дружинина, А.Григорьева, Д.И.Писарева, П.В.Анненкова

Есипов В. М. Карандашный профиль в автографе стихотворения А.С. Пушкина «Я думал, сердце позабыло»   В автографе стихотворения «Я думал, сердце позабыло...» Пушкин нарисовал четыре женских портрета, они соседствуют друг с другом и расположены в два ряда. Предположение о том, что отмеченный нами карандашный рисунок есть ещё одно, до сих пор никем не отмеченное, изображение невесты поэта, подтверждается...

Чертов В.Ф. Художественная информация в современном мире и уроки литературы   Специфика художественной информации осмысляется через такие понятия общей теории информации, как оригинальность, избыточность, упорядоченность, текст, код, знак

Брюханова О.В. Книга и чтение в жизни современного школьника: о пути учителя к ученику с детской книгой    Анализируя причины низких результатов ЕГЭ по русскому языку и нежелания подростков и юношества читать художественную литературу, учитель рассказывает о выбранном пути приобщения школьников к чтению

Сатарова Л. Г., Шкурат Л. С. Проблема нравственного выбора человека на войне в романах М. Шолохова «ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ» И Ю.Бондарева «ГОРЯЧИЙ СНЕГ»   Статья посвящена творческим связям М.А.Шолохова и Ю.В.Бондарева, сопоставительному анализу романов «Они сражались за Родину» и «Горячий снег», в которых раскрываются духовно-нравственные истоки подвига человека на войне. Авторы статьи акцентируют внимание на актуальности этих произведений о Великой Отечественной войне, без которых немыслимо дальнейшее освоение и развитие традиционных ценностей в современном обществе

Панкеев И. А. Интеллектуальные права словесника   Статья посвящена авторскому праву в работе учителя литературы. Автор пишет о нормах закона, нарушениях, необходимости соблюдать права. Проанализированы конкретные ситуации

Арзамасцева И. Н. «Крымский текст» детской литературы: история и современность  В статье рассматривается детский «крымский текст» как текст русской литературы конца XIX—начала XXI века. Автор определяет общие черты «крымского текста» на основе анализа произведений А.И.Куприна, А.П.Чехова, А.П.Гайдара, К.И.Чуковского, А.И.Мошковского, Тамары Михеевой

Абрамзон Т. Е. Мифологические образы как составляющие Ломоносовского одического эпоса    Ода русского классицизма, унаследовавшая черты древнегреческой торжественной песни (прообраза жанра) и воспринявшая опыт рецепции античного искусства французской и немецкой литературой, уже при своем возникновении обрела вполне оригинальный характер (этос). Одной из составляющих его черт является новая сущность мифологических образов, частота употребления которых в оде была чрезвычайно высока

К юбилею Сергея Григорьевича Козлова   Стоит лишь начать читать книги Сергея Григорьевича Козлова, как тянет читать дальше и дальше: и вот уже мелькают сказка за сказкой, открывая добрый, чудесный мир.  К юбилею любимого детьми и взрослыми читателями писателя-сказочника, поэта и сценариста мы подготовили онлайн версии его книг и журнальных публикаций, альбомы иллюстраций...

Пырков И. Они не изменят, не обидят (любимые животные писателей)     Не отсюда ли, с пушкинского шедевра, начинается большая и нравственно незаживающая тема русской литературы — о «братьях наших меньших». Му-му Ивана Тургенева, Музгарко Дмитрия Мамина-Сибиряка, Чанг Ивана Бунина. А там, за гранью XX века, и Арктур Юрия Казакова, и Белый Бим Гавриила Троепольского…

Кравклис Н., Левитин М. Три жизни писателя (А. Р. Беляев)   Выражение «Книга источник знания» вполне можно назвать девизом писателя-фантаста Александра Романовича Беляева. Любовь к чтению, стремление узнавать новое, осваивая новые пространства, новые сферы науки, он пронёс через всю жизнь 

Еремцова Р. Н. Особенности современной прозы. Рассказ Виктора Пелевина «Бубен верхнего мира» как произведение постмодернизма. Урок литературы в XI классе    Ключевые слова: литература постмодернизма, римейк, реминисценция, антииерархичность, символ, пародия, аллюзия, травестия, фантастика

Черкашина С. П. Мифопоэтический анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» на уроках литературы в XI классе    Ключевые слова: мифологические сюжеты, мифологический анализ, числовая и цветовая символика, мифопоэтика, аналитическая беседа

Стрельцов А. А. Русинглиш: дань моде или язык XXI века?   Ключевые слова: русинглиш, заимствование, англицизм, иноязычные слова, переводческая ошибка, интерференция

Локалов А. Репортаж из села Мелихово, где Антон Чехов спасал от холеры всю зараженную округу

Экштут С. А. Время и деньги. Универсальные подсказки для абитуриентов гуманитарных, педагогических и финансовых вузов

Московская Д. С. Образ Ленинграда в «Столбцах» Н. Заболоцкого в свете литературной традиции     Традиции изображения Санкт-Петербурга в стихах Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, А.А. Блока, В.В. Маяковского, своеобразно преломленной в книге Н.А. Заболоцкого 1920-х гг. «Столбцы», посвящена эта статья.  Занимательная литературная игра, в которую оказывается вовлечен школьник, не только требует эрудиции, умения в новых поэтических формах распознать знакомые «петербургские» темы, мотивы и образы русской классики, но позволяет представить литературный процесс в живых связях преемственности и борьбы традиций и помогает понять глубинный замысел всего стихотворного цикла

Шафранская Э. Культурный сталкер. По страницам необычных книг    Сталкер — это «человек, увлеченный поиском и обследованием малоизвестных, часто опасных для жизни мест, являющийся также проводником по таким местам» (объясняет словарь иностранных слов). Ролью сталкера можно назвать деятельность санкт-петербургского «Красного матроса», а именно его главного модератора Михаила Сапего. Маленькие книжки с логотипом «Красный матрос» погружают читателя в мир забытых, а порой и неизвестных современникам событий, личностей, явлений

Чернец Л.В. Невербальный диалог в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»    Ключевые слова: невербальный диалог, паралингвистика, кинесика, эпизод, психологизм, повествователь, ритм повествования

Свирина Н. М. Программа элективного курса для старшеклассников «Развитие литературного слуха»      Ключевые слова: художественный текст, восприятие текста, проблема, деталь, эпизод, ассоциативный ряд, художественный образ

