Хоменко К. П. Пока не стало поздно. Урок по рассказу К. Н. Паустовского Телеграмма. 8 класс


Аннотация. Анализируя рассказ «Телеграмма», учитель помогает учащимся на основе исследования текста понять, какой урок нравственности преподносит нам К.Г.Паустовский, что такое настоящая доброта, осознать ценность семейных отношений и по-новому взглянуть на родных и близких.
Ключевые слова: благодарность, проблема одинокой старости, нравственные ценности, настоящая доброта, пейзажная зарисовка, связь человека и природы, осознание вины, чувство дома, нравственный урок.

Abstract. Analyzing the short story “Telegram”, the teacher helps students to understand the lesson of morality presented by K.G.Paustovsky Students get to understand the meaning of real kindness and family values and have a fresh look at their families.
Keywords: gratitude, problems of a loneliness at old age, moral values, true kindness, landscape sketches, communication between humans and nature, awareness of guilt, sense of home, moral lesson.


К счастью, за 45 лет педагогической деятельности мне не приходилось сетовать на то, что «дети не читают». И вот сейчас, к сожалению, соглашаюсь: книга уходит из жизни современного школьника. Правда, по-прежнему на мой вопрос: «Стоило читать это произведение?», улыбаясь, отвечают: «Стоило!» Но я вижу: искорки в глазах появляются только после изучения. А чтение по своему желанию - это уже редкое явление. Новому поколению «не хватает времени». Поневоле начинаешь задумываться, как сделать так, чтобы чтение не стало принудительным заданием.

Готовясь к предстоящему учебному году, обычно летом пересматриваю конспекты, произведения. Некоторые перечитываю с большим волнением, по-другому воспринимая. Так я заново прочитала рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма». Важно каждое слово этого замечательного писателя! Захотелось, чтобы быстрее наступил учебный год: моим восьмиклассникам уже нужно знать это произведение!
Рассказ - не назидание, в нём нет призыва: «Любите родителей, пишите им письма, не забывайте». Слово автора о большем. Великий мастер приглашает нас на конкретном примере из жизни поразмышлять о настоящей доброте, о подлинном милосердии. Рассказ печальный, но красивый по своей сути, потому что осветляет душу, просто, ненавязчиво призывает к человечности. Нельзя, прочитав его, сделать что-то плохое. Поэтому главная цель уроков, посвящённых Паустовскому, - научить слышать и понимать слово писателя, его думы, чаяния, надежды, помочь детям сформировать собственную жизненную позицию.

Познакомившись с методическим разработками уроков замечательных учителей, взяв на вооружение понравившиеся мысли, я написала свой конспект урока и решила предложить его вашему вниманию.

Тип: урок-исследование.
Методы: проблемный (беседа) с использованием ИКТ и применением технологии критического мышления.
Цель: определить идейное звучание рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма», авторскую позицию, активизировать творческие силы учащихся, их интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал для формулирования своего читательского мнения о поднятой писателем проблеме и помочь пересмотреть (если в этом есть необходимость) своё отношение к родным и близким.
Оборудование: портрет К.Г.Паустовского; репродукции картин Рафаэля «Сикстинская Мадонна», А.Шилова«Зацвёл багульник», «Моя бабушка»; презентация Microsoft PowerPoint.

Записи на доске: Сольвейг (в переводе с норвежского языка — солнечный путь) — олицетворение поэтичности, красоты.
Пустельга — 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Пустой, легкомысленный человек.

Эпиграфы:
Спешите делать добрые дела.
А.Я.Яшин

Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы все в долгу, - это Мать.
М.Горький

За добро плати добром.
К.Г.Паустовский

Предварительное домашнее задание:
При чтении сделать пометки на полях для более эффективного размышления над текстом: «-» — думал иначе; «+» — интересно и неожиданно; «?» — есть вопросы.
Начинаю урок с эмоционального настроя. Рассказываю об удивительном случае из биографии К.Г.Паустовского (по воспоминаниям известного киносценариста, публициста, писателя Олега Осетинского). Это и будет (на стадии вызова) мотивацией к дальнейшей работе.

