Матвеев А.В. Рабочая программа учителя географии как средство реализации требований федерального государственного образовательного стандарта. Работаем по новым стандартам

 
 
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования подводит к осмыслению планируемых результатов обучения географии не как наращиванию предметной информации, а как комплексу личностных качеств, позволяющих добиться результата в различных жизненных ситуациях. Отсюда меняются задачи, решаемые педагогом в современном образовательном пространстве. Инструментом для реализации требований к результатам, представленным в федеральном государственном образовательном стандарте, является примерная программа.

Разработка примерной программы по предмету - компетенция Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти, что отражено в ст. 28 Закона РФ «Об образовании».
Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета.

Реализация содержания, определенного примерной программой по географии, позволяет формировать у школьников «комплексное представление о географической среде как среде обитания...человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в различных географических условиях, целостное восприятие мира ... в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам» [3].

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ, что входит в компетенцию образовательного учреждения согласно п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании». Создание рабочей программы учебного предмета (в т.ч. и географии) как нормативного документа - одна из проблем большинства российских образовательных учреждений. Данное обстоятельство обусловлено недостаточностью методических рекомендаций по их составлению.

Рабочая программа - нормативный документ, разрабатываемый учителем-предметником и раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение [2].

Далее остановимся на вопросах разработки и структуры рабочей программы по географии в свете требований федерального государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа по учебному предмету «География» представляет собой документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы для конкретного образовательного учреждения и определенного класса.
 
Рабочая программа по учебному предмету «География», являясь составной частью Основной образовательной программы образовательного учреждения, призвана обеспечить гарантии в достижении планируемых результатов обучения (на уровне предметных, метапредметных и личностных) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и спецификой местных условий. Поэтому рабочая программа, представляя собой нормативно-управленческий документ, должна отражать систему организации образовательного процесса по предмету. Это возможно при учете в рабочей программе следующих требований:
• положений федерального государственного образовательного стандарта;
• фундаментального ядра содержания образования;
• объема географического содержания на всех образовательных этапах;
• объема часов учебной нагрузки, определенной учебным планом образовательного учреждения для реализации географического содержания в каждом классе;
• познавательных интересов обучающихся, их образовательных возможностей;
• целей и задач Основной образовательной программы школы;
• выбора образовательным учреждением необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в рабочей программе данных аспектов обуславливает определение следующих элементов ее структуры. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Поэтому каждый педагог выбирает самостоятельно ее форму: Заметим, что целесообразно учителям географии одного образовательного учреждения иметь единую структуру рабочей программы.

Структура рабочей программы может быть следующей:
• титульный лист;
• пояснительная записка;
• календарно-тематический план;
• требования к уровню подготовки обучающихся.

Отметим, что указанная выше структура носит примерный (рекомендательный) характер.

Остановимся на характеристике каждого структурного элемента.
Титульный лист может содержать:
• наименование образовательного учреждения;
• название курса, для изучения которого написана программа;
• указание класса, для обучения которого написана программа;
• ф.и.о. учителя, разработавшего программу и реализующего ее;
• год составления программы;
• гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа
об утверждении рабочей программы).
 
Практика показывает, что на титульном листе целесообразно указывать данные об используемой примерной или авторской программе, реквизиты применяемого в работе учебника, а также количество учебного времени, предусмотренного примерной (авторской) программой и учебным планом образовательного учреждения.
 
Рассмотрим пример пояснительной записки рабочей программы для 7 класса. Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы (Кузнецов А.Л., Савельева Л.К., Дронов В.П. Программа по географии для 7 класса /География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6 -9кл.- М.: Просвещение, 2008.). При составлении рабочей программы были учтены требования Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

При разработке рабочей программы учтены положения приказа о годовом календарном учебном графике.

Курс «География. Земля и люди» является логическим продолжением курса географии 6 класса «География. Планета Земля» и опирается на его материал. Курс географии 7 класса предполагает расширение страноведческой основы школьной географии. Этим и определяется главная цель курса - развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, ее целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера.