Экштут Семен, Ольга Чагадаева. Но я, поэт, не лицемерю... Анекдоты, шутки, экспромты и эпиграммы от Александра Сергеевича

Афанасьев Э.С. Художественная интерпретация народной темы в повестях А.П.Чехова «Мужики» и «В овраге»    Статья поможет учителю говорить с учениками о разнообразии наследия Чехова, его героев, его тем. По этим повестям можно предложить десятиклассникам индивидуальные задания, проектные работы, темы докладов

Ганина Л. С. Викторина (литературная игра с ответами и комментариями) «Поэзия Серебряного века»

Кириллина О. М. Маленький человек в «женской» прозе. Обобщающие темы на уроке литературы при подготовке к ЕГЭ    Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века, мотивы гоголевской «Шинели» в новейшей прозе, женская проза, гуманистический пафос прозы Л. Петрушевской и Т. Толстой, романтические начала в трактовке темы у Л. Улицкой и Д.Рубиной

Закуренко А. Ю. Два плана бытия в прозе Чехова. Рассказы «Студент» и «Дама с собачкой»    Ключевые слова: мотив греха, искушение, животное и божественное начало в человеке, хронотоп рассказа, «большой хронотоп», «плавающие хронотопы», поэтика Чехова, гиперсистемность

Антонова Е. С. Обучение читательской деятельности V—IX классы    Любое художественное произведение является продуктом речевой деятельности писателя — это его мысли, идеи, высказанные в форме текста, и, следовательно, оно может выступать в функции средства коммуникации между автором и читателем

Материалы к 100-летию Ю. М. Нагибина

Автобиография
Писатель-прозаик, журналист, сценарист, мемуарист
Виктор Астафьев о Юрии Нагибине
Дмитрий Быков о Юрии Нагибине
"Богатство каждого из нас" Интервью Ю. Нагибина
Цитаты из произведений Ю. Нагибина

Дзыга Я.О. «Пушкин — все наше бытие» (Пушкинский вектор в творчестве И. Шмелева)

Шацкий Е.О. Повести Л.А. Чарской как источник формирования личности

Аюпова С.Б. Языковая художественная картина мира и ее признаки (на материале произведений И.С. Тургенева)

Пранцова Г.В. «Происходило Рождество... странное, смещенное...»: рассказ Л.Е. Улицкой «Путь осла». Урок внеклассного чтения X—XI класс

Гордиенко Т.В. Россия в творчестве поэтов второй волны русской эмиграции

Башилова Е. И. «Искусство — самый радикальный утешитель!». О проблеме преодоления отчуждения в ранних рассказах А.П. Чехова    Читатель ранних рассказов Чехова об искусстве пути преодоления отчуждения находит чаще всего вне сюжетных решений, в сфере компетенции повествователя, в области авторского идеала

Козина Т.Н. Знакомство с евангельскими мотивами при изучении рассказа Т.Н. Толстой «Соня»     Русская литература всегда отличалась исповедальностью и проповедничеством. Современная проза также способна воспитывать высокую духовность. Среди авторов, чьи произведения рекомендуются для изучения, — Т.Н. Толстая

Свирина Н.М. «Идеалы Возрождения в русской культуре XIX-XX вв.» Уроки МХК в 11 классе     Из всех архетипов мировой литературы Дон Кихот, наверное, самый популярный. Может быть, потому, что он воплощение нашей страдающей совести перед вечным и таким одновременно редким в наше время желанием победить зло и неумением низвергнуть из мира зло

Коршунков В. Какой породы была Муму? Подоплека знаменитого рассказа Тургенева в бытовых реалиях середины XIX века      

Вирабов И. Почему на закате жизни Андрей Вознесенский думал об Украине    Не написать эту поэму Вознесенский не мог. Поэму "Ров" прострочили трассирующие цитаты уголовного дела N 1586. Дела о гробокопателях. О мародерах памяти... 

Чагадаева О. История любви императорской фрейлины и великого украинского поэта     Княжна Варвара Николаевна Репнина - фрейлина императрицы Александры Федоровны, дочь дипломата, боевого генерала Наполеоновских войн - стала музой, названной сестрой и "добрым ангелом" Тараса Шевченко, национального героя и символа Украины

Долгополов Николай. Любимая машинистка Маяковского   Свои стихи Маяковский обычно диктовал только одной машинистке, она была большой ценительницей поэзии, первой читательницей его стихов. Ее мнение и вкусы были для Владимира Владимировича своеобразным оселком, на котором он оттачивал свое перо

Кузнецов И.В. От храброй дружины к православному воинству: путь жанра воинской повести в XII—XIV вв. Материалы к изучению древнерусской литературы в среднем звене     Воинская повесть — один из старейших жанров средневековой русской словесности. Его корни уходят в устный героический эпос, в сказания о подвигах героев и князей. В XI-XII вв. эти сказания вошли в состав «Повести временных лет». А позже воинские повести стали существовать как самостоятельные произведения, бытуя в рукописных сборниках 

Г. Козинцев. Тынянов в кино

Н. К. Чуковский. Разговоры с Тыняновым

Д. Л. Быков. Жизнь Тынянова была подвигом

К. И. Чуковский. Первый роман Ю. Тынянова

А. Г. Разумовская. Эйнштейн в литературоведении (О Ю. Н. Тынянове)

Юрий Николаевич Тынянов. Биография

О. Ф. Ладохина. Юрий Тынянов на подступах к созданию романов нового жанра

Меньшикова Е.Р. Раёк в повести М. Булгакова «Собачье сердце». К вопросу изучения творчества М.Булгакова в VIII—IX классах      Несмотря на то, что о повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» написано за последние годы очень много, учителю словесности, нам кажется, не хватает главного - точного определения отношения к теме и художественного воплощения этого отношения

Экштут С. А. Натали. Перед балом. Чего стоили выезды в свет очаровательной супруге Поэта и ее современницам      Золотой век русской дворянской культуры невозможно представить без великолепного бала. Пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин", поэма Баратынского "Бал", романы Толстого "Война и мир", "Анна Каренина" и его рассказ "После бала", романс Чайковского на слова Алексея Толстого "Средь шумного бала, случайно...", живописное полотно Карла Брюллова "Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника", - примеров несть числа.   Но у всякого парадного полотна есть изнанка. В данном случае - экономическая. Это знали все красавицы Пушкинской эпохи, включая жену Александра Сергеевича...

