Низова С.В. Одаренный ребенок в дополнительном образовании - путь от элементарного к элитарному

 
Всякий изобретатель, даже гений,
является растением своей среды.
 
Л.С. Выготский
 
 
Всем хорошо известна истина — все дети талантливы, которая часто рождает провокационный и дерзкий вопрос: почему же так много бездарных взрослых? Сегодняшняя ситуация в стране оставляет этот вопрос без ответа. Кризис науки, когда воспитанные и даже благодарные российской научной школе нобелевские лауреаты совершают свои открытия в других странах и не соглашаются возвращаться на Родину... Страшные провалы в технических областях, в том числе космической, где мы всегда лидировали... Откровенная неконкурентоспособность российских спортсменов на мировом уровне... Духовная деградация, от которой не смогла спасти общество даже многовековая, глубочайшая российская культура... Что происходит? Неужели действительно оскудела наша земля талантами? Этого уже нельзя не замечать, к этому невозможно быть равнодушным, об этом уже нельзя молчать.

Со времен Конфуция известно, что, «какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильно организованного обучения сделались хорошими, умными, талантливыми — это в нашей власти». И сегодня неоднозначно мнение о том, что важнее: дар, полученный ребенком от природы, или удачно сложившиеся условия открытия и развития его неординарных способностей. Однако совершенно однозначно понимание того, что одаренный ребенок — это необычный, особый ребенок. Более того, Всемирная организация здравоохранения отнесла одаренных детей к группе риска.

«Риск» в том, что эти дети могут навредить не только обществу (например, «криминальные таланты»), но и себе, не реализовав свои способности, не раскрывшись в полной мере, зарыв свой талант в землю. Поэтому задача взрослых — создать максимально благоприятные условия для одаренных детей, чьи большие возможности сочетаются с большой чуткостью, ранимостью, незащищенностью.

Наверное, неслучайно в новой федеральной образовательной политике одним из ключевых направлений развития современной школы стала система поддержки талантливых детей. Этой проблемой сегодня призваны заниматься различные государственные структуры, академическая наука, педагоги — практики, которые пытаются сформировать государственную систему выявления, развития и поддержки талантливых детей. Стандарты второго поколения, в частности, должны сформировать новую школу, максимально комфортную и продуктивную для разных детей, в том числе и «нестандартных», какими стоит считать детей с неординарными способностями. Это должна быть особая образовательная среда, с особыми педагогическими подходами, особыми педагогическими кадрами, особой образовательной атмосферой. Новыми стандартами через увеличение роли внеурочной деятельности   в   образовательном процессе признано, что школа не должна быть и не является сегодня единственной средой для подготовки ребенка к самостоятельной жизни. Такой средой также сегодня является система дополнительного образования детей, которая способна обеспечить одаренному ребенку системную и методичную, профессионально грамотную поддержку его одаренности на всех этапах: открытие, развитие и успех.

Дополнительное образование в системе государственного образования является совершенно особенным пространством, «зоной ближайшего развития», так как в силу своей специфики позволяет выстраивать образовательный процесс, максимально учитывая особенности каждого ребенка. Это делает его благоприятной, продуктивной средой и для работы с детьми, в которых заложены особые способности, средой, обеспечивающей непрерывность процесса педагогической поддержки и развития детской одаренности. Основанием для такого утверждения является методология дополнительного образования детей. В данной статье предполагается остановиться лишь на отдельных принципах организации дополнительного образования, которые характеризуют среду максимального благоприятствования развитию одаренности.

Дополнительное образование как особый тип государственного образования   гарантирует   детям  возможность непрерывного развития своих способностей, в том числе и неординарных. Согласно нормативам, система дополнительного образования ориентирована, в основном (что не отрицает исключения) на детей в возрасте от 6 до 18 лет, таким образом обеспечивая ребенку возможность пройти все этапы развития одаренности — от выявления через становление до успеха. Важным условием продуктивности этого процесса выступает его цельность, организационное и содержательное единство, взаимосвязь и преемственность, основанные на единой методологии данного типа образования. При этом образовательный процесс каждого уровня выстраивается с учетом возрастных и целевых особенностей его участников, а главной гарантией успеха становится максимальное использование методологических ресурсов дополнительного образования детей.

Не секрет, что наиболее сложная задача в работе с талантливыми детьми — раскрыть талант, выявить часто скрытую одаренность ребенка, создать такие условия, когда у него не останется возможности не проявить себя в полной мере. Очень важно здесь, с одной стороны, начать процесс определения способностей как можно раньше — тогда мы получаем больше шансов достичь высокого результата, с другой — максимально разнообразить образовательный процесс как по содержанию, так и по формам. Сегодня система дополнительного образования накопила большой опыт работы студий раннего развития как одного из возможных и наиболее, как показывает практика, оптимальных вариантов контролируемого и целенаправленного процесса развития ребенка на ранних возрастных этапах в условиях многообразия предлагаемых занятий.

