Золотницкая З.  Калязин. Фрески затопленного монастыря   Велик список утрат отечественных памятников разных эпох, случившихся на протяжении прошлого века. В списке том и десятки городов, сёл, монастырей, усадеб и храмов, разобранных, затопленных, переселённых в связи с созданием в 1930-х годах на верхней Волге трёх плотин и гидроэлектростанций. Осуществление проекта «Большая Волга» превратило воды реки в цепь огромных водохранилищ, по-глотивших большие пространства древних земель

Рожкова Н. Создан на радость всем: окружение Ф. И. Шаляпина    «Когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем». Это высказывание В. И. Немировича-Данченко о Ф. И. Шаляпине — не просто восхищение великого режиссера талантом великого артиста...

Червонная М. Проектирование будущего: кино, архитектура, дизайн В изобразительном искусстве целостную концепцию «образа будущего» впервые предложили футуристы. Футуризм сделал серьезную заявку на обновление не только художественной культуры, но и всего человечества


Капырина С. Василий Верещагин. Палитра мира и войны   В ноябре 1883 года В.В.Верещагин после долгих уговоров согласился позировать И.Н. Крамскому для портрета. Этот единственный прижизненный живописный портрет прославленного баталиста остался недописанным, отчасти по причине импульсивного темперамента Верещагина, его нежелания «попусту тратить время», зарабатывая «припадки азиатской лихорадки» в холодной мастерской портретиста на Сиверской

Карпова Е. Выставка Леонида Шервуда в Русском музее

Герасимова С. Цветы и мода   Ещё в античные времена цветы и травы стали частью мифологии и ассоциировались с богами и духами, а также со статусом и богатством человека. В Древней Греции, например, символом славы был лавровый венок. А вот изображение цветка на одежде впервые появилось в Древнем Египте — это был священный цветок лотоса. Родиной же растительного узора на ткани признаны Япония и Китай

Карпова Е. Скульптор Пьетро Кюфферле в Петербрурге  Около восемнадцати лет, с 1899 года, работал в российской столице итальянский мастер Пьетро Кюфферле. Трудился он весьма плодотворно в различных областях скульптуры, именно поэтому его творческая биография оказалась включённой в издание 1915 года «Россия в её прошлом и настоящем», посвящённое 300-летию Дома Романовых.

Герасимова С. Играя с листьями  Осень — время не только собирателя, а и кудесника. Игра, которую начинает осень, становится игрой нашего воображения. Куда заведёт нас фантазия? Какой гербарий мы можем составить из осенних листьев? Какой коллаж? И нужно ли держать себя в жанровых рамках?

Герасимова С. Оранжевое настроение   Художнику-флористу, работающему с засушенными цветами, удаётся, кажется, невозможное — задержать ускользающее буйство красок. Но как сделать так, чтобы засушенное растение сохранило по-летнему яркий цвет? 

Карпова Е. Скульптор Мария Диллон   Современники называли её первой «русской женщиной-скульптором», подразумевая прежде всего полученное ею законченное академическое образование. Фотографии произведений Диллон довольно часто публиковались в журналах и газетах начала XX века

Транковский С. Наш современник Леонардо    Художник, скульптор, инженер, ученый и философ, Леонардо да Винчи оставил потомкам десятки живописных шедевров - картин и фресок, сотни набросков и эскизов, свыше семи тысяч страниц рукописей, чертежей и технических рисунков - плоды своих творческих поисков

Архангельская А.  Африканский след в истории обуви    Сколько лет обуви? Простой, казалось бы, вопрос: когда Homo стал ходить босиком и впервые обулся? Археология предлагает нам для осмысления огромную цифру — 40 000...