Четверикова Анна.  Помещик Плюшкин - профессор Погодин: Пародия по-гоголевски       Вся великая литература круто замешана на невидимых миру слезах прототипов. Вот, например, гоголевский Плюшкин, его прототипом стал давний и близкий знакомый Николая Васильевича Гоголя - профессор МГУ, известный историк, публицист, писатель и издатель Михаил Петрович Погодин

С. А. Экштут Невидимки Пушкинской эпохи     Эпоха, в которую творил великий Поэт, войдет в Историю не Александровской и уж тем более не Николаевской.   Пушкинской

Экштут С. А. В мой жестокий век восславил я свободу. О чем мечтала русская эмиграция, отмечая 100-летие смерти Пушкина     Русская диаспора, разметанная на все четыре стороны света, с размахом отметила столетие со дня гибели Пушкина

Борис Васильев: "Я прожил достаточно долгую жизнь"  

Борис Васильев и борьба со страшным новым человеком

Военные повести Бориса Васильева

Русский офицер литературы (О Борисе Васильеве)

«Я — прадед моих нынешних читателей" (интервью Б. Васильева)

Доброе искусство Бориса Васильева

К юбилею В.В. Бианки

Как красная роза превратилась в аленький цветочек

Кто первым написал сказку "Аленький цветочек"?   

В. Скиба. Сентиментализм в русской литературе      Сентиментализм — европейское направление в искусстве XVIII века, в особенности второй половины столетия; в России расцвет сентиментализма приходится на 1790-1800-е годы

Т. Г. Прохорова. Роль символических образов в поэме А. Ахматовой «Реквием»    Изучая ахматовскую поэму, чрезвычайно важно задуматься над тем, что выделяет ее на фоне многих других произведений, посвященных теме «Человек и тоталитарное государство». Попробуем начать с предельно обобщенного вопроса: «О чем эта поэма? Какова ее главная тема?»

Княжицкий А.И. Как научиться писать стихи?    Первое условие того, чтобы стать поэтом, заключается в умении различить два понятия — «стихотворец» и «поэт»

Семенов В.Б. Литературные направления. Классицизм      Значение классицизма в истории всех европейских литератур, включая русскую, чрезвычайно велико. Попробуем чуть подробнее, чем в школьных учебниках, познакомиться с этим направлением, понять причины его возникновения, основные стилевые особенности классицистических произведений, степень влияния классицизма на русскую литературу


Распопин В. Н. Шедевр биографического жанра (В. И. Порудоминский "Владимир Даль")

Дворяшина Н.А. «ХУДОЖНИКИ... ЭТО ДЕТИ, КОТОРЫЕ НЕ РАЗУЧИЛИСЬ ИГРАТЬ» ЧТО РОДНИТ ПРОЦЕСС ТВОРЧЕСТВА И ДЕТСКУЮ ИГРУ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ РУБЕЖА XIX—XX ВЕКОВ      В статье рассматривается восприятие детских игр русскими мастерами слова рубежа XIX-XX веков. Оно не было однозначным, но преобладающим оказалось понимание детской игры как явления, синонимичного творческому вдохновению художника

Сапченко Л.А. «МЫ ЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА НЕ ДЛЯ СЧАСТИЯ ЛЮБВИ...» Н.М. И Е.А.КАРАМЗИНЫ     Современник эпохи Просвещения, Карамзин постоянно обращался к концепту счастья. Согласно установкам просветителей, быть счастливым человеку на земле не только возможно, но и должно

Роговер Е.С. ПОЭТИКА «БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ» ДАНТЕ    В статье характеризуются отдельные черты поэтики «Божественной комедии» Данте, 750-летие со дня рождения которого отмечал в 2015 году культурный мир. Рассматривается своеобразие пейзажа, портрета, числовой символики и метафоричность языка поэмы

О новосибирском писателе, сказочнике, поэте и драматурге Юрии Михайловиче МАГАЛИФЕ

Распопин В.Н. По российскому бездорожью накануне отмены крепостного права: путевые впечатления неугомонного француза:  рассказываем о травелогах великого Дюма-отца "Путевые впечатления. В России" и "Кавказ"

Перевалова С.В. Традиции русской классики XIX и XX веков в рассказе B.C. Маканина «Кавказский пленный»       Сегодня проза B.C. Маканина представляет богатый материал для рассмотрения важнейших тенденций в развитии русской литературы последних десятилетий XX — начала XXI веков. Не только «отражение реальной действительности», но и взаимодействие с постмодернистской эстетикой помогают писателю воссоздать образ меняющегося мира и неизменных начал человеческой души

Бахвалова Е. М. Захар Прилепин в зеркале критики       Творчество Захара Прилепина в последние годы привлекает к себе повышенное внимание. С подачи П. Басинского этого писателя стали называть «новым Горьким». Его любят, его не терпят, его осуждают и превозносят. Вот такой он, противоречивый, но, несомненно, талантливый писатель Захар Прилепин

Шафранская Э.Ф. Роман Дины Рубиной «Синдром Петрушки». Урок по современной литературе в XI классе       Мировой контекст, из которого вырастают образы рубинского романа, позволит в разговоре о нем охватить множество явлений художественной культуры, таким образом, подход к роману будет междисциплинарным

Зайнаб Али Шамзи. Сравнительный анализ русского и иракского менталитетов     Менталитет народа во многом определяется местом и временем его возникновения и формирования. Структуру русского и арабского менталитетов составляют не только язык, образы и темы художественного творчества, но и типы мышления и поведения, формирующие умонастроение и жизненную позицию обеих наций

Долженков П.Н. «...И сова кричала»: прием предварения содержания в пьесах Чехова     Поэтика пьес Чехова исследована достаточно обстоятельно, но еще не все ее особенности выявлены.  В своих пьесах писатель достаточно активно использует прием предварения содержания, который заключается в том, что писатель так или иначе дает понять читателю, что произойдет дальше. Но читатель осознает, что имел дело с подсказкой лишь постфактум, после окончания чтения пьесы

Линков В.Я. Свой путь русского реализма       О своеобразии русской литературы написано немало. Но в последние годы к когда-то популярной теме, кажется, совсем не обращались, и новое поколение и общество в целом стали терять представление о значении вклада русских писателей XIX века в мировую цивилизацию. Их явно стали недооценивать, что проявилось, в частности, в фактическом искоренении литературы в школе и в сильном понижении ее статуса в вузах

