Ляшко Л.Ю., Ляшко Т.В. Интеллектуально-творческий потенциал России

 
В  журналах «Одаренный ребенок» (2010, № 1 и 2011, № 1) нами были изложены теоретические подходы по формированию системы работы Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» с одаренными детьми. В частности, было рассмотрено содержание работы на каждом из четырех уровней дополнительного образования: досуговом, репродуктивном, эвристическом, креативном.

В этой статье мы более подробно рассматриваем технологии реализации изложенной теоретической концепции в практической работе МАН «Интеллект будущего» на эвристическом и креативном уровнях.

Малая академия наук «Интеллект будущего» уже более 26 лет работает над программами для школьников, цель которых — развитие творческого мышления, креативности. Именно способность мыслить нестандартно, умение перенести принципы действий, освоенные в одной из предметных областей в другую, способность быстро принимать решение, управлять своим развитием, уметь оценивать результаты своей деятельности и предвидеть последствия — все это относится к критериям развития ребенка, заложенным в новых стандартах.

Если взять школьные программы, то, к сожалению, большая часть наших учебных заданий является репродуктивными: физика, химия, биология, география и т. д. — все знания даются ребенку из прошлого, то, что было открыто давно. Остается только повторить информацию, рассказанную учителем. Даже если дети готовят рефераты по какой-либо теме, их деятельность будет относиться к репродуктивной.

Чтобы выйти на творческий уровень, нужны задания другого типа, другая деятельность, ориентированная на получение новых знаний, нового продукта. К такой деятельности относится научно-исследовательская деятельность, предполагающая занятия исследованиями в области науки, техники, искусства.

Для организации такого рода деятельности Малая академия наук «Интеллект будущего» разработала и реализовала уникальную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России» (в 2011 г. разработчики программы были удостоены премии Правительства РФ в области образования. — Ред.).

Самым главным проектом программы является Всероссийская конференция учащихся «Юность. Наука. Культура». Ее особенность в том, что участники представляют научно-исследовательские работы, выполненные под руководством ученых и специалистов, педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью. Принципиально то, что работы носят не учебный характер, где результат заранее известен и ожидаем, а научный: авторы работ действительно ставят цель получить новые знания об объекте или установить новые закономерности в связях между различными системами или их функциями.

Конференция «Юность. Наука. Культура» как модель организации учебно-исследовательской деятельности учащихся начала проводиться с 1985 г. в г. Обнинске. Но уже на начальном этапе работы было выявлено, что проведение только сугубо городских конференций не может решить всех поставленных задач. В частности, участники конференции находились в своем узком поле задач, проблем, они не могли сравнить свой уровень исследовательских работ с другими участниками, представителями других научных школ. Поэтому для более эффективной оценки результатов деятельности учащихся решено было приглашать на такие конференции школьников из других городов.

В дальнейшем отрабатывалась модель проведения Всероссийской конференции, во время которой выступало до 500-700 человек из 50-100 городов России и других стран СНГ, что позволяло проводить сравнительный анализ результатов обучения и развития учащихся. Причем рост количества участников конференции «Юность. Наука. Культура» являлся объективным фактом, характеризующим популярность и престижность конференции, ее значимость для учащихся многих регионов России и стран СНГ, занимающихся исследовательской и другой творческой деятельностью. В дальнейшем была разработана совокупность принципов осуществления инновационно-образовательной технологии отбора и привлечения к исследовательской деятельности обучаемых «Юность. Наука. Культура», которая реализуется через Национальную образовательную программу «Интеллектуально-творческий потенциал России».

На основе изучения и анализа изменения количества образовательных областей, в рамках которых выполняются работы школьников, числа секций конференции ЮНК в разные годы, тематики учебно-исследовательских работ (УИР) был сделан вывод о существовании тенденции к расширению спектра тематических интересов школьников. С каждым годом происходит выбор все большего числа новых тем УИР; увеличивается количество образовательных областей, которые становятся предметом интересов учащихся; все больше секций и подсекций создается для удовлетворения познавательных запросов школьников.

Ряд условий проведения конференции ЮНК способствовал стабильному возрастанию количества участников и образовательных учреждений, принимающих участие в конференции.

