Свирина Н. М. Программа элективного курса для старшеклассников «Развитие литературного слуха»

 

Из опыта работы петербургских словесников

Ключевые слова: художественный текст, восприятие текста, проблема, деталь, эпизод, ассоциативный ряд, художественный образ.

Программа адресована школьникам, учащимся 8-10 классов, ученикам школ, лицеев, гимназий, и ориентирована на позитивное их отношение к литературе и другим гуманитарным дисциплинам. Но работа по ней окажется интересной и продуктивной для учащихся и 11 классов любого профиля, так как представленный развивающий (элективный) курс способствует формированию необходимого компонента образования: понимания текста и его идентификации школьниками.

Цель данного элективного курса — работая с разнообразным, содержательным, соответствующим интересам возраста литературным, художественным, публицистическим материалом, воспитать у школьников устойчивый интерес к чтению как мыслительному процессу; формировать умение «слышать» разные голоса одного литературного сюжета, что обусловлено погружением в разные эпохи бытования текстов; дать навык самостоятельного обдумывания прочитанного в процессе творческого осмысления; учить видеть литературное произведение в его культурных связях и причинно-следственной зависимости.

Программа рассчитана на 12 часов, но за счет материалоемкости может быть продолжена до 18-20 часов в соответствии с задачами учителя или педагога дополнительного обучения и целями учащихся. Этому будут способствовать указанные в списке литературы методические источники, а также и собственные методические наработки учителя.

Программа ориентирована на системное взаимодействие с необъемными литературными, художественными текстами, ставящими своей открытой проблематикой даже начинающего читателя в активную позицию, которая дает начало диалогу и затем воплощается в творческой направленной письменной/устной деятельности ученика.

Работа по данной программе дает возможность учащимся начать ориентироваться во внутренних связях литературного произведения, понимать жизнеспособность данного текста в другие времена, что готовит старшеклассников к восприятию крупных художественных произведений и культурных эпох, изучаемых в 10-11 классах.

Условия реализации программы элективного /пропедевтического курса «Развитие литературного слуха»

Эпиграфом к курсу я взяла стихотворение французского поэта середины XX века Жака Превера «Классное задание». В этой поэтической зарисовке видна неистребимая школьная скука, от которой хочет спастись мальчик, герой стихотворения («Спустись, спаси меня птица/Поиграй со мной!..»). В поэтической мечте Жака Превера побеждает не скука, не сухая зубрежка, а потребность школьника-подростка в узнавании живой жизни, ее звуков, признаков, образов («А детям уже неймется/дети слышат как песня льется/ слышат — музыка льется в мире!»). Свойство подростков увлекаться образами фантазии, быстро включаться в такую игру — одно из базовых для предлагаемого спецкурса. Вместе с тем этот спецкурс для многих школьников становится первой попыткой вхождения в культуру через литературное произведение. Первой, но надо — чтобы не последней! Потому обращу внимание учителя, педагога дополнительного образования на то, что позволит успешно вести предлагаемую работу.

Как уже говорилось выше, главной целью курса является последовательное формирование у школьников способности распознавать наиболее существенные, яркие, индивидуальные свойства, особенности текстов в условиях знакомства с ними в режиме реального времени.

Цели достигаются за счет реализации на занятиях ряда условий:
— подобранные тексты соответствуют возрастным интересам и интеллектуальному потенциалу возраста;
— тексты небольшие по объему, что связано с необходимостью создания условий для целостного восприятия школьниками предложенного произведения, художественной ситуации, созданной при помощи подбора однотематических произведений (фрагменты);
— вопросы и задания преподносятся в данной программе в хронологическом и логическом порядке, что создает возможность погружения школьников в литературную поисковую ситуацию;
— соблюдается общий в целом алгоритм, при котором школьники сначала слышат текст (начало — восприятие «на слух»), потом перечитывают его вновь сами с заданной учителем целью, затем осуществляется конкретизация того или иного художественного явления, признака, детали, проблемы, авторского видения, что позволяет осуществить творческое обобщение, чуть выйдя за рамки только что пережитой на занятии ситуации;
— в последовательности тем и заданий соблюдается принцип от простого, понятного к более сложному, от задания, основанного на тренировке литературного слуха и повторе по найденному в тексте, понятому самим школьником алгоритму (темы 1 и 2) к попытке услышать в тексте голоса разных эпох и найти для них свои определения (темы 3, 5);
— осуществление представлений школьников о вертикальных и горизонтальных художественно-культурных связях за счет работы с литературно-историческим, изобразительным материалом разных культурных эпох в рамках одной темы.