М.М. Глазкова, Е.В. Любезная, И.В. Алёхина. Интертекстуальность как способ выражения авторской позиции в прозе Т.Н. Толстой
В обширной эссеистике Татьяны Толстой обычно применяется точное симметричное или асимметричное цитирование, которое разворачивается в авторские размышления и комментарии. Варьированный интертекст применяется также, как правило, в фельетонах, критических статьях, интервью. Насыщенные соками русской классики, Золотого и Серебряного веков интертекстемы обращены к эстетическому опыту прошлого, но используются они в перекодированном варианте для показа кризисности современного мира

А.Я. Эсалнек. Русский роман в аспекте интертекстуальности      Изучение и преподавание литературы в большинстве случаев предполагает ориентацию на теоретические принципы, накопившиеся в литературоведении к началу XX в. и постоянно обновляющиеся, поскольку научная мысль периодически рождает новые аспекты в подходе к литературе, обусловленные как движением самой литературы, так и рождением новых ракурсов в ее восприятии. К числу таких аспектов относится и тот, который получил название интертекстуальности 

Скокова Л.И. Пушкин об иноязычной и простонародной лексике в романе «Евгений Онегин»      В работе по развитию речи давно стало традицией обращение к поэзии и прозе А. С. Пушкина. В публикуемой статье великий поэт предстает как знаток и исследователь русской речи, который любит, ценит и глубоко понимает родной язык, печется о его чистоте, силе и выразительности, вносит вклад в его обогащение

Колокольцев Е.Н. Опыт анализа поэтического текста.  И. Бродский «Бабочка»        В статье развернута методика композиционного анализа стихотворения И.Бродского «Бабочка» в тесной связи с темой поэтического творчества и смыслом человеческой жизни; в сопоставлении рассматриваются одноименные стихотворения А. Фета и И. Бродского

Черников А.П. Песнь о России. Быт и бытие в романе И.С. Шмелева «Лето господне»    Пронзительная тоска писателя по родной земле, её людям и природе порождает у него страстное желание воссоздать её облик в своих произведениях. С конца 1920-х годов Шмелёв уходит в воспоминания, обращается к изображению прошлого. Так родились его главные, вершинные произведения: «Лето Господне», «Богомолье», автобиографические рассказы 1930-х годов

Толкачева Е.В. Крым Марины Цветаевой на материале стихотворений, биографических очерков и писем            В статье рассказано, как М.Цветаева впервые попала в Крым, в дом Волошина, и как Крым покорил её. Там вырос её талант и были написаны знаменитые стихи, которые рассмотрены в данном материале. Заявленные в них темы прошли через всё творчество поэта

Красухин Г.Г. О чем шумит море. Смысл концовки «Евгения Онегина»      «Таков ли был я, расцветая? / Скажи, фонтан Бахчисарая!» — эти пушкинские строчки вовсе не взывают к ранней южной поэме «Бахчисарайский фонтан». Нет, они появились в конце «Евгения Онегина», чтобы напомнить читателям об Авторе, каким он был в начале романа, — приятелем, другом заглавного героя, во многом разделявшим с Онегиным его отношение к жизни, к миру

Манн Ю.В. «Бахчисарайский фонтан» А.С. Пушкина (1821—1823)     Автор статьи рассматривает поэтику романтической поэмы А.С.Пушкина, её художественные особенности 

Тарасенко Д. Очарованные Крымом (А.С. Пушкин, А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.С. Шмелев в Крыму)    

Розанов Ю.В. Повесть В. Белова "ПРИВЫЧНОЕ ДЕЛО" в зеркале литературной критики 1966 - начала 1967 года      В статье рассматриваются отзывы литературной критики, появившиеся в первый ГОД после публикации повести «Привычное дело» В.И.Белова. Их анализ показывает не только общественные настроения середины 1960-х годов, когда «оттепельные» тенденции ещё не исчерпали себя, но и борьбу мнений в высшем партийном руководстве страны

Патапенко С.Н. Произведения В.И. Белова на экране     Вполне закономерно, что яркое и самобытное творчество В.И.Белова привлекло внимание кинематографистов. В течение двадцати лет они с разной степенью глубины и убедительности осваивали художественный мир вологодского писателя. На сегодняшний день по его произведениям снято шесть фильмов: «Африканыч» (1970), «Плотницкие рассказы» (1973), «Целуются зори» (1978), «Красный обоз» (1989), «По 206-й» (1990), «Всё впереди» (1990).

Широкова Л.В. Василий Белов как автор литературы для детей     Талантливый писатель, по мнению В.И.Белова, должен быть интересен читателям разных поколений: «...настоящую детскую книжку с не меньшим удовольствием раскрывает и немолодой человек». Однако детские произведения самого В.Белова практически не изучены и мало знакомы читателям...

Судаков Г.В. Проза Белова как образец вологодского текста    Автор рассматривает проблему «регионального» текста и конкретно - «вологодского» текста, устанавливает свойства «вологодского» текста, показывает роль В. И. Белова в формировании этого художественного феномена, вклад писателя в развитие изобразительных средств, характерных для трилогии «Кануны», «Год великого перелома», «Час шести»

Черников А.П. Жажда праведности. Повесть БОГОМОЛЬЕ в контексте духовных и эстетических исканий И. Шмелева        Шмелёв, может быть, самый глубокий писатель русской послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции... Писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его «Лето Господне», «Богомолье», «Неупиваемая чаша» и другие творения - это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, само помеченное и высветленное Божьим духом...
 
Влащенко В.И. Трагическая судьба Мармеладовых    В статье рассматривается проблема трагической судьбы Мармеладовых и выделяются разные причины их гибели — онтологическая, нравственная, психологическая, социальная
 
О.М. Хренова. Теоретико-литературные понятия как инструмент анализа текста на примере рассказа И.С. Тургенева БИРЮК     В статье рассматриваются особенности анализа эпического произведения в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов учебной деятельности
 
А. Гутов. Классическая и современная литература в школе    В статье говорится о непреходящем значении классики в образовании школьников, о проблемах формирования перечня программных произведений, а также современной литературы для изучения и свободного чтения
 
И.В. Пырков. О цветочке аленьком и Оленькином (С.Т. Аксаков)      Автор убеждает: сказка «Аленький цветочек» отразила магистральные идеи всей мемуарно-биографической трилогии С.Т. Аксакова. Впервые фигура купца, «честного человека», рассматривается как центральная, идейнообразующая в сказке, создающая глубину и многозначность её социокультурного фона. По-новому интерпретируется и понятие «патриархальность», раскрываемое как жертвенность
 
