Семенова А.Г. Развитие воображения и восприятия на уроках изобразительного творчества

 
 
Убедившись в процессе работы в том, что одна из главных задач учителя изо – развитие  детского воображения, эстетического восприятия действительности и искусства, способности к образному мышлению, я столкнулась с насущной необходимостью в  разработке методов развития воображения и восприятия у учащихся 5 – 8 классов на уроках изобразительного творчества.

Результатом длительной опытно–экспериментальной деятельности стали два методических пособия: «Каждый ребенок – гений» и «Неодаренных детей не существует».

В названных авторских разработках были рассмотрены не только вопросы развития воображения такими методами как «Капли чернил», акватипии, изучение образов в культуре народов, создание образов по словесному описанию, развитие воображения путем составления образов из различных фигурок, но и вопросы развития восприятия методами аналогии и ассоциации, пиктограмм, знаков и символов, разработки учащимися своих логотипов, различных композиций из фигур в сплетениях линий, создания образов из растительного мира, «Компьютер рисует по программе», симметрии, дорисовки изображений неопределенного объекта, различных паттернов, паркетов, создания головоломок на пространственное воображение, а кроме того, посредством разработки всевозможных   художественных  шрифтов и изучения разнообразных техник  штриха.

В итоге обозначился предел, за которым во множестве интересных и оригинальных идей проступили более глубинные психологические противоречия и нерешенные проблемы. На них–то и наталкиваются все попытки преодолеть глубочайшую несправедливость современного образования – обделенность многих детей счастьем художественного творчества,  возвращение которого, как показали исследования, означает для учащихся не только повышение успехов в учебе по всем школьным предметам, но и созидательную ориентацию в развитии личности.

Зрительное восприятие человека устроено таким образом, что он сначала пытается узнать какой–либо объект, а только потом уже рассматривает его (как иногда говорят: видит). Если объект не распознается, то человек (в данном случае ребенок) может в нем многого и не увидеть. Если же объект распознается, пусть даже и неправильно, то воображение тут же приходит на помощь и может приписать ему (объекту) и отсутствующие свойства.

В создании образов на основе игры воображения также важно узнавать знакомые и незнакомые объекты в причудливых сочетаниях линий, листьев, ветвей, в облаках и т.д. Создав образ, можно затем более внимательно рассматривать его, увидеть характерные черты.

Человек может воссоздавать или создавать образы и не рассматривая определенные объекты, а устремляя взгляд «внутрь себя».

Обратим внимание детей на мир вещей вокруг нас. Для создания какой из них не потребовалось воображение? Вот, к примеру, на столе стоит ваза строгой, благородной формы. Изменим в ее контуре изгиб, сделаем его в другом месте – и гармония линий разрушится. Как увидел художник эту форму? Только с помощью воображения.

Воображение позволяет придумывать и новые архитектурные формы, и находить новые дизайнерские решения, создавать прекрасные модели одежды, обуви, писать картины, разбивать необычные парки, строить Дисней–лэнды, придумывать фантастические киноистории, конструировать новые автомобили и т.д., и т.п. Необходимо объяснить детям, сколь важно иметь развитое воображение, если они хотят быть причастными к подобному интересному делу.

Для хорошей работы воображения важно не сознание и не подсознание, а предсознание, как его называют. В литературе иногда для него употребляется термин  «краевое сознание», а английский психолог Ф. Гальтон (1822 – 1911) называл «прихожей сознания». Вот как он его описывает: «Когда я начинаю размышлять о чем–нибудь, мне кажется, что процесс этого размышления следующий: идеи, которые находятся в моем сознании, как бы притягивают к себе наиболее подходящие из числа других идей, находящихся поблизости, хотя и не в центре внимания моего сознания. Всё происходит так, как если бы в моем уме был зал для приемов, где располагается сознание, и где перед ним одновременно представляют две или три идеи; в то же время прихожая полна более или менее подходящими идеями, расположенными вне поля зрения полного сознания. Прибывающие из прихожей идеи, наиболее связанные с идеями, находящимися в зале приемов, кажутся созванными механически–логическим образом, и каждая по очереди получает аудиенцию».

