Школьная библиотека. Типы и виды портфолио
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
-
дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);
-
грамоты;
-
свидетельства;
-
удостоверения;
-
справки;
-
сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города.
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:
-
конкурсные работы;
-
проекты развития библиотеки;
-
тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио – и видеозаписи);
-
сценарии различных массовых мероприятий;
-
электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
-
видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
-
авторские образовательные программы и УМК к ним;
-
печатные работы.
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т. п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т. п.
Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т. д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.
Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).
Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.
Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т. е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.
Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.
В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.
Тематический портфолио может включать:
-
план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
-
пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т. д.;
-
обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
-
программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
-
работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
-
самоанализ проведённой работы;
-
фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т. д.);
-
отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия;
-
подведение итогов, определение перспектив.