Сиротин В.И. Определение целей и задач урока с учетом требований ФГОС к результатам обучения. Работаем по новым стандартам

 
В новом образовательном стандарте (ФГОС) большое внимание уделяется конечным результатам обучения, достигнутым в процессе реализации основной образовательной программы. При этом требования к результатам освоения основной образовательной программы дифференцируются на т р и группы: предметные, метапредметные личностные. Учителя в своей работе традиционно и вполне обоснованно при постановке цели и задач урока уделяют больше внимания требованиям, связанным с содержанием преподаваемого предмета. Метапредметные и личностные требования к результатам освоения основной образовательной программы, как при планировании, так и в ходе реализации задач урока зачастую остаются без должного внимания. Методике реализации именно этих требований ФГОС необходимо уделять больше внимания при планировании урока, отборе содержания и при организации деятельности учащихся.

При определении задач конкретного урока традиционно выделяются задачи по образованию, развитию и воспитанию учащихся, что актуально и в настоящее время. Но при этом необходимо признать их общий характер, размытость и не нацеленность на конечный результат как того требует новый стандарт.

Планируя цели и задачи конкретного урока в современных условиях перехода на обучение по ФГОС, на наш взгляд, целесообразно исходить из требований к результатам освоения основной образовательной программы и учитывать планируемые результаты, содержащиеся в основной образовательной программе конкретного образовательного учреждения. При планировании урока важно учитывать, что в основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, предусматривающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению компетенциями, необходимы для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования. Деятельностная парадигма стандарта предусматривает уровне-вый подход к системе планируемых результатов и выделение, наряду с базовым, перспективного уровня {выпускник получит возможность научиться), необходимого учащимся для построения индивидуальной траектории развития.

Важно понимать, что система планируемых результатов устанавливает и описывает совокупность учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые решаются учащимися  в ходе обучения. Особое внимание уделяется задачам, которые нацелены на формирование знаний и компетенций, подлежащих итоговой оценке (см. ФГОС, ПООПОУ, стр.61 -66, «ученик научится»).

Выполнение поставленных задач предусматривает овладение учащимися системой учебных действий как универсальных, так и предметных, которые в итоге и являются конкретными результатами обучения.

Задача воспитания личности органически связана с процессом обучения и планируются как личностные результаты. Исходя из этого, при формулировке целей и задач конкретного урока важно ориентировать обучение на достижение указанных в образовательной программе планируемых результатов, а именно, на получение:
• систематических знаний о сущности и особенностях изучаемых понятий, моделей, процессов и явлений, причинно-следственных связей;
• навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умений анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать, классифицировать устанавливать аналоги, переводить текстовую информацию в графики, диаграммы, картограммы и другие формы обобщения;
• навыков сотрудничества и коммуникации в решении проблемных ситуаций и организации эффективной работы в группах по решению общих учебных и прикладных задач;
• умений оформлять результаты своей работы в виде текста, устного сообщения, видеоматериала, презентации и других форм;
• навыков организации познавательной деятельности от поиска и привлечения необходимых ресурсов до контроля качества выполнения задания;
• умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок, аргументировать свои позиции;
• ИКТ-компетентности, необходимой для эффективного решения учебных задач, направленных на достижение планируемых результатов обучения.

При этом учебные задачи по предмету, направленные на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООПООО), прописанные в новом стандарте, необходимо конкретизировать и дифференцировать в зависимости от содержания и целей урока на предметные, метапредметные и личностные.
 
Задачи урока

Достижение предметных планируемых результатов:
• формирование системы знаний о Земле как планете людей;
• обеспечение глубокого понимания целостности и неоднородности территорий на поверхности Земли;
• формирование системы знаний об основных этапах освоения Земли;
• обучение выявлению особенностей природы и хозяйственной деятельности людей в различных регионах и странах мира;
• формирование системы знаний о разнообразии культуры, особенностях быта и жизнедеятельности различных народов;
• овладение навыками использования различных приборов и инструментов (в том числе электронных) для решения учебных и прикладных задач;
• формирование умений давать качественные и количественные характеристики компонентов географической среды;
• овладение навыками использовать карту как язык международного общения и как средство изучения географических процессов и явлений;
• овладение навыками подготовки презентации своей деятельности по решению учебных и прикладных задач;
• овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при возникновении различных видов стихийных природных явлений.
 
Достижение метапредметных планируемых результатов:
• ставить учебные цели и задачи;
• планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
• выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• корректировать свои действия в связи с изменением условий обучения и труда;
• оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;
• уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать, выявлять аналогичные процессы и явления, делать выводы и умозаключения;
• вырабатывать и применять условные знаки, модели и схемы, диаграммы и картодиаграммы для решения и оформления учебных и познавательных задач;
• получать информацию в результате смыслового прочтения текста;
• работать в группе по решению общих учебных задач;
• использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
• владеть информационно-коммуникационными технологиями получения и обработки информации;
• применять ИКТ-компетенции для решения учебных задач и задач прикладного характера;
• владеть первичными навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности.
 
Достижение личностных планируемых результатов:
• воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
• воспитание чувства ответственности за качество жизни своего народа, развитие своего родного края:
• готовность к самообразованию и саморазвитию;
• мотивация на обучение и способность к выстраиванию индивидуальной образовательной траектории;
• формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии и образу жизни других народов России и мира;
• обучение навыкам коммуникативной компетентности;
• получение навыков адекватного индивидуального и коллективного поведения с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
• воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Таким образом, определение задач урока в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы позволит нам более планомерно перейти на обучение в соответствии с новым стандартом. При этом следует учитывать, что приведенные формулировки, дифференцированные в зависимости от указанных в новых стандартах трех уровней требований (предметных, метапредметных и личностных) являются примерными.

Конкретизация учебных задач происходит в зависимости от изучаемой темы, рассматриваемого в теме содержания, выбранных методов и приемов обучения, а также от формы урока и его структуры. Отбор содержания учебного материала, выбор методов и приемов обучения также нуждаются в новом прочтении с учетом содержания новых стандартов. Эти вопросы должны быть ключевыми и при организации методической работы, распространения опыта работы творческих учителей, проведении творческих мастерских, мастер-классов, научно-практических конференций.  Рассмотрим несколько конкретных примеров.
 
 
 
 
 
 
 
В. И. Сиротин,
методическая лаборатория географии, МИОО

"География и экология в школе XXI века" . - 2013 . - № 3 . - С. 49-54.