Боровикова Р.И. Ольга Милова: безграничность движения в нерациональном мире
Представляем вам результаты творческих поисков молодого художника и педагога Ольги Валентиновны Миловой. В 1989 году она закончила факультет дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной, а с 1997 года живет и работает в Новосибирске.
Время учебы для любого художника – это не только получение знаний и накопление опыта, но и участие в выставках, что является необходимым компонентом процесса развития творческой личности, позволяющим находить свое место в искусстве. С 1987 года О. Милова регулярно участвует в разнообразных экспозициях творческих работ. В 1992 году она показывала свои произведения на выставке молодых художников Санкт-Петербурга в Мраморном дворце. Приехав в наш город, она также не остается в стороне от наиболее важных событий в его художественной жизни, участвуя во многих выставках, проходивших не только в Новосибирске, но и в других городах региона. Сегодня в творческом багаже О. Миловой участие во II Международной Биеннале графики (Новосибирская картинная галерея, 2001), в межрегиональной выставке мини-графики (Новосибирская картинная галерея, 2003), в региональной художественной выставке «Сибирь-9» (Иркутск, Томск, 2003), а также в выставке современного христианского искусства «Вера без дел мертва» (Красноярск, 2002). В 2000 году прошла персональная выставка автора в залах Союза художников.
Параллельно с творчеством, с 1997 года О. Милова является преподавателем рисунка в Новосибирском государственном художественном училище. Педагогика и творчество – явления вполне совместимые, и польза здесь, как правило, обоюдная. Общение с учениками служит хорошим стимулом для собственных творческих исканий преподавателя, для студентов же педагог, не просто передающий знания, а активно работающий как художник, во всех смыслах предпочтительнее.
Среди произведений, созданных О. Миловой - графическое оформление двух компакт-дисков для московского музыканта и поэта Сергея Калугина (1994, 2000), выполненное достаточно грамотно, с глубоким пониманием специфики иллюстрируемых текстов. Изобразительный материал для первого из дисков – «Nigredo» - стал отправной точкой для создания серии из шести работ в технике рисунка тушью. Автор уверенно пользуется всей палитрой выразительных возможностей черно-белой графики, находя в каждом из листов своеобразный ход. Лаконичные по общим очертаниям и вместе с тем прекрасно проработанные в деталях, отточенные линейно и ритмически, хорошо выверенные композиционно, имеющие сложную градацию тонов от чисто белого до глубокого черного, работы эти являются примером крепких, выполненных на хорошем профессиональном уровне рисунков.
Небольшие по размерам, с тонкой штриховкой, вещи эти мастерски и со вкусом прорисованы. Они привлекают изяществом и пластичностью. Особенно хорош лист с корабликом на фоне белого круга, который окружают свободно расположенные, грациозные силуэты растений. Контрасты больших плоскостей черного и белого положены в основу цветового решения. При этом они дополнены постепенным высветлением черного в изображениях растений и животных. Характер колорита поддержан пластикой, поскольку в работах использовано сопоставление больших цельных объемов и мелких элементов. Тонкое чувство ритма, соразмерность и гармония отличают эти рисунки. Подобное впечатление усиливает и квадратный формат, который является наиболее сложным с точки зрения композиционного построения. Однако автор с этой задачей справилась успешно.
Обратившись к теме древнейшей истории человечества в серии «По мотивам древних», являющейся иллюстрациями к книге В.Е. Ларичева «Человек и мироздание», О. Милова видит мир в ином ракурсе. Стилистические особенности наскальных рисунков воплощены ею во вполне созвучные научно-популярному изданию образцы. В них, с одной стороны, присутствует точность, достоверность и узнаваемость, а с другой, они далеки от научной сухости и академичности, поскольку в изображениях присутствует занимательность. Известные мотивы первобытного искусства показаны автором живо и интересно.
В последние годы, наряду с графикой, художница много работает в живописи, где значительную роль играет цвет. Это направление в ее творчестве имеет иной, отличный от графики и достаточно неожиданный характер. Тонкость линейного и ритмического рисунка как определяющее свойство манеры сохраняется и здесь. Но изображаемые мотивы становятся иными, точность конкретных предметов исчезает и сменяется фантастикой. В поисках своего языка автор от конкретности и достоверности реального мира переходит к его видоизменению и преображению. Так, выполненная в смешанной технике на бумаге серия «Путешествие» (1989) представляет собой вольные фантазии на тему окружающей нас природы. Здесь использовано сопоставление больших цельных округлых объемов с отходящими от них мощными цветовыми шлейфами свободных очертаний. Стилистически произведения несколько напоминают пластические и ритмические вариации в духе И. Босха, но звучащие не драматически, а скорее камерно, лирически. Хотя не исключены и иные ассоциации. В частности, можно представить, что перед нами мир в процессе становления, еще не оформившийся в конкретные формы и являющий собой движение условной материи. Это как бы некая исходная точка начала бытия. В бесконечности трансформаций автор выделяет отдельные силовые поля, энергетические центры, вокруг которых концентрируется и пульсирует живописная стихия. Подобные путешествия по иному, видимому только глазу художника, миру выводит живопись на уровень размышлений о сущности жизни.