Слайд 1. Портрет К.Г.Паустовского.
Слайд 2. На слайде две фотографии: портрет Марлен Дитрих и «Дитрих у ног Паустовского».
— Перед вами портрет К.Г. Паустовского и портрет Марлен Дитрих, известной немецкой и американской актрисы, певицы. Часто её называли эталоном моды и красоты, недосягаемой звездой. Как-то в конце одного из концертов вышел с поздравлениями и комплиментами крупный представитель власти и любезно спросил Дитрих: «Что бы вы хотели ещё увидеть в Москве? Кремль, Большой театр, Мавзолей?» И эта недоступная богиня в миллионном колье вдруг тихо так ему сказала: «Я бы хотела увидеть советского писателя Константина Паустовского. Это моя мечта много лет!» Сказать, что присутствующие были ошарашены, — значит не сказать ничего. Мировая звезда — и Паустовский?! Все зашептались: что-то тут не то! Приняли это за причуды звезды! И к вечеру этого самого Паустовского, уже умирающего в больнице, разыскали. Объяснили суть нужной встречи. Но врачи запретили. Тогда компетентный товарищ попросил самого писателя. Но и он отказался. Потребовали! Не вышло. Пришлось умолять. Умолили...
И вот при громадном скоплении народа вечером на сцену Центрального дома литераторов поднялся, чуть пошатываясь, худой старик. А через секунду на сцену вышла легендарная звезда... и вдруг, не сказав ни единого слова, встала перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала её целовать и прижимать к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами. И весь большой зал беззвучно. замер. И только потом вдруг — медленно, неуверенно. начал вставать. Встали все. Зал прорвало просто бешеным водопадом рукоплесканий! А потом, когда замершего от страха Паустовского усадили в старое кресло, а блестящий от слёз зал, отбив ладони, затих, Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского «Телеграмма», который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству. И, быстро утерев последнюю слезу, Марлен очень просто сказала: «С тех пор я чувствовала как бы некий долг — поцеловать руку писателя, который это написал. И вот — сбылось! Я счастлива, что успела это сделать. Спасибо вам всем — и спасибо России!».

Вот так неожиданно в недоступной звезде открылось трепетно бьющееся сердце. Женщина, купавшаяся в роскоши и славе, считает себя счастливой, потому что успела, как она говорит, выразить благодарность русскому писателю К.Г. Паустовскому, ведь это он сказал: главное — успеть, «пока не стало поздно».

— Если вы согласны, я предлагаю эти слова сделать темой урока: «Пока не стало поздно.» (Слайд 3). На доске написано несколько эпиграфов. К концу урока выберем один, который бы раскрывал основную мысль рассказа и наших размышлений.

Беседа по рассказу.
— Вы тоже прочитали рассказ «Телеграмма». Какое впечатление он произвёл на вас?
(Смысл ответов сводится к одному: «Очень жаль главную героиню, от этого грустно».)
— Как вы думаете, почему Марлен Дитрих встала перед писателем на колени, за что она его благодарила? (Наверное, за то, что К.Г.Паустовский с необыкновенной любовью пишет о простых людях, трепетно говорит о матери.)
Да, народ всегда чтил мать. Её облик во всей мировой культуре наделён самыми светлыми чертами: она и подательница жизни, и кормилица, и защитница детей, и хранительница семейного очага. А сколько поэтических строк посвящено Матери!
Удивительный образ Матери создал итальянский художник Рафаэль. Вглядитесь внимательно в картину «Сикстинская Мадонна» (слайд 4). Что на ней изображено? (Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках легко ступает по облакам навстречу трагической судьбе. Чтобы люди были счастливы, Мария должна отдать своего Сына — Иисуса Христа — на страдание и муку. Мы видим, она нежно прижимает своего Сына к себе. Глаза её печальны. Мария готова отдать и жизнь ради спасения Сына. Но предназначение у Него другое. И Мария готова к жертве ради людей. Так Рафаэль славит величие женщины-матери.)

Итак, сегодня мы будем говорить о писателе, произведения которого заставляют думать, волнуют сердце. В рассказе «Телеграмма» нет восторженных слов, назиданий: поступай так, а не так. К.Паустовский просто, даже обыденно просит остановиться, оглянуться, увидеть старого, больного человека и прочесть письмо, от которого становится тревожно на душе.

Рассказывает заранее подготовленная ученица или учитель (обязательно наизусть!):
«Ненаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уже не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как эта осень».

