Итоги районного литературного праздника, посвященного жизни и творчеству
русского поэта Р.И. Рождественского
На основании плана районного отдела образования, Центрального филиала городского
центра развития образования, в соответствии с Положением 27 октября 2007 года
на базе гимназии №1 прошел традиционный районный литературный праздник старшеклассников,
посвященный жизни и творчеству русского поэта Р.И. Рождественского.
Целью проведения праздника явились: повышение гуманитарной культуры старшеклассников, расширение и развитие общекультурного пространства района, укрепление памяти к творческому наследию русского поэта Р.И. Рождественского, развитие творческого потенциала школьников.
В празднике приняли участие 290 школьников из 11 общеобразовательных учреждений района: гимназии №1, №13, МЭЛ, МОУ СОШ №№ 4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог», «Перспектива».
Целью проведения праздника явились: повышение гуманитарной культуры старшеклассников, расширение и развитие общекультурного пространства района, укрепление памяти к творческому наследию русского поэта Р.И. Рождественского, развитие творческого потенциала школьников.
В празднике приняли участие 290 школьников из 11 общеобразовательных учреждений района: гимназии №1, №13, МЭЛ, МОУ СОШ №№ 4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог», «Перспектива».
Праздник проводился в форме конкурсов по 10 номинациям:
– конкурс компьютерных презентаций, посвященных 75 - летию со дня рождения Р.И. Рождественского (домашнее задание);
– конкурс стенных газет, посвященных 75 - летию со дня рождения Р. И. Рождественского (домашнее задание);
– конкурс рисунков по мотивам произведений Р.И. Рождественского (домашнее задание);
– конкурс на лучшую иллюстрацию к отрывку из поэтического произведения Р.И. Рождественского;
– конкурс декламаторов;
- конкурс на лучший анализ стихотворения;
– конкурс на лучшее эссе;
– конкурс эрудитов;
– конкурс юных поэтов, прозаиков, драматургов (домашнее задание);
– сценический конкурс.
Жюри отмечает активное участие школьников в конкурсе веб-сайтов, проявление особого интереса к жизни и творчеству русского поэта 60-х годов XX века Р.И. Рождественского. Участники конкурса представили большой объём хорошо классифицированного материала о жизни и творчестве Р.И. Рождественского. Это и биографические материалы с фотогалереей художника в разные периоды жизни, фотографии родных, друзей, поэтов-современников, это и сборники стихов поэта, сборники песен, в которых отразилась эпоха 60-х годов XX века, и творчество школьников, представивших мини-сочинения о творчестве Р.И. Рождественского.
Большинство сайтов выполнено на высоком техническом уровне с использованием современных информационных технологий: Dream Weawer, Java script, Fotoshop, программ обработки звука в формате mp3 и других. Сайты гимназии № 1 , МОУ СОШ № 156, МОУ СОШ № 54, МЭЛ отличают хорошо продуманный дизайн, глубокое наполнение содержания. Жюри особо отмечает профессиональный уровень дизайнерского оформления сайта учеником 11 класса МОУ СОШ № 12 Конопелькиным Евгением, который использовал собственную графику.
Высокой культурой представления сайтов отличались выступления школьников гимназии № 1 и МОУ СОШ № 156. В сайте МЭЛ удачно использованы анимационные эффекты, музыкальное оформление каждого раздела.
Вместе с тем, жюри рекомендует участникам более тщательно подходить к отбору и систематизации информационного материала. Названия разделов сайтов должны носить информационный характер. При использовании фоновых фотографий необходимо обратить внимание на соответствие их основному содержанию текста. Особое внимание жюри обращает на необходимость более тщательной обработки фотографий. Жюри присудило 1 место сайту МОУ гимназии № 1 и сайту СОУ СОШ № 156, 2 место – сайту МОУ СОШ №№ 12 и 54, 3 место – сайту экономического лицея, поощрением отмечена презентация МОУ СОШ № 99.
