Шумова М. Павел Федотов
4 июля 1815 года, на окраине Москвы родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – офицер лейб-гвардии Финляндского полка, русский художник.
Федотов... затронул такие глубокие ноты,
каких до него еще никто не брал в русском искусстве.
каких до него еще никто не брал в русском искусстве.
В. В. Стасов
"Первая весть, которою я был встречен по приезде моем в Петербург, осенью 1848 года, наполнила меня радостью. Имя Павла Андреевича гремело по городу... Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народу. Все пространство от картин до двери было запружено любопытными..." — так вспоминал один из друзей Федотова о выставке, на которой впервые демонстрировались работы живописца. Подобного стечения публики Академия художеств давно не помнила. Чем привлек Федотов внимание современников? Почему его творчество притягательно и по сей день?
Путь художника в искусство необычен. Он не был «постоянным» учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе лучших ее питомцев за границей. «Меня судьба, отец да мать назначили маршировать»,— писал он о себе. Павел Федотов родился в 1815 году в Москве и одиннадцати лет был отдан в московский кадетский корпус, который блестяще окончил. В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы — в лейб-гвардии Финляндский полк, в Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь.
Полковые казармы располагались поблизости от Академии художеств, и Федотов, восхищавший товарищей меткими рисунками, стал посещать вечерние рисовальные классы. Человек разносторонних дарований, он в свободное время пел, играл на гитаре, писал стихи. Его карандаш и кисть откликались на будничные события полковой жизни, фиксировали лица друзей. Акварели Федотова привлекли внимание начальства. В полку заговорили об офицере, подающем надежды стать художником-баталистом — одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое -бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез подумывать именно о таком батальном жанре и в начале 1844 года решил выйти в отставку. Ему двадцать девятый год. У него чин штабс-капитана и десятилетний стаж гвардейской службы.
«Думая сделаться баталистом, начал изучать коня со скелета, но старая страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни... на свободе развилась вполне»,— скажет потом мастер о начале своего художнического пути. Нравственно-критические сцены из обыкновенной жизни? Но ни сама «обыкновенная» жизнь, ни тем более критические сцены из нее не были до сих пор предметом живописи. В то время в центре внимания художников был мир легендарных героев и облагороженной натуры. Ведь не случайно А. Венецианов с его поэтическими образами крестьян так и не нашел общего языка с чиновной Академией художеств той поры. Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения — он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки общества.
Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года. Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла. В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи. Два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, чтобы немного заработать себе на жизнь. Другой эскиз — «Художник женившийся без приданого в надежде на свой талант» - того же года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды. Ненужные теперь рамы для картин отправляются в печку. Но дворник вынул из нее вьюшки, чтобы угодить хозяину дома и выжить бедняков холодом из квартиры.
В этих композициях, исполненных сепией, Федотов обобщает наблюдения, приходя к выводу: окружающая жизнь устроена ненормально и несправедливо. Смерть барской собачки—драма, приводящая в действие множество людей, а безысходное положение бедняков — обычное явление, ни у кого не вызывающее сочувствия. Отставной штабс-капитан придавал своим произведениям критическую направленность. Он приобщался к идеям революционных демократов сороковых годов: Белинского, Герцена, петрашевцев.
Петрашевцы оказались ему особенно близки. Их кружок посещало немало любителей искусств. Не случайно в деле распространения социалистических идей одно из первых мест отводилось ими изобразительному искусству. Так, видный член кружка А. Баласогло считал, что художник-бытописатель должен быть «проницательным мыслителем», преследуя «пороки, порожденные дурным воспитанием или неустройством общества». Позже, когда петрашевцы были разгромлены, Баласогло назвал Федотова в числе тех, кто имел с ним одинаковое мнение относительно общественного переустройства.
Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей. В небольших холстах чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям.
«Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест», 1846 года — картина, обозначившая начало критического реализма в русской живописи. Сам автор так пояснял сюжет произведения: «Утро после пированья по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу... объедки и осколки вчерашнего пира».