Чагадаева О. Гжель. Пятьдесят оттенков неба  Имя легендарному русскому бренду дала Гжельская волость Бронницкого уезда: два десятка деревень удельного ведомства (собственность императорской семьи) - малоземелье, скудные глинистые почвы, дремучий лес, столица в полусотне верст. Доступное сырье предопределило главное занятие крестьян. Валили лес на топливо, зимой копали глину: самую лучшую белую - мыловку, желтую песчанку двух сортов, красную горшечную и кирпичную, синюю помадную. Делали, расписывали и возами везли в Москву посуду

Кулаков В. Сторожевые псы в декоративном искусстве викингов   Значение, придававшееся скандинавами раннего средневековья своим четвероногим охранникам, иллюстрирует североевропейская мифология

Уртминцева М. Г. Западно-европейская живопись как код в произведениях русской литературы XIX века   В статье дан анализ функций религиозного экфрасиса произведений западно-европейской живописи эпохи Возрождения в произведениях Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского в связи с изменением статуса православия в эпоху великих реформ 60-70- х годов ХК века 

Вальчак Д. «Сикстинская Мадонна», «Мертвый Христос» и икона Богоматери: Ф. М. Достоевский о религиозной живописи и иконописи В статье анализируются малоизвестные высказывания Ф. М. Достоевского о религиозной живописи и об иконописи. Устанавливается связь между взглядами Достоевского о религиозных картинах и об иконах и его православным мировоззрением

Жемчужины Возрождения. Новые удивительные экспонаты в коллекции Эрмитажа  Государственный Эрмитаж приобрел экстраординарную коллекцию произведений западноевропейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства XI-XVII веков, насчитывающую более 50 предметов. Ранее она принадлежала Ларисе и Олегу Шушковым - увлеченным собирателям из Санкт-Петербурга

Аземша Александр Николаевич. Искусство дарить людям радость    Книга адресована коллекционерам, искусствоведам, антикварам, а также всем любителям искусства, интересующимся русской графикой в целом и творчеством А. Н. Аземши в частности

Харшак А. Художник Александр Аземша   Его манера всегда узнаваема. Аземша блестяще совмещает в одном сюжете работу акварелью по сырой бумаге, когда цветовые сочетания, расплываясь, фактически обеспечивают решение композиционного строя листа, с последующим введением в эту структуру жестких линий и пятен (иногда черной тушью), которые и придают иллюстрации пространственную многоплановость и законченность

Гейдор Т. Современное храмовое зодчество    Возродилась эта интереснейшая область архитектуры лишь во второй половине 1980-х годов, превратившись в крупное явление отечественной культуры

Каширина В. В. Первый портрет Л. Н. Толстого     Существует много портретов Л.Н. Толстого, выполненных с натуры, еще при жизни великого писателя. Портреты Толстого были созданы его современниками: Крамским, Ге, Репиным и другими. Первый портрет Л.Н.Толстого был написан Иваном Николаевичем Крамским в 1873 году, писатель был в это время уже широко известен как автор «Севастопольских рассказов», «Войны и мира»

Каширина В.В. Три художественных прочтения Н.В. Гоголя. Литература и изобразительное искусство на уроках МХК    Глубокая, органическая связь изобразительного искусства с литературой является одной из характерных и своеобразных черт русской культуры

Зубов А., Лаврёнова А. Живописец и гувернантка. Семейные конфликты «звезд» в XIX веке урегулировались тактично и по закону      Первой супруге художника Ивана Константиновича Айвазовского, Юлии Яковлевне Гревс, не повезло дважды, на этом свете и после смерти. Ее семейная жизнь сложилась неудачно, но и в памяти потомков вина за неудачу брачного союза была возложена практически полностью на ее хрупкие плечи

Аверьянов Сергей. «Говорящие» пуговицы, спрятанная подпись и гаджет 19 века. О чём рассказывают детали на картинах в Музее Тропинина     Старинные полотна часто содержат в себе детали, не слишком понятные неподготовленному зрителю. Между тем, художники зачастую изображали их намеренно, чтобы полнее раскрыть образ своего героя. Какие интересные подробности можно обнаружить на картинах в Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени?

Экштут С. А. Неизвестная в темно-голубом платье (арт-расследование)   Эксперт атрибутировал портрет красавицы, хранившей свою тайну более двух с половиной веков

Экштут С. А. Бескровная революция художника Сомова      В годы Смуты гениальному мастеру удалось сохранить и творческое "я", и честное имя

Распопин В. Н. Мудрец, дарующий чудеса (рассказы и эссе Владимира Порудоминского о художниках и картинах)

Николаевский П. Средневековые шпалеры    Что же такое шпалера? Это сотканный вручную ковер без ворса с сюжетным изображением или орнаментом. Высокое мастерство, с которым вытканы на шпалерах диковинные цветы и травы, фантастические животные, сцены из жизни былых времен, позволяет сравнивать эти образцы декоративно-прикладного искусства с произведениями живописи, хотя при их создании использовались не краски, а разноцветные нити

Русский ювелир Карл Фаберже

Кукина Е.М. Историческая картина в русской живописи XIX в.

