Старцева А.Г. Социальное партнёрство и профессиональное сотрудничество

 
 
В начале 21 века достаточно чётко обозначилась потребность человека  и общества в принципиально иных информационно-эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне своего внутреннего мира человека, так и на уровне социальных отношений. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм  восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения, географическая удалённость не является препятствием для общения;  местные практики впитывают глобальные и рождают новые поликультурные традиции.

Следуя тенденциям мирового развития, образовательные учреждения Центрального района, ЦФГЦРО осознают необходимость существенных изменений в образовании, способствующих формированию готовности педагогических работников к осознанному политическому и социальному  выбору, позволяющих сформировать в учителе системное синергетическое мышление, потребность в постоянном повышении образовательного уровня и росте профессиональной мобильности. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между ОУ, ЦФГЦРО и социальными партнёрами. Специфика образовательной парадигмы  заключается в том, что это целая область с особыми  отношениями, особой  образовательной  мотивацией, особыми целями.

Методисты, педагоги сами определяют, какая информация им необходима для решения методических, учебных задач, профессиональных проектов, сами  определяют социальных партнёров. Формирование мотивации педагогов к творческому труду, создание  эффективного механизма взаимовыгодных отношений превращает профессиональное образование взрослых в один из мощных факторов  социального партнёрства. Социальное партнёрство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности.  Социальное партнёрство в образовании   мы понимаем  как совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов для обучения и воспитания детей.

Социальное партнёрство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности  принятия ими обязательств, ответственности за результат деятельности, становится экономически значимой сферой образования.

Социальное партнёрство  в образовании ещё мало освоено, с другой стороны - разные виды были в практике всегда.  Среди разных видов  социального взаимодействия различают такие,  как  благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнёрство. Все эти понятия пришли в образование из социально-экономической сферы  и всё прочнее занимают здесь место.  Направления  работы с социумом, это:  благотворительность, спонсорство, кооперация (сотрудничество), инвестиция.
  • Благотворительность – добровольные безвозмездные  и бескорыстные  вложения труда  или материально-финансовых ресурсов. 
  • Спонсорство отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства  (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, как правило, разовый характер, это взаимодействие  может быть периодическим и даже систематическим.
  • Кооперация, то есть совместная деятельность в одном и том же или разных, но связанных между собой  процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество.  В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются  каждой стороной самостоятельно, определяются мерой её заинтересованности и, как правило, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших  партнёрских отношений.
  • Инвестиция – это вклад физических или юридических лиц по собственному  усмотрению в соответствии с собственным видением и исходя из личных интересов. Договор или контракт – обязательная составляющая. Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений. Например, они решают создать в  учреждении современный специализированный кабинет, логопедический и другие.

Социальное партнёрство в образовании – это путь его демократизации и обновления.  В современных условиях в образовании  реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное  и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем. Партнёрство, которое инициирует  система образования  как особая сфера социальной жизни,  позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции.  Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.   

С 2006 года функционирует «методический поезд» как пример совместной деятельности отделов образования, методических служб Центрального района и подшефного Коченёвского района. Руководители ОУ, методисты ЦФГЦРО выезжали в сёла «Федосиха», «Поварёнка», проводили совместные педагогические конференции, мастер – классы по проблемам одарённости детей, здоровьсберегающим технологиям в обучении и воспитании.   Как правило, более существенный шаг – план совместной деятельности сторон. В этом случае появляется потребность в координирующем органе.
 
Так, ЦФГЦРО и ОБЛЦИТ заключили договор о совместной работе по организации и проведении на базе Центрального филиала  курсовой переподготовки учителей и воспитателей Центрального района по шести блокам программы  «Информатизация учебно-воспитательного процесса». За 2009 год получили удостоверения 127 человек. Такая возможность представилась благодаря инвестициям Департамента информатизации и связи мэрии Новосибирска (рук. В.Е. Шибанов). В ЦФГЦРО установлены 20 новых компьютеров, интерактивная доска, проектор, другие технические средства для дистанционных видеоконференций.

Примером сотрудничества может служить совместная деятельность ЦФГЦРО, отдела образования  и общеепархиального духовно-просветительского центра Новосибирской епархии. Стали традиционными совместные районные рождественские педагогические образовательные чтения по проблемам духовно-нравственного воспитания школьников, в которых принимают участие не только педагоги, но также  старшеклассники и их родители.