Для достижения главной цели курса изучение географии на данном этапе должно быть направлено на решение следующих задач:
• продолжить формирование у учащихся знаний и представлений о географической дифференциации природы Земли по мере продвижения от общепланетарного уровня к региональному и локальному;
• создать образные комплексные географические представления о крупных частях земной поверхности (океанах, материках, странах и их частях) с выделением особенностей их природы, природных ресурсов, использовании их населением;
• заложить первичные представления о формировании политической карты, видах хозяйственной деятельности людей и особенностях их географии, глобальных проблемах человечества, которые будут развиты на последующих этапах обучения;
• продолжить развитие картографической грамотности учащихся, навыков и умений по нахождению, обработке, систематизации и презентации разнообразной географической информации.

В рабочей программе сохранены порядок изучения тем и объем предметного содержания, но изменено время на изучение некоторых тем программы. Распределение учебного времени приведено ниже (курсивом выделено число часов в соответствии с авторской программой, где предусмотрен резерв времени - 17 ч.):
 
• Введение  3 ч   1ч
• Природа Земли: главные закономерности 11 ч 9ч
• Человек на планете Земля   9 ч    1ч
• Многоликая планета        47 ч 42 ч
 
Увеличение времени на изучение тем связано с тем, что их содержание отражено в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы по географии, необходимости более прочного формирования умений у учащихся 7 класса, имеющих систематизирующее и обобщающее значение.

Предлагаемые практические работы, отраженные в рабочей программе, включены в соответствии с примерной программой и требованиями к уровню подготовки выпускников основной школы по географии. В рабочей программе - 26 практических работ. Некоторые практические работы, предлагаемые программой, не выделяются в самостоятельные. Их содержание рассматривается на конкретном уроке в виде учебного задания. Примерами таких работ являются: «Составление схемы глобальных и региональных проблем человечества, определение связи между ними», «Чтение рельефа материков по профилям» и другие. Работы по нанесению на контурные карты географической номенклатуры выполняются на уроках в качестве обязательных заданий.

В рабочей программе практические работы разделены на обучающие и итоговые. Обучающие практические работы (выделены в рабочей программе знаком «О») выполняются обучающимися всего класса, но не подлежат обязательному оцениванию и выставлению отметки каждому ученику. Итоговые практические работы (знаком «И») выполняются всеми школьниками обязательно, а результаты их выполнения подлежат обязательному оцениванию со стороны учителя.

Рабочей программой не предусмотрено выделение резервного времени.
Для комплексной реализации целей и задач обучения географии в 7 классе дополнительно к учебнику используются следующие учебно-методические издания:
1. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В. География. Земля и люди. Тетрадь-тренажер. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
2. Кузнецов АЛ., Котляр ОГ. Земля и люди: контурные карты к учебнику для 7 класса. - М.: Просвещение, 2008.
3. Кузнецов АЛ. Земля и люди: атлас к учебнику для 7 класса. - М.: Просвещение, 2008.

Дополнительно на уроках географии используется электронное приложение к учебнику.

На данном примере видно, что в тексте пояснительной записки следует указать:
• на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) составлена рабочая программа;
• цели и зачади данной программы обучения, формулируемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учетом данного образовательного учреждения;
• внесенные изменения в примерную (авторскую) программу, нашедшие отражение в рабочей программе, и их обоснование;
• используемый учебно-методический комплект (в соответствии с образовательной программы образовательного учреждения);
• количество часов, на которое рассчитана программа.
 
Отметим, что пояснительная записка рабочей программы должна быть лаконичной.
В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. Отдельно в календарно-тематическом планировании выделяют практические работы, экскурсии и различные виды диагностических работ (самостоятельные и контрольные работы). Для полной реализации требований стандарта в календарно-тематическом планировании следует указывать дидактические единицы, рассматриваемые на конкретном уроке и формируемые универсальные учебные действия. Для проектирования форм деятельности обучающихся на уроке и видов работ в календарно-тематический план можно включать указания на характеристику основных видов деятельности учения на уровне учебных действий. План может быть представлен в виде таблицы. Возможно составление отдельно тематического и поурочного планирования.