Основные факторы, влияющие на развитие конференции ЮНК:
• издание сборников трудов и тезисов участников конференции (после издания первого сборника трудов количество участников конференции возросло почти в 10 раз);
• комфортный режим проведения заседаний секций (введение вместо призовых мест званий лауреатов конференции без жесткого ограничения их количества; доброжелательная, конструктивная атмосфера во время защиты УИР;
• личностно-ориентированная дифференцированная экспертиза УИР как на предварительном (заочном) этапе, так и во время защиты работ на конференции;
• открытый характер конференции, в которой может принять участие любой школьник из любого учреждения России, выполнивший и представивший УИР;
• ежегодное проведение конференции;
• образовательный характер конференции, содержащий элементы научной школы;
• эмоционально-яркая насыщенная программа (кроме работы секций, организуются встречи с учеными, мастер-классы, интеллектуально-творческие игры).

Технология ЮНК и ее ключевой элемент — конференция ЮНК — является катализатором развития учебно-исследовательской деятельности в регионах Российской Федерации, способствует развитию учебно-исследовательской деятельности в целом как педагогического явления, активизирует вовлечение обучаемых в творческую, исследовательскую работу в различных областях науки, техники, искусства.
Начиная с 2000 г. по настоящее время для учащихся начальной школы и среднего школьного возраста проводятся всероссийские конференции «Юный исследователь» и «Первые шаги в науку». Начиная с 2004 г. по настоящее время совместно с химическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова и ФГУП «НИФХИ им. Л.Я. Карпова» для учащихся старших классов, студентов, аспирантов, молодых ученых и молодых преподавателей проводится конференция «Научный потенциал XXI века».

Создание конференций для разновозрастных категорий обучающихся позволило удовлетворить все расширяющийся спрос на раскрытие творческого потенциала подрастающей молодежи. Экспоненциальный рост числа участников в период с 2005 г. обусловил необходимость в организации ряда региональных конференций, в том числе «Юность. Наука. Культура — Юг» (проходит в Краснодарском крае), «Юность. Наука. Культура — Север» (Санкт-Петербург), «Юность. Наука. Культура — Урал» (Златоуст), «Юность. Наука. Культура — Сибирь» (Новосибирск), «Юность. Наука. Культура — Байкал» (Улан-Удэ).

Ежегодное функционирование конференций привело к установившимся требованиям как к работам, так и к оформлению результатов. Стоит сказать, что, например, на технические секции приезжают ребята, которые не только выполнили работу, но и успели запатентовать результаты. Даже в области педагогики один юноша предложил свои технические разработки для обучения слабослышащих детей. Его мама много лет работала с ними, сам юноша постоянно присутствовал на ее занятиях в качестве добровольного помощника. Из реальной потребности в специальных тренажерах родились научное исследование и разработка необходимого оборудования.

Естественно, что вывести всех детей на выполнение научно-исследовательской работы — огромный труд педагогов, сочетающийся с наличием научных руководителей и материальной базы исследования. Лучше всего, если школа сотрудничает с научными институтами и исследование проходит на их базе.

Понимая сложность проведения исследовательской работы, наша организация предлагает ряд конкурсов, в основе которых лежит разработка интеллектуально-творческих проектов. К таким можно отнести конкурс по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива», конкурс-метаигру «Полет продолжается», веб-квест «Путешествие 3000 лет спустя». В этих конкурсах, как правило, участвует команда, которая готовит, реализует и защищает на очном мероприятии социально значимый проект. Проектная работа является более доступной для школьников, но тем не менее требует не только специальных компетенций, но и времени, иногда до полугода и более. В ходе этой деятельности создается новый продукт, которого не было ранее, возникают отношения сотрудничества, взаимопомощи. В совместной работе каждый проходит все стадии от формулирования идеи проекта, разработки плана его осуществления, расчета бюджета, распределения функционала и проведения до анализа и выводов. Такая деятельность относится к творческой, формирует ряд самых необходимых компетенций, свойственных ей.

Привлечь детей к проектам легче, чем к проведению исследовательской работы, но тем не менее у детей уже должен появиться мотив заняться творческой деятельностью. Как же его сформировать? Что может дать положительный эмоциональный опыт, в котором ребенок оценит творчество как значимую для себя деятельность?

Для этих целей МАН «Интеллект будущего» предлагает краткосрочные заочные конкурсы по разным направлениям: от астрономии, биологии, географии-до философии и экономики. Каждый ребенок имеет возможность выбора профиля и способа выполнения заданий.

В нашей организации разработаны два больших всероссийских заочных проекта «Интеллект-экспресс» и «Познание и творчество». Только в последнем проекте постоянно проводится около 100 предметных и межпредметных конкурсов. Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» стал наиболее массовым дистанционным проектом. В нем ежегодно пробуют свои силы более 60 тысяч участников. Он является важной составляющей частью национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и объединяет конкурсы-олимпиады по различным предметам и номинациям для учащихся с 1-го по 11-й класс, а также студентов средних специальных учебных заведений, учащихся учреждений начального профессионального образования из всех уголков России и ряда стран СНГ.

