Беркетова Е. В. Педагогические проекты. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья учащихся через развитие отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на устранение перегрузки и сохранение здоровья школьников. Актуальность решаемой в проекте проблемы доказывают существующие нормативные документы Министерства образования РФ, основные положения Закона РФ «Об образовании» и Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. №2, а также обращение Президента Российской Федерации к Федеральному собранию от 05.11.2008 г.

Наиболее эффективным решением проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, по нашему мнению, является создание здоровьесберегающей системы образования гимназии №1, основная цель которой – сохранение индивидуального здоровья участников образовательного процесса путем развития личностных, духовных, психических и физических возможностей обучающихся, необходимых для их успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям.

Для достижения поставленной цели коллективом гимназии решаются следующие задачи:

– обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;
– сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, на культурный образ жизни и на самореализацию личности;
– сформировать осознание единства личности и природы.

Решение этих задач в нашей гимназии осуществляется через реализацию «Комплексно-целевой программы развития МОУ гимназии №1 Центрального района г. Новосибирска».
Одной из актуальных проблем современной школы в целом и для гимназии в частности является проблема социальной адаптации как условия включения ребенка в учебный процесс. Успешное протекание процесса адаптации школьников способствует сохранению их психологического и соматического здоровья.

Высокий интеллектуальный уровень развития ребенка не всегда гарантирует успешное обучение в гимназии, т.к. существуют такие факторы как:

–   рост количества детей с поражениями ЦНС разной степени тяжести;
–  соматическая ослабленность детей;
– логопедическая неграмотность родителей, их ориентация на развитие интеллекта ребенка, но не на развитие речи и коррекцию речевых расстройств;
– логопедическая некомпетентность родителей дошкольников, мешающая им вовремя обратиться за консультацией к специалисту, препятствует своевременному проведению коррекционной работы с ребенком (к моменту поступления в школу многие дефекты речи первоклассников носят уже стойкий характер и трудно поддаются коррекции, поэтому для работы с ними логопеду нужно больше времени и сил);
–  эмоциональные расстройства (повышенные ожидания родителей и страх, что ребенок не будет соответствовать требованиям гимназии, повышает уровень тревожности у родителей и, как следствие, создает у ребенка состояние эмоционального напряжения);
– немаловажным фактором является также высокий уровень требований, предъявляемых к ученику в гимназии.

Адаптация к школе проходит наиболее успешно, если у ребенка развиты все компоненты (умственный, социальный, эмоциональный), в том числе и речевое развитие. Обучение в гимназии предъявляет особенно высокие требования к качеству речи детей. Родной язык является средством общения, формирования межличностных отношений и, таким образом, служит эффективным средством социализации ребенка, а более узко, его адаптации к школьной жизни. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, отрицательно влияют на усвоение программного материала и успешность обучения в целом. У детей, имеющих речевые нарушения, отмечается снижение успеваемости, повышение  тревожности, боязнь к обучению, агрессивность, что ведет к эмоциональному дискомфорту. Справиться детям с имеющимися у них речевыми нарушениями и появляющимися из-за них проблемами может помочь правильно организованная коррекционная работа. 

Все вышесказанное явилось предпосылкой к созданию в гимназии логопедического направления, призванного на научной основе с помощью специфических логопедических средств способствовать формированию необходимых условий для успешной адаптации детей к обучению в школе и для реализации их личностных возможностей.

С 1994-1995 учебного года моя работа в гимназии была направлена на реализацию  в рамках психолого-педагогической службы логопедического направления, целью которого являлось создание системы, способствующей выявлению и устранению речевых нарушений учащихся логопедическими средствами. Моя деятельность направлена на содействие успешной социализации младших школьников в процессе их адаптации к образовательным условиям гимназии.

Задачи реализуемого мною логопедического направления:

•  предупреждение расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;
•  развитие и совершенствование устной речи учащихся;
•  выявление и коррекция нарушений чтения и письма;
•  развитие познавательной деятельности, основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), сенсорных и моторных функций ребенка, особенно речевой моторики;
•  формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений.

В целях решения важнейших проблем нарушений речи и их коррекции я опираюсь на следующие основные принципы логопедии:

- принцип системности (изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений провожу через воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы);
- принцип комплексности (устранение речевых нарушений носит комплексный, медико-психолого-педагогический характер); 
- принцип развития (в процессе логопедической работы выделяю те задачи, трудности, этапы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);
- принцип опоры на онтогенез (разработку методики коррекционно-логопедического воздействия веду с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);
- принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена);
- принцип единства обучения и воспитания.

Реализация этих принципов предполагает создание следующих условий: формирование позитивно ориентированной активности, реализация компетентного подхода.
Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода, учета соматического состояния ребенка.
С целью активизации коррекционно-развивающего процесса я использую разнообразные методы и приемы педагогического воздействия, что определяет благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.