Методические разработки к учебной программе элективного курса «Развитие литературного слуха»

Тема 1. «Как появляется текст?»
Задачи курса. Что значит понятие «литературный слух» и каковы способы его развития для школьников. Звонкий мир для тех, кто его слышит: «Быть может прежде губ уже родился шепот/ И в бездревесности кружилися листы...» (О.Мандельштам).
Мир — текст, надо суметь его прочесть. Как строится художественный текст? Закономерно ли движение по созданию текста, или это непредсказуемый и непонятный постороннему творческий процесс? Размышления учащихся.
Попробуем разобраться, обратившись к литературной ситуации, которую комментирует сам автор — создатель текста. Работа с фрагментом из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза» (новелла «Животворящее начало»), посвященным образной ассоциации как способу связи эпизодов в художественном тексте. Действия учителя: чтение вступительных слов автора об алгоритме создания простой «хрестоматийной» ассоциации (на примере из «Риторики» М. Ломоносова). Игра по продолжению авторского ассоциативного ряда. Попытки совместного создания определения ассоциации. Запись.
Чтение учителем дальнейшего текста вслух. Задание: определить, найти, чем обусловлены связи рассказанных в тексте эпизодов? Как смог автор связать в единый увлекательный текст столь разные, не связанные между собой эпизоды? Обсуждение. Учитель раздает ученикам листы с уже прочитанным текстом, предлагая девятиклассникам после восприятия на слух прочесть «про себя». Задание: найти, указать в тексте конкретные примеры связи разных эпизодов между собой в общей цепи сюжетов. Чтение, обозначение в тексте «связок», «узлов» графически. Затем в хронологической последовательности ученики называют «звенья» (по выражению К.Г. Паустовского) смысла, соединяющие эпизоды одного текста, комментируя причину возможности этих связей. Выписывание по вертикали звеньев («узлов», «связей») единой цепи. Поиск общего принципа в создании цепочки образных ассоциаций. Размышление: почему К.Г. Паустовский, сравнивая два последовательных текста в отрывке, называет второй «гораздо более сложной ассоциацией» в сравнении с первой, «хрестоматийной»? За счет чего, с точки зрения писателя, «число ... ассоциаций может быть бесконечным»? Продолжите ряд образных ассоциаций на два-три звена. Чтение, обсуждение.

Творческое обобщение: создание собственного текста на одну из предложенных учителем тем, руководствуясь принципом связей в цепочке ассоциаций. Темы зависят от времени года, например, осенний день, воскресенье зимой,» каникулы, школа. Тему может предложить и сам ученик. Создание своего текста с графическим выделением звеньев («связей», «узлов»). Чтение вслух. Обобщение: чем привлекателен для рассказчика и для слушателя такой принцип создания текста?

Тема 2. «Важна ли точка зрения при чтении?»
Вопрос: обращали ли вы внимание на то, что один и тот же сюжет иногда повторяется в разных художественных произведениях, в разных национальных культурах, в разные эпохи — как вы это объясняете? Обсуждение версий и примеров.
Обратимся к трем текстам, повествующим об эпизоде из жизни исторического лица, известного каждому школьнику во всем мире: Александра Македонского (Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», глава «Александр и Цезарь», М. Кузмин «Подвиги Александра», М. Гаспаров «Занимательная Греция»). Три текста — три эпохи, разные исторические времена, народы, культуры. (Древняя Греция, Россия начала XX столетия, дореволюционный период, Россия конца XX века).

Чтение учителем вслух: продолжается тренировка слуха, распознавание примет текстов на слух. Обсуждение: что общее в этих трех эпизодах и чем они отличаются? Собирание мнений, пояснение.

