Наши современники. Конференция учащихся 9-11-х классов по теме «Я и Отечество»

 
Цель: совместными усилиями определить роль простого русского человека в большом деле духовного возрождения России.
Оформление: на сцене плакат с надписью: «Наши современники»; на боковых стенах зала - газеты, посвященные темам выступлений, портреты русских поэтов, ученых и др.; плакат с вопросами конференции:
- Какие экспонаты постоянно действующей школьной выставки «История XX века» иллюстрируют, на ваш взгляд, сегодняшнюю конференцию?
- Назовите главные, по вашему мнению, качества защитника России.
- Как жить в стране, в которой так много бандитов? Как выжить в современной России?
Оборудование: микрофон, призы и грамоты для награждения самых активных участников конференции, видеоаппаратура, видеокассеты.

Ход мероприятия

Ведущий. Добрый день, дорогие участники конференции! Мы рады вас приветствовать на очередном мероприятии Ш четверти, посвященном теме «Я и Отечество». Сегодняшняя конференция называется «Наши современники». А кого мы называем современником? Современником мы называем человека, который живет в одно время с нами.
Вступив в новый век, каждый из нас является в то же время современником великих событий XX столетия. Вспомним известный нам лозунг нашего школьного музея: «Времена не выбирают: в них живут». Накануне Дня защитника Отечества мы будем размышлять о мужестве русских людей: поэтов и ученых, простых солдат и офицеров, которые стали идеалом и символом России.
Я хочу вам напомнить вопросы сегодняшней конференции.
Ведущий перечисляет вопросы, написанные на плакате.
На нашей конференции зарегистрировано... участников.
Для выступления зарегистрировано... человек.
Кто желает высказаться дополнительно, использует «закон поднятой руки» (каждый желающий высказаться поднимает руку).

Кроме того, на нашей конференции будут действовать такие законы, как:
- «закон точного времени» - выступление не более 5 минут;
- «закон свободного микрофона».
Вести конференцию буду я - заместитель директора по воспитательной работе...
Как вам хорошо известно, в последние годы неимоверные усилия прилагаются для того, чтобы лишить вас, подрастающее поколение, высоких...

Цитирование отрывка из речи в Конгрессе США в 1945 году Аллена Даллеса, директора ЦРУ США в 1953-1961 годах, руководителя политической разведки США в Европе.

Мы еще раз с вами убеждаемся, что XX век действительно - век трагических ошибок и свершений. Накануне празднования очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне обратимся к образу тех, кто стал идеалом и символом России.

Но сначала проанализируем процессы созидания и разрушения двух представителей XX века: Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. Слово первым докладчикам: учащиеся 10 «А» и 10 «В» классов.

Итоги выступления учащихся подведет Э.Б. Петросов, автор школьной экспозиции «Правители России».
Учитель истории. Адольф Гитлер, Альфред Розенберг, Людендорф и другие, мнившие себя титанами, сверхчеловеками, верные и фанатичные последователи немецкого философа Ф. Ницше, яростного пророка антихристианства нашей эпохи, потеряли рассудок, погубили не только себя, но и увлекли в погибель свой народ.

Ведущий. Как мы убедились, все зло мира - от погони за материальной наживой и эгоизма, где бы ни проявлялась эта духовная смерть. Прочные, подлинные, ценности созидались лишь силой Божией. И многие герои человеческой истории это знали и в это верили. Яркий пример тому - жизнь столь прославленного полководца Георгия Константиновича Жукова. Учащиеся 9-го класса на сегодняшней конференции хотели бы показать удивительный духовный мир полководца, в труднейших условиях советского времени сохранившего не только воинские, но и духовные традиции своих великих предшественников: А. Суворова, М. Кутузова, Ф. Ушакова.

Выступление учащихся 9-го класса.

Ведущий. Чувства простых людей, переживавших опалу Жукова в конце 1940-х годов, передает письмо дедушки Терентия Козыря из села Заворонежское под городом Мичуринском. (Чтение письма.)
«Уже более тридцати лет (умер в 1974 г.) как нет с нами маршала Жукова, а люди самых разных возрастов полны не просто благодарности, уважения, но самой искренней любви к Георгию Константиновичу. И я думаю, что такая народная любовь может быть только к человеку, который сам любил людей. "Нет большей любви, чем душу свою положить за други своя"».

Ответим на первый вопрос сегодняшней конференции: «Какие экспонаты школьной выставки иллюстрируют выступления учащихся?» (Ответы учащихся.)

Как нам всем хорошо известно, служить своей стране можно, побеждая не только в сражениях с неприятелем, но и в сражениях с нравственным злом. Есть люди, которые испытали страшные мучения и даже погибли за веру. О таком человеке мы сейчас узнаем из выступления учащихся 9 «Е» класса. «Расстрелянный за веру» - так называется их доклад, посвященный Евгению Родионову.

Выступление учащихся.

Ведущий. Войны, какие бы они не были, для матери всегда великие. У Любови Васильевны Родионовой Чеченская война отняла все: единственного сына и мужа, который скончался от инсульта через 4 дня после похорон сына.

