Итоги районного литературного праздника, посвящённого
Году русского языка в Российской Федерации
 
 
В соответствии с планом работы РОО и ЦФГЦРО  с целью формирования гуманитарной культуры школьников, повышения их лингвистического и литературоведческого образования, создания условий для развития и проявления свободной и  грамотной устной и письменной речи школьников, проявления их индивидуальных способностей и творческого потенциала 15 декабря 2007 года на базе гимназии № 1 среди обучающихся 6 – 8 классов был проведён районный литературный праздник, посвященный  Году русского языка в Российской Федерации.

В празднике приняли участие 220 школьников из 9 общеобразовательных учреждений Центрального района: МОУ гимназии №№ 1,  МОУ экономического лицея, МОУ СОШ №№ 4, 12, 54, 99, 156, «Диалог», «Перспектива».
 
Праздник состоял из 8 конкурсов:
• конкурс компьютерных презентаций, посвященных Году русского  языка  в Российской Федерации (домашнее задание);
• конкурс плакатов, посвященных русскому языку (домашнее задание);
• конкурс художников-иллюстраторов;
• конкурс сказочников;
• конкурс эссеистов;
• конкурс эрудитов;
• конкурс юных поэтов, прозаиков, драматургов;
• сценический конкурс (в том числе конкурс декламаторов) (домашнее задание).

Наибольшей популярностью пользовались конкурсы плакатов, иллюстраций, авторских сказок, мини-эссе, эрудитов. Четыре образовательных учреждения приняли участие во всех конкурсах: МОУ гимназия № 1, МОУ СОШ №№ 12, 99, 156.

В конкурсе плакатов участники должны были не только нарисовать плакат на тему литературного праздника,  но и прокомментировать  основную идею, использованные техники и цветовую гамму. Образовательные учреждения представили разнообразные по содержанию и оформлению плакаты. Участники показали хорошее владение речью, умение лаконично передавать свои представления  в плакате. Жюри рекомендует участникам отрабатывать навыки точного отображения  в плакате события или проблемы в обобщённых и ярких образах.
1 место жюри присудило плакату гимназии № 1, 2 место – плакату МОУ СОШ № 54, 3 место – плакату МОУ СОШ № 156 и «Перспектива», которые отличались интересным идейным содержанием и выразительностью использованных художественных средств. Плакаты МЭЛ,  МОУ СОШ №№ 4, 12,  «Диалог» жюри отмечает поощрительными дипломами.

В конкурсе иллюстраций школьники отобразили понимание ими фразеологизма, наиболее часто используемого в русском языке. Жюри рекомендует педагогам уделять больше внимания на уроках и во внеурочной деятельности знакомству школьников со значением  русских фразеологизмов, находить примеры в реальной жизни. 

В конкурсе компьютерных презентаций глубиной содержания, фундаментальностью представленного материала отличались работы гимназии  № 1 (авторы Новокрещенов Лев, Галагуз Илья, ученики 8 класса) и МОУ СОШ № 99 (автор Бобров Георгий, ученик 7 класса), которым жюри присудило первое место.  Второе место присуждено компьютерной презентации МОУ СОШ № 4  (авторы Тадер Екатерина, Васильева Оксана, Немчиков Максим, Мухин Матвей, ученики 8 класса). Третье место завоевала компьютерная презентация МОУ СОШ № 12 (автор Антипова Виктория, ученица 6 класса). Лучшие работы отличали  тематическая выдержанность, структурная взаимосвязанность, учебная направленность. Всем участникам удалось проявить  хорошие навыки владения информационными технологиями. Презентация МОУ СОШ № 12 «В стране фразеологии» может служить эффективным пособием по изучению лексики на уроках русского языка. Презентацию МОУ СОШ № 156 отличала интересная идея – «Путешествие в страну  Лингвинию». Презентация МОУ СОШ «Перспектива» показала слово в совокупности его проявления. Ярко, грамотно представлена презентация экономического лицея. Вместе с тем,  для отдельных работ были характерны недостаточный уровень качества встроенного в презентацию авторского фильма, неграмотное использование цветовых сочетаний, использование мелкого шрифта в объёмном тексте. Жюри рекомендует участникам продолжить освоение технологии создания мультимедийных презентаций, разнообразить их авторскими идеями, активнее использовать  дополнительные эффекты Power Point (смену слайдов, звук,  графические изображения, эффекты анимации), представлять слайды в логической последовательности в форме заметок.