Особенностью    формирования содержания таких студий является включение ребенка в различные виды деятельности, необходимое для выявления характера одаренности, где есть приоритет художественных видов творчества, наиболее соответствующих возрасту и задачам реализации способностей и эмоционально-нравственного развития детей дошкольного возраста. Такие комплексы не столько дают знания, сколько развивают эмоционально-волевую сферу воспитанников, интерес и потребность в творческой деятельности, эстетический вкус, учат детей общаться со сверстниками и взрослыми, закладывают общечеловеческие нормы нравственности. Развитие чувствительности у детей — один из показателей общего умственного роста ребенка, одна из сторон его общего развития, так как к деятельности органов чувств у человека всегда присоединяется все более и более сложная умственная работа.

Ведущей технологией реализации программ подобного учебно-воспитательного комплекса является игра. Именно игра должна выступать в качестве инструмента, с помощью которого простейшее желание участвовать в игровых действиях, основное для этого возраста, перерастает в серьезную творческую деятельность, где приобретается жизненный опыт. Игра придает детям уверенность в себе, развивает самостоятельность, стимулирует рост интереса к творческой деятельности и потребность в ней, а система дополнительного образования с ее вариативностью форм и методов занятий может обеспечить такую возможность. Основными результатами деятельности студий раннего развития дошкольников в системе дополнительного образования, как правило, являются: 1) высокий уровень мотивации к разнообразной деятельности как условие выявления склонностей и способностей каждого ребенка; 2) личностное развитие; 3) творческая и социальная активность; 4) позитивный и продуктивный опыт систематического и разностороннего взаимодействия дошкольников с окружающим миром; 5) объединение усилий и координация действий семьи и учреждений дополнительного образования детей (УДОД) в поддержке одаренного ребенка.

Через интеграцию большого количества образовательных областей для «пробы себя» и непрерывность   процесса   творческого развития в соответствии с личными интересами под руководством педагогов-профессионалов здесь создается адекватная среда для формирования интереса и обозначения способностей каждого воспитанника на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.

Гибкость, вариативность, незаформализованность системы дополнительного образования, позволяющие в полной мере учитывать особенности личности каждого ребенка дошкольного возраста, формируют в таких студиях условия для выстраивания индивидуальной траектории развития, оптимизируют процесс выявления потенциальных возможностей каждого ребенка и обеспечивают органичный переход на следующий этап развития способностей ребенка, этап репродуктивного освоения выбранного предмета, осмысленного погружения в творческую деятельность.

Однако опыт показывает, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и остановлено вовсе на любом этапе его становления. Следовательно, каждый новый этап требует иного подхода к организации образовательного процесса в методике дополнительного образования детей с учетом возрастных, личностных особенностей, особенностей характера и уровня деятельности.
 
Принципы добровольности и вариативности дополнительного образования, которые рассматриваются как возможность выбора образовательной траектории и для педагога, и для воспитанника, дают право следовать за естественным развитием ребенка, опираясь на его личностные особенности, а не заданные ему извне цели и задачи. Современное дополнительное образование не регламентируется общими стандартами и обязательными образовательными программами, что позволяет педагогу самостоятельно формировать программное обеспечение в соответствии с конкретными образовательными запросами. Добровольность дает возможность формировать эффективную по содержанию, формам и регламенту образовательную среду, корректировать образовательный маршрут. Все это крайне необходимо в работе с одаренными детьми, так как увеличивает образовательное пространство, обеспечивает свободу передвижения в нем, индивидуализирует и оптимизирует образовательный процесс. Кроме того, создание условий для значимого выбора, нахождения самостоятельного решения и принятия ответственности за это позволяет формировать личностные характеристики одаренного ребенка, в том числе уверенность в себе и своих возможностях, формировать позитивный опыт творческого освоения мира. Эти качества могут дать импульс познавательной активности, а также социально защитить талантливого ребенка, особенно в современной реальности, так как, по словам А. Маслоу, «...сегодня нужен человек творческий, который, если требуется, сможет решать проблемы без предварительной подготовки, импровизируя, доверяя себе».

Профильность и многоуровневость дополнительного образования детей при условии выбора самим ребенком уровня и направленности деятельности в соответствии с его возможностями и интересами минимизируют неуспешность, формируют психологическую стойкость, делают интерес к выбранному занятию максимально устойчивым, переходящим в потребность в творческой деятельности на другой, более высокой ступени.