 
 
И. Иванова.   О Булгакове          Михаила Булгакова (1891—1940) стали вспоминать с опозданием: спустя 25 лет после его смерти. С конца 20-х годов и до конца 1961 года проза его не печаталась вовсе. В рукописях лежали основные книги. На сцене шли только пьеса «Последние дни» («Пушкин») и инсценировка «Мёртвых душ». Не принявший искусства соцреализма, политики пятилеток и лагерей, уцелевший лишь благодаря капризу Сталина, он писал для себя и для внуков, писал, как принято говорить, в стол
 
 
Т.Г. Прохорова. Диалог с Л.Н. Толстым в повести А.И. Солженицына «Раковый корпус»    О диалогических связях прозы А.И.Солженицына с творчеством Л.Н.Толстого. Анализ повести «Раковый корпус» позволил показать, как они проявляют себя через аллюзивные отсылки к произведениям и биографии Толстого
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Д. Сичинава. Винни-Пух от Западного до Восточного полюса. Самая полная история плюшевого медведя глазами лингвиста-коллекционера Лингвист Дмитрий Сичинава известен миру как старший научный сотрудник отдела корпусной лингвистики Института русского языка имени Виноградова и преподаватель Высшей школы экономики. Мало кто знает, что Дмитрий собрал самую богатую коллекцию книг о Винни-Пухе в России (по крайней мере, этот титул пока никто не оспаривал). По просьбе «Горького» Дмитрий рассказал, как собиралась коллекция, что с ее помощью можно узнать об истории перевода и культуре разных стран, а также чем Винни-Пух может помочь лингвистике
 
Аминева В.Р. Лирика В.А. Жуковского: понятие о романтизме      Рассматривается художественный мир В.А.Жуковского как целостная идейно-философская и художественно-эстетическая система, отражающая романтическое миропонимание поэта
 
Рябцева Н.Е. Образы исторического пространства в поэзии Б. Чичибабина и О. Чухонцева        В статье исследуется художественная семантика и структура образов исторического пространства в творчестве двух знаковых фигур русской поэзии конца XX - начала XXI века - Б. Чичибабина и О. Чухонцева
 
Тропкина Н.Е. Образ сада в русской поэзии конца XX - начала XXI века: фольклорные традиции          Значения образа сада в русской поэзии конца XX - начала XXI века и в различных жанрах русского фольклора: обрядовых и лирических песнях, балладах, сказках. Выявляется сходство таких значений на материале творчества Б.Ахмадулиной, И.Кабыш, Т. Бек
 
Боровикова Л. Солнечная полоса. Благословенное пространство Гончаровской прозы          Какое умное, словно на заказ, совпадение: любимый писатель Ивана Александровича Гончарова, Чарльз Диккенс, появился на свет в том же самом, что и он, году – 1812-м. Так год, когда крушились и заново кроились судьбы наполеоновской Европы, оказался счастливейшим для судеб европейской литературы. Ещё одно совпадение: оба великих романиста были людьми великой доброты
 
Е.Н. Тебелева. Повесть И.С. Шмелева "Неупиваемая чаша" Урок внеклассного чтения. X класс      Повесть «Неупиваемая чаша» написана И.Шмелёвым в 1918 году. Факт появления этой повести — осознанная гражданская позиция писателя. Что же противопоставить страшной реальной жизни? В чём тайна спасения человека? Оказывается, есть сила, преодолевающая земные условия, созданные людскими отношениями
 
 
 
Что такое Чукоккала?   Что такое «Чукоккала», сказать нелегко. Иногда это рукописный альманах, откликающийся на злободневные темы, иногда же — просто самый обыкновенный альбом для автографов 
 
Грустная сказка Корнея Чуковского      Ему удалось почти невозможное: стать народным писателем ещё при жизни. Он это знал и очень этим гордился. Но это же его всегда очень печалило. В 1969 году, за несколько месяцев до смерти Корней Чуковский написал знакомому литератору, каким он — в который раз — увидел себя в глазах читающей России. "Люди... при знакомстве со мною были приветливы, но ни один не знал, что я, кроме детских книг и "От 2 до 5", написал хоть что-нибудь другое 
 
Н.В. Цветкова. Слово современников Гоголя о «Мертвых душах». Что актуальнее: оценка критики или науки ?      Сегодня, когда на уроке литературы в школе и на лекции в вузе давно расстались с социологическими подходами к анализу художественного текста, при анализе «Мертвых душ» по-прежнему обращаются к статьям В. Белинского, который по миропониманию и мировоззрению был чужд автору поэмы. При этом игнорируется мнение близких к Гоголю людей, профессионально занимавшихся филологической наукой
 
Алан Александр Милн       Алану Александру Милну, как и многим другим писателям, не повезло. Не повезло в том, что он, серьёзный и плодовитый писатель, остался в памяти широкой публики автором одной книги, да ещё детской
 
Б. Ганн.   А. Милн:   Винни-Пух и прочие неприятности      Алан рос сложным ребенком, вечно гоняющимся за любовью родителей, он всю жизнь доказывал, что достоин её. Не отсюда ли все особенности странного характера Алана Александра Милна, его нелепого брака и саморазрушения в конце жизни?
 
Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина.   Роль информационных технологий в преодолении бездумного чтения у детей     Рассматривая в статье феномен бездумного чтения, авторы указывают пути его преодоления. Важную роль в этой трудной работе играют информационные технологии. Перспектива их использования в диагностике и коррекции нарушений читательского развития состоит в разработке инструментов обучения, позволяющих визуализировать процесс понимания текста и контекста и тем самым обнаружить скрытые проблемы читательского развития ребенка
 
А.Д. Казимирчук. Каразин и Верещагин: ориенталистская проза русских художников     В статье рассматриваются особенности идеологии и художественного стиля литературных произведений русских художников Н. Каразина и В. Верещагина

Л.И. Скокова. Был ли Тургенев пессимистом? Фантазия «Призраки»     Статья посвящена анализу фантазии И.С. Тургенева «Призраки» с точки зрения жанрового своеобразия влияния общественно-исторической эпохи на литературный процесс, соотношения в тексте романтизма и реализма

Б.А. Ланин, А.Б. Ланина. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина в кино и на телеэкране     Рассматриваются различные экранизации романа А.С. Пушкина. Предлагаются различные методические подходы к использованию экранизаций романа в литературном образовании
 