Логопедическое воздействие я осуществляю в следующих  формах обучения:

• Индивидуальные занятия. Основная цель - подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка.
• Подгрупповые занятия. Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять упражнения в заданном темпе.
Индивидуальные и подгрупповые занятия носят опережающий характер и готовят детей к усвоению усложненного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
• Фронтальные занятия. Основная цель – закрепление материала, отработанного на индивидуальных и подгрупповых занятиях, активное использование его в различных формах самостоятельной речи, дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. На фронтальных занятиях организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

Коррекционно-развивающие занятия я провожу в специально оборудованном кабинете, размещение и площадь которого отвечает санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет обеспечен специальным оборудованием (столы, стулья, шкафы, доска, зеркала, зонды, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер). В кабинете имеются пособия и материалы для упражнений, направленных на развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики рук, звукопроизношения; диагностические материалы; учебные пособия и наглядно-иллюстративный материал по развитию речи; учебная и методическая литература. 
 
Основные направления и виды деятельности
Основными направлениями моей работы являются диагностико-коррекционная, профилактическая, консультационно - просветительская и исследовательская деятельность.

Диагностико-коррекционная деятельность заключается в:

•  обследовании учащихся 1-4 классов с целью выявления детей, имеющих нарушения устной и письменной речи;
•  комплектовании коррекционных групп;
•  проведении коррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, чтения и письма;
•  обследовании обучающихся в конце учебного года с целью выявления результатов коррекционной работы.
 
Логопедическое обследование проводится мною по общей схеме и   включает в себя:

– тщательное изучение условий воспитания учащихся и динамики их речевого и общего психического развития, которое проводится на основе беседы с родителями и анализа документов о ребенке;
– логопедическое и психолого-педагогическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка;
– анализ и педагогическую оценку всех полученных данных.

Своевременное и правильное выявление речевых недостатков детей помогает мне определить, в какой помощи они нуждаются и как эффективнее ее можно оказать.

Во время логопедического обследования особое внимание я обращаю на особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, внимание, работоспособность, наблюдательность, утомляемость), а также на возможности адаптации детей к условиям общения.

По данным логопедического обследования я провожу анализ речевых нарушений учащихся и комплектую коррекционные группы. Подавляющее большинство зачисленных на коррекционные занятия составляют ученики 1х-2х классов: ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех.

Из числа учеников, зачисленных на логопедические занятия, я комплектую следующие группы:

– с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им;
– с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им;
– с фонетическими нарушениями речи.

Одна из основных задач моей работы - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Важное значение при коррекционно-развивающем обучении первоклассников  имеет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. На данном этапе я работаю над решением следующих задач:

– развитие полноценных фонематических процессов,
– развитие представления о звукобуквенном составе слов,
– развитие навыка анализа и синтеза звукослогового состава слов, 
– коррекция дефектов произношения (если они есть).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи, которых среди учащихся с речевой патологией в гимназии большинство.  

Еще одну группу составляют дети, имеющие общее недоразвитие речи. Коррекционная работа с этой группой детей содержит следующие этапы:

1. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого - звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. Содержание работы:
– уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов разных частей речи и путем развития умения пользоваться различными способами словообразования; 
– уточнение значения используемых синтаксических конструкций; 
– дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
3. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Содержание работы: развитие навыков построения связного высказывания.

Одна из причин школьной дезадаптации - трудности в письменной речи. Коррекционная работа зависит от вида нарушения письма или чтения и от того, на каком этапе овладения чтением или письмом находится ребенок. Методы коррекции дисграфий ориентированы в первую очередь на те навыки устной речи, которые необходимы для письма. Основные усилия направляются на коррекцию звукопроизношения, выработку дифференциации фонем и навыка фонематического анализа.

На каждом этапе коррекционно-воспитательной работы я стараюсь развивать и совершенствовать психологические предпосылки к полноценной учебной деятельности – устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, к переключению, навыки и приемы самоконтроля, познавательную активность.
 
«Трудности в письменной речи – важная, но не единственная причина дезадаптации школьников. Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром (невропатологом), психологом, логопедом и учителем.» (Корнев А. Н. «Дислексия и дисграфия у детей». С.-П., «Гиппократ», 95). 
                  
Успешное осуществление коррекционной работы зависит от моего контакта с учителями начальных классов, психологами и  родителями.