Цель конкурсов-олимпиад - дать импульс к саморазвитию и творческому поиску, в котором рождается подлинный интерес к науке и познанию. Участие в этом конкурсе способствует расширению кругозора и интеллектуальному росту учащихся, помогает профессиональному самоопределению старшеклассников. Удовольствие от выполнения заданий и радость победы лауреата и участника приводят к развитию исследовательских качеств личности, так необходимых современному человеку.
 
Заочные олимпиады не просто проверка уровня знаний детей. В рамках олимпиады предлагаются увлекательные задания, решить которые можно лишь задействовав собственные исследовательские навыки и смекалку. Вот почему олимпиады так популярны, ведь в первую очередь это отличный шанс проявить учащимся творческие способности, открыть в себе новые таланты, научиться логически мыслить, грамотно оформлять свои доводы, систематизировать данные и работать в команде.

Для каждой возрастной группы есть свои особенности конкурсных заданий.
Для самых маленьких конкурс «Познание и творчество» является полезным дополнением к основной школьной программе на первых этапах обучения, когда формируются не только начальные умения ребенка познавать окружающий мир, но и его отношение к учебе, науке и искусству на протяжении всей его последующей жизни. Здесь важную роль играет еще одна особенность заочных конкурсов: работая дома, дети чувствуют поддержку не только со стороны учителей, но и со стороны своих родителей. В отзывах участников конкурса часто констатируется то, что работа над заданиями сплотила всю семью.

Самостоятельное значение приобрел Всероссийский конкурс «Созвездие талантов», включающий такие традиционные конкурсы, как «Восхождение к образу» (номинации «И божество, и вдохновенье» — стихи, проза; «Золотое перо» — журналистика; «Чудное мгновение» — жанровые фотографии, фоторепортажи, фотоживопись; «Линия образа» — художественные живописные и графические работы; «Перспектива» — компьютерная графика; «Фантазия и жизнь» — декоративно-прикладное искусство); «Озарение» — философско-литературный конкурс.

Вместе с педагогами, которые являются кураторами участников конкурсов программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» и представляют практически все регионы России, мы создаем ту образовательную среду, которая позволяет раскрыть потенциал детей, проявить их таланты. Каждый конкурс — это своего рода методическое пособие для детей, родителей и педагогов, так как предусматривается анализ каждого задания, приводятся примеры их нестандартного выполнения, даются возможные алгоритмы.

Одним из конкурсов, непосредственно развивающих навыки творческой, исследовательской деятельности, является конкурс «Мир сказок» для детей 1-3-х, 5-6-х классов. Задания этого конкурса помогают раскрывать секреты логического мышления, учат находить главную мысль в тексте, перекодировать и запоминать информацию. Содержание заданий является дополнительным стимулом для поддержания высокого познавательного интереса. Материал конкурса основан на сказках, притчах, поэтому дает возможность естественного, ненавязчивого применения развивающих методов к миру детских фантазий, увлеченности и творчества. Нестандартные, неординарные задания вызывают особый интерес школьников, повышают познавательный интерес, включают механизмы исследовательских способностей.

Участникам предлагаются поисковые задачи с заранее неизвестным решением, некоторые из этих задач предполагают выполнение основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, поиск и изучение вопросов, связанных с данной проблематикой, подбор методов исследования и практическое овладение ими, сбор материала, его анализ и обобщение, комментарий, собственные выводы.
Проанализируем некоторые из заданий конкурса с точки зрения его результативности для развития исследовательских навыков школьников.
 
Задание: «Продолжите последовательность. Объясните, из какой сказки эти герои: С*С*К*3*В*М? »
Дедов Кирилл (3-й кл., г. Барнаул): «Разгадывая логическую последовательность, я обращался ко многим сказкам: X.-К. Андерсен «Дикие лебеди», братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», народная сказка «Репка», Волкова «Семь подземных королей», к сказкам А.С. Пушкина и др. Я пытался понять, что именно зашифровано в последовательности букв: название сказки, имена героев или еще что-либо. Наконец, определил для себя, что каждая буква, вероятнее всего, обозначает первую букву имени героя сказки. Перебирая все известные мне сказки с большим количеством героев, я решил, что зашифрована сказка «Колобок», поскольку последовательность расшифровывается следующим образом (с учетом очередности появления героев в сказке): С — старик; С — старуха; К — колобок; 3 — заяц; В — волк; М — медведь. Продолжил я последовательность буквой Л — лиса, так как она появляется в сказке последней и съедает колобка. К этому заданию я подошел творчески, и героев сказки, зашифрованных в задании, я изготовил своими руками с помощью бумаги, клея и фломастеров. Вот что у меня получилось».
 
