Целью проведения праздника являлось повышение гуманитарной культуры старшеклассников, развитие общекультурного пространства района, расширение литературного образования старших школьников Центрального района, укрепление интереса к жизни и творческому наследию русского поэта.
В празднике приняли участие около 300 школьников образовательных учреждений Центрального района, более 70 учителей русского языка и литературы, информатики, изобразительного искусства, музыки, педагогов дополнительного образования: руководителей школьных театров, студий, кружков, пресцентров из 12 образовательных учреждений: гимназий №1, №13, МОУ экономического лицея, МОУ СОШ №№ 4, 12, 29, 54, 99, 159, «Диалог», «Перспектива», НОУ СОШ «Начало», не приняли участие школьники из ОСОШ № 17.
В работе жюри принимали участие:
- Полякова Е.А., заведующая лабораторией городского центра развития образования
(конкурс веб-сайтов);
- Жирнова Лариса Викторовна, зав. лабораторией городского центра информационных
технологий «Эгида» (конкурс веб-сайтов);
- Старцева Ангелина Григорьевна, заведующая Центральным филиалом городского центра
развития образования (конкурс декламаторов);
- Дорожко Альберт Иванович, заслуженный артист театра «Красный факел» (конкурс
декламаторов);
- Светлосанов Владимир Сергеевич, новосибирский поэт (конкурс юных поэтов, писателей,
драматургов), а также педагоги района, методисты ЦФГЦРО.
Праздник проходил по 10 номинациям:
- конкурс веб-сайтов, посвященных жизни и творчеству Н.С. Гумилева.;
- конкурс стенных газет, посвященных жизни и творчеству Н.С. Гумилева;
- конкурс рисунков по произведениям Н.С. Гумилева;
- конкурс иллюстраций на стихотворение Н.С. Гумилева «Современность»;
- конкурс юных поэтов, прозаиков, драматургов, бардов;
- конкурс декламаторов;
- конкурс на лучшее мини-эссе по теме «Высокое косноязычье даровано тебе, поэт»;
- конкурс на лучшее исследование стихотворения Н.С. Гумилева «Поэту»;
- конкурс эрудитов;
- конкурс литературно-музыкальных композиций по жизни и творчеству Н.С. Гумилева.
Жюри отмечает возросший уровень работ: использование разнообразных программных продуктов, творческое использование видео и графики в подаче материала. Особое впечатление производят авторские стилевые решения, разнообразие структурирования материала. Жюри отмечает, что в представленной работе МОУ СОШ №156 ценным является то, что указана целевая аудитория, назначение работы, хорошо продумана структура сайта. Жюри отмечает недостаточно полную информацию о биографии, не представлено творчество.
Веб-сайт гимназии №1 отмечен поощрительным дипломом за стилевую и тематическую направленность. Для сайта характерна четкая структура, удобная навигация, приводятся письма, тексты документов, воспоминаний, однако отсутствует список используемых источников.
Работу школьников из МОУ СОШ № 99 жюри отметило поощрительным дипломом за многогранное отражение личности поэта и его творчества, вместе с тем, жюри рекомендует делать более четкую структуру сайта, более удобную навигацию.
Работу авторов из МОУ № 54 – за создание богатой электронной коллекции произведений поэта, хотя встречаются небрежности в оформлении рисунков, ссылок на рисунки, присутствуют опечатки в тексте, встречаются небрежности в оформлении ссылок, несколько скромен дизайн.
Сайт МОУ СОШ «Перспектива» жюри поощрило за актуализацию представленного материала. Сайт экономического лицея отмечен жюри поощрительным дипломом за оригинальное стилевое решение и информационную наполненность. Сайт отличается глубоким содержанием, оригинальными разделами (генеалогическое древо, карта путешествий Н.С. Гумилева по Африке и др.), качественно обработанными фотографиями. Для сайта гимназии №13 характерны хорошие дизайн и структура, использованы редко встречающиеся фотографии, отсутствует список используемых источников, только небольшое количество цитат. Жюри рекомендует обратить внимание авторов сайта МОУ СОШ № 4, где представлен интересный по содержанию материал, но недостаточное по качеству звучание, не обработаны рисунки, обложки, видеоклип требует дополнительного программного обеспечения. На сайте МОУ СОШ № 29 жюри отмечает интересный дизайн главной страницы, но недостаточно полно представлен раздел «Биография», технически не доработаны страницы «Подробнее» и «Далее».
Жюри с удовлетворением отмечает, что наполнение веб-сайтов, представленных на районный конкурс, представляет собой богатый материал для использования на уроках литературы, истории, на внеклассных мероприятиях. В работах преобладает полнота содержания, оригинальность оформления страниц. Школьники успешно осваивают информационные технологии в обработке, освоении, презентации новых знаний.