Высшим уровнем развития детской одаренности можно считать уровень, который специалисты называют по-разному: креативный, эвристический, иногда «элитный», — который зависит как от степени развития способностей, так и от уровня сформированности мотивации. На этот уровень, как правило, выходят дети старшего школьного возраста, и работа с ними требует особого подхода, деятельностный характер и обязательную успешность которого обеспечивает образовательная среда дополнительного образования.
Специалисты считают мотивационный аспект, осмысленное, неравнодушное отношение ребенка к действительности и своей деятельности одним из важных аспектов проявления одаренности. Для поддержания и стимулирования такого отношения необходимо постоянное погружение ребенка в различные виды деятельности, максимально возможное многообразие способов деятельности. Дополнительное образование не ограничивается каким-либо одним или несколькими видами деятельности. Оно реализуется через индивидуальные и массовые формы, занятия в группах и подгруппах, исследовательскую, творческую, конструкторскую деятельность, оно является открытым образованием и носит межведомственный характер. Все это также помогает сделать его оптимальным, адекватным и комфортным, что в большой степени стимулирует развитие способностей разного уровня, которые активнее развиваются в деятельности, но не в любой, а в той, которая вызывает интерес и положительные эмоции.

Психологическая комфортность, эмоциональная насыщенность, успешность — обязательные характеристики системы дополнительного образования, особенно важные в работе с одаренными детьми, так как они снимают часто имеющуюся в такой ситуации дисгармонию между сложностью образовательной деятельности такого уровня и еще недостаточно устойчивой мотивацией на нее. Обеспечивается это, во-первых, неформальным стилем взаимоотношений воспитанников между собой, воспитанников и педагога дополнительного образования, отсутствием авторитаризма педагога, отношениями сотрудничества, сотворчества, обусловленными общностью деятельности и общностью увлечений. Такая образовательная среда вызывает у детей желание деятельности, чувство благополучия, удовольствия от нее, потребность высказать свое мнение, пробовать новое. Еще больше стимулирует деятельность каждый, даже маленький успех, что является обязательным условием развития одаренности. Отсутствие общих стандартов, отметочной системы, особая форма определения результативности этого типа образования позволяют иметь особую, максимально гибкую систему обозначения успешности, соответствующую уровню способностей каждого — все это дает возможность создать персональную ситуацию успеха для каждого, сравнить свои успехи с успехами других, увидеть пути совершенствования и перспективы, закрепить свое стремление к победам.

Таким образом, дополнительное образование детей располагает эффективным методологическим ресурсом, способным сделать его самодостаточной системой выявления и совершенствования детской одаренности. Актуализация данных позиций сегодня необходима по нескольким причинам.

Во-первых, общеобразовательная школа вступает сегодня в период стандартов второго поколения, необходимость введения которых достаточно аргументирована в нормативных документах. Новые стандарты предполагают активное включение системы дополнительного образования детей в процесс их реализации. Эффективность этого процесса в большой степени зависит от методически грамотного использования возможностей дополнительного образования, владения их спецификой.

Во-вторых, вместе с позитивной стороной введение стандартов может иметь и оборотную, негативную сторону. Любая стандартизация, как правило, ведет к определенной унификации, усреднению процессов, обезличиванию деятельности, убивает индивидуальность. Пусть не покажется это кощунством, но стандартизация образования может не оказаться исключением из правила, если произойдет процесс сглаживания особенностей двух типов образования в силу разных причин: несовершенные условия системы образования, низкий профессиональный уровень кадров, отсутствие опыта и т.д.

Подобные риски могут не только исключить ожидаемые результаты — создание единого эффективного образовательного пространства, решающего задачи, поставленные современным обществом, в том числе задачи по педагогической поддержке одаренных детей через продуктивное использование преимуществ и минимизации проблем каждого из этих типов образования, т.е. их интеграцию. Подобные риски, приняв характер тенденции, могут привести к утрате специфических особенностей дополнительного образования, что значительно снизит возможности национальной образовательной системы, ограничит ее вариативность.

Поэтому необходимо сохранять и развивать дополнительное образование детей в его неповторимом виде, как образовательный ресурс, не только развивающий интеллектуальный потенциал государства, но и являющийся уникальным ресурсом развития художественной, технической, спортивной и других видов одаренности подрастающего поколения страны, проявляющихся вне сферы познавательной деятельности.
 

Список литературы
 
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы // Одаренный ребенок. 2009. № 2. С. 6-27.
Огнева H.Р. Дополнительное образование как средство психолого-педагогического сопровождения развития одаренности // Детское творчество. 2008. № 3. С. 2-4.
Рабочая концепция одаренности // Одаренный ребенок. 2003. № 4.
Рахимов А.З. Нравственная психология. Уфа, 1955.
 

С.В. Низова
доцент кафедры теории и методики воспитания ВИПКРО, г. Владимир
 
"Одаренный ребенок" . - 2012 . - № 2 . - С. 77-83.