Герой картины — самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем. Валяющийся на полу роман реакционного писателя и журналиста Ф. Булгарина, имя которого в ту эпоху стало почти нарицательным, довершает его характеристику. Позиция Федотова во многом созвучна взглядам М. Петрашевского: «Источник всего худого не следует искать в природе человеческой, но в самом устройстве житейских отношений».
Произведение идет вразрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет «кавалера» мифологическому герою: у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Это тонкая пародия на привычный академический тип картины. Федотов утверждал право живописца выбирать самые обыденные сюжеты. Самой популярной его работой стала картина «Сватовство майора» 1848 года. Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом и корыстью. Появившаяся в дверях сваха уведомляет о приезде жениха. Купец не скрывает радости по поводу возможного родства с дворянином — это не только польстило бы ему, но и обеспечило значительные привилегии в общественном положении. Майор же с нетерпением предвкушает богатое приданое, которое поправит его денежные дела. К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер. Но жест матери, ухватившей ее за платье, обнаруживает всю незатейливую простоту купеческих нравов.
Брак по расчету, типичный для России того времени, впервые получил отражение в живописи. Здесь снова читается излюбленная мысль петрашевцев: естественные человеческие побуждения искажаются современным обществом, царящей в нем властью денег. Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника. Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишних подробностей и подчеркнутой назидательности. Перед нами живая, убедительная сцена. Точно найденные психологические характеристики, умело построенная композиция, добротная живопись не только помогают раскрыть содержание произведения, но и доставляют зрителю высокое эстетическое наслаждение.
Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую поэму. В ней, в частности, говорилось:
Всюду деньги. Даже в рай
Путь художника в искусство необычен. Он не был «постоянным» учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе лучших ее питомцев за границей. «Меня судьба, отец да мать назначили маршировать»,— писал он о себе. Павел Федотов родился в 1815 году в Москве и одиннадцати лет был отдан в московский кадетский корпус, который блестяще окончил. В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы — в лейб-гвардии Финляндский полк, в Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь.
Полковые казармы располагались поблизости от Академии художеств, и Федотов, восхищавший товарищей меткими рисунками, стал посещать вечерние рисовальные классы. Человек разносторонних дарований, он в свободное время пел, играл на гитаре, писал стихи. Его карандаш и кисть откликались на будничные события полковой жизни, фиксировали лица друзей. Акварели Федотова привлекли внимание начальства. В полку заговорили об офицере, подающем надежды стать художником-баталистом — одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое -бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез подумывать именно о таком батальном жанре и в начале 1844 года решил выйти в отставку. Ему двадцать девятый год. У него чин штабс-капитана и десятилетний стаж гвардейской службы.
«Думая сделаться баталистом, начал изучать коня со скелета, но старая страсть к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни... на свободе развилась вполне»,— скажет потом мастер о начале своего художнического пути. Нравственно-критические сцены из обыкновенной жизни? Но ни сама «обыкновенная» жизнь, ни тем более критические сцены из нее не были до сих пор предметом живописи. В то время в центре внимания художников был мир легендарных героев и облагороженной натуры. Ведь не случайно А. Венецианов с его поэтическими образами крестьян так и не нашел общего языка с чиновной Академией художеств той поры. Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения — он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки общества.
Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года. Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла. В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи. Два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, чтобы немного заработать себе на жизнь. Другой эскиз — «Художник женившийся без приданого в надежде на свой талант» - того же года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды. Ненужные теперь рамы для картин отправляются в печку. Но дворник вынул из нее вьюшки, чтобы угодить хозяину дома и выжить бедняков холодом из квартиры.
В этих композициях, исполненных сепией, Федотов обобщает наблюдения, приходя к выводу: окружающая жизнь устроена ненормально и несправедливо. Смерть барской собачки—драма, приводящая в действие множество людей, а безысходное положение бедняков — обычное явление, ни у кого не вызывающее сочувствия. Отставной штабс-капитан придавал своим произведениям критическую направленность. Он приобщался к идеям революционных демократов сороковых годов: Белинского, Герцена, петрашевцев.