Большое значение в коррекционно-развивающей работе имеет сотрудничество с психологами гимназии. Так как большинство детей с нарушениями речи переживают не столько трудности в овладении ими чтением и письмом, сколько социальные последствия возникшей школьной дезадаптации, этим детям необходима психологическая помощь. Эта помощь осуществляется в рамках «Системы психологической поддержки ребенка в период адаптации к школьной жизни», которая существует в нашей школе более 15 лет. Дети организуются в коррекционные группы, параллельно идет работа с их родителями и учителями.
 
Диагностика процесса адаптации проводится школьными психологами при помощи батареи тестов, отражающих личное развитие учащихся: 

– «Корректурная проба» (исследование степени произвольности внимания и волевой регуляции);
–   «Измерение уровня самооценки» (модификация В.Г.Шур); 
– «Измерение уровня школьной мотивации»  (определяет степень включенности в учебный процесс); 
– «Определение социометрического статуса» (определение социального самочувствия ребенка, успешности протекания процесса адаптации к школе).

Результаты психологического обследования и методы коррекционной работы обязательно доводятся до сведения учителей и родителей. Основные задачи психологической службы заключаются в мобилизации ребенка на активное участие в коррекционной работе, повышении уверенности в себе, формировании адекватной самооценки, нормализации отношений со сверстниками. Психологическая помощь является одним из ведущих приемов коррекции речевых расстройств.

Не менее важным в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, является мое сотрудничество с учителями, обучающими этих детей. Это необходимо как для согласования содержания логопедических занятий со школьной программой, так и для внесения некоторых важных изменений в методику индивидуальной работы с детьми в классе. При необходимости для ребенка создаются щадящие условия обучения. Очень важным является выработка единства требований к ученику со стороны учителя и логопеда.
 
Профилактическая деятельность
Коррекция речевых расстройств наиболее успешна при ее раннем начале. Но еще более эффективна мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств – их профилактика. С 1994 года в гимназии работают группы развития, главной задачей которых является подготовка 5-6-летних детей к обучению в школе. Одним из основных показателей готовности к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Моя работа в группах «Школы развития» заключается в :

•  обследовании детей 5-6 лет из групп развития прогимназии с целью выявления имеющихся нарушений устной речи и формировании групп коррекции;
•  проведении коррекционно-развивающих занятий, направленных на: 
- исправление фонетико-фонематических нарушений;
- формирование функционального базиса чтения и письма.

Содержание коррекционно-развивающего обучения 5-6летних детей реализуется своеобразно. Это своеобразие выражается прежде всего в необходимости предусмотреть специальный (пропедевтический) период по формированию у детей предпосылок к полноценной учебной деятельности. Учитывая психологические особенности 5-6летнего возраста, основным методом первоначального этапа обучения является метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр. 

В ходе логопедического обследования дошкольников выявляются группы риска, в которые входят дети с нарушениями пери- и постнатального периодов, с поздним и аномальным развитием речи, с выраженной незрелостью изобразительных способностей, с билингвизмом.

На первом году обучения в коррекционной работе основное внимание я уделяю устранению нарушений звукопроизношения. Эта работа проводится поэтапно в индивидуальной и групповой форме.

1 этап – подготовительный. Цель его - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному воспроизведению звуков. 
2 этап -  постановка звука. Цель - добиться правильного звучания изолированного звука. 
3 этап – автоматизация звука. Цель – добиться правильного произношения звука во фразовой речи. Звук последовательно вводится в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь ребенка.
4 этап – дифференциация звуков. Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. 

Параллельно с устранением нарушений звукопроизношения проводится работа по формированию функционального базиса чтения и письма. Эта работа проводится на протяжении двух лет совместно логопедом и учителями и включает в себя : 

1. Развитие речевых навыков и функций, необходимых для владения грамотой.
2. Развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления. 
3. Формирование изобразительно-графических способностей. 
4. Развитие сукцессивных способностей детей.
5. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания.

Вследствие организации систематической коррекционной работы логопеда с детьми 5-6 лет в «Школе развития» значительно снизилось (в среднем на 40%) количество первоклассников, имеющих речевые нарушения. Профилактическая работа «Школы развития» создает условия для успешного обучения в школе. Занятия в группах раннего развития позволяют существенно повысить уровень готовности ребенка к обучению в школе, успешно стартовать в школьном обучении.
 
Консультационная и просветительская   деятельность
Успешности коррекционной деятельности, направленной на устранение речевой патологии, в немалой степени способствует консультационная и просветительская работа с родителями, учителями и администрацией школы, сотрудничество с учителями-логопедами других образовательных учреждений района, города, области.

Консультационная работа включает в себя:
– консультации для учителей и родителей по коррекционной работе с нарушениями устной и письменной речи;
– консультации для учителей по внесению в урок элементов логопедической работы;
– консультации для администрации гимназии по организации системы логопедической помощи учащимся.