Экштут С. Он был знаком с НЕЗНАКОМКОЙ      По версии журнала "Родина", на знаменитом полотне Ивана Крамского "Неизвестная" изображена последняя любовь императора Александра II

И. Ю. Олейников: «В книге делаю кино, в кино — книгу»

Художник Игорь Олейников: волшебные миры в книгах и мультфильмах

Е. Ескина.   В режиме рисованного времени       Он признаётся: «Не могу долго работать, мне надо, чтобы за вечер, за день была готова картинка». Главное в творчестве Игоря Олейникова – движение. И речь даже не о его выраженном интересе к динамичным сюжетам и перемещению в пространстве персонажей. Само его творчество находится в непрерывном движении, как художник он непрестанно эволюционирует, развивается, стремится к новому
 
С. Экштут.   Нежные натюрморты "Веласкеса Сталина"           Он не был обделен ни талантом, ни официальным признанием - но был ли к концу жизни счастлив?  О судьбе Александра Михайловича Герасимова 
 
С. Экштут. На нем защитна гимастерка. Тайна последнего портрета кисти Валентина Серова     Почему полковник изображен в солдатской полевой гимнастерке?!1 Ответить на этот вопрос - значит узнать имя неизвестного офицера.   Так началось мое расследование...
 
С. Экштут.   С короля - на бал! Прототипы знаменитой карточной колоды "Русский стиль" танцевали на костюмированном балу 1903 года      В 1913 году, накануне празднования 300-летия Дома Романовых, появится колода игральных карт "Русский стиль". А на них - участники того самого бала. Эта карточная колода переживет всех участников костюмированного праздника в Зимнем, вынесет смену политических режимов и благополучно доживет до наших дней. Однако и сегодня любители острых ощущений, играя в "дурачка" или преферанс, вряд ли догадываются, какая захватывающая история идет к ним в руки

С. Экштут. Вторая незнакомка Крамского      Случайное свидание с Незнакомкой положило начало сенсационному расследованию
 
Странные художники   (А. Гажур,  А. Бровин,  А. Захаров,  В. Ершов, Н. Кращин)
 
Е. Кукина. Искусство советского периода. Вторая волна русского авангарда. Модернизм      В России существовала своя традиция авангардного искусства, украшенная блистательными именами.  Мощным толчком к развитию авангардистских течений в период хрущевской «оттепели» послужила гигантская экспозиция современного мирового искусства на Международном фестивале молодежи и студентов 1957 г. в Москве.
 
Архитектурные стили России      Иллюстрированные статьи  известных  российских и зарубежных учёных, искусствоведов о смене архитектурных стилей в России  (на примере Москвы и Санкт-Петербурга).    Доступны два  больших виртуальных тура по Москве (107 панорам) и Санкт-Петербургу
 
Л.С. Кудрявцева  «Этот ребенок – я сам».  О советских иллюстраторах Николая Носова       На протяжении почти сорока лет менялся и меняется подход художников-иллюстраторов к произведениям И. Н. Носова.  Яркие, озорные рисунки Аминадава Каневского, простодушно-ребячливые образы Ивана Семенова, остроумные — Виталия Горяева, лирико-комические Генриха Валька, артистичные и добрые Алексея Лаптева,— это так или иначе всё Носов и всё наша отечественная книга. Это ее реальный, правдивый и безыскуственный мир детства, в котором добро и зло как на ладони
 
Е.М. Кукина. Искусство советского периода. 1917-1991 годы    После революции 1917 г. искусство впервые буквально обратилось к массам; ранее недоступное пролетариату, оно обрело нового зрителя и пользователя; приветствовалось художественное новаторство. В дальнейшем стилистика советского искусства развивалась в зависимости от характера социально-политических процессов в жизни страны
 