К сожалению, не все образовательные учреждения сдали сайты для предварительного просмотра, чем затруднили работу членам жюри.
В конкурсе на лучшее эссе по поэтическому отрывку Н.С. Гумилева «Высокое косноязычье даровано тебе, поэт» приняли участие школьники из 11 образовательных учреждений района: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог», НОУ СОШ «Начало».
Каждый участник сумел проявить свою индивидуальность, свое понимание мира поэта. Однако, по мнению жюри, участникам оказалось достаточно сложно в полной мере раскрыть предложенную тему, её философский смысл, социальный и культурологический пласт, смысловое единство текста. Жюри рекомендует учителям русского языка и литературы обратить внимание на необходимость отработки навыков у школьников писать мини-сочинения, не отступая от темы, придерживаться заданного жанра.
Жюри отмечает, что самая яркая работа представлена Евсюковой Дарьей, ученицей 11 класса гимназии №1, которой присуждено 1 место.
Дипломом 2 степени жюри наградило Зенкову Марину, ученицу 11 класса МОУ СОШ №99;
дипломом 3 степени – Добролюбову Дарью, ученицу 11 класса экономического лицея;
дипломом 3 степени – Стрельникову Маргариту, ученицу 11 класса МОУ СОШ №12;
поощрительным дипломом – Полякову Галину, ученицу МОУ СОШ «Диалог».
В конкурсе эрудитов приняли участие 10 команд (60 человек) из 10 образовательных учреждений района: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №4, 12, 29, 54, 99, 156, «Диалог». Для интеллектуального конкурса были представлены разноплановые задания, фотографии, рисунки. Наиболее трудными для участников оказались задания на определение черт, свойственных литературному течению акмеизму, к которому принадлежал Н.С. Гумилев, и символизму, а также соотнесение стихотворного размера с фамилиями поэтов серебряного века. Наиболее успешно участники справились с вопросами, связанными с биографией Н.С. Гумилева. Жюри рекомендует участникам уделять больше внимания отработке навыков анализа поэтического текста, работать над усвоением литературоведческих терминов и их определений.
По итогам конкурса жюри определило поощрить дипломами:
- 1 степени команду «Оксюморон» МОУ СОШ № 156;
- 1 степени команду «Кленовый лист» МОУ СОШ № 99;
- 2 степени команду «Конквистадоры-1» МОУ гимназии № 1;
- 3 степени команду МОУ СОШ № 12 «Заблудившийся трамвай».
Жюри рекомендует наградить поощрительными дипломами:
- команду «Мэтры» МОУ СОШ № 4;
- команду «Серафим» МОУ СОШ «Диалог»;
- команду «Романтические цветы» МОУ СОШ № 54;
- команду «Олимп» МОУ СОШ № 29.
Жюри награждает:
- дипломом 1 степени Мирсаяфову Марию, ученицу 11 класса МОУ СОШ № 4 и Брус Наталью, ученицу 11 класса МЭЛ;
- дипломом 2 степени – Одаренко Полину, ученицу 11 класса МОУ гимназии № 1;
- дипломом 3 степени – Дзюбенко Ксению, ученицу 11 класса МОУ СОШ № 54 и Веселову Ирину, ученицу 11 класса МОУ гимназии № 13.
Поощрительными дипломами награждены Овчинникова Екатерина, ученица 9 класса
МОУ СОШ «Диалог» и Малеев Кирилл, ученик 11 класса МОУ СОШ № 12.
В конкурсе литературно-музыкальных композиций приняли участие школьники из 10
образовательных учреждений: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №4,
12, 29, 54, 99, 156, «Диалог».
Жюри отмечает, что все композиции, представленные на конкурс, отвечали основным
критериям: хорошему уровню декламирования, достаточной сценической культуре, характеризовались
качественным музыкальным оформлением, были наполнены воспитательным потенциалом
гордости за высокую русскую поэзию. Жюри с сожалением отмечает, что образовательные
учреждения недостаточно использовали возможности вокального мастерства участников
(всего 3 школы), а также несколько резкий характер литературно-музыкальной композиции
экономического лицея.
Жюри отметило поощрительными дипломами каждое образовательное учреждение за характерные
особенности представленных литературно-музыкальных композиций:
- МОУ гимназию №1 - за четкую структуру и гармоничность в построении композиции;
- МОУ гимназию №13 - за высокий уровень художественного вкуса в представленной
композиции;
- МОУ экономический лицей - высокий уровень музыкального оформления композиции;
- МОУ СОШ №4 – за высокий уровень сценической культуры и качественное музыкальное
оформление композиции;
- МОУ СОШ №12 – за воспитательный потенциал представленной литературно-музыкальной
композиции;
- МОУ СОШ №29 – за высокий уровень художественного вкуса в построении композиции;
- МОУ СОШ №54 – за воспитательный потенциал литературно-музыкальной композиции;
- МОУ СОШ №99 – за высокий уровень художественного сценического и вокального
мастерства;
- МОУ СО №156 – за интересное режиссерское решение, структуру и гармоничность
построения композиции;
- МОУ СОШ «Диалог» - за духовность и интересное сценическое решение в представленной
композиции.