М.В. Соломонова. «Страшный» жанр в современной детской литературе: жуткое, чудесное, комическое     В статье рассматривается дискурс «страшного» в современной детской литературе
 
Г.Л. Медынцева. «Великий инквизитор собственной и чужой души». Портреты Достоевского (По материалам Литературного музея)       Образ великого писателя запечатлен в фотографиях, живописи, графике, скульптуре. Художники, создавая изображения писателя, неизбежно привносят в них свое отношение к его творчеству. А потому портреты и фотографии Ф.М. Достоевского замечательны не только тем, что адекватно отражают личность писателя, но и тем, что в каждом из них угадываются его герои      Статья в формате  pdf
 
Н. Мышьякова. «Идеальный мир» поэзии А.А. Фета.   Анализ одного стихотворения     Своеобразие «идеального мира», обладающего исключительным правом быть миром искусства, теснейшим образом связано с общеромантическими воззрениями Фета. Трудно найти у Фета стихотворение, в котором бы не присутствовала мысль о высшей сфере идеального, предельно чуждой всему земному
 
А. Княжицкий. Поговорим о календарях, или Время в произведениях русской классики    Русская литература приучила читателя к точности исторического времени: исторический календарь соотносился с календарем каждого героя и всех героев произведения. Человек, таким образом, воспринимался и оценивался как «человек исторический» в самом прямом СМЫСЛЕ слова. Человек — это человек в контексте истории

И. Толоконникова. Повесть «Ася» и ее место в творчестве И.С. Тургенева      Повесть «Ася» была опубликована И.С. Тургеневым в 1858 году в журнале «Современник». Сам автор признавался, что «писал ее очень горячо, чуть не со слезами».   Сюжет очень прост...

Л.А. Концевая. Понимание текста — ключ к сочинению. А.П. Чехов «Толстый и тонкий»     Попробуем понять рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Вначале прочитайте его медленно, стараясь уловить все сигналы текста.  Запишите все, что вам удалось извлечь из текста рассказа...
 
Н. Онипенко. Как анализировать стихи. На примере стихотворений Марины Цветаевой     Поэтический текст отличается от прозаического. Внешние различия прозы и поэзии очевидны: напечатанные тексты будут различаться по тому, равной или разной длины у них строчки; на слух различием будет служить наличие или отсутствие ритма (строгого размера, метра), рифмы.
А если заглянуть вглубь?

В. Несказкина. Что читали герои «Войны и мира»? Литературная викторина     О чтении своих героев, их любимых авторах Толстой, действительно, пишет сравнительно редко. Но метко. Все указания такого рода существенны для понимания характеров, поведения героев, исторического колорита
 
Н. Долгополов. Оперативный вальс в германском посольстве       Разведчицу Зою Воскресенскую нежданно рассекретил в начале 1990-х лично тогдашний начальник советской разведки Владимир Крючков. Оказалось, что знаменитая детская писательница, тиражи книг которой перевалили за 21 миллион, еще и полковник внешней разведки, и даже бывший нелегал. А важнейшие донесения, подписанные псевдонимами Ирина или Ярцева, а также фамилией мужа — Рыбкина, печатались в отличие от художественных произведений всего в трех экземплярах: Сталину, Молотову, Берии
 
В. Эрлихман.  Последняя улыбка Серебряного века. Строчки и кумиры Ирины Одоевцевой, родившейся 120 лет назад     Вернувшись в Россию на заре перестройки, она соединила нашу повседневность с далеким, почти нереальным Серебряным веком. И она же подвела под этим веком черту, через несколько лет уйдя из жизни. Этого уже достаточно, чтобы ее имя оказалось вписано в историю литературы
 
З.А. Шелестова. Агата Кристи — «Королева детектива»     Детективные романы даже самых признанных мастеров этого жанра в список «обязательной» для культурного человека литературы не входят. Между тем лучшие детективы — это не только запутанный сюжет, но и сложные интересные характеры, психологически мотивированные поступки, нравственная оценка изображенного автором преступления, так что и детективы нужно «уметь читать»
 
Р.Э. Арбитман. И не допито темное пиво (О творчестве С. Лукьяненко)     Вы с каким глазом мечтаете расстаться — с правым или с левым? Вы за кого проголосуете завтра — за Гиммлера или за Чикатило?  Вопросы, с которых мы начали, выглядят даже не провокационными, а просто идиотскими, но, если вдуматься, именно такому выбору, бессмысленному и беспощадному, посвящена едва ли не вся «дозорная» пенталогия популярного фантаста Сергея Лукьяненко

Р.Э. Арбитман. Главное чтобы костюмчик (О романе Б.Акунина "Черный город")     Фандорин — из тех же героев, обреченных на возвращение. Автор оставил несколько лазеек: зачем-то ведь рассказано, что герой изучал квантовую теорию

Р.Э. Арбитман.  Акунин в тумане        Борис Акунин — даровитый беллетрист и умный коммерсант. Еще на рубеже веков он оседлал волну ностальгии по «России-которую-мы-потеряли» и вдохнул жизнь в жанр ретро-детектива

В. Я. Линков.  Творчество Чехова как целое      Всякий, кто захочет составить о Чехове целостное представление и возьмется за труды исследователей, обнаружит несколько Чеховых, зачастую не имеющих точек соприкосновения

Б.А. Ланин.  Захар Прилепин — Джон Уэйн современной литературы     У Захара Прилепина фантастическая карьера, совсем не русская, а вполне себе американская. Чего только не было в его жизни! Пожалуй, лишь Александра Ивановича Куприна он так и не сумел обогнать по крутости жизненных поворотов

Л.В. Чернец.  Человек в футляре: литературный тип и его вариации    Заглавие известного произведения А.П. Чехова стало номинацией литературного типа.  «...личность Беликова является замечательным художественным откровением г. Чехова, одним из тех типов, которые, вроде Обломова или Чичикова, выражают собою или целую общественную среду, или дух своего времени»

Э.Ф. Шафранская, Т. М. Пономарева.  Ориенталистские и постколониальные мотивы в современной литературе: «На солнечной стороне улицы» Дины Рубиной и «Нас там нет» Ларисы Бау     Актуальность проблематики, вынесенной в заглавие данной статьи, резонирует с большим количеством недавно изданных отечественных (и переведенных западных) исследований по ориентализму и постколониальным процессам в культуре и литературе). Целесообразность знакомства школьного учителя с проблематикой исследования связана, с одной стороны, с необходимостью знакомства с новой для литературы рубежа веков и XXI в. постколониальной тематикой, возникшей на сломе советской империи, с другой стороны — с инновационным направлением гуманитаристики не только в российском, но и зарубежном дискурсе

Е.Е. Яблонская.  «Трудно богатому войти в царство небесное»:   Лаптевы как модель семьи Чеховых.  По повести А.П. Чехова «Три года»    Повесть А.П.Чехова «Три года», написанная в конце 1894 г. и опубликованная в «Русской мысли» в 1895 г., не была понята современниками. Позже критики писали, что «весь рассказ внезапно обрывается как раз там, где он вступает в новый наиболее интересный фазис» и переполнен «страницами ненужных подробностей»... 