Е.М. Кукина. Русская живопись XX века: создание новых форм      Процесс развития русской живописи в начале XX в. представляет собой пестрый калейдоскоп художественных явлений. Создание новых форм, провозглашенное эстетикой модерна, в изобразительном искусстве шло различными путями

Игумен Дионисий  (Шленов). Преподобный Сергий и мировая культура    Каждая страница жития прп. Сергия — неисчерпаемое поле для духовной прозы, лирики, изобразительного искусства, музыки, требующее удивительного сочетания вдохновения с простотой

А. Свокс.  Великий общинник и подвижник из Иерархии света?  Преподобный Сергий в жизни и творчестве Николая Рериха        Как бы ни относиться к духовным исканиям и «парарелигиозным» построениям Рериха, нельзя не признать, что художник и мыслитель создал свой неповторимый и узнаваемый стиль, свой эстетический космос, в котором одно из ключевых мест принадлежит образу Сергия Радонежского 

О. Атрощенко.  Раскалённый убор православия. Преподобный Сергий Радонежский и тема святости в живописи Михаила Нестерова    Живописец работал над картинами, посвященными Сергию Радонежскому, в течение всей жизни, создав в разных техниках, с разной степенью законченности целый цикл картин

А. Гриц.  Церковь создана бысть камена. Русское зодчество в эпоху Сергия Радонежского    Время жизни св. Сергия Радонежского знаменуется блестящим расцветом русской культуры — живописи, прикладного искусства, книжного дела. Подъём переживает и русское зодчество

Е. Кукина. Русская живопись второй половины XIX века: критический реализм и академизм 

Е. Кукина. Русская живопись первой половины XIX века: романтизм, академизм и бидермайер         Свидетельством высокого духовного потенциала данной эпохи стали гуманистическая поэзия А.С. Пушкина, творчество целой плеяды выдающихся русских архитекторов, скульпторов и живописцев. Читайте в статье о том, как развивалась русская живопись, об известных художниках того периода

Н. Горбунова.  Старейший мемориальный и музыкальный музей России (Дом-музей П.И. Чайковского в Клину)       «Я к Клину, сам не знаю как, ужасно привязался...», — писал композитор Петр Чайковский (1840-1893) о городе, где он прожил последние полтора года своей жизни. Здесь в доме на окраине он поселился 5 мая 1892 г. И в этом тихом подмосковном уголке нашел идеальные условия для творчества: закончил корректуру партитур оперы «Иоланта» и балета «Щелкунчик», написал вокальный квартет «Ночь», пьесы для фортепиано, романсы и Третий фортепианный концерт

В. Склеенова. Гордость всея России    Так оценил вклад княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в науку директор Московского Археологического института А.И. Успенский, принимая в дар музей "Русская старина"

Е. Зайцева.    Скелетон, свивальник и детская манишка...   О детском костюме XVIII-XX веков

З. Мухина.    "А одежду-то всякий увидит..."   Мода в жизни русской крестьянки    В одежде, укладке волос, украшениях отражался статус, предметы обихода являлись знаками принадлежности к определенной половозрастной группе, покрой одежды, детали одежды не были едиными на всей территории России

Н. Жилина.   Древнерусское прикладное искусство в эпоху становления государственности       В начале X - XI  в. Русь только начинала знакомиться с архитектурой, мозаикой, фресками.   В то время на её территории доминировало искусство прикладное

В. Аристова.   Символика древнерусского храма     В раннехристианские времена, когда основные принципы возведения храмов только разрабатывались, богословская мысль видела в храме воплощение мироздания. Человек, вошедший в храм после шума и суеты улицы, неизбежно проникался чувством благоговейной робости перед священным пространством храма, осененного парящим в небесах куполом. Тем самым укреплялась вера людей в близость Бога - милостивого, всезнающего и всемогущего

Е. Кукина.  Русская живопись XVIII века    Благодаря реформам Петра I Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в разных областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере культуры

Н.Н. Ковалдина.  Уильям Хогарт, английский художник, теоретик искусства    Он создал своего рода энциклопедию английской жизни своей эпохи, заложил особенности национального живописного языка и вошел в историю мирового искусства как «отец английской живописи», проторив дорогу мастерам Англии второй половины XVIII столетия

