Панова Г. Изобразительно-выразительные средства языка. Тесты. IX класс


В течение двух лет я вела в IX классах элективный курс «Культура речи», где рассматривались вопросы изобразительно-выразительных средств нашего языка. Думаю, что отдельные задания можно использовать и на уроках русского языка, и при домашней подготовке к ЕГЭ. Предлагаю свои тесты на распознавание изобразительно-выразительных средств языка.

I. Найдите троп или стилистическую фигуру.
1. В каких предложениях использована антитеза?
A. Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, всяк заплачет.
Б. Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый.
B. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Г. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

2. В каких примерах использован параллелизм?
A. Ты вел мечи на пир обильный.
Б. В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
B. Я любуюсь тобою: Твоими глазами, твоею улыбкой,
твоими речами.
Г. В начале ноября ударили морозы, они были необычайно холодны.

3. Выберите примеры, содержащие эпифору.
A. Всюду снега. Белоснежные просторы радуют глаз.
Б. Степям и дорогам не кончен счет,
Камням и порогам не найден счет.
B. Голова представляла собой точную копию яйца...
Лысой она была тоже, как яйцо.
Г. Приветствую тебя, пустынный уголок!..

4. В каких предложениях использована инверсия?
A. Полночь сошла, непроглядная темень.
Б. Тучки грозовые по небу плывут.
B. День был жаркий, серебряные облака тяжелели ежечасно.
Г. Изумительная весна наступила.

5. В каких предложениях использована анафора?
A. Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
Б. Жди меня, и я вернусь, только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди.
B. Мне бы только видеть тебя,
Мне бы только слышать твой голос...
Г. Долго гулял я по осеннему лесу, всматривался в синие дали.

6. В каких предложениях использована градация?
A. Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьется ввысь...
Б. И тогда тоненький стебелек наклоняется, и чашечка
опрокидывается.
B. Берег быстро темнел, становился голубым, синим,
лиловым.
Г. Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.

7. Отметьте примеры, содержащие метафору.
A. У меня в душе ни одного седого волоса.
Б. Ты вел мечи на пир обильный.
B. Как чайка, парус там белеет в вышине.
Г. Ярким солнцем в лесу пламенеет костер.

8. Отметьте примеры, содержащие олицетворение.
A. Улыбнулись сонные березки.
Б. Анчар, как грозный часовой,
Стоит, один во всей вселенной.
B. И дряхл, и сед закат осенний.
Г. Плачет дождь, воет вьюга.

9. Отметьте примеры, содержащие метонимию.
A. Чашка из серебра.
Б. Золото и серебро на столе.
B. Это старинное серебро.
Г. Цепочка из серебра.

10. Отметьте примеры, содержащие эпитет.
A. Золотое изделие.
Б. Золотой характер.
B. Золотые руки.
Г. Золотые годы.

11. Отметьте примеры, содержащие синекдоху.
A. Студент нынче пошел не тот.
Б. Часок! Я сейчас освобожусь.
B. И раб судьбу благословил.
Г. В сумерки луга похожи на море.

12. Отметьте примеры, содержащие сравнение.
A. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Б. Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених.
B. Как чайка, парус там белеет в вышине.
Г. Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.

13. Отметьте примеры, содержащие гиперболу.
A. Напугал до смерти!
Б. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
B. Василий принес тысячу извинений.
Г. Тысячи людей в мире голодают.

14. Отметьте примеры, содержащие литоту.
A. Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем...
Б. Стоит избушка на курьих ножках.
B. От горшка два вершка.
Г. Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.
 

«Русский язык и литература для школьников» . – 2015 . - № 8 . – С. 62-64.