Учитель раздает тексты ученикам. Перечитывание «про себя». Поиски новых деталей, демонстрирующих отличия трех эпизодов. Устное обсуждение. Вопрос: как высвечиваются особенности каждой эпохи? Могли бы мы, не зная, к каким временам относятся эти эпизоды, догадаться, что первый текст принадлежит древности, а последний близок нашему времени? Что нам говорит каждый текст (эпизод) о своем времени? По каким элементам текста, деталям можно определить принадлежность текстов к разным эпохам? О чем нам сообщает в чем-то новое всякий раз повествование в каждом случае? Как вы объясните, что Плутарх более чем другие авторы подробно останавливается на рассказе о подвиге Александра, а М. Гаспаров продолжает эпизод подвига рассказом о дальнейшей судьбе Буцефала? Какие отличия в видении человека в каждую из названных эпох вы видите? (Вариант: какие приоритеты людей разных эпох стоят за каждым повествованием?)
Задание: Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль», эпизод о подвиге Александра Македонского (гл. «О том, как некий богослов обучал Гаргантюа латыни»). Что новое во взгляде на человека (по сравнению с уже прочитанными вами эпизодами) сообщает нам повествование писателя эпохи Возрождения?

Тема 3. «Книга для взрослых и детей» Задание: опишите по памяти любимое вами здание. (Варианты: здание, которое вы любите рассматривать; здание, которое когда-либо привлекло ваше внимание и вы его запомнили.) Что в нем привлекает внимание? Чем? Какие детали вы заметили не сразу? С чем бы вы сравнили это здание? Могло бы оно фигурировать в сюжете какого-либо художественного произведения? Почему и какую роль вы ему отвели бы в таком сюжете? Задание лучше выполнять письменно. Чтение. Обсуждение того, что было более сложным и почему: вспомнить свое первое общее впечатление от здания или детали его? Учитель обобщает предположения учащихся по двум последним вопросам и предлагает вниманию школьников эпизод из неизвестного еще им романа Ф.М. Достоевского «Идиот», где князь Мыш-кин ищет дом Рогожина (часть 2, гл. 3). Чтение вслух, обсуждение доминирующего в эпизоде настроения: какую роль в создании этого настроения играет само здание, дом, о котором идет речь?

Обсуждение прочитанной ранее дома (возможно чтение на занятии) повести Г-Х. Андерсена «Старый дом». Центральная проблема: что дает сюжету и нашему восприятию присутствие в литературном произведении архитектурного сооружения, — дома — его жизнь и смерть? (Цепочка уточняющих вопросов: каким мальчик видит дом, каким видят дом все остальные? Каким вы представляете себе этот дом? Чем отличается новый дом от старого и что их связывает? Похожи или различны роли старого дома и солдатика в сюжете, чем?) Почему повесть называется «Старый дом», несмотря на присутствие в сюжете хозяина дома?

Рассуждение: кому адресована эта повесть — взрослым или детям? Аргументация. Обобщение: что дополнительно сообщает литературному произведению присутствие в нем самостоятельного архитектурного сооружения?

Тема 4. «Жизнь художественного явления» В чем сила художественного образа: в схожести его восприятия разными людьми, авторами-создателями, или в разнообразии взгляда на один и тот же образ, явление? Размышления учащихся. Обратимся к одному из устойчивых образов в отечественной культуре, литературе — Санкт- Петербургу.
Первая половина XIX века. Учитель предлагает последовательно четыре взгляда на юный город: иностранца Фридриха Гагерна, впервые посетившего Санкт-Петербург и оставившего свои дневниковые записи о городе; записки Марии Федоровны Каменской (Толстой); российского крепостного художника Василия Семеновича Садовникова, чьим восхищением дышит каждая акварель; петербургских писателей и публицистов: их взор устремлен на внутреннюю, действительную жизнь города.
Задание одно — последовательно — по каждому новому материалу после чтения или рассматривания с обдумыванием ответа на вопрос: каким видит город этот человек? (художник, писатели) Что для него главное в Петербурге? Четырежды на новом материале даются ответы на этот вопрос с обсуждением, комментированием, записью главного.