— Кому адресовано это трогательное письмо? (Катерина Петровна пишет дочери.)
— Что-то тронуло, взволновало вас в судьбе этой женщины? (Катерина Петровна совершенно одинока. Она напрасно ожидает приезда дочери, которая уже три года не была в Заборье и редко когда напоминает о себе письмом или переводом с одними и теми же словами: «Дел столько, что и написать некогда».)

Ребята чувствуют осуждение автора и вместе с ним возмущаются поступком Насти. Но Паустовский пишет не только об этом. Ему хочется поговорить со своими читателями о вечных ценностях. Чтобы увидеть это, нужно внимательнее вглядеться в текст, в каждое слово, рассмотреть других героев, поэтому предлагаю провести исследовательскую работу над рассказом.

— Как вы можете определить общую проблему рассказа? (Взаимоотношения детей и родителей.)
Правильно, К.Г.Паустовский затрагивает один из важнейших жизненных вопросов — взаимоотношения детей и родителей. Если они нарушаются, возникает проблема одинокой старости. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, не забывают ли писать письма, достаточно ли проявляют внимания, умеют ли позаботиться? Вот вопросы, о которых подумаем и поговорим.
— Обратимся к началу рассказа. С чего начинается произведение? (С небольшой пейзажной зарисовки.)
Слайд 5. Читаем от слов: «Октябрь был на редкость холодный, ненастный...»
— «Спутанная трава», дождь «назойливо сыпался», тучи «тащились». О чём заставляет задуматься такое начало? (Мрачная картина осени предвещает нерадостные события.)
— Какую роль играет деталь — «один маленький подсолнечник»? (Этот образ несёт символический смысл. Деталью подчёркивается одиночество героини. Она тоже, как и подсолнечник, одинока. Печален человек, печальна природа.).
— Обратимся к деталям интерьера. Назовите их. А какова их роль? (Грустную картину пейзажа дополняют детали интерьера. Горький запах нетопленых печей, потускневшие картины, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар — всё говорит о том, что жизнь уходит из старого дома.)
— Каково душевное состояние Катерины Петровны? (Она одинока, ей не с кем поговорить.)
— О каких моментах жизни героини вы читали с особенным волнением?
Ребята могут зачитать помеченное на полях или пересказать. Их трогает внешний вид героини: маленькая, сгорбленная, молчаливая, беспомощная. Невозможно спокойно читать о том, как почтарь Василий приносил перевод на 200 рублей и как «Катерина Петровна сидела растерянная, с деньгами в руках, осторожно перебирала пухлые бумажки. От старости она забывала, что деньги вовсе не те, какие были в руках у Насти. А ей казалось, что от денег пахнет духами».
— Почему она плакала? (От душевной боли, разочарования. Она ждала, надеялась, что дочь приедет, а дочь никак не ехала.)
Обращаемся к репродукциям картин Александра Шилова: «Моя бабушка», «Зацвёл багульник». (Слайды6, 7.)
— Обратите внимание на портреты Александра Шилова. Есть ли что-то общее между Катериной Петровной и этими бабушками? (Все героини «старенькие, родные, близкие, все в ожидании чего-то, их хочется защитить».)
Действительно, наш взгляд цепляется за детали, от которых щемит сердце. Здесь нет ярких красок, но трогают душу эти портреты.
— Почему Катерина Петровна очень редко писала своей дочери? («Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы. Лучше не мешать». Поэтому Катерина Петровна очень редко писала, но «думала о ней все дни, сидя на краешке продавленного дивана».)
— Боялась помешать... Как странно звучит! Ведь это мать! Разве мать может помешать письмом? Что вы об этом думаете?..
— Почему же всё-таки однажды она решилась написать? После чего? (Ей показалось, что кто-то долго стучал в калитку, которая была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь не могла знать об этом и стучала.)
Прочитаем этот эпизод от слов: «Позабытые звёзды пронзительно смотрели на небо.» — до слов: «.пожалела клён, потро
гала шершавый ствол, побрела в дом и в ту же ночь написала Насте письмо» (слайд 8).
— Как вы думаете, а этот пейзаж играет какую-то роль? (В судьбе клёна тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной ветреной ночи». Не случайно Катерина Петровна пожалела клён.) А какое слово находит автор для звёзд? («Позабытые».) Как называется это изобразительное средство? (Эпитет.) Что вы можете сказать о его роли? (Эпитет «позабытые» подчёркивает одиночество Катерины Петровны, ведь и её тоже позабыли. Описание клёна помогает понять настроение героини, её переживания.)
— Итак, страдает человек, и природа у Паустовского сочувствует ему. И вот после этой встречи Катерина Петровна решается напомнить дочери о себе. Почему? (Она поняла, что жить ей осталось совсем мало, и осмелилась попросить дочку приехать хоть на один день, чтобы попрощаться с ней.)
— Вас что-нибудь удивляет в этом письме? (Несмотря ни на что, она любит свою дочь, называя её «ненаглядная моя». Очень просто пишет о приближении смерти.)
— Посмотрите, героиня ни на что не жалуется. Обычно пишут о родственниках, о себе, а она о природе. Почему? (Именно при
рода помогает ей жить. И сад, и клён она жалеет, так как посадила его давно, ещё девушкой-хохотушкой. Это всё близкий ей мир.)

