Проворченко Г.М. Диалог музыкальных культур как средство взаимопонимания разных поколений

 
Наше  общество остро нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание такой личности невозможно без приобщения подростков к общечеловеческим ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия.
На протяжении всей истории человеческой культуры средством воспитания и формирования высших нравственных качеств была  музыка. 
 
 
 

Вам может показаться странным, что учитель информатики поднимает проблему, далекую, на первый взгляд от самой информатики.

Но, во-первых, я работаю в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла ,  то есть с детьми занимающимися музыкой, хореографией, театром, и т.п.
Во-вторых, сегодня компьютер врывается во все сферы нашей жизни. И в музыкальную тоже.
В третьих, как наставника и воспитателя меня, естественно,  волнуют проблемы культуры молодежи  и общения с учениками.

Впервые я остро столкнулась с этой проблемой при подготовке  проектов – сопровождений к урокам истории, литературы, ИЗО, музыки, что особенно актуально  в  нашей школе.
Неожиданно мы  натолкнулись  на глухую стену непонимания:   ученики наши не совсем понимали, чего мы требуем от них, почему та или иная музыка, предложенная ими для проекта, скажем, по истории или литературе,  не приветствуется.

И тогда я попыталась разрушить этот барьер непонимания, тем более, что сама закончила музыкальную  школу, играю на гитаре, пишу песни.  И начала  с себя. Чего я только не наслушалась…от металл-рока  до  готов,  чего только не начиталась - от Джона Толкиена  до Чака Паланника.

Нравится нам это или нет, музыка сегодня – главный компонент жизни для большинства подростков. Она определяет их решения и поставляет им кумиров. Подростки от 14до 17 лет  редко ходят на концерты, я имею в виду не только классическую музыку.

Статистический опрос старшеклассников нашей школы (школы, подчеркиваю, специализированной) показал следующее.
На вопрос "Какую музыку предпочитаете?" ответили:
1. Классическую  9%
2. Популярную  23%
3. Народную  2%
4. Современную эстрадную  66%.

На вопрос "Посещаете ли вы концерты?" ответили: "Не посещают концерты" - 40 %! На вопрос "Что такое бардовская песня?" 60 человек ответили, что это такая правильная музыка, 25 ответили: “Ну, это. ..  бродяги на гитарах играют и поют на природе!”, 10 честно сказали: “Затрудняемся ответить”, ну и 5 только пожали плечами…

Большинство опрошенных подростков 9-11 классов  привлекает рок-музыка – квадро, хип-хоп, регги, рэп, готика, эмо и другие разновидности.  По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, «в ней бьется» пульс нашего времени, харкор (то есть готика и эмо) вызывают сильные эмоции   а накопленная человечеством музыкальная культура (вся - от классики до шансона) , которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, не востребована. 
 
Не востребована, к сожалению, и музыкальная  культура поколения учителей  (если так можно о ней сказать) , 60% которых –это люди старше 30 лет  (назовем  нас  старшим поколением).  Включив как-то на перемене в своем кабинет песни в исполнении Эдит Пиаф, я спросила у ребят кто это поет. Что же услышала??? Самый учший из ответов был «…наверное, Патрисия Каас».  А еще вспомнили, что это музыка из рекламы обувных салонов «Монро», звучавших по телевиденью. Стала я рассказывать  о великой французской певице, и о шедеврах классического шансона, джаза. Позже  ребята подготовили к  8 марта  прекрасную  презентацию о разных певцах прошлого века от Александра Вертинского до Эллы Фитцджеральд. Теперь мои ученики тоже возмущаются – как можно было сделать фоном рекламы обуви песню Эдит Пиаф.  Значит, «Лед тронулся»?

Поскольку молодежь отдала предпочтение рок-музыке, учителям и воспитателям необходимо преодолевать односторонность выбора нашими учениками музыкальной культуры. Что для этого нужно?  Ведь ВЗАИМОПОНИМАНИЕ предполагает действия обеих сторон общения. Может быть,  нам  нужно сделать первый шаг?  Не  могу пока сказать, что мы сильно преуспели в этом. Трудно обоим поколениям. И как ни печально признать, особенно старшему. 
 