В конкурсе стенных газет приняли участие 11 образовательных учреждений. Жюри отмечает, что редакционные коллегии образовательных учреждений ответственно подошли к литературной части стенгазеты и постарались соединить содержание, смысл и изобразительную часть газеты. Были использованы интересные формы, техники, материалы, идеи. В стенной газете МОУ гимназия № 1 жюри отмечает большое и глубокое содержание, в которой прослеживается связь времён и периодов жизни поэта. Для стенгазеты МОУ гимназия № 13 характерно глубокое патриотическое содержание. Стенную газету МЭЛ отличали романтика и образность, газету МОУ СОШ № 12 – интересная идея и большая подборка литературного и информационного материала. Редколлегия МОУ СОШ № 4 предложила интересную нестандартную графику в художественном оформлении газеты. В стенной газете МОУ СОШ № 54 жюри отмечает новый подход к решению композиции. Для стенной газеты МОУ СОШ № 99 характерны узкая, глубоко разработанная тема «60-десятники» и яркая графика оформления. Отличительной особенностью стенгазеты МОУ СОШ № 156 является интересный колорит, сочетающийся с идеей содержания стенгазеты. Стенгазету МОУ СОШ «Диалог» отличают теплое позитивное настроение. Стенная газета МОУ СОШ «Перспектива», по мнению жюри, сделана с любовью, отвечает теме и содержанию.
В целом большинство газет было выполнено на высоком уровне, как по форме, так
и по содержанию. Наиболее яркими были признаны газеты:
1 место – МОУ СОШ «Диалог»;
2 место – МОУ СОШ №№ 29, 99;
3 место – МОУ СОШ №№ 54, 4.
1 место – МОУ СОШ «Диалог»;
2 место – МОУ СОШ №№ 29, 99;
3 место – МОУ СОШ №№ 54, 4.
В конкурсе рисунков приняли участи 10 образовательных учреждений.
Большинство работ представлено на достаточно высоком художественном уровне. Показаны не только навыки владения кистью, пером, но и владение навыками построения перспективы, использовались графические художественно-выразительные средства.
Наиболее яркая и выразительная работа, по мнению жюри, у Строевой Дарьи (МОУ СОШ № 54) – 1 место. Высокий уровень техники исполнения и выразительности продемонстрировали Юдашкина Дарья (МОУ гимназия № 13) и Анатольева Алина (МОУ СОШ № 99) – 2 место. Жюри отмечает работы Ивлевой Анны (МОУ СОШ № 12) и Ивановой Юлии (МОУ СОШ «Перспектива») за яркость образов, умения владеть кистью и пером, которым присуждено 3 место.
В конкурсе иллюстраций приняло участие школьники из 11 образовательных учреждений. Участники в течение 45 минут рисовали иллюстрацию на стихотворение Р.И. Рождественского «Эхо любви» («Покроется небо пылинками звёзд…»).
Школьники проявили живой интерес к теме и идее стихотворения, выразили через ассоциации своё отношение к творчеству поэта, использовали разнообразные техники исполнения. Вместе с тем, жюри отмечает, что отдельные участники в недостаточной степени владеют как графическими средствами: линией, штрихом, тоном, так и художественно-выразительными средствами живописи: цветом, световым контрастом и др.
По мнению жюри, наиболее выразительными и законченными работами были: работы Ещенко Надежды (МОУ гимназия №1) и Строевой Дарьи (МОУ СОШ № 54), которые отмечены дипломом за 1 место. Трачук Надежде (МОУ СОШ № 156) и Пимановой Анастасии (МОУ СОШ № 54) присуждено 2 место. Дубининой Анне (МЭЛ) и Немировой Яне (МОУ СОШ № 12) присуждено 3 место.
Наиболее сложным для школьников оказался конкурс на лучшее исследование стихотворения Р.И. Рождественского. В конкурсе приняли участие 8 образовательных учреждений. Участники показали знание творчества поэта, продемонстрировали навыки исследования с позиции структурного анализа (композиция, образы), отметили изобразительные средства и их роль в тексте. Лучшими работами жюри признало работы Ярощук Олеси (МОУ гимназия № 13) – 1 место, Михеевой Ирины (МОУ гимназии № 1) – 2 место, Кротовой Анны (МЭЛ) – 3 место.
В конкурсе на лучшее мини-эссе приняли участие школьники из 8 образовательных учреждений. Участники писали сочинение на тему «Всё начинается с любви…». Как отмечает жюри, большинство участников владеют навыками написания эссе. На конкурсе необходимо было показать не только оригинальность мысли, продемонстрировать образность написания, но и знание творчества поэта. В целом работы написаны грамотным литературным языком. Особо жюри отмечает работу Иващенко Александры (МОУ СОШ № 156) – 1 место, Нечаевой Юлии (МОУ СОШ № 54) – 2 место, Быкова Олега (МОУ гимназия № 1) и Макеевой Дарьи (МЭЛ) - 3 место.
