написать письмо

    Главная

    Новости

    Методика

    Дополнительные материалы к урокам

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Школьная библиотека

    Подготовка к ЕГЭ, ГИА

    Одаренные дети

    Проекты 

    Мир русской усадьбы

    Эко 

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Творчество педагогов

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Творческие страницы

    Рефераты школьников 

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Доска объявлений

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика



      День за днем | Статьи |

      Статьи  


     
    Основные правила составления и оформления списка использованной литературы и других источников,  а также ссылок и сносок
     
     
     
    Составление списка

    Список использованных источников обязателен для любой самостоятельной письменной работы, кроме сочинения. Помещается он всегда в конце  работы после основного текста. В качестве заглавия используются такие варианты: «Список литературы», «Список использованных источников», «Литература», «Библиографический список» и т.п.

    В список  обычно включают от 3 до 7 источников. В зависимости от объёма письменной работы их может быть и больше.
    Наиболее часто употребляемая последовательность расположения:
    В начале списка располагаются (если есть) законы, указы, законодательные акты (в алфавитном порядке).
    Дальше – остальные печатные  источники в алфавитном порядке по фамилии автора или названия (если автор не указан).
    В конце списка - электронные ресурсы (также в алфавитном порядке).

    Независимо от компоновки использованных источников, нумерация сплошная (от первого до последнего названия). Перед фамилией автора или названием источника ставится порядковый номер арабскими цифрами с точкой, затем через пробел – начало записи.
     
    1.
    2.
    3.
    и т. д.             
     
    Источники информации располагаются в строгом алфавите, т.е. при составлении списка нужно ориентироваться не только на начальную букву, но и на последующие.
     
    Например:       
    1. Волгин
    2. Волков
     
    Если авторы – однофамильцы, то – на инициалы. 
     
    Например:
    1. Толстой А. Н.
    2. Толстой Л. Н.
     
    Если несколько книг одного автора, то – после фамилии автора в алфавите названий.     
    Например:                         
    1. Мостаев Л. В. Две горы
    2. Мостаев Л. В. Небо высоко
     
    Книга без указания автора располагается в общем списке в соответствии с алфавитом по названию.
    Если в списке литературы есть книги на иностранном языке, то они располагаются после книг на русском.
     
     
    Составление библиографического описания документа

    Во время подготовки к письменной работе (при поиске материала)  записывайте сведения о каждом источнике, который вам понадобился.  Почти все сведения о книге находятся на титульном листе или на обороте титульного листа.
    Если в процессе изучения отобранной литературы для письменной работы вы делали описания источников, то вам останется только расположить эти сведения в определённом порядке.
    Как же составить библиографическую запись для списка использованных источников?
    Библиографическая запись имеет много тонкостей.  Для списка литературы используется краткое библиографическое описание, поэтому достаточно усвоить некоторые основные правила.

    Основная схема описания книги:
    Фамилия и инициалы автора. Название произведения (без кавычек) : (двоеточие) Сведения, относящиеся к названию (если есть) / (косая черта) повторяются инициалы и фамилия автора (авторов или составителей). – (точка и тире)  сведения об издании (номер, дополнения и т.д.). – (точка и тире) Место издания (город, где была издана книга). : (точка и двоеточие) Название издательства (без кавычек), (запятая) год издания (без буквы «г»). – общее количество страниц или номера страниц, если использовалась  часть книги.

    Знаки предписанной пунктуации (основные):

    . -   точка и тире                                         
     .       точка
     ,        запятая
    :       двоеточие
    ;       точка с запятой
    /       косая черта
    //      две косые черты
    ( )     круглые скобки
     [ ]     квадратные скобки

    До  и после предписанных знаков пунктуации (но не грамматических!),  ставится пробел.  Исключение -  . (точка) и , (запятая) – пробел оставляют только после них.
    Сокращения применяются осторожно, только общепринятые и не в основных сведениях.
    Нельзя сокращать название книги.
    Место издания пишется сокращённо только когда это Москва (М.) или Петербург (СПб.), с точкой после записи. Все остальные – ПОЛНОСТЬЮ.
    В начале описания делается отступ, как говорится, «с красной строки».
     