Н.Н. Ковалдина.  Джошуа Рейнолдс, английский живописец и теоретик искусства    В последней трети XVIII в. национальная английская школа живописи достигла подлинного расцвета, а ее признанным лидером, законодателем «моды», «высокого» стиля в искусстве стал автор «Младенца Геракла» Джошуа Рейнолдс

Е.В. Нетесова. Томас Гейнсборо, английский живописец               Громкая слава пришла к Гейнсборо незадолго до смерти, и в некрологах его назвали «певцом природы», чего художник добивался всю жизнь. В середине XVIII в. Томас Гейнсборо проторил дорогу не только романтикам, но и импрессионистам, намного опередив свое время

Л.Ф. Гарин. Художник и карты    Старинные карты представляют значительный интерес для любителей истории как один из элементов быта и культуры. Они также дают возможность ознакомиться с достижениями типографского искусства прошлого

Н.П. Нариньяни. Последнее открытие Леонардо да Винчи      Леонардо да Винчи родился в 1452 году. Умер в 1519 году.  Он оставил потомкам, кроме картин, свои труды в виде рисунков, чертежей и записей своих мыслей, изобретений и открытий.  Его время еще не пришло — современники не могли ни оценить, ни осуществить его предложений

У. Брумфилд.   Стиль модерн и русская  деревянная архитектура    Архитектурная среда долго формировалась преимущественно деревянными постройками  с незначительными вкраплениями в виде каменных церквей или кирпичных монастырских стен..

И.В. Долгополов.  Филипп Малявин    Он пришел в мир искусства радужный, свежий, небывалый. Его холсты сверкали буйными сполохами пунцовых, пурпурных, багряных красок.   Порою кажется, что, глядя на пылающие краски полотен Малявина, видишь затухающий громадный костер.  Синие, изумрудно-зеленые, бирюзовые краски — холодные, рассветные — вступают в борьбу с пожаром

И.В. Долгополов. Михаил Нестеров       Это светлый мир Руси, огромный, сложный. Он продолжил в веках заветы Рублева: действовать во имя справедливости, правды и добра.  Искусство Нестерова, многогранное и сложное, требует более глубокого осмысления. До сих пор его роль как хранителя художественной отечественной школы и учителя еще вполне не оценена

И.В. Долгополов. Михаил Врубель       Как бы коротка ни была биография того или иного крупного живописца, но полотна, оставленные им, позволяют как бы узнавать его непохожий ни на кого лик. Мы невольно ощущаем скрытую от нас внутреннюю напряженную работу художника, и чем больше талант, чем неповторимей и ярче горит звезда его дара, тем острее и отчетливее мы чувствуем неодолимую, притягательную мощь творческой одержимости живописца, отдавшего всего себя выражению своей мечты о прекрасном.  Таким был Врубель!

И.В. Долгополов. Андрей Рябушкин   С самого раннего детства музыка вошла в жизнь будущего мастера. Еще мальчиком Андрей Рябушкин пел дискантом в сельском хоре. Знал немало чудесных народных мелодий и порою импровизировал.  Все это создавало вокруг художника непередаваемую атмосферу союза двух муз, согласно существовавших в душе Андрея Петровича. Поэтому картины Рябушкина звучат. Они наполнены особым ощущением ритма, первичной, только ему свойственной гармонией

И.В. Долгополов. Иван Шишкин    Шишкин велик! Он покоряет нас сегодня мудростью своего мировидения, лишенного хоть какого-то намека на суетливость и компромисс. Его новаторство — в устойчивости, чистоте традиций, в первичности и цельности ощущения мира живой природы, в его любви и преклонении перед натурой. Не рабское следование и копирование, а глубочайшее проникновение в душу пейзажа, верный однажды взятый камертон могучей песни — вот что свойственно былинному складу творчества Шишкина

И.В. Долгополов. Орест Кипренский     Он словно шутя одолел вершины портретного мастерства (хотя это досталось ему ценою невероятного труда) и открыл своими холстами путь в европейское искусство. Именно Орест Кипренский раньше великих Карла Брюллова и Александра Иванова показал искрометную и чудодейственную силу русской школы