Кроме того, жюри с удовлетворением отмечает дипломами лауреатов:
- Худашову Екатерину, ученицу МОУ СОШ №99 за высокий уровень вокального мастерства,
а также
- Нохрина Григория, ученика МОУ СОШ №29 за высокий уровень декламирования, которые
явились и открытием и украшением праздника.
В конкурсе стенных газет приняло участие 11 образовательных учреждений Центрального
района: гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №4, 12, 29, 54, 99, 156,
«Диалог», «Перспектива».
Жюри отмечает, что не все образовательные учреждения раскрыли тему жизни и творчества
Н.С. Гумилева в полной мере. В целом, стенные газеты были наполнены разнообразным
материалом как по содержанию, так и по оформлению. Были приведены материалы из
биографии поэта, воспоминания современников, отрывки из критических статей. Участники
продемонстрировали мастерство дизайна, навыки работы с объемной пластикой, использовали
прорезную технику, коллаж и другие художественные приемы и техники.
В конкурсе декламаторов принимали участие 18 школьников из образовательных учреждений:
гимназий №1, 13, экономического лицея, МОУ СОШ №№ 4; 12; 29, 54, 99, 156, НОУ
СОШ «Начало». Со стороны участников и гостей конкурса был проявлен неподдельный
интерес к творческому наследию Н.С. Гумилева, особенностям его поэтики, его жизненному
пути. Жюри отмечает высокую культуру исполнительского мастерства участников, понимание
идейного смысла читаемых произведений. Участники проявили навыки работы с текстом
и подтекстом. Чтецам удалось завладеть вниманием аудитории. Однако наблюдалось
излишнее волнение отдельных выступающих, что отразилось на качестве исполнения
поэтического произведения.
Жюри приняло решение наградить дипломом 1 степени:
- Жданова Вадима, ученика 11 класса МОУ гимназии №1;
- Бачаеву Софию, ученицу 11 класса МОУ гимназии №1;
- Павлова Алексея, ученика 11 класса МОУ СОШ №12.
Дипломом 2 степени:
- Троицкого Артема, ученика 11 класса МОУ СОШ №99;
- Кудинова Илью, ученика 10 класса МОУ гимназии №13;
- Ивершина Даниила, ученика 10 класса МОУ гимназии №1.
Дипломом 3 степени:
- Нечитайло Екатерину, ученицу МОУ СОШ №29;
- Денисову Алису, ученицу гимназии №13;
- Матюшину Анну, ученицу МОУ СОШ №156.
В конкурсе юных поэтов, прозаиков, драматургов приняли участие 8 образовательных
учреждений района: МОУ гимназии №1, 13, экономический лицей, МОУ СОШ №4, 12, 54,
99, «Диалог». Впервые на конкурс были представлены авторские поэтические переводы
стихов школьниками из экономического лицея, хотя, по мнению жюри, это несколько
другая номинация. В конкурсе принимала самая юная участница из гимназии №13 Пчелка
Лена и была награждена дипломом как самый юный поэт. Жюри рекомендует придерживаться
условий Положения и принимать участие в празднике в своей возрастной категории.
Юные авторы из МОУ СОШ «Диалог» были награждены дипломом в номинации «За верность
творчеству» по итогам поэтического альманаха «Диалоги из «Диалога». Добролюбова
Дарья из экономического лицея награждена дипломом за победу в номинации «Открытие»
за яркие поэтические сочинения. Произведения учениц МОУ СОШ №54 Стениной Елены
и Ракуса Анастасии отмечены за необычные стилистические конструкции. Произведения
участниц из МОУ СОШ №12 Букановой Кристины и Булаевой Александры – за образность
и лиричность авторских произведений. Произведения Поповского Егора из МОУ СОШ
№99 произвели положительное впечатление на жюри и зрителей своей актуальностью
проблематики, устоявшейся гражданской позицией, зрелостью в понимании проблем
современности, жюри отмечает его как лучшего поэта конкурса.
Конкурс вызвал интерес и поддержку со стороны школьников, педагогов района. Конкурс
способствует расширению кругозора школьников, приобщению к духовным ценностям
России, позволяет отработать навыки освоения нового информационного поля, овладеть
компьютерными технологиями, стимулирует творчество и интерес к поэтическому наследию
Н.С. Гумилева.