Раиса Ивановна Боровикова - искусствовед, член Союза художников России, доцент кафедры монументально-декоративного искусства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии, преподаватель высшей категории Новосибирского государственного художественного училища.
Закончила отделение теории и истории искусства Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Ее дипломная работа, написанная под руководством известного искусствоведа, профессора Д.В. Сарабьянова, была посвящена художникам группы "Бубновый валет", в советское время числившимся среди формалистов и потому не почитаемым в официальных кругах, но ценимым профессионалами.
Постоянное общение с мэтрами российского искусствознания позволило Р.И. Боровиковой свободно ориентироваться в разных периодах истории искусства, как западноевропейского, так и отечественного. Любовь к народному искусству привил ей профессор В.Г. Василенко, у которого Раиса Ивановна прослушала курс лекций, занималась на спецкурсах и семинарах. Интерес к историческим корням и истокам, к происхождению искусства возник у нее прежде всего благодаря университетским лекциям историка и археолога, академика Б.А. Рыбакова.
Р.И. Боровикова рассказывает: "Знания, приобретенные мною как во время обучения, так и при подготовке диплома, определили собственный подход к анализу художественных явлений, который представляется мне оптимальным. В основе анализа - стремление увидеть любое художественное явление в историческом и культурном контекстах, определив, таким образом, как его своеобразие, так и общеисторические черты. Иначе говоря, создать культурологическую модель рассмотрения явлений культуры. Потому вполне естественным был для меня переход от чистого искусствоведения к проблемам культурологии и философии искусства, которые и стали основной темой размышлений в последние пять лет.
Мне всегда хотелось в своих высказываниях и размышлениях по поводу конкретных художественных произведений соединить глубину и основательность профессионального подхода с простотой и доступностью изложения. Профессионализм и аргументированность представляются насущно необходимыми, поскольку по отношению к искусству в массовом сознании существует множество стереотипов, затрудняющих его понимание и восприятие. Эти стандарты, заученные и спроецированные на конкретную работу, отдаляют зрителя от искусства, возводят между ними преграду. Доступность же изложения позволяет заинтересовать любого, даже неискушенного в искусстве человека, подталкивая его к самостоятельным размышлениям, а искусствовед, таким образом, предлагает лишь собственное толкование картины, никоим образом не исключая множества альтернативных вариаций".
Большая часть публикаций Р.И. Боровиковой посвящена изобразительному искусству Сибири и Новосибирска, в частности, графике. Таковых более 60. Среди них каталоги, аналитические статьи, рецензии на выставки различного уровня, обобщающие публикации по проблемам художественной культуры региона. В последние годы особенное внимание Раиса Ивановна уделяла изучению контактов художественной культуры Сибири с центральной Россией.
Значительное количество публикаций связано с творчеством Николая Грицюка, одного из лидеров в художественной жизни Сибири середины прошлого века. Многие статьи и выступления на конференциях посвящены творчеству одного из ведущих мастеров 1920-х годов - Александру Заковряшину, а также другим художникам этой поры. Подготовлен и выпущен каталог произведений Натальи Нагорской, известного мастера 1920-х годов, написаны статьи о других живописцах этой эпохи. Перу Раисы Ивановны принадлежат около двух десятков каталогов самых различных выставок, от исторических до современных. Ею написано несколько статей по истории Новосибирской организации Союза художников, в частности, вступительная статья для выставки в Москве и для альбома "65 лет Союзу художников". В круг ее интересов также входит русское искусство ХХ века.
Параллельно с искусствоведением Раисе Ивановне всегда была интересна и методическая работа, причем не только преподавание, но и подготовка экскурсоводов в Новосибирской картинной галерее. Для последней и была подготовлена и издана методическая разработка экскурсии по Новосибирской картинной галерее "Русское искусство XVI - XX веков", рассказывающая об основной экспозиции и являющаяся базовой при подготовке экскурсии.
СТАТЬИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Праздник жизни. Выставка живописных работ Нелли Пожарницкой
Ольга Милова: безграничность движения в нерациональном мире
Ольга Милова: безграничность движения в нерациональном мире