Обсуждение: чем вы можете объяснить разное видение одного и того же художественного образа (вариант: вступают ли в противоречие художественное видение образа Петербурга писателей и художника?)

Тема 5. «Поиски смысла текста: конечны, бесконечны?»
Слово о Пушкине разных поколений русских писателей: Н.В. Гоголь «Несколько слов о Пушкине», А.И. Герцен «О Пушкине», А.А. Блок «О назначении поэта».
Учитель читает вслух фрагменты статей, предварительно обратив внимание школьников на годы написания статей и на то, что ученикам по урокам литературы пока известно лишь о первой эпохе — начала XIX века. Задача — уловить на слух при чтении, на что в творчестве А.С. Пушкина обращает внимание каждый из авторов. Высказывание учениками предположений. Фрагменты статей предлагаются ученикам в распечатанном виде с указанием авторов, названием статей, указанием года создания. Распечатанный материал предлагается индивидуально каждому ученику для работы с текстами. Самостоятельное чтение «с карандашом» для выделения ключевых слов. Обмен мнениями.

Дальнейшая работа может происходить как с целым классом, так и в небольших группах (группы могут быть как стабильными, так и образованными на основе общих высказываний, точек зрения по предшествующему заданию). Обобщение: найти тенденцию в осмыслении значения творчества Пушкина для отечественной культуры на примере предложенных фрагментов статей, знаковых для каждой эпохи писателей. Возможное творческое задание для зачета: послушав исполнение песни Булата Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину», напишите, каким предстает А.С. Пушкин в воображении барда второй половины XX века?

Тема 6. Творческая заключительная работа Вариативность итоговой творческой работы: ученик может выступить с любым последним заданием по той теме, где он не выступал в конце занятия. Тема 1. Чем привлекателен для рассказчика и для слушателя данный принцип создания текста (образная ассоциация)? Тема 2. Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль», эпизод о подвиге Александра Македонского (гл. «О том, как некий богослов обучал Гаргантюа латыни»): что новое во взгляде на человека (по сравнению с уже прочитанными вами эпизодами) сообщает нам повествование писателя эпохи Возрождения? Тема 3. Чем вы можете объяснить разное видение одного и того же художественного образа (вариант: вступают ли в противоречие художественное (видение образа Петербурга писателей и художника?) Тема 4. Что сообщает литературному произведению присутствие в нем описания, настроения архитектурного сооружения? Тема 5. Песня (стихи) Булата Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину». Послушав исполнение песни/прочитав стихотворение Булата Окуджавы «Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину», напишите, каким предстает в воображении барда XX века А.С. Пушкин?