Петрашевцы оказались ему особенно близки. Их кружок посещало немало любителей искусств. Не случайно в деле распространения социалистических идей одно из первых мест отводилось ими изобразительному искусству. Так, видный член кружка А. Баласогло считал, что художник-бытописатель должен быть «проницательным мыслителем», преследуя «пороки, порожденные дурным воспитанием или неустройством общества». Позже, когда петрашевцы были разгромлены, Баласогло назвал Федотова в числе тех, кто имел с ним одинаковое мнение относительно общественного переустройства.
Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей. В небольших холстах чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям.
«Свежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крест», 1846 года — картина, обозначившая начало критического реализма в русской живописи. Сам автор так пояснял сюжет произведения: «Утро после пированья по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел: чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу... объедки и осколки вчерашнего пира».
Герой картины — самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем. Валяющийся на полу роман реакционного писателя и журналиста Ф. Булгарина, имя которого в ту эпоху стало почти нарицательным, довершает его характеристику. Позиция Федотова во многом созвучна взглядам М. Петрашевского: «Источник всего худого не следует искать в природе человеческой, но в самом устройстве житейских отношений».
Произведение идет вразрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет «кавалера» мифологическому герою: у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Это тонкая пародия на привычный академический тип картины. Федотов утверждал право живописца выбирать самые обыденные сюжеты. Самой популярной его работой стала картина «Сватовство майора» 1848 года. Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом и корыстью. Появившаяся в дверях сваха уведомляет о приезде жениха. Купец не скрывает радости по поводу возможного родства с дворянином — это не только польстило бы ему, но и обеспечило значительные привилегии в общественном положении. Майор же с нетерпением предвкушает богатое приданое, которое поправит его денежные дела. К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер. Но жест матери, ухватившей ее за платье, обнаруживает всю незатейливую простоту купеческих нравов.
Брак по расчету, типичный для России того времени, впервые получил отражение в живописи. Здесь снова читается излюбленная мысль петрашевцев: естественные человеческие побуждения искажаются современным обществом, царящей в нем властью денег. Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника. Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишних подробностей и подчеркнутой назидательности. Перед нами живая, убедительная сцена. Точно найденные психологические характеристики, умело построенная композиция, добротная живопись не только помогают раскрыть содержание произведения, но и доставляют зрителю высокое эстетическое наслаждение.
Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую поэму. В ней, в частности, говорилось:
Всюду деньги. Даже в рай
Тоже денежек подай!
Лишь пожертвуй в церковь вклад,
Лишь пожертвуй в церковь вклад,
Да побольше... Что тут ад? — Нипочем.
Весь век молиться
Будет пастырь за тебя...
Федотов знакомил с поэмой лишь близких знакомых, но постепенно ее текст разошелся в списках по всей России.
Нравам современного общества были посвящены многие рисунки мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предполагал издавать их в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Бернардским. Взяточничество, семейные отношения, построенные на расчете, положение художников и другие темы давали пищу его сюжетам. Но издательским планам Федотова не суждено было осуществиться: близкий к петрашевцам Бернардский был арестован, а позже отдан под надзор полиции. В России наступило время, которое Герцен назвал «мрачным семилетием». Мечта Федотова о просветительстве потерпела крах.
Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому роду живописи, который труден и опасен»,— писал его современник. Другие справедливо полагали, что работы Федотова «могут подать повод к таким соображениям моральным и политическим, что можно допечь и самого живописца». А тут еще властям стала известна крамольная поэма, относительно которой пришлось давать объяснения. Официальный Петербург отвернулся от художника. Картины не покупались, издание даже безобидных рисунков встретило противодействие. Между тем в Москве ждали помощи старик отец и сестры. В его творчестве появляются трагические ноты.
Настроением печали и одиночества проникнута картина «Вдовушка», созданная в 1851 — 1852 годах. Имущество вдовы описано за долги. Дверь в соседнюю комнату опечатана полицией. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные думы.
Изображение вечерних сумерек и свечи рождает чувство одиночества. Этот мотив не раз встречается в поздних работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщенно, чем прежде. Такова картина «Анкор, еще анкор!» 1851 —1852 годов. В низкой светелке деревенской избы офицер коротает долгий зимний вечер. Он заставляет собаку снова и снова прыгать через палку, смешивая русские и французские слова: «еще!», «анкор!». Однообразие повторяющихся движений, давящая теснота пространства, тревожные багровые отсветы от пламени свечи... Сцена вызывает ощущение духовного оцепенения, тоски.
