Камакин О. Интернет - помощник учителя

 

Экологическая ситуация в России не может не вызывать тревоги, но население, к сожалению, не всегда осознает это. Преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению окружающей человека среды. Поэтому приоритетное место должно быть отведено экологическому образованию и воспитанию. Причем образование нельзя рассматривать отдельно от воспитания, а воспитание должно опираться на конкретную природоохранную деятельность, в процессе которой воспитанники смогут ощутить причастность к решению экологических проблем, как местных, локальных, так и глобальных.
 
И для экологического образования, и для воспитания необходимы определенные ресурсы. Учебной и справочной литературы подчас недостаточно. С воспитанием дело обстоит даже сложнее, чем с образованием. А если говорить о воспитании в процессе природоохранной деятельности, что, на мой взгляд, является наиболее действенной формой, то здесь просто необходимо не только владение информацией, но и возможность включиться в масштабные общероссийские и международные акции. Ведь работа под лозунгом «Мысли глобально — действуй локально!» как нельзя лучше дает возможность ребенку почувствовать свою сопричастность к решению общей для всех проблемы, свою включенность в общее важное дело.

В этой ситуации просто невозможно обойтись без необходимой информации, без взаимодействия с единомышленниками, без сотрудничества с различными природоохранными организациями, которые и дадут возможность включиться в различную практическую экологическую деятельность. Сегодня в этом помогают компьютерные технологии, к тому же практически любое образовательное учреждение имеет возможность пользоваться Интернетом, любая серьезная природоохранная организация имеет свой сайт в Сети, предоставляет для общения свой электронный адрес и все имеющиеся у нее ресурсы. Педагогу необходимо лишь уметь ориентироваться в бескрайнем море информации, выбрать самые, на его взгляд, оптимальные для детского коллектива ресурсы и организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с предлагаемыми формами и методами.

Расскажу лишь о некоторых из ресурсов, дающих возможность организовать процесс экологического воспитания и образования.

Начнем с такой неоднозначно оцениваемой организации, как Гринпис (http://www.greenpeace.org/russia/ru/). Несмотря на порой шокирующие общественность акции этой организации, информация, которую она представляет на своем сайте, очень полезна. А проекты, разрабатываемые организацией, дают возможность организовать конкретную деятельность. В первую очередь это проект «Возродим наш лес!». Не секрет, что ситуация с лесами в России не самая лучшая. Проект Гринпис учит детей, как вырастить те или иные виды деревьев, как заложить лес и ухаживать за ним. Организация открывает специальные экологические лагеря, высылает необходимые методические материалы, что позволяет любому детскому объединению стать участником этого проекта. Среди методических материалов у Гринпис есть замечательный фильм, посвященный именно проблеме восстановления лесов. Герой фильма — Лесовичок — доступно расскажет детям, что такое лес, зачем он нужен и как восстановить леса в России. Фильм по вашей просьбе вышлют вместе с другими материалами.

Это лишь один из проектов. Для целей экологического образования (как детей, так и взрослых) на этом же сайте можно получить информацию о том, как сделать свой дом экологичным: как экономить воду и электричество, а значит, меньше платить за них, как правильно выбирать бытовую химию, как правильно обращаться с бытовыми отходами, как выбирать безопасные продукты и безопасную посуду, как утеплять свой дом. На сайте всегда можно узнать экологические новости: о защите амурского тигра, о загрязнении Невы, о проблеме изменения климата и многое другое.
 
Следующий ресурс, заслуживающий пристального внимания — Международный фонд защиты животных (IFAW). Информация, которую предоставляет фонд на сайте (http://www.ifaw.org/ifaw_ russia/), очень интересна и познавательна. На сайте фонда для детей есть «Живой остров», где они смогут узнать много интересного о тюленях и собаках и о том, как и почему их надо защищать. Или, например, фонд проводит в этом году уже в 17-й раз замечательную акцию — «Неделя защиты животных» и не только размещает на своем сайте методические материалы по проведению акции, но и бесплатно высылает их по требованию. В комплект входит и фильм, который можно показывать детям перед их включением в мероприятия «Недели».
Согласитесь, имея такую информацию, нетрудно принять участие в этой международной акции. В программу «Недели» входит обычно конкурс экологического плаката и рисунка, сбор силами детей подписей под петицией. Каждый год «Неделя» посвящается конкретной теме. В этом году — это проблема загрязнения пластиком Мирового океана. А потому и подписи собираются под петицией, предлагающей Госдуме РФ рассмотреть вопрос о запрете применения одноразовых пластиковых пакетов. Вот вам и возможность локальных действий при решении глобальной проблемы. Число участников «Недели» растет с каждым годом.
В прошлом году, например, под петицией в защиту тюленей участниками акции было собрано более 335 ООО подписей. Фонд стимулирует природоохранную деятельность детей: отличившимся участникам акции, кто собрал 100 и более подписей под петицией, высылается хлопчатобумажная сумка — это даст возможность использовать ее вместо пластиковых пакетов. В этом году фонд также организовал акцию по сбору пластикового мусора, причем с учетом его количества, чтобы определить масштабы мирового загрязнения природы пластиком.
Это лишь часть конкретной деятельности, в которую можно включиться благодаря выходу в Интернет.