Элемент структуры рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся и реально опознаваемых с помощью какого-либо инструмента. Данный перечень включает как предметные, так и метапредметные и личностные результаты. Основанием их выделения является Федеральный государственный образовательный стандарт и положения Основной образовательной программы школы.

При разработке требований к уровню подготовки обучающихся необходимо описывать их через действия школьника, обозначать определённым уровень достижений, учитывать их досягаемость и подлежащими оценке. Например, в рабочей программе требования к уровню подготовки обучающихся (предметные результаты) могут быть представлены в следующем виде:

1. Называть и (или) показывать:
• предмет  изучения  географии России;
• основные средства и методы получения географической информации;
• субъекты Российской Федерации; пограничные государства;
• особенности географического положения, размеры территории России;
• основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
• важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старо-промышленные и депрессивные;
• народы, наиболее распространенные языки, религии;
• примеры рационального и нерационального размещения производства;
• объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
• экологически неблагополучные районы России.
2. Определять (измерять):
• географическое положение объектов;
• параметры социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
3. Описывать:
• географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов;
• образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
• особенности быта и религий отдельных народов.
4- Объяснять:
• роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
• влияние географического положения на особенности хозяйства и жизни населения России;
• различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
• изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
• особенности населения и хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развитая;
• роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
• уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
• причины изменения хозяйственных комплексов регионов;
• особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
• объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «мелиорация», «агломерация», «трудовые ресурсы», «концентрация», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», «топливно-энергетический баланс», «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства, «районирование», «географическое положение», «природные ресурсы», «экологический кризис».
5. Оценивать и прогнозировать:
• природно-ресурсный потенциал страны, региона;
• экологическую ситуацию в стране, регионе;
• изменения социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
• изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
• развитие и проблемы хозяйства районов страны своего региона и своей местности.

Сама структура рабочей программы указывает, что ее создание представляет собой достаточно сложный процесс. Основные затруднения при этом могут возникнуть с описанием требований к уровню подготовки обучающихся, разработкой и подбором диагностического материала, позволяющего получить объективную информацию о достижении предметного, метапредметного и личностного результатов обучения.

Разрабатывая рабочую программу, практически каждый учитель географии сталкивается с определенными трудностями, преодоление которых возможно при последовательном соблюдении следующих этапов:
1. Изучение примерной или авторской программы по географии и учебно-методического комплекта в соответствии с требованиями Основной образовательной программы образовательного учреждения.
Сопоставление целей и задач примерной или авторской программы по географии с целями и задачами Основной образовательной программы образовательного учреждения и учебного плана школы.
3. Конкретизация требований к уровню подготовки обучающихся на конкретный класс, учебный год.
4. Анализ географического содержания с целью определения необходимого учебного времени на изучение отдельных тем курса, выделения практических работ.
5. Структурирование содержания учебного материала через определение последовательности тем и количества часов на их изучение.
6. Определение перечня формируемых и развиваемых на уроках универсальных учебных действий.
7. Создание и (или) подбор диагностических материалов, составление схемы анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.
8. Определение перечня оборудования, необходимого для обеспечения образовательного процесса.
9- Составление, структурирование и непосредственное оформление рабочей программы.
Предложенный маршрут по разработке рабочей программы является примерным; каждый разработчик может выбрать свой маршрут. Однако в любом случае результатом работы в данном направлении должны стать полноценная и эффективная рабочая программа.
 
 
Литература
1. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 1998.
3. Примерные программы но учебным предметам. География. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.
 
 
А.В. Матвеев, кандидат педагогических наук, директор школы,
учитель географии МОУ СОШ № 29, г. Ярославль

«География и экология в школе XXI века» . – 2012 . - № 7 . – С. 36-42.