Философский подтекст существует и в других произведениях. Пример тому картина «Дорога домой (Символ Дао)» (1996), где в основу сюжета легла одна из основных категорий восточного мышления. Подобные феномены адекватно передать с помощью живописи весьма непросто, но можно пытаться приблизиться к передаче их сути и в той или иной степени достичь этого. Дао, понимаемое как бесконечный, длящийся вечно путь, автор очень точно увязывает с более конкретным понятием «Дорога домой». Весь этот круг размышлений воплощен с помощью непринужденной, плавно струящейся ритмики и открытой, свободной композиции холста. Но особенно хорошо на характер образа работают тонкие нюансы тонов прозрачного серебристо-голубого цвета, местами сгущающегося в интенсивно синие фрагменты, а кое-где дополненного активными мерцающими желто-зелеными акцентами. Подобное понимание колорита создает на холсте эффект свечения, сияния и потому использованная цветовая палитра вполне созвучна по духу текучести понятия Дао, его неисчерпаемости, вечности и беспредельности.
В работах О. Миловой главным элементом является неторопливая, размеренная ритмика, плавное переплетение линий. Именно такой подход использован в работе «Энергия потока» (1989 - 1990), ритмическая структура которой основана на использовании очертаний ячеек, напоминающих соты. Широкая струя воды на первом плане размывает единообразие их ритмов, нарушая повторяемость. В глубине изображения геометрические элементы совершенно неожиданно прорастают мощными диковинными цветами, делая картину похожей на некое видение или мираж и вместе с тем напоминая о взаимопроникновении разных элементов бытия.
В «Магическом зеркале» (1991) мир, изображенный автором, становится более структурированным и упорядоченным, четким в своих границах и очертаниях. Вертикальная композиция с раскрывающимися ритмами в нижней части холста придает изображению некоторую подвижность, а голубая мерцающая цветовая гамма приносит ощущение таинственности и загадочности.
Более поздние холсты О. Миловой продолжают тему путешествий, однако в них преобладавший ранее бег струящихся линий несколько замедляется, отчего предметы приобретают более определенные очертания. Но в то время как композиция структурируется, обретая более четкие ритмы, по-прежнему сохраняется преображение видимого мира, где присутствует необычность соединений его элементов. Подобное видение демонстрирует работа «Привратник» (1999). Перед нами фантастический пейзаж, населенный полуптицами-полуживотными, в котором архитектурные элементы перепутаны с цветами и растениями необычных форм и размеров. Встречаются здесь и известные по другим произведениям персонажи. Все это погружено в привычную для автора голубовато-желтую цветовую среду. Однако в изображении появляется конструктивность, точность пластики, возникают ритмические повторы очертаний. Мир постепенно начинает приобретать более привычный облик. Но все же он увиден автором с иной стороны, как бы сквозь увеличительное стекло, что делает изображаемое узнаваемым лишь отчасти. Узкий и удлиненный формат впрямую отсылает нас к восточной традиции и вместе с тем подобный выбор позволяет свободно расположиться на поверхности холста диковинной золотой скале.
Последняя из работ, а это еще не законченный холст под названием «Мир пилигриму» (2004), вновь посвящена теме пути. Центр композиции хорошо выделен, и здесь в светлой сфере яйцеобразной формы плывет ладья, от которой по светлой дороге стремительно движутся диковинные образования-мутанты. Так, к верхней части сферы приближаются вытянутые часы, поскольку в этом мире время также меняет свои характеристики. Вокруг этой цельной формы свершается феерическая мистерия, отчего здания приобретают облик космического корабля, рыба превращается в подобие стремительно летящего автомобиля, а к сооружению в виде повозки с колесами добавлены крылья пчелы, на спине которой вдруг возникает архитектурная постройка. В основу работы положена романтическая концепция понимания человека как одного из элементов непрерывно изменяющегося мира, звена в цепочке непрерывных превращений.
В сегодняшнем агрессивном, жестком и прагматичном окружении работы О. Миловой выглядят неким оазисом. Уходя от точного копирования, повторения окружающего мира, автор создает редко встречающийся жанр картины-видения. Реальность предстает здесь преображенной, полной причудливых элементов в самых разнообразных сочетаниях. Мы вместе с художником отправляемся в плавание по волнам фантазии и безграничного воображения, свободно существуя в этом удивительном мире. Потому представляется, что такое искусство можно назвать творчеством в подлинном, изначальном смысле слова, которое по сути своей должно нести в мир гармонию, уравновешенность и покой. Общаясь с работами О. Миловой, постепенно проникаешься ощущением того, что ей эту задачу решать в основном удается.