Новогодняя  кулинария

Е.С. Юрова. Старинные русские работы из бисера       Вышивание бисером известно с древнейших времен, но как самостоятельная разновидность прикладного искусства оно просуществовало относительно недолго. Начавшись в середине XVIII века, увлечение бисерным рукоделием достигло своего апогея в 1810— 1830-е годы и практически закончилось к 70—80-м годам того же столетия. И все же до нашего времени дошло удивительно много образцов этого исчезнувшего искусства, поражающих техническим совершенством, красотой немеркнущих красок, многообразием форм и сюжетов  

О. Борисова. Царство клавиш и струн (Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки)    «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия...», - говорил гений нашей поэзии Александр Пушкин устами одного из персонажей трагедии «Каменный гость». Действительно, искусство звука, появившееся у человечества значительно раньше, чем речь (сначала было пение без слов), способно выражать и более того - порождать у слушателей любые эмоции, врачевать недуги, являясь самым мощным средством воздействия на личность. Не случайно его изучают как философы, искусствоведы, так и психологи, биологи, физики, математики. Вклад в такие исследования вносит и крупнейшая в мире сокровищница артефактов, связанных с этим феноменом, - Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, отмечающий 100-летие в 2012 г.

Е. Каменева. О чём рассказали яблоки            Картины бывают разные. На одних изображена природа, на других — портреты людей или какие-нибудь события. Но есть такие, где главные «герои» — цветы, фрукты, книги, карандаши, молоток, рубанок, скрипка... У этих картин и название особое — «натюрморт». «Натюрморт» — слово французское и в переводе на русский язык означает — «неживая природа»
 
Л. Кудрявцева.   Себя как в зеркале я вижу. А.С. Пушкин в портретах русских художников    Художник, как и писатель, продумывает каждую, самую маленькую деталь, чтобы рассказать о человеке как можно больше интересного. А для нас внимательно рассмотреть портрет — всё равно, что прочесть целую книгу.   Вот такое изображение человека, его внешности, рассказ о его характере и называется портретом   

О. Базанова. Только в России может быть настоящий пейзажист.       В «золотом кольце» России - всемирно известном «ожерелье» старинных городов, каждый из которых вписал в ее историю и культуру собственную страницу, Плёс, уютно расположившийся на высоком берегу Волги, пожалуй, самый пленительный. Конечно, есть на нашей земле не менее живописные уголки, осененные пребыванием великих людей, свершением знаменательных событий. Но это местечко обладает особой притягательной силой, и, наверно, каждый побывавший тут толкует ее секрет по-своему. Лишь в одном сойдутся все: тот, кто посетил его однажды, мечтает вернуться вновь
 
Федор Александрович Васильев    «Чудо-мальчик», весельчак и насмешник, кипучей живостью натуры и белозубым звонким смехом напоминавший Пушкина, казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке счастливцем.  Кто же мог предположить тогда, что среди многих трагических судеб русских художников трагедия Федора Васильева окажется едва ли не самой жестокой?      

Архип Иванович Куинджи        Невозможно по-настоящему понять картины художника, не вникнув поглубже в него как человека, в его жизнь, в его характер, в его судьбу.   Вот главная черта характера Куинджи: он был добр  
    
Василий Дмитриевич Поленов    Василий Дмитриевич Поленов был одним из обаятельнейших людей среди своих друзей-современников.  Широко образованный (одновременно с академией он окончил юридический факультет университета), необычайно трудолюбивый, он в высшей степени обладал необходимейшим для художника свойством: он был любознателен. Он не замыкался в пределы какого-либо определенного жанра; его интересовало одновременно все: историческая картина, портрет, пейзаж, театральная декорация... И во всех этих столь различных видах искусства он стремился найти что-то новое, что-то свое      

Федор Рокотов      Когда XX век заинтересовался далеким XVIII столетием, вспомнили и Федора Рокотова. Стали разыскивать и собирать его портреты. Их сохранилось много, но только некоторые были подписаны мастером. Подняли архивы, прочли исторические документы, мемуары современников. Найденные сведения были скупы, разрозненны, противоречивы. Канву жизни художника так и не удалось восстановить полностью
 
Суриково детство       Погружаясь в работу, он отрешался от всего, словно от точности рисунка зависела вся его жизнь, все его существование, а оно было посвящено преодолениям трудностей. И так каждый день. Он был полон сил, решимости и готовности постигать и добиваться своего во всю мочь, во всю ярость сердца...