Образ Насти.
— Перенесёмся в Ленинград. Что же Настя? Чем занимается этот единственный для Катерины Петровны родной человек? (Работает секретарём в Союзе художников.)
— Автор рассказывает о том, как Настя помогла художнику Тимофееву. Как вы думаете, почему она это сделала? (В её обязанности входило помогать молодым художникам, устраивать выставки, конкурсы.) Получается, помогла Тимофееву организовать выставку только по обязанности?
— Давайте посмотрим, как она проявила себя в организации этой выставки. (Проявила настойчивость, решительность, упорство, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника. «Прошла к председателю, долго говорила с ним, доказывала и всё-таки убедила».)
— О чём это говорит? (Была действительно заинтересованной, всё делала от души.)
— А художник был талантливым? (Да.)
— Какой факт говорит об этом? (Настя посмотрела на Гоголя и вздрогнула, увидев, «как на виске бьётся тонкая жилка». Гоголь был как настоящий. Именно эта деталь говорит о большом таланте, о настоящем искусстве.)
— Зная об участии Насти в судьбе художника, можно ли сказать, что это очень чёрствый человек? (Нет. Не чёрствый и не бездушный, а внимательный человек Настя. В Союзе художников её ценят именно за чуткость и внимание.)
Способность ставить вопросы к тексту и искать смыслы в прочитанном говорит о развитом критическом мышлении учащихся, которое нередко понимают как выискивание недостатков, что неверно. Надо развивать такое мышление.
— Представьте, что вы встретились с Настей. Что бы вы у неё спросили? Какой вопрос хотели бы задать? (Все сошлись в едином мнении, хотелось бы спросить: «Почему же ты, думая о чужом человеке, помогая ему, забыла о самом родном и близком?»)
— А вы как думаете, почему в отношении к матери Настя другая? Ведь получает она письмо именно в то время, когда помогает чужому человеку. Вам нравится её поведение при получении письма?
Идёт поиск ответов. Кому-то ненравится, что Настя получила письмо и спрятала в сумочку, не читая: «Не видела мать три года, а письмо не стала читать, толькодома прочла». Кто-то пытается её оправдать: «На работе не всегда есть возможность прочитать письмо».

Направляю к тексту.
— А как дочь отнеслась к просьбе матери приехать? Что она подумала в этот момент?
Читаем: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырвешься!»
Пытаемся осмыслить эту фразу. Насте некогда, у неё работа, важное дело. Но не звучит ли это простым оправданием? Вполне возможно — для успокоения совести. Ведь
главная причина была другая: она тут же подумала о переполненных поездах, о тряской телеге, о материнских слезах и скуке сельских дней и положила письмо в ящик письменного стола, решив, что, раз письмо пришло, значит, мать жива.
— Прямой авторской оценки поступков Насти нет. Но вы её чувствуете?.. В какой-то момент совесть понемногу начинает просыпаться. Вы заметили этот момент? (Совесть пробудил Гоголь: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»)

Самостоятельный поиск ответа на вопрос с опорой на текст радует. Нашли в рассказе ещё один момент косвенного выражения оценки героини: «Все смотрели на Першина, но чей-то взгляд, тяжёлый и пронзительный, Настя всё время чувствовала на себе и боялась поднять голову. “Кто бы это мог быть? — подумала она. — Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо”».