Время учебы для любого художника – это не только получение знаний и накопление опыта, но и участие в выставках, что является необходимым компонентом процесса развития творческой личности, позволяющим находить свое место в искусстве. С 1987 года О. Милова регулярно участвует в разнообразных экспозициях творческих работ. В 1992 году она показывала свои произведения на выставке молодых художников Санкт-Петербурга в Мраморном дворце. Приехав в наш город, она также не остается в стороне от наиболее важных событий в его художественной жизни, участвуя во многих выставках, проходивших не только в Новосибирске, но и в других городах региона. Сегодня в творческом багаже О. Миловой участие во II Международной Биеннале графики (Новосибирская картинная галерея, 2001), в межрегиональной выставке мини-графики (Новосибирская картинная галерея, 2003), в региональной художественной выставке «Сибирь-9» (Иркутск, Томск, 2003), а также в выставке современного христианского искусства «Вера без дел мертва» (Красноярск, 2002). В 2000 году прошла персональная выставка автора в залах Союза художников.
Параллельно с творчеством, с 1997 года О. Милова является преподавателем рисунка в Новосибирском государственном художественном училище. Педагогика и творчество – явления вполне совместимые, и польза здесь, как правило, обоюдная. Общение с учениками служит хорошим стимулом для собственных творческих исканий преподавателя, для студентов же педагог, не просто передающий знания, а активно работающий как художник, во всех смыслах предпочтительнее.
Среди произведений, созданных О. Миловой - графическое оформление двух компакт-дисков для московского музыканта и поэта Сергея Калугина (1994, 2000), выполненное достаточно грамотно, с глубоким пониманием специфики иллюстрируемых текстов. Изобразительный материал для первого из дисков – «Nigredo» - стал отправной точкой для создания серии из шести работ в технике рисунка тушью. Автор уверенно пользуется всей палитрой выразительных возможностей черно-белой графики, находя в каждом из листов своеобразный ход. Лаконичные по общим очертаниям и вместе с тем прекрасно проработанные в деталях, отточенные линейно и ритмически, хорошо выверенные композиционно, имеющие сложную градацию тонов от чисто белого до глубокого черного, работы эти являются примером крепких, выполненных на хорошем профессиональном уровне рисунков.
Небольшие по размерам, с тонкой штриховкой, вещи эти мастерски и со вкусом прорисованы. Они привлекают изяществом и пластичностью. Особенно хорош лист с корабликом на фоне белого круга, который окружают свободно расположенные, грациозные силуэты растений. Контрасты больших плоскостей черного и белого положены в основу цветового решения. При этом они дополнены постепенным высветлением черного в изображениях растений и животных. Характер колорита поддержан пластикой, поскольку в работах использовано сопоставление больших цельных объемов и мелких элементов. Тонкое чувство ритма, соразмерность и гармония отличают эти рисунки. Подобное впечатление усиливает и квадратный формат, который является наиболее сложным с точки зрения композиционного построения. Однако автор с этой задачей справилась успешно.
Обратившись к теме древнейшей истории человечества в серии «По мотивам древних», являющейся иллюстрациями к книге В.Е. Ларичева «Человек и мироздание», О. Милова видит мир в ином ракурсе. Стилистические особенности наскальных рисунков воплощены ею во вполне созвучные научно-популярному изданию образцы. В них, с одной стороны, присутствует точность, достоверность и узнаваемость, а с другой, они далеки от научной сухости и академичности, поскольку в изображениях присутствует занимательность. Известные мотивы первобытного искусства показаны автором живо и интересно.
В последние годы, наряду с графикой, художница много работает в живописи, где значительную роль играет цвет. Это направление в ее творчестве имеет иной, отличный от графики и достаточно неожиданный характер. Тонкость линейного и ритмического рисунка как определяющее свойство манеры сохраняется и здесь. Но изображаемые мотивы становятся иными, точность конкретных предметов исчезает и сменяется фантастикой. В поисках своего языка автор от конкретности и достоверности реального мира переходит к его видоизменению и преображению. Так, выполненная в смешанной технике на бумаге серия «Путешествие» (1989) представляет собой вольные фантазии на тему окружающей нас природы. Здесь использовано сопоставление больших цельных округлых объемов с отходящими от них мощными цветовыми шлейфами свободных очертаний. Стилистически произведения несколько напоминают пластические и ритмические вариации в духе И. Босха, но звучащие не драматически, а скорее камерно, лирически. Хотя не исключены и иные ассоциации. В частности, можно представить, что перед нами мир в процессе становления, еще не оформившийся в конкретные формы и являющий собой движение условной материи. Это как бы некая исходная точка начала бытия. В бесконечности трансформаций автор выделяет отдельные силовые поля, энергетические центры, вокруг которых концентрируется и пульсирует живописная стихия. Подобные путешествия по иному, видимому только глазу художника, миру выводит живопись на уровень размышлений о сущности жизни.