Л.И. Скокова.  К вопросу о «лишнем человеке» и природе в романе И. Тургенева «Рудин»    Роман Тургенева «Рудин» укладывается в форму реалистического «усадебного романа», основоположником которого можно считать Тургенева; писатель развил усадебный сюжет, бытовавший и до него в русской литературе, до целостной, законченной художественной формы 

Н.В. Перцов.  Над рукописями Пушкина     Доктор филологических наук Николай Викторович Перцов рассказывает о работе текстолога над рукописями Пушкина и о принципах издания черновиков, о роли и перспективах компьютерных технологий в области публикации писательских черновиков 

Заяц С.  М.  Борис Зайцев как лик Серебряного века в контексте русской православной традиции    Сегодня отечественная филологическая и философская наука все чаще и чаще обращается к представителям и творцам Серебряного века. Открываются для современного читателя творчество писателей и поэтов, без которых немыслимо представить русскую культуру и литературу, философскую мысль русской духовной цивилизации. Эта культура имеет глубокие исторические корни. Русская классическая традиция не с А.С. Пушкина началась и даже не с М.В. Ломоносова, а гораздо ранее... 

Гордиенко Т.В.  Творчество Н.В. Гоголя в интерпретации Б.К. Зайцева      В различных статьях не раз обращался Б.К. Зайцев к Н.В. Гоголю, к его жизни, творчеству, духовному наследию

Базанова О.  Москва моя родина  (Лермонтовские места Москвы)     Слишком коротким был земной путь одного из величайших отечественных мастеров слова Михаила Лермонтова (1814-1841), и тем дороже нам каждая крупица сведений, собранных о его жизни. Из отпущенных ему неполных двадцати семи лет он лишь шесть в общей сложности провел в Москве, но считал ее своей родиной и любил «как сын, как русский — сильно, пламенно и нежно!»

Скокова Л.И.  Иван Тургенев в борьбе за отмену крепостного права     Главным событием тургеневской эпохи, несомненно, была отмена крепостного права в 1861 году, взорвавшая экономический фундамент, на котором почти два столетия держались экономические и социальные отношения в России. Однако этому судьбоносному для России событию предшествовала долгая полувековая идеологическая борьба.  Остановимся на одном из подвижников этой борьбы — Иване Сергеевиче Тургеневе...

Базанова О.  Кавказ был колыбелью его поэзии      Пятигорск, центр Северо-Кавказского федерального округа, старейшая российская бальнеологическая здравница, как населенный пункт берет начало со строительства в 1780 г. Константиногорской крепости, а как курорт — с указа императора Александра I от 1803 г. Для почитателей же таланта Михаила Юрьевича Лермонтова весь город, по словам авторитетного литературоведа профессора Бориса Эйхенбаума, - «своего рода исторический экспонат, связанный с жизнью, творчеством и трагической гибелью великого поэта»

Русские писатели и публицисты о Лермонтове

Сомов В.П. Вольтер в поэтическом сознании Пушкина    С юных лет и до конца своих дней Пушкин оставался поклонником личности и творчества Мари Франсуа Аруэ (Вольтера)

Шайтанов И.О.  Образ автора и образ человека   (У. Шекспир)      «Шекспировская тайна» — завораживающее и опасное словосочетание. О том, насколько и почему опасное, мы знаем в русской культуре на примере Пушкина: как только речь заходит о «пушкинской тайне», творчество отступает, а на первый план выдвигается биография, украшенная фантастическими домыслами. Пушкиноведение сменяется «дантесоведением». История «шекспировского вопроса» представляет в этом отношении прямую параллель

Гилилов И.М.  Шекспировская тайна     Сегодня представить себе мировую культуру без Шекспира невозможно. Десятки миллионов людей читают его произведения на всех языках мира, видят его героев на сценах театров, на кино- и телеэкранах. Ежегодно появляется около пяти тысяч книг и статей, имеющих отношение к Шекспиру: переиздания, исследования, рецензии на книги и постановки.  И самое главное — продолжает существовать «шекспировская тайна», т.е. проблема личности Шекспира, споры вокруг которой продолжаются уже около двух столетий
    
Якушева Г.В.  Уильям (Вильям) Шекспир     Друг «натуры», ненавидящий фальшь, искусственность, лицемерие, Шекспир доказал свое приятие этого мира. Потому и как художник он вмещает в себя все — и чопорную иносказательность, и ученость «университетских умов», и державную риторику, и простонародную речь, и нежность страстных признаний

Цурганова Е.А. Джонатан Свифт, английский писатель и политический деятель    Свифт оказал огромное влияние на мировую литературу. Жанр сатирического, с использованием фантастики, отображения действительности, творчески развили М.Е. Салтыков-Щедрин и А. Франс

Зыкова Е.П. Сэмюэл Ричардсон, английский писатель, создатель семейно-бытового романа     Сэмюэл Ричардсон сделал карьеру, типичную в XVIII в. для энергичного и работоспособного человека третьего сословия. Сын столяра, отданный в ученики к лондонскому типографу, он прошел путь до владельца собственной типографии и главы гильдии типографов и очень гордился тем, что своими силами достиг уважаемого положения в обществе

Кагарлицкий Ю.И. Оливер Голдсмит, английский писатель-сентименталист    Английская литература, как ни одна другая, кишит чудаками. Оно и понятно, чудак — существо не своекорыстное, да к тому же забавное. А английский фольклор удивительно юмористичен. Английский чудак идет из самых глубин народного сознания.  Один из авторов, нарисовавших немало чудаков, сам был из их числа. Звали его Оливер Голдсмит...