Догадался о чём? Понятно: где-то в глубине души Настя осознаёт, что она просто не хочет ехать, не желая обременять себя неудобствами и хлопотами. «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: “Эх ты!”» Догадываемся, что Гоголь усмехается, «глядя» на Настю, потому что её совесть мучает.

— Художники прозвали Настю Сольвейг. Как вы думаете, заслуживает она этого?
Слайд 9. Сольвейг (героиня пьесы Генрика Ибсена «Пер Гюнт») в переводе означает «солнечный путь». Она умела вызвать в душах людей светлый праздник, отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.
Осознаём,что сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным. Это подтверждает очень образный эпитет: «Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза».

— Посмотрите, какой разоблачающий эпитет! К какому выводу он нас подводит? (Л.Н.Толстой назвал глаза зеркалом души. Холодные глаза говорят о равнодушии. Очевидно, и сердце такое же. М.Горький сказал: «Есть на земле прекраснейшее существо, у которого мы все в долгу, — это мать». Об этом долге Настя и забыла.)
— Рассказ Паустовского предполагает неспешные раздумья над поступками человека. Какая же она, Настя? Попытаемся обобщить всё сказанное о Насте и сделать вывод. Появляются две колонки на доске и в тетрадях: равнодушная — сочувствующая. Ребята постепенно выполняют задание: приводят примеры поступков Насти как дочери и как секретаря, характеризуя её отрицательные и положительные стороны:
не ехала к матери — приезжала три года назад;
не писала писем — посылала деньги; спрятала письмо, не читая, — работы было много; оберегает себя от неудобств — чувство облегчения: мать жива;
скомкала телеграмму — решение помочь Тимофееву;
солгала, сказав: «От знакомой», — настойчивая, требовательная; любовалась собой, думала о себе — укор Гоголя — укол — чувство совести; нет чувства благодарности — получает благодарность художника; слушала похвалу — осознала вину. Обсуждение записей помогает систематизировать всё сказанное о Насте, установить причинно-следственные связи и избежать категоричности в утверждениях. Настя — живой человек. Есть в ней и хорошее, и плохое. Мать — это самое святое. Понимает ли это Настя? Мать дала Насте жизнь. Дочь получила образование, престижную работу. Всё у неё в жизни устроилось хорошо. Но почему в её размеренную жизнь не входит забота о матери? Получается, что доброта Насти показная, ненастоящая. Чувствуется какая-то фальшь. Вот седой художник подходит к Насте со словами благодарности: «Прекрасно сделали. А то у нас, знаете ли, много болтающих о внимании... о заботе и чуткости, а как дойдёт до дела, так натыкаешься на пустые глаза». Не о ней ли эти слова? И дальше Насте приходится снова лгать. Держа в руках скомканную телеграмму, на вопрос: «Ничего неприятного?», она отвечает: «Нет. Это так. От одной знакомой.»

Осмысление названия рассказа
— Рассказ называется «Телеграмма». Сколько их было? Кто их адресаты и адресанты? (Две телеграммы. Первая отправлена Тихоном Насте в Ленинград, вторая — матери.)
— Подумайте, какую телеграмму имел в виду автор? (Вторую.) Почему? (Обе телеграммы были отправлены Тихоном. Но вторая написана тогда, когда все уже поняли: Катерина Петровна доживает последние дни. Только надежда увидеть дочь поддерживала в ней жизнь.) Зачем Тихон отправил телеграмму от имени Насти? (Чтобы облегчить страдания Катерины, Тихон решает послать телеграмму от имени дочери.)
— Ребята, а вы поняли, почему Катерина Петровна тихо сказала: «Не надо, Тиша! Не надо, милый! Бог с тобой!»? (Она поняла, что телеграмма написана не Настей.)
— В чём важность этой телеграммы, поступка Тихона? (Поступок Тихона — искренний поступок добра и милосердия. Он оказался по-настоящему отзывчивым, действительно переживал за свою соседку, его порыв — свидетельство сострадания, великодушия.)

Приходим к выводу: это нравственный урок всем нам. Простой, скромный человек проявил настоящую человеческую доброту. Искренняя доброта свойственна и Манюшке. Она, ничего не требуя взамен, каждый день согревает Катерину Петровну своей душевной теплотой: принесёт воды из колодца, подметёт пол, поставит самовар, а последние шесть суток вообще не отходила от Катерины Петровны. Эти скромные, простые люди, которых любил К.Г.Паустовский, незаметны, не умеют красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя.

