Новое! Филонова Ю.А. Диалог с писателем-современником на уроке внеклассного чтения. А. Лиханов «Мальчик которому не больно», «Девочка которой все равно»    В статье показаны методические приёмы организации диалога читателя с автором при обсуждении новых произведений А.А.Лиханова

Новое! Калганова Т. А. Вспоминаем, как научить школьника самостоятельно писать на литературную тему  В статье говорится о значении письменной речи в информационном обществе, о методике обучения сочинению на примере размышления и ответа на проблемный вопрос

Новое! Черников А. П. «Это муза не прошлого дня». Художественные искания С. Есенина    В статье рассматривается сложность и своеобразие творческого пути С.Есенина, его напряжённые художественные искания, особенности поэтики. Ключевые слова: проблематика, художественные искания, концепция мира и человека, природа России

Новое! Нехаев Р.В. Рассказ И. С. Тургенева Живые мощи. 9 класс   Автор статьи предлагает вопросы и задания для анализа рассказа в единстве формы и содержания; отмечает актуальность утверждаемых Тургеневым нравственных ценностей. Ключевые слова: человек, природа, Бог, любовь, болезнь, страдания, прощение, терпение, болезнь, авторская позиция

Новое!  Молчанова С. В. Слово «Таинство» и таинство слова. О рассказе Евгения Носова «Красное вино Победы»   С помощью лексико-стилистического анализа в статье обосновывается мысль, что художественным ядром рассказа Е.Носова «Красное вино победы», «образом образов» (Аф. Потебня) является таинство Евхаристии

Новое!  Граблина Н. В. «Любовь, что движет солнце и светила...». Урок по рассказу К. Паустовского «Снег»    представлен конспект урока по рассказу К.Г. Паустовского «Снег». «Искусство медленного чтения», «чтение с остановками» становится главным методическим приёмом постижения нравственно-художественной глубины произведения

Новое!  Пронина Е. П. Тема Великой Отечественной войны в литературе ХХ века    В статье содержатся конкретные советы и рекомендации по точной интерпретации «лейтенантской прозы», предлагается анализ таких произведений, как «Сашка» В.Кондратьева, «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег» Ю.Бондарева

Новое!  Ступина Н. А. «Голос, взывающий к жизни». К 105-летию со дня рождения Ольги Берггольц   В статье представлены основные вехи творческого пути Ольги Берггольц. Отмечаются особенности поэтики её произведений тридцатых годов, самоотверженное служение поэтессы в годы военной блокады в Ленинграде

Новое!   Соловей Т. Г. Анализ вступления к поэме А. С. Пушкина «МЕДНЫЙ ВСАДНИК». 7 класс  В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся

Новое!  Сиренко Л. А. Урок по поэзии А. Ахматовой   Знакомство с лирикой А.Ахматовой предлагается в форме интерактивного урока: учащиеся в группах представляют фрагменты биографии, делают анализ предложенных стихотворений

Новое!   Старикова В.А. А. П. Чехов в стихотворении И. А. Бунина «ХУДОЖНИК»   В статье дан развёрнутый анализ стихотворения И.А.Бунина «Художник», рассматриваются особенности поэтического видения И.А.Буниным А.П.Чехова, «удивительного человека и удивительного писателя»    

Запольская А.И. «Поэтом можешь ты не быть...» Об итоговом занятии по стиховедению в XI классе    Ключевые слова: художественная целостность, мини-антологии, рифма, звукопись, Онегинская строфа, центон, итоговое занятие по стиховедению

Черкезова М.В. РАССКАЗ М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ» В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ      В статье предложена отличная от принятой трактовка образа Челкаша: он не босяк, отрицающий правила обычной жизни, а человек обездоленный, лишённый не по своей вине возможности заниматься крестьянским трудом

Миронова Н.А. ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИИ И ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА. X КЛАСС     Н.А. Некрасов - поэт, изучение личности и творчества которого формирует нравственные качества школьника-читателя. В статье предложены лекция и система вопросов и заданий, направленных на изучение биографии поэта и его лирических произведений

Беляева Н.В. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ      В статье показано, как в основной школе начинать пропедевтическую подготовку к итоговому сочинению с анализа текстов-образцов и какие метапредметные результаты ФГОС основного общего образования могут быть при этом реализованы

Колокольцев Е.Н. ДУМАЛ УЖ О ФОРМЕ ПЛАНА... Составление плана на уроках изучения художественного произведения            Автор обращается к вариантам составления плана эпических произведений, которые передают особенности литературного сюжета, фиксируют внимание учеников на жанровых особенностях произведений и роли рассказчиков в них

Соловей Т.Г. Нужны ли людям чудеса? Сопоставление героев феерии А.Грина Алые паруса и рассказа С. Малицкого Танька дурочка     В материале представлен урок сопоставления героев феерии А.Грина «Алые паруса» и рассказа С.Малицкого «Танька-дурочка», показывается, какую роль играет мечта о чуде в жизни человека, какого большого духовного труда требует её осуществление. В уроке заложен большой воспитательный потенциал

Кургуз С.П. «Очень русский человек» И.А. Бунин: жизнь и творчество XI класс      Данный урок поможет представить И.А.Бунина, в творчестве которого в полной мере отразились все противоречия рубежа Х1Х-ХХ веков, сложный момент в судьбе России и её народа

Соловей Т .Г. Святому братству верен я... Анализ стихотворения А.С. Пушкина «19 ОКТЯБРЯ 1825» VIII класс  В статье даётся ход анализа стихотворения А.С.Пушкина«19 октября 1825». Много внимания уделено биографическому материалу, ведётся словарная работа, используются различные медиаматериалы для достижения эффективности урока. Рассматривается роль дружбы в жизни человека, её облагораживающее влияние, важность духовного единения людей