Социальное партнёрство Центрального филиала ГЦРО с научными и культурными организациями города проявляется в совместной взаимовыгодной  проектной деятельности.  В основе каждого проекта лежат многолетние научные практические и теоретические  исследования, информационные и методические сборники, а также разрешённые  к копированию  редкие книжные и журнальные материалы. На российском рынке представлено множество образовательных электронных пособий и приложений  к действующим учебникам, поэтому в нашем филиале выбрано направление по разработке электронных библиотек дополнительных материалов для проведения учебных и внеклассных занятий. Электронные  библиотеки, объединённые в серию «Содружество», разработаны совместно с научными сотрудниками ЦСБС СО РАН, НГПУ, Департамента природных ресурсов НСО, а также с учреждениями культуры, в том числе Областной детской библиотекой им. А. М.  Горького и ГПНТБ.

Каждая  из электронных библиотек содержит тысячи высококачественных  иллюстраций, объёмные текстовые материалы, аудио- и видеофрагменты. Тиражи электронных библиотек на компакт-дисках передаются в медиатеки всех ОУ Центрального района.
Подробно  с содержанием электронных  библиотек можно познакомиться на сайте отдела образования «Школа: день за днём. Педагогический альманах» в разделе  «Проекты» http://den-za-dnem.ru. Размещение  информации о разработке электронных библиотек на сайте позволило установить связи с организациями  и образовательными учреждениями России. Всем этим учреждениям высланы заинтересовавшие их электронные библиотеки.   Так,  из Москвы прислали отзыв: «Большое спасибо за диск и за Вашу работу! Особенно бесценна информация о Сибирских частях, которые сражались под Москвой в декабре 1941 года - январе 1942 года. Собранный Вами материал для патриотического воспитания школьников очень ценный, и сам диск хорошо оформлен. Благодарим за ценный для нас подарок, успехов Вам!».
Липецкий кадетский корпус: «Ваш диск очень нам пригодится для воспитательной работы с кадетами, если будете ещё делать что-то подобное, пожалуйста, вышлите нам тоже».
Омский поисковый отряд «Звезда»:  «Мы сейчас готовимся к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, будем проводить много мероприятий и для наших учащихся, и для ветеранов. Ваш диск нам очень поможет, особенно ценный текст книги Молочаева о сибирских дивизиях, редкий материал. Успехов Вам, давайте и дальше сотрудничать!».
 
В качестве партнёров по созданию электронных библиотек выступают представители не только научных организаций, но и образовательных учреждений Центрального района:  за последние годы была оказана методическая консультативная помощь при компоновке электронных учебно-методических пособий педагогам учреждений дополнительного образования детей ДДТ «Центральный» и ДШИ «Весна».   Все электронные библиотеки отмечены большими и малыми медалями Сибирской ярмарки Международной образовательной выставки «УЧСИБ» в 2007 – 2009 годах.

Очевидно, что до партнёрства  социальные контакты должны «дорасти». Для проведения экспертизы социального партнёрства в образовании можно провести оценку уровня развития социального партнёрства через определение параметров взаимодействия, критериев результативности, показателей. Для этого необходимо:
  1. Провести  анализ мотивов и «выгод» сторон,  ответить на вопрос: зачем нам потенциальные партнёры, важно понять и зачем мы им.
  2. Найти общие интересы, мотивы, цели, которые могли бы стать основой практических совместных действий сторон.
  3. Согласовать позиции, определить роли и место каждого участника во взаимодействии, ожидаемые результаты общей деятельности.
  4. Выявить потребности в новых организационных формах, координирующих органах.
  5. Документально оформить отношения, спланировать деятельность, определить меры ответственности каждой стороны.
Таким образом, опираясь на представленные уровни работы с социумом как на позиции, образовательное учреждение, выбирающее путь формирования партнёрских отношений, может проанализировать и выстроить план дальнейших действий, направленный  на их коррекцию и развитие перехода на новый уровень, сформировать единое информационно-смысловое пространство,  как у администрации учреждения, так и социальных партнёров.
 
А.Г. Старцева, заведующая ЦФГЦРО, заслуженный учитель РФ, руководитель высшей квалификационной категории, г. Новосибирск