Концевая Л.А. Понимание текста — ключ к сочинению. А.П. Чехов «Толстый и тонкий»


Дорогие старшеклассники!
Не секрет, что многим из вас трудно справляться с литературной частью ЕГЭ и ГИА. Наверное, вы думаете, что виной тому навязанный вам трафарет, в рамки которого приходится «втискивать» свои мысли и чувства. Скорей всего, вы правы. Более того, возможно, даже большие мастера слова почувствовали бы себя неуютно, если бы им пришлось создавать свои произведения в подобных условиях. Однако пока этот шаблон существует, и воспринимать его нужно как данность. И вообще, существование шаблона — это не главное.

Главное — то, что вы не учитесь понимать текст. А как учиться? Об этом нами написаны книги, в том числе и обращенные непосредственно к вам (1Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповал С.А. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. — М., 2001; Граник Г.Г., Концевая Л.А Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения. — М., 2007). Но сейчас я расскажу вам об этом коротко.

Нужно прежде всего научиться принимать сигналы текста. А что это значит? Это значит «вычерпывать» из него смысл. Постараться понять, что заключено в словах, словосочетаниях, предложениях и, наконец, во всем тексте. К работе с текстом необходимо подключать воображение, то есть постараться увидеть те картины, которые можно воссоздать с помощью воображения. Читайте текст так, как будто вы смотрите кино, выстраивая прочитанное кадр за кадром.
Постарайтесь увидеть, с помощью каких выразительных средств автору удалось донести свой замысел до читателя.

Теперь попробуем понять рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Вначале прочитайте его медленно, стараясь уловить все сигналы текста.
Запишите все, что вам удалось извлечь из текста рассказа. Теперь сравните то, что у вас получилось, с тем, что сделали мы, работая со старшеклассниками.

Когда-то в одном классе гимназии учились два мальчика. Прошли годы, мальчики выросли и превратились в мужчин. У одного из них жена и сын, гимназист. Есть ли семья у другого, мы не знаем. Зато знаем, что он занимает высокое положение: имеет чин тайного советника, один из самых высоких в России. И вот случайно они встретились на железнодорожном вокзале. Как это произошло и что из этого получилось, описывает Антон Павлович Чехов в рассказе «Толстый и тонкий». Мальчики, о которых мы говорили, конечно, не реальные люди, а литературные персонажи, рожденные воображением писателя.

Итак, два литературных героя — Чехов называет их толстым и тонким — случайно встретились, и оба искренне рады этой встрече. Глаза у них полные слег, и оба они были приятно ошеломлены. Когда же выясняется разница в их социальном положении, все резко меняется. И расстаются бывшие однокашники уже совсем по-другому. Вот сюжетная канва рассказа.

О чем же этот рассказ? Что хотел сказать Чехов? Ведь каждый писатель, даже если он и не Чехов, берется за перо лишь в том случае, если хочет донести до читателя какие-то свои важные мысли. На первый взгляд может показаться, что рассказ о чинопочитании. Но это, действительно, только на первый взгляд. Если вникнуть в содержание рассказа глубже, то становится очевидно, что Чехов говорит о том, как чинопочитание лишает его героя человеческого достоинства и как бацилла чинопочитания превращает человека в пресмыкающееся двуногое существо.

Как же Чехов это делает? Обратимся к тексту. И начнем с названия рассказа. Можно предположить, что Чехов так назвал свой рассказ вслед за Николаем Васильевичем Гоголем, который задолго до Чехова в поэме «Мертвые души» поделил всех чиновников на толстых, надежно сидящих в своих креслах, и легкомысленных, порхающих тонких.

Разницу в положении героев Чехов вначале передает с помощью запахов. От толстого исходит «богатый, аристократический» запах: от него пахло хересом и флер-д-оранжем. А от тонкого пахло ветчиной и кофейной гущей. Кофейная гуща бывает только в плохом кофе, который недавно выпил тонкий. Еще одна деталь: тонкий был навьючен, а это означает, что финансовое положение не позволяло ему взять носильщика. Невозможно представить себе толстого, навьюченного чемоданами, узлами и картонками. Особенно узлами: вещи, упакованные в узлы, — это признак бедности.

Однако разница в социальном положении бывших однокашников пока еще не мешает им искренно радоваться встрече, лобызаться и общаться по-человечески. Хотя некоторый намек на что-то странное в поведении тонкого уже появляется: он почему-то дважды представляет толстому свою жену, добавляя каждый раз, что она лютеранка. В его поведении ощущается какая-то суета.