    Пример 2-х вариантов записи:
    Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. : Флинта , 2002 . – 288 с.
    Колесникова, Н. И. От конспекта к диссертации : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н. И. Колесникова. – М. , 2002 . – 288 с.

    Для списка литературы название издательства в описание можно не включать.
    При этом список должен быть единообразным. Например, если вы решите не писать название издательства, то надо этому следовать в описаниях всех источников.
    В конце каждого описания  источника ставится точка.

    Пример описания книги одного автора:
    Кузнецов, И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / И. Н. Кузнецов . – 3-е изд., перераб. и доп. – М. :  Дашков и К , 2006 . – 339 с.

    Пример описания книги двух авторов:
    Волков, Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат / Ю. Г. Волков, Н. А. Резник . – 2-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 127 с.

    Также описывается книга трёх авторов (за косой чертой пишутся инициалы и фамилии всех трёх авторов).

    Если авторов больше трёх, описание делается под заглавием, а за косой чертой приводятся фамилии авторов в таком порядке:
    В книге четырёх авторов за косой чертой  /  могут быть указаны все авторы или только первый с пометкой в квадратных скобках [и др.]
    В книге пяти и более авторов могут быть приведены один или три автора с пометкой в квадратных скобках [и др.]

    Пример описания книги четырёх авторов:
    Формирование информационной культуры личности в библиотеках и информационных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Гендина [и др.] . – 2-е изд., перераб. – М. : Школьная библиотека, 2003. – 296 с.

    Если известен только составитель или редактор:
    Сведения о редакторах и составителях чаще всего находятся на обороте титульного листа. Если у книги есть только составитель или редактор, то описание делается на заглавие и за косой чертой  /  пишется: / ред. Ю. А. Иванов или   / сост. О. М. Петров.

    Пример описания книги под составителем:
    Я познаю мир. Литература: энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова; худож. Е. В. Гальдяева . – М., 2007. – 382 с.

    Сведения о других людях, причастных к изданию:
    Если есть другие сведения о людях, причастных к изданию, которые важны для вашей работы (переводчик, художник), то они записываются после фамилий авторов и составителей, а сведения о них разделяются точкой с запятой ( ; ). Например:  /сост. Ж.-Б. Готье; пер. с франц. Р. Б. Сашиной; худож. С. В. Дуганов.

    Пример описания книги без автора 
    Конституция Российской Федерации. – М. : Приор, 2001. – 32 с.
      
    При описании части источника (например, из сборника разных авторов) используется другая схема описания:

    Общая схема описания составной части:
    Сведения о составной части издания // Сведения об издании в котором помещена составная часть. – страницы, на которых помещена составная часть

    Примеры описания составной части книги:
    Богданов, А. Между стеной и бездной : Леонид Андреев и его творчество / А. Богданов; вступ. ст. // Андреев Л. Н. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. – М. , 1990. – С. 5-40.

    Сахаров, В. Возвращение замечательной книги : заметки о романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Сахаров // За строкой учебника : сборник статей . – М. , 1989. – С. 216-229.

    При описании статьи из журнала или газеты используется общая схема  описания составной части, в которую включают некоторые специфические элементы:

    Схема описания статьи из журнала (газеты):
    Автор. Заглавие // Название журнала (или газеты) . – Год выхода (год выпуска газеты) . - № журнала (дата выпуска или № газеты) . – Страницы, на которых помещена публикуемая статья.

    Примеры описания статьи из журнала и статьи из газеты:
    Затула, В. Чему учит музыка  // Абитуриент . – 2010 . - № 12 . – С. 22-24.
    Данилова, М. Школьники всех приучат к порядку // Советская Сибирь . – 2011 . – 27 октября. - С. 7.