Пример: неудавшийся радиоузел. Несколько лет назад я с инициативной группой ребят организовала радиоузел школы, поставили мы динамики на этажах школы, подключили компьютер, собрали группу «журналистов», передавали новости дня,  поздравляли именинников учителей и учеников.  А на переменах включали музыку по заявкам всех жителей  нашей  школы.  Вот тут-то и пропал наш радиоузел. Учителям очень не нравилось, что слушают ребята, ребятам  не нравились песни старшего поколения. Началось недовольство, раздражение, жалобы и вместо разгрузки образовалось какое-то напряжение в коллективе.  Ну что ж, пришлось все это остановить. Просуществовал радиоузел всего один месяц…

Но мы вместе с учителями школы искусств № 23  мы провели несколько тематических песенных вечеров, рассказывали ребята старших классов об авторах и исполнителях тех песен, которые сами же им пели. Понравилось!  И тогда я сказала ребятам:  «Хотите, чтобы мы понимали вашу музыку - рассказывайте о ней. Не просто включайте разные песни, а объясняйте, кто поет и  о чем, почему выбран такой стиль, какая философия у той или иной музыкальной группы, какой творческий путь пройден и тд. Покажите нам красоту и особенность новых музыкальных движений – и тогда нам будет легче и интересней хотя бы понять такую музыку».  И через два месяца мы провели первый школьный фестиваль  «Музыка 21 века». инициативная группа учителей  приготовила большую ретроспективную программу «Песни уходящего века». 

На мой взгляд,  не только ребят нужно приобщать к культуре старшего поколения, но и нам обязательно надо  пытаться изучать, знать и, если не принять, то хотя бы понять, что представляет собой музыкальная культура поколения 21 века.  И если спорить и опровергать  упадническую философию некоторых популярных, к сожалению, направлений в музыке, то только подробно зная эту философию, подбирая аргументы для опровержения постулатов этих направлений и тд.  И тогда  может быть ребята начнут приобщаться к другой музыкальной культуре .

Что для этого делаем мы в своей художественно-эстетической школе?  После уроков, а иногда и на уроках музыки или литературы проводим беседы о культурах поколений.
А еще: вечера по темам:  «Музыка 21 века», «Вечер бардовской песни»; выездные музыкальные  фестивали, диспуты по темам: «Рок и его философия», «Эмо и Готы - изгои или новаторы?», «Оптимизм в музыкальных произведениях разных веков ( 12-21 веков)», «Переплетенье музыки и слов»
В конце каждой встречи мы вместе подводим итоги.

После одной из таких встреч ребята  написали такой  вот лозунг  (и я считаю это нашим ОГРОМНЫМ достижением!!!): "Если тебе нравится “роботообразный” стиль жизни: вставать рано утром, завтракать, идти в школу, отсиживать уроки, приходя из школы, ужинать и снова ложиться спать, без каких-либо эмоций, проявлений души, характера… Если в тебе нет стремления к высшему, если тебе безразличны слова в тексте песни, то музыкальная культура человечества, накопленная веками - не для тебя".
 
Еще раз повторюсь - надо знать мир увлечений наших детей, чтобы лучше понимать их.. В музыке - от попсы до тяжелого рока. В литературе -  от Гарри Поттера до Сергея Минаева (даже если это тяжело воспринимать,  неинтересно или неприятно читать или слушать). И если спорить и убеждать, то со знанием предмета спора с учениками.  Пытаться понять их,  и помочь им понять нас. И тогда нам будет легче бороться за души наших детей, их  культурное восприятие мира, их нравственность, оптимизм, жизнелюбие, патриотизм, эстетический вкус, физическое совершенство, жизнерадостность и т.д.

Старшеклассники нашей школы  уже поют хорошие песни и прислушиваются  к их содержанию, больше ходят на концерты в филармонию. Сложнее со старшим поколением, но мы уже можем  выборочно  слушать  некоторые песни группы Rammstein, кое-что из   Linkin park. Честно скажу – тяжело и не нравится. Но я уже могу говорить об этом. И убеждать тех, кто «уходит» в  Эмо, вернуться к  веселой яркой активной жизни!  И та резкая граница, разрыв,  барьер (называйте как  угодно)  между нами размывается. Мы лучше понимаем их,  а они с большим вниманием прислушиваются к нам.

Пробуйте и Вы.  Не для популярности среди учеников, не для имиджа, для взаимопонимания.   И, может быть,  это повлияет на содержание культуры наших детей, и,  следовательно, на их человеческие качества.

А самый удивительный подарок – Праздник Последнего звонка в 2009 году. Какое счастье испытали мы на этом празднике! На концерте для каждого учителя была сделана подборка песен, отрывков из фильмов, фотографий из нашего детства – от 40-х до 70 годов! Ребята сами пели все эти песни! 

Согласитесь – это замечательно! Это результат наших трудов, стараний!  И, поверьте, эти дети будут помнить не только сами песни, они будут в жизни терпимее, мудрее, мягче, человечней. Разве можно нам, их  учителям, хотеть большего?

Ну, и,  напоследок, хотелось бы добавить, что вкус и стиль – дело, безусловно, каждого! Только нельзя с детьми  пускать  на самотек  познание всего того,  что их окружает.  Да и себя обворовывать тоже нельзя.  Надо брать из любой культуры то, что называют общечеловеческими ценностями..
Иначе  мы перестанем понимать друг друга - мы и наши дети.
 

Проворченко Галина Михайловна,  учитель информатики  высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 99, г. Новосибирск