Разумовская Т.В. Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми

 
Широко известно, что есть прекрасные, грамотные учителя, имеющие большое количество хорошистов и отличников, но не имеющие среди них победителей олимпиад или проявляющих высокие способности и оригинальность мышления в предметной деятельности. Такой учитель обладает той составляющей профессионального мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый, даже расширенный объем предметных знаний, обучать его предметным действиям и применению полученных знаний в типовой ситуации. Но в деятельности такого учителя и его собственном мышлении ремесленное превалирует над творческим. Поэтому он не может ни «заразить» ученика потребностью и интересом к творческой деятельности, ни помочь ему развить нестандартное мышление, ни сопровождать развитие одаренного ребенка.

Такой учитель относится с осторожностью к нестандартным ответам, чаще всего не поощряет их, воспринимает как ошибку, если они серьезны, или как проявления шутовства. По мнению А.И. Савенкова, такой учитель может обладать широкой предметной эрудицией, психолого-педагогическими знаниями, отработанной педагогической техникой работы со средним учеником в условиях фронтальной работы с классом или индивидуальной работы как репетитор, но не уметь работать с одаренным учеником.

Качественное своеобразие и характер развития детской одаренности определяются сложным комплексом природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, исследовательской). В связи с этим особое значение для проявления и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных детей.

Среди типичных причин отсутствия условий для реализации одаренности — «неадекватное» социокультурное окружение, недостаток материальных и финансовых ресурсов семьи или местного сообщества; некоторые психологические особенности детей, требующие особой подготовки специалистов; невозможность выстраивания нестандартной индивидуальной траектории (недостаточная квалификация учителей).

Сегодня стоит задача подготовки учителей специально для одаренных. Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся:

Учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету.
Учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения.
Учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Учитель одаренных детей должен быть профессионально компетентен, иметь определенные знания и умения по психологии и педагогике детской одаренности, занимать определенную профессионально-личностную позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Вопросы подбора и подготовки учителя для работы с одаренными отличаются сложностью и неоднозначностью, требуют учета личностных качеств.

В нашем поиске путей развития профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми вызвала интерес простота и конкретность предложения Г.М. Коджаспировой рассматривать профессиональную компетентность педагога в виде групп умений, которыми должен владеть учитель. Она выделяет десять групп умений, которые, на наш взгляд, являются актуальными требованиями к учителю для работы с одаренными детьми:

1. умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогических задач, при этом ориентироваться на ученика как на активного участника (т.е. субъекта) учебно-воспитательного процесса;
2. в работе с содержанием учебного материала: проявлять способность к формированию у школьников учебных и социальных умений и навыков (компетенций), осуществлению межпредметных связей и выработке универсальных учебных умений, использовать интеграцию форм обучения и воспитания;
3. умение соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе;
4. умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные — создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению;
5. умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
6. умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие собственных педагогических способностей;
7. осознание перспектив собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных;
8. умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию;
9. оценивание учителем воспитанности школьников; умение распознавать согласованность нравственных норм и убеждений школьников; умение создавать условия для стимулирования слаборазвитых черт личности;
10. интегральная способность учителя оценить свой труд в целом.
 
Наличие таких умений учителя определяет его педагогическую направленность на ребенка, нацеливает на выработку у ученика мотивации учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Эта позиция учителя предполагает заботу о ребенке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.

Существование такой специфической направленности учителя, по мнению A.M. Матюшкина и Е.Л. Яковлевой, предполагает наличие, во-первых, особенного гуманистического мировоззрения в организации и управлении жизнедеятельностью учащихся.

Во-вторых, важным становится наличие профессионально-личностной позиции педагога, позволяющей успешно реализовывать не только традиционный тип обучения одаренных детей, но и также успешно активизировать и развивать детскую одаренность.
В-третьих, учитель для одаренных должен обладать такими профессионально значимыми личностными качествами, как высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми видится нам как разработка стратегии, подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. В процессе такой подготовки педагогов должны быть обеспечены формирование не только соответствующих умений, но и отработка качеств личности, необходимых для выявления и сопровождения одаренных детей.

Подготовка учителя для одаренных, по мнению С.А. Марковой, требует обязательного учета разного рода факторов. В качестве основных в этой подготовке она считает:
1) профессионально-личностную позицию педагогов;
2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;
3) создание системы консультирования и тренингов для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
4) создание психолого-педагогических условий (системы изучения передового педагогического опыта, обмена опытом в различных формах для развития профессионального мастерства и др.);
5) создание творческой и свободной атмосферы учения образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования , педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.).

Наличие разнообразных подходов и характеристик учителя для одаренных школьников для нас позволяет составить описательный портрет:
  • учитель для одаренных — прежде всего, прекрасный, успешный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет;
  • в дополнение к этому он обладает такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником и основаны на глубоком понимании природы одаренности и ее специфики в различном возрасте;
  • такому учителю необходимы особые качества, связанные с определенным типом его личной одаренности: интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.
Неизбежно возникает вопрос: существует ли такой учитель в природе и можно ли такие качества, умения развить? Если существует, то очень повезло школе и детям, поскольку такой учитель в состоянии эффективно осуществлять педагогическую деятельность по выявлению, развитию и сопровождению одаренных детей. Всем остальным учителям можно помочь развить указанные личностные и профессионально-личностные качества. Н.С. Лейтес, В.Э. Чудновский, B.C. Юркевич указывают по меньшей мере на три пути формирования готовности педагогов к работе с одаренными детьми:
  • с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;
  • предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренностей;
  • тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Для подготовки учителя к деятельности по выявлению и раскрытию одаренности обучающихся Г.В. Тарасова предлагает специально создать организационно-педагогические условия. Среди них:

а) осуществлять реализацию личностно-ориентированного подхода при соблюдении принципа преемственности и активном взаимодействии четырех субъектов образовательного процесса — ребенка, педагогического коллектива, семьи и школьного окружения ребенка в лице его сверстников;
б) система подготовки учителей, работающих с одаренным ребенком, должна быть многоступенчатой и сочетать теоретическую и практическую подготовку с преобладанием последней;
в) в процессе подготовки к работе с одаренными детьми учителю необходимы конкретные рекомендации, которые он сможет использовать как инструментарий в педагогической деятельности. На наш взгляд, для эффективной подготовки необходимо также выявить такие характеристики учителя, как способность успешно работать с одаренными детьми. К сожалению, не каждому учителю можно доверить работу с одаренными. Важно также определить содержание его работы и детализировать всю систему подготовки учителя для взаимодействия с одаренными детьми и их родителями.
 
Таким образом, если мы хотим получить учителя для одаренных, то должны обеспечить развитие его профессиональной компетентности и содействие становлению профессионально-личностных качеств. Такая помощь будет эффективной при соблюдении ряда конкретных условий и детальной разработке путей подготовки.
 
 
Список литературы

Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: AcademiA, 1996.
Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М.: Знание, 1990.
Матюшкин A.M., Яковлева ЕЛ. Учитель для одаренных. М., 1991.
Одаренность и возраст: Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. пос. / Под ред. A.M. Ма-тюшкина. М., 2004.
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Ягловская Е.К. Взаимоотношения умственно одаренных дошкольников в группе // Вопросы психологии. № 3. 1998.
Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: Учеб. пос. М., 2010.
Тарасова Г.В. Организационно-педагогические условия развития готовности учителя к работе с одаренными детьми: Дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005.
 
Т.В. Разумовская
к.п.н., заведующая кафедрой педагогического менеджмента ВИПКРО, г. Владимир

"Одаренный ребенок" .  - 2012 . - № 2 . - С.59-64.