Васильева О.С. Психологическая помощь в раскрытии одаренности детей


Современный уровень понимания человеческой природы позволяет отнести к категории «одаренные» всех детей. Каждый ребенок одарен, так как он уже получил главный дар — жизнь и в придачу массу талантов и возможностей. Они есть у каждого. И тогда одной из главных задач психологов является помощь родителям и педагогам в открытии, взращивании, развитии и совершенствовании «сокрытых» в ребенке талантов. Поскольку воспитание детей начинается с воспитания родителей.

Первым шагом на пути выполнения этой задачи становится осознание родителями того факта, что их ребенок обязательно имеет уникальный индивидуальный талант. Этот талант надо обнаружить, проявив искусство понимания и принятия ребенка таким, какой он есть, а не таким, каким бы его хотели видеть. Реалии жизни часто таковы, что родители часто помогают «зарыть талант в землю», поскольку он не является для них значимым и престижным. Иногда встречается обратная ситуация, когда родители кичатся талантами детей, рекламируют их, превозносят, формируя тем самым у них чувство превосходства, а иногда даже чувство осуждения других детей, чьи таланты не так очевидны.

Одна из причин неконструктивного поведения родителей — нераскрытость их талантов, а это, в свою очередь, — следствие аналогичной ситуации у их родителей. В этом, к сожалению, проявляется негативная сторона преемственности поколений, как бы передача «несчастливости» по наследству, так как по большому счету счастливым будет лишь тот ребенок, в котором таланты раскрылись. Родители должны помочь ребенку найти именно свой дар, а не тот, который им хотелось бы, чтобы ребенок имел. Они должны предоставить максимум возможностей для того, чтобы дети попробовали себя в разных сферах творчества.

Чем больше дар (уровень одаренности), тем больше ответственности. Как известно, кому много дано, с того много и спросится. И от родителей зависит, стремится ли ребенок радоваться и радовать других своим талантом (дарить рисунки, стихи, поддержку, чистоту, радость и т.п.), увеличивая любовь и единство в своей душе. Или же он ощущает превосходство над другими и кичится своим талантом.
Хотелось бы выделить два типа одаренности:

одаренность ума — специальные способности;
одаренность сердца — уметь любить, творить для себя и других.

Истинная одаренность включает в себя взаимообогащающее сотрудничество ума и сердца.

Сегодняшние программы работы с одаренными детьми в основном направлены на развитие так называемых специальных (математика, химия, программирование, музыка, спорт и др.) способностей. Необходимо дополнить эти программы путем включения в них занятий, направленных на повышение личностной и социальной компетентности.

Нами были разработаны и проведены со старшеклассниками классического и юридического лицеев ряд тренингов под общим названием «Три О и три П».

Три О — это Осознанность, Ответственность и Открытость, как три стратегических момента, определяющих тип поведения в разных жизненных ситуациях.

Три П — это Познание, Приятие и Преображение, как принципы внутренней работы с собой.
Эти тренинги направлены на знакомство с принципами и овладение
навыками конструктивного и творческого взаимодействия с собой и другими, что и является основой развития одаренности сердца.
В качестве примера приводится экзистенциальный блок программы.

Темы занятий:

«Знакомство». (Имя, место учебы, хобби, что люблю, мой талант, какое место в моей жизни он занимает в моем будущем.)
«Кто хозяин моей жизни?». (Групповое обсуждение проблемы осознанности и оптимальности в выборе жизненного пути; моя уникальность, моя сила и мои ограничения, проблема ответственности за выбор.)
«Кто я?» (Выполнение теста Куна «Кто я?», групповое обсуждение с угадыванием авторов и обсуждением открытости и точности самопредъявления; проблема личностного самоопределения.)
«Зачем я?» (Обсуждение жизненных целей, ценностей и идеалов.)

В качестве примера приводим два упражнения, которые можно использовать, работая по этой теме.
 
 
Упражнение 1. «Жизненные цели»
 
Каждому участнику упражнения задается вопрос: «Каковы ваши жизненные цели?» Предлагается записывать все, что приходит в голову. Независимо от того, насколько оно кажется общим, тривиальным и абстрактным. Можно записывать личные, семейные, профессиональные, социальные, духовные и другие цели.

На это задание дается 2-3 минуты, после чего лист откладывается в сторону. На втором листе отвечают на вопрос: «Ваши цели на ближайшие три года?» На ответ дается 2-3 минуты. На третьем листе — ответ на вопрос: «Если бы вы узнали, что вам осталось жить три месяца с сегодняшнего дня, как бы вы прожили их? »
Цель этого вопроса — выяснить, нет ли чего-нибудь важного для участников, что они не делают и о чем даже не задумываются. На это задание также отводится 2-3 минуты.
На четвертом листе пишутся три цели, которые кажутся наиболее важными из всех ранее записанных.
 
После первого индивидуального этапа работы можно обсудить результаты со всеми участниками упражнения. Можно задать схему анализа, например: «Есть ли какие-либо цели, повторяющиеся на всех четырех листах?», «Отличаются ли чем-нибудь цели, написанные на третьем, четвертом листах? » и т.д. Это упражнение выявляет в основном осознанные жизненные цели. Но также, особенно в третьем задании, оно отражает и бессознательные цели, поэтому является весьма полезным для более четкой рефлексии жизненных целей, соотнесения их с повседневной жизнедеятельностью и с целями других людей.
Прояснение целей очень важно как для самопонимания, так и для понимания друг друга. Мы знаем основной вопрос философии, но часто не осознаем основной вопрос человеческой жизни — ее цель, в чем смысл человеческой жизни: кто мы, зачем мы, куда мы идем?

Упражнение 2.
«Поиск экзистенциальных оснований»

Упражнение проводится в три этапа. На первом этапе все участники фиксируют пять качеств, которые кажутся им наиболее важными в себе. На втором этапе они разбиваются по парам и задают друг другу вопрос: «Почему для тебя так важно быть...?» (Обсуждаются те качества, которые человек считает важными, например, «быть добрым».)

Такая цепочка вопросов продолжается до тех пор, пока не доходят до внутренней аксиомы, которая может выражаться во фразах типа: «А иначе жить не имеет смысла» или: «А как без этого жить?!» и т.п. Иногда в реальности, в процессе выполнения этого упражнения возможны сложности, связанные с недостаточной степенью открытости, поэтому это упражнение хорошо работает в атмосфере доверия и открытости. Кроме того, если у человека есть актуальная неосознанная, непроработанная проблема, то это упражнение позволяет ее обнаружить, после чего можно выйти к экзистенциальным основаниям. На третьем этапе обсуждаются результаты этой работы. Можно даже записать на доске: «как устроен наш мир», «на каких китах он стоит», «что важно для нас в жизни».

Эти упражнения позволяют обозначить направления дальнейшего развития, наметить стратегические цели, а также выявить актуальные проблемы.
 
 
 
О.С. ВАСИЛЬЕВА
к.б.н., профессор, заведующая кафедрой психологии здоровья и физической культуры факультета психологии ЮФУ, г. Ростов-на-Дону

"Одаренный ребенок" . - 2011 . - № 6 . - С. 136-138.