Жена тонкого — худенькая женщина с длинным подбородком. Интересно, что Чехов выделяет на ее лице такую, казалось бы, не самую важную деталь. Может быть, лицо ее настолько невыразительное, что, кроме длинного подбородка, о нем и сказать нечего. На лице у их сына, гимназиста, автор отмечает прищуренный глаз. Почему? Возможно, он выражает снисходительное отношение к миру и людям. Зовут гимназиста странно: Нафанаил. Невольно опять вспоминается Гоголь: детей Манилова звали Алкид и Фемистоклюс. Как правило, вычурные имена дают своим детям люди, которые хотят хоть чем-то выделиться.

Тонкий вспоминает гимназию, где он любил ябедничать (тоже немаловажная характеристика). Толстый восторженно смотрит на тонкого и задает ему естественные для такой встречи вопросы: «Как живешь? Где служишь? До чего дослужился?». А тот хвастается: дослужился до коллежского асессора, имеет Станислава.
На чинах и орденах остановимся подробнее. В 1722 году император Петр I ввел в России Табель о рангах, по которой все чиновники делились на 14 классов. Самый низкий чин, коллежский регистратор, — XIV класс, а самый высокий, канцлер, — I класс. Тонкий, коллежский асессор, был чиновником VIII класса. Ценился этот чин высоко, и дослужиться до него было непросто. Он давал право на получение звания потомственного дворянина. Коллежским асессором мог быть дворянин, окончивший университет или лицей. Итак, один из чеховских героев — чиновник VIII класса, награжденный Станиславом. Это орден VIII степени из четырнадцати возможных. Получали его не за особые заслуги, а за выслугу лет.

Итак, тонкий — его зовут Порфирием — не в таком уж маленьком чине. А толстый, Миша, оказался тайным советником, то есть чиновником III класса. Выше тайного советника были лишь канцлер и действительный тайный советник. Канцлеров в России за всю ее историю было лишь одиннадцать, причем в каждый исторический период — один. Действительных тайных советников в России было тоже немного. Толстый к тому же имеет две звезды. Ордена в России тоже были четырнадцати степеней. И самые высокие из них — звезда и лента, которую носили на шее. Приятелей разделяло пять классов.

Боже! Что произошло с тонким, когда он узнал о высоком положении толстого! Бедняга вначале побледнел и окаменел, по-видимому, от удивления и трепета. Потом его лицо искривилось улыбкой. Какое интересное слово использует писатель! Улыбка, которая, как правило, озаряет, освещает лицо, здесь его искривила. К тому же казалось, что от лица его и глаз посыпались искры. По-видимому, его словно током ударило.
Именно в этот момент произошло самое страшное: человек перестал быть человеком. Подчеркивает состояние героя использованная Чеховым метафора-олицетворение: даже его чемоданы, узлы и коробки съежились, поморщились. И сам тонкий, и его вещи от присутствия важного чиновника «скукошились». А у жены еще более вытянулся и без того длинный подбородок. Не отстал от всей семьи и Нафанаил. Куда девался его прищуренный глаз? Теперь гимназист вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира. Обратите внимание: не пуговицы, а пуговки.

Не изменился только толстый. Он по-прежнему искренен, хотя и удивлен переменой, произошедшей с приятелем. Вначале он пытается вернуть его в человеческое состояние, но от почтительной кислоты, которая была на лице у тонкого, тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. Но тот осмелился пожать только три пальца тайного советника. Это еще один знак подобострастия. Так здороваются или прощаются с вышестоящими те, кто в их присутствии осмеливается сидеть лишь на краешке стула.

А семейство тонкого, все трое были приятно ошеломлены. Опять повторяется фраза из начала рассказа. Чехов использует прием кольцевой композиции. Но там ошеломленных было двое, а теперь их трое. И среди них нет толстого. И это естественно: ему, единственному из всех сохранившему человеческий облик, не может быть приятно. Ведь на его глазах человек утратил самое главное, что нужно беречь всю жизнь, — человеческое достоинство.

Скажите честно, работало ли при чтении ваше воображение: увидели ли вы довольного жизнью, благополучного толстого, навьюченного узлами и картонками тонкого? Его жену с длинным подбородком и сына с прищуренным глазом, который поспешно застегнул все пуговки своего мундира? Наверное, вы смогли представить, как остолбенел тонкий, улыбку, искривившую его лицо, и три пальца, которые он благоговейно пожал у толстого.
Не огорчайтесь, если вы не все увидели и уловили не все сигналы, которые послал вам текст. Ведь это только начало вашей работы.    Удачи вам!


«Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 8 . – С. 3-6.