Показ видеофрагмента.

Ведущий. Переходим к обсуждению второго вопроса нашей конференции: «Каковы главные, по вашему мнению, качества защитника Отечества?» (Ответыучащихся.)

Как мы убедились, в жизни всегда есть место подвигу. И подвиг совершается не под влиянием случая. Прежде чем совершить великое дело, человек растет нравственно. Почти все крупные ученые советского времени были воспитаны в православных семьях. Об ученых-братьях Вавиловых нам расскажут учащиеся 9-го класса. (Рассказ учащихся.)

Ведущий. Альберт Эйнштейн, известный физик, оставил потомкам признание: «Я верю в Бога как в Личность и по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом». О создателе теории относительности мы узнаем из сообщения учащихся 10-го класса. (Рассказ учащихся.)

Ведущий. Носителем русского национального самосознания был и великий поэт XIX века. Член Союза писателей России священник Алексей Мороз считает А.С. Пушкина нашим современником. И вот почему.
Показ видеофрагмента из документального фильма «Веленью Божию, о Муза, будь послушна...» из серии «Русская культура и православие».

Ведущий. Стихотворный диалог А.С. Пушкина и митрополита Московского Филарета представят учащиеся 9 «Б» класса. (Учащиеся читают четверостишия.)

Ведущий.  
Не плоть, а дух растлится в наши дни.
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры - но о ней не просит...
 
Так восклицал другой русский поэт - Ф.И. Тютчев. «Как жить?» - этот вопрос всегда волновал и волнует русских людей. Послушаем выступление учащихся 9-го класса. (Рассказ учащихся.)

Ведущий. Вы видите, как интересна и богата событиями наша страна. А что такое страна? Это только пространство на карте? Или, может быть, место, где живут люди, которые делают историю? Вдумайтесь в сочетание «делать историю». Мы с вами сейчас живем, делаем что-то для своей школы, района, города. И все наши дела через некоторое время станут историей, ведь история - это наше прошлое. Задумаемся, плохие или хорошие наши дела запомнят люди.

Из далекой Греции передают привет своим соотечественникам служители храма на острове Эвбея, в котором покоятся нетленные мощи пленного русского солдата и одного из самых почитаемых православных святых Греции. Это ли не чудо? В стране, где к иностранцам всегда относились настороженно, в XX веке распространился культ русского солдата-святого, мощи которого привлекают бесчисленных паломников и жаждущих исцелиться. Удивительную историю его жизни представят учащиеся 9 «А» класса. Рассказ учащихся.

Ученик.     
Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг в терпеньи,
Любви и мольбе.
Если сердце заныло
Перед злобой людской,
Иль насилье схватило
Тебя цепью стальной.
Если скорби земные
Жалом в душу впились,
- С верой доброй и смелой Ты за подвиг берись.

А.С. Хомяков
 
Ведущий. Как мы убедились, в самые страшные годы испытаний, когда во всем ужасе вставал вопрос: «Быть России или не быть?», двигателем народной мысли и силы всегда являлось именно православие.
Пришло время ответить на третий вопрос сегодняшней конференции «Наши современники»: «Как нам жить в стране, в которой так много бандитов? Как выжить в современной России? (Ответы учащихся.)
Ведущий (обобщение ответов учащихся). Наверное, стоит задуматься не над тем, как выжить, а над тем, как достойно прожить. Прав был Ф.М. Достоевский, сказав, что русский человек хорош в православии, а без веры он просто - дрянь.

И вот долгая холодная война нашей страной проиграна без единого выстрела. Боеспособная армия оказалась невостребованной и не смогла оградить нашу страну от развала. От пленения чужеродными хозяевами.
Как же выжить? Встречный вопрос: кому выжить? Лично нам с вами или России? Нашему биологическому организму или душе? Но выбор: искать ли место в жизни или в банде - остается за каждым из нас.

Сегодня мы с вами говорили о мужестве русских людей, поэтов и ученых, простых солдат и офицеров, ставших идеалом и символом России.

Необходимо потрудиться над своим внутренним человеком. Из прошлого мы можем взять все хорошее, что в нем было: русские традиции, опыт борьбы со злом. Сегодня нам необходимы такие высокие примеры, как А.С.Пушкин, Г.К. Жуков, Е. Родионов. Жить в стране можно не только громкими словами, но и добрыми полезными делами. Поэтому, чтобы наша конференция не осталась в истории школы только пустым разговором, я зачитаю проект решения конференции...

Ведущий зачитывает проект решения конференции.

Приступим к голосованию.

Утверждение решения конференции.

Решение конференции:
1. Продолжить работу конференции «Наши современники» и организовать встречу со священником, посвященную охтинским новомученикам.
2. В рамках реализации программы «Я и Отечество» установить на втором этаже школы памятную доску Герою Советского Союза Степану Алексеевичу Закурдаеву, проживавшему на территории школьного микрорайона.
3. В рамках реализации программы «Детский орден милосердия» принять участие в благотворительной акции «Марш добра».