В этом ответе четко прослеживается последовательность поисковой деятельности, результатом которой стала реализация творческого проекта. Сначала третьеклассник определил поле поиска и осуществил его («я обращался ко многим сказкам»), затем проанализировал найденный материал («пытался понять»). Следующим этапом стало предположение верного ответа («определил для себя, что каждая буква, вероятнее всего, обозначает первую букву имени героя сказки»). И наконец, поисковая работа приводит к решению («я решил, что зашифрована сказка «Колобок»). На этом примере мы видим, как выполнение, казалось бы, сугубо теоретической поисковой задачи продолжается в творческом проекте. Ребенок, воодушевленный собственным открытием, реализует свою потребность в самореализации посредством создания самостоятельного творческого продукта.

Рассмотрим еще одно интересное задание, включающее различные поисковые механизмы.
 
Задание: «Вспомните сказку про двух упрямых козликов, которые, не желая уступить друг другу, упали в воду. В ней есть слово «упрямый», характеризующее каждого козлика. Синонимы к слову упрямый — упорный, непреклонный, настойчивый, твердокаменный. Изобразите напротив каждого слова-синонима символы, фигуры, посмотрев на которые вы сразу вспомните значение записанных слов».
 
Примером реализации творческого мышления и воображения является работа Филимоновой Елизаветы (2-й кл., г. Астрахань). Каждое из предложенных слов-синонимов Лиза сопоставила с геометрическим символом, подобрала к ним подходящие яркие фотографии и нарисовала выразительные иллюстрации. Вот как представляет девочка слово «непреклонный».
Сначала она подбирает подходящее по смыслу изречение Д. Ибаррури, которое является отправной смысловой точкой для последующей исследовательской работы: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Затем работает по созданному ею алгоритму: геометрический символ, художественный образ, фотообраз.
 
Выполнение этого задания потребовало от участников применения различных приемов исследовательской деятельности — поиск и сравнение аналогий, подбор и выражение подходящих образов в визуальном варианте.
Другой российский заочный конкурс, «Загадочный остров», непосредственно направлен на раскрытие творческих способностей его участников, а также на помощь школьникам в овладении отдельными специальными приемами нестандартного мышления, чтобы произошел запуск познавательной активности, включились в работу механизмы творчества.

Любая мысль или идея в мозге человека приобретает какую-либо определенную кодовую форму: буквенную, цифровую, зрительно-пространственную , словесно-образную, акустическую и др. Каждый из нас может использовать все эти формы, но, как правило, преобладает какая-то одна или две. Это и определяет индивидуальность и неповторимость нашего восприятия и мышления. Однако, несмотря на некоторую природную предопределенность, заданность, мы можем развивать и совершенствовать свои возможности. Ведь чем разнообразнее наши способы представления и осмысления реальности, тем быстрее и качественнее мы развиваемся. Поэтому очень важно учить детей оперировать различными кодовыми формами.
 
* * *
 
Малая академия наук «Интеллект будущего» создала целостную систему взаимно поддерживающих и развивающих конкурсов и проектов в рамках программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», которые при постоянном включении ребенка, учителя, педагогического коллектива дают высокий развивающий эффект. Этот эффект усиливается системным взаимодействием, обучением, обменом опытом в заочном и очном режиме всех экспертов и педагогов, включенных в программу.

Информационные технологи и ускоряют и углубляют процесс коммуникации, что способствует активному внедрению интеллектуально-творческих, игровых технологий, найденных и отработанных в Малой академии наук «Интеллект будущего», в повседневную деятельность тысяч образовательных учреждений. А все вместе мы представляем огромный интеллектуально-творческий потенциал России!
 
 
Л.Ю. Ляшко, к.п.н., председатель Общероссийской общественной организации
«Малая академия наук «Интеллект будущего»,
лауреат премии Правительства России в области образования
Т.В. Ляшко, зам. председателя Общероссийской общественной организации
«Малая академия наук «Интеллект будущего»,
руководитель Национальной образовательной программы
«Интеллектуально-творческий потенциал России»,
лауреат премии Правительства России в области образования

«Одаренный ребенок» . – 2012 . - № 1 . – С.10-19.