Чем более вместительно предсознание, тем выше способность человека к воображению, тем больше у него плодотворных идей, помогающих создавать новые образы. Все перечисленное приводит к достаточному убеждению в том, что необходимо развивать детское воображение, способность к образному мышлению. И потому цель этой работы – разработка методов развития воображения и восприятия у учащихся 5 – 8 классов на уроках изотворчества. А делать это необходимо по принципу «от простого к сложному», используя эмоциональный настрой, как бы играя с детьми в интересные игры, снимая их страх перед неудачей, их закомплексованность. 

Каждый год я в своей работе сталкиваюсь с одной и той же проблемой – с паническим  страхом в начале учебного года у пятиклашек, которые только что пришли из начальной  школы. Это страх перед неудачей, страх быть осмеянным одноклассниками, страх вызвать  негативную оценку учителя, даже страх запачкать (испортить) лист! Как в кратчайшие  сроки убедить маленького  человечка в его творческих способностях, уничтожить страх и  доказать, что он – талантлив?! Ведь только свободный от страха человек творчески  активен. И мы начинаем с самого простого, с того, что под силу любому неподготовленному ребёнку – с простых горизонтальных штрихов, уделяя внимание  только распределению цвета. И дети вдруг обнаруживают, что у них получается, и получается очень красиво! Постепенно мы слегка меняем наклон штриха. Главное, прорабатывая технику штриха, уделяя повышенное  внимание разнообразию цвета и его оттенков, нельзя ограничивать ребёнка в выборе темы: учитель лишь учит тому, как рисовать, а что рисовать – самостоятельный свободный  выбор маленького художника.

Когда техника горизонтального штриха отработана, мы меняем его на наклонный,  вертикальный,  «по контуру  предмета» и т.д. Тем самым мы достигаем эффектов  горизонтальной  поверхности (стола, пола, воды и т.п.), эффектов  движения,  ветра.  

И только убедившись, что дети уже не боятся потерпеть  неудачу, свободно и с удовольствием рисуют,  мы переходим к классическому рисунку – графике.

Сегодня особенно остро встаёт вопрос актуализации включения и расширения регионального компонента художественного образования. При этом, разрабатывая  региональный компонент, необходимо не утерять понимание того, что он рассматривается как часть художественной культуры и потому представляется как мир целостности, включающий отношение человека к человеку, к миру, отношение искусства одного народа к искусству и культуре другого народа. Именно такой научно–содержательный подход к включению регионального компонента помогает избежать проявления местничества, субъективизма и элементов национализма, что на данный момент развития нашего общества весьма актуально. Знакомство детей с народными промыслами, историей и архитектурой родного Новосибирска, культурами других конфессий, при внимании к многогранно раскрываемому художественному образу предметов, способам отражения действительности, символике орнаментов, связи народной культуры с общечеловеческими ценностями, способствуют развитию не только творчества обучающихся по созданию образов, но и прекрасно развивают эстетическое восприятие и воображение.

Каждое лето в нашей школе  мы  организуем летнюю  художественную школу. У учащихся, занимающихся в городских художественных  школах, лицеях, различных творческих кружках, в это время проходит пленэр. К нам  приходят ребята, которые нигде не задействованы, но очень любят рисовать! И мы  творим! 
 
Используя вышеизложенную технику штриха, лишь поменяв штрих на мазок масляной  краской, дети с удовольствием, даже можно сказать, с огромным вдохновением творят вои шедевры. Сколько воображения, сколько безграничной фантазии, восхищения  окружающим миром прекрасного в этих работах! И опять же, как упоминалось ранее, я  учу детей только технике – как рисовать, а что рисовать – ребенок выбирает сам.
 
А.Г. Семенова, учитель высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 54, г. Новосибирск