К числу поздних произведений Федотова принадлежат картина «Игроки» и подготовительные рисунки к ней, исполненные на синей бумаге. Карточная игра становится символом пустой траты времени, а обычный проигрыш начинает казаться жизненным крахом. В картине звучат ноты безысходности. Сидящий в центре игрок еще надеется поправить свое положение. Но его партнеры в позах донельзя усталых людей застыли вокруг стола. Направленный в их сторону просительный жест проигравшего не встречает ответа. Полотно осталось незаконченным, и вряд ли случайно за спиной главного героя изображены пустые, без холстов рамы. Чувства самого живописца угадываются на искаженном болью и недоумением лице персонажа.
В 1852 году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу. И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два лица — Николая I и Федотова. Император смотрит на растерянного художника сверху вниз через большое увеличительное стекло... В том же году Павел Андреевич скончался.
«Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких слезах»,— сказал о себе однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства. Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи.
Будет пастырь за тебя...
Федотов знакомил с поэмой лишь близких знакомых, но постепенно ее текст разошелся в списках по всей России.
Нравам современного общества были посвящены многие рисунки мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предполагал издавать их в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Бернардским. Взяточничество, семейные отношения, построенные на расчете, положение художников и другие темы давали пищу его сюжетам. Но издательским планам Федотова не суждено было осуществиться: близкий к петрашевцам Бернардский был арестован, а позже отдан под надзор полиции. В России наступило время, которое Герцен назвал «мрачным семилетием». Мечта Федотова о просветительстве потерпела крах.
Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому роду живописи, который труден и опасен»,— писал его современник. Другие справедливо полагали, что работы Федотова «могут подать повод к таким соображениям моральным и политическим, что можно допечь и самого живописца». А тут еще властям стала известна крамольная поэма, относительно которой пришлось давать объяснения. Официальный Петербург отвернулся от художника. Картины не покупались, издание даже безобидных рисунков встретило противодействие. Между тем в Москве ждали помощи старик отец и сестры. В его творчестве появляются трагические ноты.
Настроением печали и одиночества проникнута картина «Вдовушка», созданная в 1851 — 1852 годах. Имущество вдовы описано за долги. Дверь в соседнюю комнату опечатана полицией. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные думы.
Изображение вечерних сумерек и свечи рождает чувство одиночества. Этот мотив не раз встречается в поздних работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщенно, чем прежде. Такова картина «Анкор, еще анкор!» 1851 —1852 годов. В низкой светелке деревенской избы офицер коротает долгий зимний вечер. Он заставляет собаку снова и снова прыгать через палку, смешивая русские и французские слова: «еще!», «анкор!». Однообразие повторяющихся движений, давящая теснота пространства, тревожные багровые отсветы от пламени свечи... Сцена вызывает ощущение духовного оцепенения, тоски.
К числу поздних произведений Федотова принадлежат картина «Игроки» и подготовительные рисунки к ней, исполненные на синей бумаге. Карточная игра становится символом пустой траты времени, а обычный проигрыш начинает казаться жизненным крахом. В картине звучат ноты безысходности. Сидящий в центре игрок еще надеется поправить свое положение. Но его партнеры в позах донельзя усталых людей застыли вокруг стола. Направленный в их сторону просительный жест проигравшего не встречает ответа. Полотно осталось незаконченным, и вряд ли случайно за спиной главного героя изображены пустые, без холстов рамы. Чувства самого живописца угадываются на искаженном болью и недоумением лице персонажа.
В 1852 году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу. И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два лица — Николая I и Федотова. Император смотрит на растерянного художника сверху вниз через большое увеличительное стекло... В том же году Павел Андреевич скончался.
«Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких слезах»,— сказал о себе однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства. Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи.
М. ШУМОВА, кандидат искусствоведения
"Юный художник", № 2, 1984 г. Стр. 38 - 42