Дает возможность принять участие в международной акции «Марш парков» Центр охраны дикой природы (http://www.biodiversity.ru/programs/ mp.html). Данная акция, пожалуй, самая главная в деятельности этой природоохранной организации. «Марш парков» имеет давнюю историю и пришел к нам в страну в начале 1990-х годов. Это целый комплекс мероприятий, направленных на поддержку особо охраняемых природных территорий — заповедников, заказников, национальных природных парков. Центр тоже высылает поддерживающие материалы для проведения акции, организует в рамках «Марша» различные конкурсы для детей и размещает на своем сайте наиболее интересные отчеты о прошедшей акции. По итогам участия в «Марше парков» центром выпускается брошюра с описанием наиболее интересного опыта работы.

В каждом уголке страны есть небольшие охраняемые природные территории или просто объекты, которые тоже требует к себе внимания. Организовать работу по сохранению таких мест и поможет Центр охраны дикой природы. Кроме этого, Центром организуются для педагогов семинары, которые помогут организовать экологическое образование и воспитание детей.

Всемирный фонд дикой природы на своем сайте (http://www.wwf.ru/) размещает огромное количество интересной информации об экологических проблемах. К сожалению, принять участие в его масштабных акциях детскому объединению достаточно сложно, но вот в игровой форме приобщиться к делу охраны природы можно. Для этого на сайте фонда существует игра «Спасти леопарда». Это настоящая природная стратегия, а для ребят помладше есть возможность научиться делать живые тени животных и поучаствовать в конкурсе головоломок. Так что данный ресурс вполне может быть полезен.

Международный социально-экологический союз (http://seu.ru/news_ru/) предложит вам принять участие уже в конкретном деле. Например, в сборе желудей. Акция под названием «Разыскиваются желуди» объявлена Лесной кампанией Международного социально-экологического союза. Ведь сбор желудей необходим для возрождения дубрав. Дуб весьма чувствителен к весенним заморозкам, поэтому плодоносит не каждый год, обильные урожаи желудей случаются раз в 4—6 лет. Самый простой способ поучаствовать в акции — в хорошую погоду отправиться в ближайший парк, сквер или лес, не забыв прихватить небольшой пакетик или сумку для сбора желудей. Отправить их затем посылкой не сложно, а Союз передаст их туда, где необходимо посадить новую дубраву. Можно заложить новую дубраву и у себя в городе или поселке.

Организация содействия экологическому образованию ведет сайт (http://www.oseko.spb.ru.) У этой организации есть традиционное дело — конкурс школьных экологических газет. Вам надо будет сформировать редакционную коллегию в составе 5 учащихся 13—16 лет, подготовить заявку с указанием номера школы, ФИО педагога — руководителя редколлегии, контактного телефона, адреса электронной почты, подписать заявку у директора школы и... начать работу. В зависимости от специфики деятельности вашей организации и вашего личного интереса вы сможете выбрать различные варианты партнерства:
 
• стать организатором конкурса в своем регионе;
• принять участие в работе жюри конкурса на уровне региона или страны в целом;
• принять участие в консультировании участников конкурса по вопросам журналистики, экологии, работы в команде, дизайна и пр. в одном из регионов или на российском уровне через сайт конкурса;
• поддержать конкурс информационно, размещая материалы о конкурсе и статьи, написанные школьниками, в различных СМИ.

Конкурс проводится каждый год и зарекомендовал себя как замечательная форма работы со старшеклассниками.
На сайте Детского телекоммуникационного проекта «Экологическое содружество» (
http://www. ecocoop.ru/) можно получить конкретные советы по организации экологической деятельности, если ответите на следующие вопросы:

• в вашей местности есть ненарушенная природная территория и вы хотите ее сохранить?
• вы нашли местообитание редкого животного или растения?
• вы хотите помочь заповеднику, национальному парку или другой ООПТ?
• у вас в районе сильно развиты эрозионные процессы, от которых разрушаются почвы?
• вы хотите определить тип почв, распространенный в лесу, не выкапывая почвенного разреза?
• вам нужно определить химические свойства почв, а возможности выполнения специальных анализов для этого у вас нет?
• вам надоел мусор во дворах и парках?
• вам хочется озеленить все вокруг?
• вы решили принять участие в акции «Первоцвет»?
 
А разделы сайта «Наши пернатые друзья», «Сбережем нашу землю», «Сохраним заповедники» говорят сами за себя. Кроме этого проект размещает конкретные просьбы о помощи от особо охраняемых природных территорий. Если это недалеко от вас, то вполне можно организовать помощь силами вашего детского объединения. И присмотритесь внимательно: может, такая же помощь нужна ближайшему парку, лесу или роднику...
 
* * *
Ресурсы Интернета безграничны, и в рамках одной статьи рассказать обо всех невозможно. Главное, к каждому из них подойти творчески, суметь применить его в своих условиях и не ограничиваться только идеями, которые предлагают те или иные природоохранные организации. Ведь только вы знаете конкретные проблемы своего региона, только вы и ваши дети можете правильно выбрать пути их решения.

Так что Интернет — не догма, а лишь руководство к действию. Может быть, вам будет достаточно лишь чьей-то идеи, чтобы самому развернуть локальную экологическую деятельность для решения глобальной проблемы.
 
 
Камакин, О.  Интернет — помощник учителя // Экология и жизнь . – 2010 . - № 1 . – С. 43-45.