В конкурсе декламаторов приняли участи школьники из 8 образовательных учреждений. Жюри отметило у большинства участников конкурса высокую культуру исполнения, понимание идейного смысла, выбранного для исполнения произведения, умение работать не только с текстом, но и с подтекстом. Школьники продемонстрировали способность передать не только содержание стихотворения, но и настроение автора и его лирического героя. Наиболее выразительными были исполнения Кудинова Ильи (МОУ гимназия № 13), Жариковой Галины (МОУ гимназия № 1) и Соколовича Александра (МОУ СОШ № 12) – 1 место, второе место жюри присудило Будейной Елизавете (МОУ гимназия № 1) и Старковой Ирине (МОУ СОШ № 29), третье место присуждено Нечитайло Екатерине (МОУ СОШ № 29).
В конкурсе юных поэтов, прозаиков, драматургов приняли участие школьники из 8 образовательных учреждений района. К сожалению, на конкурсе не присутствовали некоторые авторы, материалы которых были представлены. Жюри приняло решение оценивать работы только тех участников, кто непосредственно сам представлял свои поэтические сборники и отвечал на вопросы экспертов. Жюри приняло решение поощрить следующих участников конкурса: Огудова Сергея (МОУ СОШ № 12) – «За эпическое начало», Акуленко Катерину (МОУ гимназия № 1) – «За лирический сюжет», Добролюбову Дарью (МЭЛ) – «За лиричность стихотворения», Некрасову Алёну (МОУ СОШ «Диалог») – «За дебют в поэзии», Хоботову Екатерину (МОУ СОШ № 4) – «За оригинальность прозы», Пчёлка Алёну (МОУ гимназия № 13) – «За качество лирического текста», Кудинова Илью (МОУ гимназия № 13) – «За открытость».
В конкурсе эрудитов приняли участие 10 команд из 10 образовательных учреждений района. В основном команды хорошо подготовились к конкурсу: показали хорошие знания биографии поэта, разнообразие жанров его стихов. Участники узнавали фильмы, в которых прозвучали песни на его стихи. Жюри отмечает широту вопросов, предложенных школьникам. Наиболее интересными для участников оказались вопросы разделов «Литературное творчество» и «Поэзия Р. Рождественского в кинематографе». По мнению жюри, наибольшие затруднения вызвало задание, посвящённое гражданской позиции поэта (участники не смогли установить, о чём шла речь в документе, подписанном «Письмо 42-х»). Наибольшее количество очков набрала команда «Весеннее чувство» (МОУ гимназия № 1), которой было присуждено 1 место, второе место заняла команда «Реквием» (МОУ СОШ № 156) и третье место поделили команды «Прометей» (МОУ СОШ №12) и «Alter ego» (МОУ гимназия № 13), поощрением жюри отмечает команду «Огромное небо» (МОУ СОШ № 99).
В конкурсе литературно-музыкальных композиций приняли участие школьники из 9 образовательных учреждений. Жюри отмечает высокую сценическую культуру исполнения школьников МОУ гимназий № 1, 13, МЭЛ, МОУ СОШ №№ 4, 12, 29, 54, 156, а также участие юношей в большинстве литературно-музыкальных композиций. Жюри отмечает наиболее успешное участие школьников в конкурсе по номинациям: МОУ СОШ № 156 – «За оригинальность постановки», МОУ экономический лицей – «За целостность и гармоничность композиции», МОУ гимназия № 1 – «За глубокое содержание, раскрытие темы и вокальное мастерство», МОУ СОШ № 4 – «За сценическую культуру и оформление композиции», МОУ СОШ № 12 – «За воспитывающий потенциал», МОУ СОШ № 29 – «За патриотичность композиции», МОУ гимназия № 13 и МОУ СОШ № 54 – «За участие». МОУ СОШ № 99 вместо литературно-музыкальной композиции предоставила вокальный номер.
Вместе с тем, жюри обращает внимание на недостаточную культуру поведения на сцене учащихся отдельных школ.
В целом, образовательные учреждения Центрального района активно поддерживают традицию проведения районных литературных праздников, посвященных жизни и творчеству известных отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Конкурс, посвященный жизни и творчеству Р.И. Рождественского позволил школьникам глубже познакомиться с творческим наследием поэта, расширить знания об исторической эпохе 60-х годов XX века нашей Родины, расширить свой кругозор, литературное образование, проявить творческие способности.