Очень интересный приём — показать настоящую доброту не через осуждение плохого в Насте, а через изображение хорошего в людях. Именно Тихону доверяет писатель очень важные слова, обращённые к Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой» (слайд 10). Выясняем значение слова пустельга (пустой, легкомысленный человек). Но ведь эти слова Паустовского обращены и к нам (Манюшка-то как раз относится к миру добрых людей), ко всем читателям. Наша русская литература всегда даёт нам нравственный ориентир, чтобы мы отличали добро и зло, милосердие и жестокость, правду и ложь.

Анализ эпилога
— Нужна ли в композиции рассказа эта маленькая часть? (Здесь самое важное — осознание вины.) Настя проплакала всю ночь. А это слёзы раскаяния. И это уже хорошо. Только теперь она поняла, что никто так не любил её, как мать. Совесть (наконец-то!) проснулась. Но автор предупреждает: всё надо делать вовремя, пока не стало поздно. Осознание ошибки пришло слишком поздно — живой Настя матьне застала. Вот и пришлось уезжать из Заборья «крадучись, стараясь, чтобы никто не увидел».

В эпилог введён ещё один образ - учительницы. Мы уже убедились: у такого писателя, как Паустовский, ничего не может быть случайным, так? (Так. Это последний упрёк Насте. Учительница молодая, «совсем ещё девочка», застенчивая, но пришла на похороны отдать последний поклон и поцеловать руку старого человека. Её душевная чуткость противопоставлена Настиной глухоте. У неё тоже старенькая мать, оставшаяся в городе. И мы уверены, что учительница окажется добрее к своей матери, чем Настя.)

Рефлексия

— Скажите, какое средство связи используется у нас сейчас чаще всего? (Сотовая, мобильная, через Интернет.) А письма пишут сейчас? (Очень редко, может быть, старые люди.)
Подхватываю сказанное и задаю провоцирующий вопрос:
— Да, письма сейчас пишут редко. Но, с другой стороны, получается, что в наше время родные не оставят близкого человека в одиночестве: позвонил в любое время, и всё! И тогда рассказ Паустовского о прошлом сейчас не актуален? Может, и читать его нет необходимости?

Надеюсь услышать от своих питомцев несогласие с таким мнением. И ребята отвечают, возвращаясь к письму, которое мы читали в начале урока: дело не только в письмах, мать хочет «поглядеть на дочь, подержать руки», голос дочери услышать, почувствовать заботу, просто побыть рядом с ней. Она имеет на это право.
— Какой из эпиграфов, на ваш взгляд, раскрывает идейный смысл рассказа? (Каж
дый из них раскрывает по-своему его основную мысль.)
— Я рада тому, что вас тронул рассказ Паустовского. Очень хочется, чтобы в мыслях вы возвращались к нему, спрашивая себя: «А я-то не пустельга?» Без чувства дома мы как дерево без корней. Согласны?..
Слайд 11. Домашнее задание (на выбор): напишите эссе на одну из тем: «Мои мысли после прочитанного», «Какой(ая) я сын (дочь)?»; составьте синквейн на одну из тем: «Настя», «Тихон».

ЛИТЕРАТУРА

1. ЗОЛОТАРЁВА И.В., КРЫСОВА Т.А. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М: ВАКО, 2006.
2. Инфоурок. Сайт учителя. Иванова В.И. Разработка урока по рассказу К.Г.Паустов- ского «Телеграмма».
3. ЛЕВАШОВА Т.Т. Пока не стало поздно // Литература в школе. — 1996. — № 6.
4. К.Г.Паустовский в школе // Литература в школе. — 1996. — № 6.
5. Репродукции картин А.Шилова. Серия «Женские образы Александра Шилова». Kar- tin.net.index.php?q=painters/shilov-aleksandr
6. Социальная сеть работников образования — nsportal.ru. Ушанфа О.Т. Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г.Паустов- ского «Телеграмма».
7. Социальная сеть работников образования — nsportal.ru. Шалагинова Н.А. Разработка урока по литературе. Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма».

 

ХОМЕНКО Клара Петровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, заслуженный учитель Республики Бурятии, почётный работник общего образования Российской Федерации