Приложение к теме 1 К.Г. Паустовский «Золотая роза»
«Простейший пример ассоциации приводит Ломоносов в своей «Риторике». Ассоциация, по словам Ломоносова, «есть душевное дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряженные, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем — бурю, с бурею — волны, с волнами — шум в берегах, с берегами — камни и так далее <...>.
Я пишу сейчас в маленьком доме на дюнах на берегу Рижского залива. В соседней комнате читает вслух свои стихи веселый человек — латышский поэт Иммерманис. Он носит красный вязаный свитер. Такой же свитер я видел давно, еще во время войны, на режиссере Эйзенштейне. Я встретил Эйзенштейна на улице в Алма-Ате. Он тащил пачку только что купленных книг. Подбор книг был несколько странный: «Руководство для игры в волейбол», хрестоматия по истории средних веков, учебник алгебры и «Цусима» Новикова-Прибоя.
— Режиссеру полагается знать все, — сказал Эйзенштейн. — И для всего находить зрительное выражение.
— Даже для алгебраических формул? — спросил я.
— Безусловно! — ответил Эйзенштейн. Поэт Владимир Луговской писал в то время большую поэму. В ней была глава об Эйзенштейне под названием «Алма-Ата — город снов». В поэме были описаны мексиканские маски, висевшие в комнате у Эйзенштейна. Он привез их из поездки в Центральную Америку.
Вообще вся история завоевания Америки — это история человеческой подлости. Ее так и нужно озаглавить. Хорошее название для исторического романа: «Подлость». Оно звучит как пощечина.
О, эти постоянные мучительные поиски названий!
Выдумывание названий — особый талант. Есть люди, которые хорошо пишут, но не умеют давать названия своим вещам. И наоборот. Tax же как есть люди, которые превосходно рассказывают, но плохо пишут. Они просто выбалтываются. Нужен сильный талант, такой, как у Горького, чтобы многократно рассказывать одну и ту же историю, а потом написать ее свежо и по-иному, чем сложился словесный рассказ! А рассказывал Горький великолепно. Подлинный случай сейчас же обрастал у него подробностями. При каждом новом рассказывании одного и того же случая подробности разрастались, менялись, становились все интереснее. Его устные рассказы были по существу подлинным творчеством. Поэтому Горький нестерпимо скучал среди людей пресных и точных, позволявших себе сомневаться в подлинности его рассказов. Он хмурился, замолкал и, казалось, говорил: «Скучно жить с вами на этом свете, товарищи!» Этой способностью к прекрасному устному рассказу на основании подлинных фактов обладали многие писатели. В особенности Марк Твен. Один критик, боровшийся за мелкую правду, уличил Марка Твена во лжи. Марк Твен рассвирепел. «Как вы можете судить, соврал я или нет, — сказал ему Марк Твен, — если сами вы не умеете даже бездарно соврать и не имеете никакого представления о том, как это делается? Чтобы так смело утверждать, нужен большой опыт в этом деле. А у вас его нет и быть не может. В этой области вы невежда и профан».
Ильф рассказывал, что в маленьком городке на родине Марка Твена он видел памятник Тому Сойеру и Геккельбери Финну. Финн на этом памятнике держит за хвост дохлую кошку. Правда, почему не ставить памятников литературным героям? Например, Дон Кихоту или Гулливеру, Павлу Корчагину, Татьяне Лариной, Тарасу Бульбе, Пьеру Безухову, чеховским трем сестрам, лермонтовскому Максиму Максимычу или Бэле.

Приложение к теме 2
Плутарх «Александр и Цезарь»
ФЕССАЛИЕЦ Филоник привел Филиппу Букефала, предлагая продать его за тринадцать талантов, и, чтобы испытать коня, его вывели на поле. Букефал оказался диким и неукротимым; никто из свиты Филиппа не мог заставить его слушаться своего голоса, никому не позволял он сесть на себя верхом и всякий раз взвивался на дыбы. Филипп рассердился и приказал увести Букефала, считая, что объездить его невозможно. Тогда присутствовавший при этом Александр сказал: «Какого коня теряют эти люди только потому, что по собственной трусости и неловкости не могут укротить его». Филипп сперва промолчал, но когда Александр несколько раз с огорчением повторил эти слова, царь сказал: «Ты упрекаешь старших, будто больше их смыслишь или лучше умеешь обращаться с конем». «С этим, по крайней мере, я справлюсь лучше, чем кто-либо другой»,— ответил Александр. «А если не справишься, какое наказание понесешь ты за свою дерзость?» — спросил Филипп. «Клянусь Зевсом,— сказал Александр,— я заплачу то, что стоит конь!» Поднялся смех, а затем отец с сыном побились об заклад на сумму, равную цене коня. Александр сразу подбежал к коню, схватил его за узду и повернул мордой к солнцу: по-видимому, он заметил, что конь пугается, видя впереди себя колеблющуюся тень. Некоторое время Александр пробежал рядом с конем, поглаживая его рукой. Убедившись, что Букефал успокоился и дышит полной грудью, Александр сбросил с себя плащ и легким прыжком вскочил на коня. Сперва, слегка натянув поводья, он сдерживал Букефала, не нанося ему ударов и не дергая за узду. Когда же Александр увидел, что норов коня не грозит больше никакою бедой и что Букефал рвется вперед, он дал ему волю и даже стал понукать его громкими восклицаниями и ударами ноги. Филипп и его свита молчали, объятые тревогой, но когда Александр, по всем правилам повернув коня, возвратился к ним, гордый и ликующий, все разразились громкими криками.
Отец, как говорят, даже прослезился от радости, поцеловал сошедшего с коня Александра и сказал:
«Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала!»