Древняя Москва Апполинария Васнецова           А. М. Васнецов выступает подлинным летописцем старой Москвы. В своих картинах он воссоздает облик древнего города и его ушедшую архитектуру. Мы видим, как строилась столица, как изменялся Кремль, в каких домах жили москвичи, какие у них были обычаи, как они одевались и развлекались

Детство Зинаиды Серебряковой         Многое из того, что было свойственно ранним рисункам Зинаиды Серебряковой, получило развитие в ее дальнейшем творчестве, приобрело завершенность и законченность под рукой опытного мастера в больших композициях. Детские рисунки и зрелые работы художницы отличались искренностью и добротой

Леонид Соломаткин        Даже при решении самых сложных композиций Соломаткин позволяет себе не пользоваться натурой. Ее заменяют зрительная память, живое воображение. Писал Соломаткин всегда а la prima, лихорадочно быстро. Именно в этой отчаянно смелой для того времени технике раскрыта им жизнь улицы, питерских окраин с ночлежными и питейными домами

Г. Герасимова. Меня следует считать русским художником   В 2006 г. исполнилось 150 лет со дня рождения Ф.А. Рубо (1856-1928), автора панорамы «Бородинская битва» — одной из самых известных в мире, соединившей в себе высочайшие художественные достоинства и историческую реалистичность

Л. Носырев. А я ищу сказку (художник Ю.А. Васнецов)    Редко кому удается пронести детские впечатления через всю жизнь так, как это удалось Васнецову. «Как наяву помню все!.. Все так помню, видимо, не просто так смотрел — проникал во все, а не просто так. Но жалею, что не все осталось в памяти, не на все я смотрел внимательно. Надо было смотреть больше... Неповторимо красиво многое было!» — в этих словах видится мудрость старого мастера, открытость его души перед красотой жизни

Л. Румянцева. Сказочный мир Елены Поленовой   В прекрасных акварельных работах Елены Дмитриевны Поленовой, в иллюстрациях, изделиях прикладного искусства, многообразных занятиях - уходе за ранеными в госпитале, в просветительской и художественной деятельности видна ее талантливость, цельный характер, верный высокому общественному призванию

Е. Рыбакова. Любить искусство - это большая радость  Зинаида Евгеньевна Серебрякова была человеком высокой духовности и исключительного таланта. Ее отличала цельность художественного мировоззрения, что в полной мере нашло воплощение  в  произведениях,  исполненных гармонии и совершенства. Серебрякова одна из продолжателей традиций русской реалистической школы, которые берут начало в творчестве ее любимых мастеров — Ореста Кипренского и Алексея Венецианова

Е. Сидорова. Тайна неугасающей молодости   Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) - выдающийся российский художник, чьи работы представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) и других отечественных и зарубежных картинных галереях

М. Шумова. Павел Федотов    «Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких слезах»,— сказал о себе однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства. Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи

Старая новогодняя открытка  (альбом)    На памяти каждого грамотного человека немало имен известных художников - пейзажистов, баталистов, маринистов, портретистов. Но вряд ли кто-то, кроме специалистов, помнит имена авторов прикладных работ. Меж тем, без их труда не обходилась и не обходится ни одна семья. Сегодня мы попытаемся хотя бы отчасти исправить эту несправедливость. В канун новогодних праздников представляем вам несколько старых новогодних открыток, выполненных советскими художниками, в 70-80 г. прошлого века... 

Н. Филева  Архангельские пряники      По старой традиции в канун Нового года пекут в Архангельске фигурные вырезные пряники, украшенные цветной   сахарной поливой. И с того момента, как воцаряется в доме пряный запах корицы и гвоздики, наступает радостное ожидание праздника   с   традиционным   обрядом украшения елки и раздаривания сладких  гостинцев  детям  и  подарков   родне   и   знакомым   «на счастье» в новом году