Философский подтекст существует и в других произведениях. Пример тому картина «Дорога домой (Символ Дао)» (1996), где в основу сюжета легла одна из основных категорий восточного мышления. Подобные феномены адекватно передать с помощью живописи весьма непросто, но можно пытаться приблизиться к передаче их сути и в той или иной степени достичь этого. Дао, понимаемое как бесконечный, длящийся вечно путь, автор очень точно увязывает с более конкретным понятием «Дорога домой». Весь этот круг размышлений воплощен с помощью непринужденной, плавно струящейся ритмики и открытой, свободной композиции холста. Но особенно хорошо на характер образа работают тонкие нюансы тонов прозрачного серебристо-голубого цвета, местами сгущающегося в интенсивно синие фрагменты, а кое-где дополненного активными мерцающими желто-зелеными акцентами. Подобное понимание колорита создает на холсте эффект свечения, сияния и потому использованная цветовая палитра вполне созвучна по духу текучести понятия Дао, его неисчерпаемости, вечности и беспредельности.
В работах О. Миловой главным элементом является неторопливая, размеренная ритмика, плавное переплетение линий. Именно такой подход использован в работе «Энергия потока» (1989 - 1990), ритмическая структура которой основана на использовании очертаний ячеек, напоминающих соты. Широкая струя воды на первом плане размывает единообразие их ритмов, нарушая повторяемость. В глубине изображения геометрические элементы совершенно неожиданно прорастают мощными диковинными цветами, делая картину похожей на некое видение или мираж и вместе с тем напоминая о взаимопроникновении разных элементов бытия.
В «Магическом зеркале» (1991) мир, изображенный автором, становится более структурированным и упорядоченным, четким в своих границах и очертаниях. Вертикальная композиция с раскрывающимися ритмами в нижней части холста придает изображению некоторую подвижность, а голубая мерцающая цветовая гамма приносит ощущение таинственности и загадочности.
Более поздние холсты О. Миловой продолжают тему путешествий, однако в них преобладавший ранее бег струящихся линий несколько замедляется, отчего предметы приобретают более определенные очертания. Но в то время как композиция структурируется, обретая более четкие ритмы, по-прежнему сохраняется преображение видимого мира, где присутствует необычность соединений его элементов. Подобное видение демонстрирует работа «Привратник» (1999). Перед нами фантастический пейзаж, населенный полуптицами-полуживотными, в котором архитектурные элементы перепутаны с цветами и растениями необычных форм и размеров. Встречаются здесь и известные по другим произведениям персонажи. Все это погружено в привычную для автора голубовато-желтую цветовую среду. Однако в изображении появляется конструктивность, точность пластики, возникают ритмические повторы очертаний. Мир постепенно начинает приобретать более привычный облик. Но все же он увиден автором с иной стороны, как бы сквозь увеличительное стекло, что делает изображаемое узнаваемым лишь отчасти. Узкий и удлиненный формат впрямую отсылает нас к восточной традиции и вместе с тем подобный выбор позволяет свободно расположиться на поверхности холста диковинной золотой скале.
Последняя из работ, а это еще не законченный холст под названием «Мир пилигриму» (2004), вновь посвящена теме пути. Центр композиции хорошо выделен, и здесь в светлой сфере яйцеобразной формы плывет ладья, от которой по светлой дороге стремительно движутся диковинные образования-мутанты. Так, к верхней части сферы приближаются вытянутые часы, поскольку в этом мире время также меняет свои характеристики. Вокруг этой цельной формы свершается феерическая мистерия, отчего здания приобретают облик космического корабля, рыба превращается в подобие стремительно летящего автомобиля, а к сооружению в виде повозки с колесами добавлены крылья пчелы, на спине которой вдруг возникает архитектурная постройка. В основу работы положена романтическая концепция понимания человека как одного из элементов непрерывно изменяющегося мира, звена в цепочке непрерывных превращений.
В сегодняшнем агрессивном, жестком и прагматичном окружении работы О. Миловой выглядят неким оазисом. Уходя от точного копирования, повторения окружающего мира, автор создает редко встречающийся жанр картины-видения. Реальность предстает здесь преображенной, полной причудливых элементов в самых разнообразных сочетаниях. Мы вместе с художником отправляемся в плавание по волнам фантазии и безграничного воображения, свободно существуя в этом удивительном мире. Потому представляется, что такое искусство можно назвать творчеством в подлинном, изначальном смысле слова, которое по сути своей должно нести в мир гармонию, уравновешенность и покой. Общаясь с работами О. Миловой, постепенно проникаешься ощущением того, что ей эту задачу решать в основном удается.