Цурганова Е.А.  Роберт Бернс, шотландский поэт     «Во всем его облике чувствовались ум и сила, и только глаза выдавали поэтическую натуру и темперамент», — писал Вальтер Скотт о своем великом соотечественнике Роберте Бернсе. Значение творчества Бернса исключительно для Шотландии, он занимает выдающееся место в истории всей английской литературы.  Слава Бернса распространилась далеко за пределы его родины. В стихотворениях поэта едва ли не в последний раз отразились во всем блеске лучшие, гуманные идеи века Просвещения

Зыкова Е.П.   Уильям Блейк, английский поэт и художник     Одна из самых ярких и загадочных фигур в истории английской культуры — Уильям Блейк. Гениальный поэт и гравер, он выстроил необычайный художественный мир, который невозможно спутать ни с каким другим 

Баландин Р.  Алекандр Герцен:  жажда идеала      «Жизнь есть цель, и средство, и причина, и действие... это есть вечное беспокойство деятельного, напряженного вещества, отыскивающего равновесие, чтобы снова потерять его...» - писал в середине XIX в. Александр Герцен (1812—1870). В 2012 г. исполнилось 200 лет со дня рождения этого выдающегося русского писателя, философа, революционного деятеля. Как ни покажется сегодня спорным, но уроки его творчества весьма актуальны для нашего времени 

Токарев Г.  Лингвокультурологическое прочтение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»      О романтизме написаны тысячи работ. В этой статье мы попытаемся в довольно схематичной форме провести лингвокультурологический анализ поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», целью которого является выявление особенностей художественного воплощения идеологем (правил, принципов мышления) романтизма в анализируемом культурном тексте

 Перевалова С.    Память Сталинграда в русской литературе       Гуманистические традиции русской классики XIX и XX веков с ее сосредоточенностью на нравственных ценностях бытия и в новом тысячелетии являются сильнейшим средством воспитания патриотизма как неотъемлемого свойства души нашего народа. Его любовь к Отчизне, «всемирная отзывчивость» и «сила братства» (Ф.М. Достоевский) во всю мощь проявились в 1942-1943 годах, когда под Сталинградом решалась дальнейшая судьба всей планеты

Долинский М. Оригинал и портретисты. О прижизненных портретах А.А. Блока      Завершенных прижизненных портретов Блока, исключая случайные наброски, примерно столько же, а быть может, и меньше, чем неполучившихся или задуманных, но не начатых. Он позировал многим, однако иконография его бедна сравнительно с современниками

Фокин П. Певец осени и грусти (И.А. Бунин)    Бунина большинство знает главным образом как прозаика. Но как поэт он стоит на уровне своей прозы. У него много превосходных стихов. Стихи эти, равно как и проза Бунина, говорят о необыкновенной его способности перевоплощаться, если можно так выразиться, во все то, о чем он пишет... 

Шубникова-Гусева Н. Сергей Есенин в стихах и жизни    Сергей Есенин — поэт необычайной судьбы и неповторимого дара. Ярчайшим метеором озарил он русскую поэзию XX века и неожиданно, страшно «сгорел на ветру». Его творческий путь был коротким, стремительным, отмеченным резкими поворотами.  Редкий поэт вызывал такие полярные оценки своих современников и одновременно был так популярен и любим своим народом 

Пимнева В., Дормидонтова А. Поэтический мир Паустовского         31 мая 2012 г. исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося русского писателя XX в., мастера лирической прозы Константина Георгиевича Паустовского. Слова, написанные им когда-то о великом датском сказочнике Гансе Христиане Андерсене, ныне звучат как аллегория, приоткрывающая роль и его собственного творчества: «Он собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков»

Павлова С. Да здравствует лицей! (200-летие со дня основания Императорского Александровского лицея, Санкт-Петербург)      19 октября 2011 г. исполнилось двести лет со дня основания Императорского Лицея, созданного для высокой цели - воспитания личности, призванной достойно служить обществу. Его выпускники, люди широко образованные, оставили заметный след в отечественной истории и культуре и прославили свою альма-матер. Сегодня специалисты пытаются понять феномен этой удивительной школы, не имевшей аналогов в отечественном образовании. А постоянная экспозиция «Живем мы памятью Лицея», открытая ныне в нашем музее в г. Пушкине (бывшем Царском Селе), помогает удержать тонкую связь времен

Фридлендер Г. Ф.М. Достоевский и его наследие     Творчество Достоевского — одно из тех важнейших явлений в истории русской литературы XIX в., которым суждено было стать в XX в. определяющими для всей мировой культуры. Глубокое сочувствие человеческому страданию, в каких бы сложных и противоречивых формах оно ни проявлялось, интерес и внимание ко всем униженным и отринутым «париям» дворянско-буржуазного мира — талантливому человеку, роковым образом заблудившемуся в путанице своих собственных идей и представлений, падшей женщине, ребенку — сделали Достоевского одним из величайших писателей-гуманистов мира

Мишин А. Вечные руны. «Калевала»: фольклор или литература?   160 лет назад финский врач и подающий надежды филолог Элиас Лённрот (1802-1884) представил широкому читателю главный труд своей жизни - расширенную версию эпических сказаний «Калевала» (первая вышла в 1835 г.), получившую всемирную известность

Медынцева Г.  Две родины Ивана Тургенева      В Государственном Литературном музее - обладателе одного из крупнейших в мире собраний раритетов, связанных с жизнью и творчеством Ивана Тургенева (1818-1883), открылась выставка «Русский скиталец», посвященная 190-летию со дня его рождения. В основу экспозиции положены многочисленные встречи великого писателя с отечественными и зарубежными деятелями культуры, рисующие картину его жизни и одновременно литературную, общественную панораму Европы 

Текст и интерпретация. Сборник научных статей материалов конференции Пятых Филологических чтений "Интерпретатор и текст: проблема ограничений в интерпретационной деятельности" (НГПУ)

 
О. Борисова. Художник жизни (А.П. Чехов)      Антон Павлович Чехов - один из самых известных за рубежом русских прозаиков и драматургов, чьи произведения переведены почти на 100 языков мира, тонкий психолог, мастер подтекста, искусно сочетавший юмор и лиризм. Первые его литературные опыты (водевили, сцены, очерки, анекдоты и т.д.) относятся к гимназическим годам. А будучи студентом медицинского факультета Московского университета, он сотрудничал со многими иллюстрированными журналами, где его юмористические рассказы появлялись сотнями. «Я газетчик, потому что много пишу, но это временно..., - отмечал он в письме к брату. - Оным не умру»