М. Кузмин «Подвиги Великого Александра»
«Будучи пятнадцати лет, весною, проходя мимо отцовских конюшен, Александр услышал ржанье, не похожее на ржанье других коней.
«Кто это ржет так ужасно?» — спросил королевич у конюхов. И, будто в ответ, раздалось снова ржанье, такое же звонкое, но нежное и приятное, как воркованье горлиц, отданное далеким эхом. «Кто это ржет так прекрасно?» — снова воскликнул принц, нетерпеливо сдвигая брови. Конюхи объяснили, что это ржет Букефал, необъезженный конь, питающийся человеческим мясом осужденных на смерть преступников и сидящий в железной конюшне.
Александр потребовал, чтобы открыли огромные засовы, вошел в стойло, полное обглоданных костей, и, схватив чудовищного коня за гриву, поставил его прямо глазами в слепящее солнце, вспрыгнул сзади на спину, непривыкшую к тяжести, и стрелой полетел ко дворцу.
Конюхи с криком бросились за облаком пыли, но конь, весь в пене, стоял, кося глазами, с раскрасневшимся всадником, у самого дворцового крыльца, с которого спешил король в домашней одежде. Спустившись, Филипп стал на колени, воскликнув: «Привет тебе, сын мой, обуздавший коня, владыка мира».
И королева, из окна верхнего этажа наблюдавшая эту сцену, конюхи и весь народ повторили: «Привет владыке мира». А Александр, улыбаясь, трепал по шее коня, косящегося на яркое солнце».

М. Л. Гаспаров «Занимательная Греция»
«Филиппу подарили коня, он был прекрасен, но так дик, что ни один наездник не мог с ним совладать. Вызвался подросток Александр. Он заметил, что конь боится своей собственной движущейся тени, направил коня против солнца, побежал с ним рядом, а потом неожиданно вскочил ему на спину. Конь взвился и понесся прочь; никто из свиты не мог его догнать. Когда конь и всадник вернулись, Александр был еле жив, конь весь в пене, но уже повиновался ездоку. Филипп поцеловал сына и сказал: «Ищи себе другого царства: Македония мала для тебя».
Конь этот стал любимым конем Александра и носил его во всех битвах. Звали его Букефал — «Бычья голова». Он умер, когда Александр воевал в Индии. Александр построил над его могилой город и назвал его Букефалой».

Источники текстов для занятий по элективному курсу «Развитие литературного слуха»

1. Андерсен Г.-Х. Старый дом/Сказки. — М.: Знаменитая книга, 1992.
2. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. — М.: Новое литературное обозрение, 1996 — С. 305-306.
3. Достоевский Ф.М. Идиот. — Лениздат, 1987.
4. Кузмин М.А. Подвиги великого Александра/ Избранные произведения. — Л.: Художественная литература, 1990. — С. 377.
5. Рабле Франсуа Гаргантюа и Пантагрюэль, перевод Н. Любимова. — М.: Правда, 1981.
6. Паустовский К.Г. Золотая роза. — М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1957. СС в 6 т. — Т. 2.
7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.: Просвещение, 1980.
8. Россия первой половины XIX века глазами иностранце в/Сост. Ю.А. Лимонов. — Л.: Лениздат, 1991.
9. Каменская М. Забытая книга/Подготовка текста, сост., вступительная статья и комментарии В.М. Боковой. — М.: Художественная литература, 1991.
10. Гоголь Н.В. Несколько слов о Пушкине/Светлое имя Пушкин/Сост., комм. В.В. Кунина. — М.: Правда, 1988. — С. 9.
11. Герцен А.И. О Пушкине/Светлое имя Пушкин/ Сост., комм. В.В. Кунина. — М.: Правда, 1988. — С. 62.
12. Блок А. О назначении поэта/ Светлое имя Пуш-кин/Сост., комм. В.В. Кунина. — М.: Правда, 1988. — С. 150.
13. Окуджава Б.Ш. Киносценарии. Песни для кино. — М.: Киноцентр, 1991.