В конкурсную программу литературного праздника было включено новое задание: сочинить лингвистическую сказку по заданному началу. Жюри отмечает наиболее яркие и выразительные сказки у Труфановой Ольги, ученицы 7 класса МОУ СОШ «Диалог» (1 место), Шавлай Эллины, ученицы 8 класса МОУ гимназия № 1 (2 место) и Шантериной Татьяны, ученицы 6 класса МОУ СОШ № 156 (3 место), которые смогли чётко определить идею своей сказки, использовали художественно-выразительные средства языка. Жюри рекомендует уделить больше внимания работе над речевым и композиционным оформлением творческих работ учащихся, освоению алгоритма составления сказок.

В конкурсе юных поэтов, прозаиков участвовали как персональные авторы из 8 образовательных учреждений, так и  коллектив авторов из МОУ СОШ № 156, предложивший вниманию жюри литературный альманах «Дебют», в подборке которого представлены 23 произведения обучающихся 5–х классов. Жюри отмечает в стихах авторскую  индивидуальность, лиричность, умение с теплотой и любовью отображать пейзаж, в прозе - умение увлекательно повествовать, используя средства художественной выразительности. Жюри отмечает лучшие работы учащихся Величко Екатерины, ученицы МОУ СОШ № 99,  за цикл стихов для детей, Фришман Даниила, ученика 6 класса гимназии № 1,  за цикл рассказов, Жариковой Сони, ученицы 5 класса гимназии № 1,  за пейзажность в стихах, Кощеевой Антонины, ученицы 8 класса  гимназии № 1,  за песенные лирические переводы с французского,   Гросмик Анастасии, ученицы 8 класса МЭЛ, за стихи о животных,  Краснояровой Надежды, ученицы 7 класса МЭЛ,  за лиризм в стихах, Гайдамак Анны, ученицы 5 класса МОУ № 156,  за яркий литературный дебют, Лавренковой Анны, ученицы МОУ СОШ № 12,  за освоение трудного жанра баллады, Кириллова Влада, ученика 6 класса МОУ  СОШ № 54,  за оригинальность школьных историй,  а также  авторский коллектив МОУ СОШ № 156 за  литературный альманах «Дебют», отличающийся серьёзностью подхода. 
Жюри рекомендует продолжать работу по созданию авторских произведений, больше проявлять индивидуальности и образности. 

В конкурсе мини-эссе  для написания сочинения  были предложены слова К.Г. Паустовского: «…Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому,  как драгоценные камни  излучают таинственный блеск…». Участники показали умение рассуждать на заданную тему, приводить примеры из произведений русской литературы. Наиболее интересными были эссе Ковязиной Наины, ученицы 8 класса МОУ СОШ № 4 (1 место), Смагиной Анны, ученицы  8 класса МОУ СОШ № 99(2 место), и Макеевой Юлии, ученицы МЭЛ (2 место), а также Листван Марии, ученицы гимназии № 1, и Плаксиной Анны, ученицы МОУ СОШ № 12, занявших 3 место в конкурсе. Вместе с тем, жюри отмечает, что не все работы построены логически, встречаются речевые, пунктуационные и орфографические ошибки. 
Жюри рекомендует участникам использовать яркие образы в поддержку своего мнения или вывода,  сохраняя открытость и незаконченность в собственных выводах.

Форма проведения конкурса эрудитов в виде решения кроссвордов оказалась очень привлекательной для школьников. Все задания предполагали знание разных разделов русского языка, в том числе были предложены опережающие задания. По итогам конкурса 1 место поделили команды гимназии № 1 и МОУ СОШ № 4, 2 место заняла команда экономического лицея,  3 место поделили команды  МОУ СОШ №№ 12 и 54.

В конкурсе сценического мастерства участники старались украсить свою композицию музыкальным сопровождением, продемонстрировать свои танцевальные навыки, красивые костюмы. Однако, как отмечает жюри, не всем коллективам удалось в полной мере показать своё актёрское мастерство и целостность композиции.
Наиболее ярко выступили школьники  из МОУ СОШ № 99, которые убедительно раскрыли тему, проявили сценическую культуру и продемонстрировали  хорошие  индивидуальные актёрские работы.  Жюри единодушно присудило  им 1 место. Композиция гимназии № 1 отличалась целостностью и полностью отражала тематику конкурса. Данной работе присуждено 2 место в конкурсе. Жюри отмечает персональными дипломами Воробьёва Кирилла, ученика СОУ СОШ № 99, за лучшую актёрскую работу и Быкову Марию, ученицу МОУ СОШ «Перспектива», за раскрытие темы и сценическую культуру,  художественное исполнение стихотворения.
Жюри рекомендует ответственным за сценический конкурс  уделять больше внимания отработке у школьников навыков сценического мастерства, культуре исполнения, развивать художественный вкус.
   
Литературный праздник вызвал глубокий интерес и поддержку учителей разных предметных  областей и школьников района. Вместе с тем, выявил недочёты в работе педагогов,  неосвоенные навыки школьников, что даёт возможность  их  увидеть и устранить.