    Кроме печатных источников при подготовке письменной работы используются и другие источники информации (электронные оптические диски, базы данных из Интернета, порталы, сайты, веб-страницы и т.д.), которые получили название «электронные ресурсы»:

    Пример описания электронного ресурса локального доступа (электронные оптические диски):
    Этикет [Электронный ресурс] : энциклопедия. – Сергиев Посад, 2006 . – 1 CD-ROM.

    При описании источников из Интернета записывают также электронный адрес документа и дату обращения к сетевому ресурсу.

    Примеры описания удалённых электронных ресурсов (из Интернета):
    Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - 
    http://wikipedia.org . - (дата обращения: 14.11.2011).

    При наборе Интернет-адрес зачастую становится ссылкой (цветной шрифт и подчёркивание). Чтобы изменить цвет и убрать подчёркивание, наведите курсор на адрес, нажмите правую кнопку мышки, щёлкните «Удалить гиперссылку».

    Школьный мир : энциклопедии [Электронный ресурс] . -http://school.holm.ru/enciclopedia . - (дата обращения: 14.11.2011).

     
    Правила оформления ссылок 
    В тексте  любой  письменной работы цитата заключается в кавычки и делается ссылка на источник. Важно: в ссылках и сносках при описании источника . – (точку и тире) заменяют . (точкой)
     
    Существуют три распространённых варианта. В начале работы вам необходимо определиться, каким вариантом ссылок вы будете пользоваться, чтобы ваша письменная работа была выполнена в единой манере.
    1. После цитаты в квадратных скобках указывается номер книги из списка использованной литературы, помещённого в конце работы и страница, с  которой взяты слова автора.
      Пример: «Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. » [2, С.  18] где 2 – порядковый номер цитируемого произведения в списке, а 18 – страница, на которой расположена цитата в источнике.
    2. Сведения об источнике приводятся сразу после цитаты в круглых скобках.
      Пример: «Но человек изобрёл специальные средства фиксации и передачи особо значимой информации» (Голубева, Е. И. О работе с  книгой: подсказки для старшеклассников.  М., 2004.  С. 18).
    3. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой указываются соответствующие источники.

    Пример: «…Никому не помешает ни осмысление своего собственного читательского опыта, ни знакомство с обобщённым опытом  других людей»
    При оформлении этого варианта на компьютере (в Microsoft Word):
    В конце цитаты, после кавычек ставите курсор. Далее входите в меню «вставка», выбираете «ссылка», далее «сноска»,  выбираете из  предложенного (обычно уже выбрано типовое) и мышкой на «вставить» или нажимаете клавишу Enter.
     
    Все эти правила призваны выполнять одну очень важную функцию – как можно более чётко идентифицировать первичные источники, которыми пользовался автор при написании своей письменной работы.

    Если вы выполните все рекомендации правильно, то в результате у вас получится грамотно оформленный цитатами интеллектуальный продукт, а также пронумерованный, составленный по алфавиту сначала печатных, а потом электронных источников, список. Пример списка перед вами. Это источники, которые послужили основой  написания данного материала.
     
     
    Список использованных источников:
    1. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – введ. 2004-07-01. – М. : ИПК. Издательство стандартов, 2004 . – 48 с.
    2. Голубева, Е. И. О работе с книгой: подсказки для старшеклассников / Е. И. Голубева . – М. : РГДБ, 2004. – 24 с.
    3. Коптяева, Е. И. Откуда дровишки? : библиотечный урок «Некоторые правила составления списка использованной литературы и оформления ссылок, сносок к реферату» // Библиотека в школе . – 2007 . - № 16 . – С. 32-34.
    4. Савина, И. А. Методика библиографического описания : практическое пособие . – М. : Либерия-Бибинформ, 2007. – 144 с.
    5. Повышаем информационную культуру // Библиотека МОУ «ООСШ    № 2» п. Октябрьский [Электронный ресурс] . - http:// schoolbiblio.ucoz.ru /forum/. – (дата обращения : 17.11.2011).




    © 2006 - 2014 День за днем. Наука. Культура. Образование