Просветительская работа заключается в:
– проведении мною семинарских занятий, выступлений, открытых уроков для учителей по повышению их логопедической компетенции;
– организации лекториев для родителей по проблемам речевого развития детей, о роли семьи в развитии и воспитании детей.

Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс (до 70%)  и организация преемственной деятельности школы и семьи - один из важнейших факторов эффективности моей работы с детьми, имеющими речевые нарушения.

Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Эти условия требуют новых подходов и методов работы с семьей. В статье 26 Декларации ООН по правам человека записано, что родители отвечают за конечный результат семейного обучения и воспитания. Желательно, чтобы они могли обсуждать свои проблемы и сотрудничать с другими людьми по вопросам воспитания, развития детей, обучению их общению. Именно с таких позиций я рассматриваю педагогическое просвещение родителей нашей школы и привлекаю к участию в работе школьного психолога, валеолога, социального педагога и медицинских работников.

В содержание работы наших лекториев я включаю такие направления, как раскрытие и развитие способностей ребенка, помощь ребенку в достижении жизненного успеха, формирование у детей уверенности в своих силах и способностях, формирование умения бесконфликтно общаться с окружающими.
 
 
Исследовательская деятельность
Параллельно с проведением диагностико-коррекционной, профилактической и констультативно-просветительской логопедической работы в гимназии ведется отслеживание ее результатов. Исследования проводятся школьным логопедом совместно с работниками психологической службы, учителями начальных классов и врачом-педиатром. Результаты обследования и методы коррекционной работы регулярно доводятся до сведения учителей и родителей, представляются на научно-практических семинарах для логопедов и учителей района, города, области. Исследовательская работа проводится по следующим направлениям: 

- исследование эффективности системы логопедической помощи обучающимся;
- исследование влияния логопедического воздействия на динамику адаптации младших школьников.

К настоящему моменту полученные результаты исследований позволяют говорить о практической ценности системы мероприятий по профилактике и коррекции речевых нарушений. Ежегодно в гимназию приходит большое количество детей, имеющих нарушения речи. Большинству из них (около 80%) оказывается профессиональная помощь путем использования разнообразных форм коррекции и профилактики, о чем говорилось выше. В ряде случаев (от 80% до 84%) удается добиться стабильного улучшения и компенсации дефекта. К концу первого учебного года сокращается число первоклассников, имеющих предрасположенность к дислексиям и дисграфиям (в среднем в 4 раза). Продолжение работы во втором, третьем и четвертом  классах позволяет добиться успешного разрешения трудностей школьного обучения, связанных с нарушениями устной и письменной речи. Благодаря возможности вести профилактическую работу с дошкольниками в «Школе развития» удается существенно повысить уровень готовности ребенка к обучению в школе.

Своевременное выявление учащихся младших классов с речевой патологией, правильная квалификация имеющихся у них дефектов речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников в усвоении программного материала. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения.
 
 
Методическая работа
Высокий уровень профессионализма позволил мне с 2006/2007 учебного года руководить методическим объединением учителей-логопедов школ Центрального района.
На методических объединениях учителей-логопедов в течение последних двух лет  я выступала по следующим темам:

- Организация работы логопеда на школьном логопункте. 
- Документация логопеда и ее ведение.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Особенности работы с  детьми, имеющими СДВГ.
- Нарушения письменной речи. Дисграфия. Классификация и симптоматика дисграфий. Методика работы при различных видах дисграфий. 
- Логопедическое сопровождение  образовательного процесса в группах раннего развития и в начальной школе. 
- Профилактика дисграфии в группах раннего развития.

 
Примерная тематика лекториев для родителей
1. Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни    (отв. валеолог)
2. Семья и ее роль в развитии и воспитании детей. Роль семьи в речевом развитии ребенка  (отв. психолог, логопед)
3. Подготовка детей с недостатками речи к школе. Профилактика школьной дезадаптации (отв. логопед, учитель)
4. «Поможем, чем можем» - советы родителям в период становления почерка первоклассников (отв. логопед)
5.  Методы педагогического воздействия в семье (отв. психолог)
6.  Синдром дефицита внимания и гиперактивности (отв. врач, психолог)
7.  Типичные проблемы семейного воспитания и пути их преодоления (отв. социальный педагог)
8. Педагогика творчества и сотрудничества в семье (отв. учитель, психолог)
 
 
Примерная тематика методических объединений учителей  начальных классов
1.Анализ речевой деятельности первоклассников по данным логопедического обследования (октябрь)
2.Знакомство учителей начальных классов со спецификой и видами речевых ошибок (декабрь)
3.Организация совместной работы учителя-логопеда и учителей начальных классов с целью выработки единства требований, предъявляемых к детям с речевыми нарушениями (февраль
4.Организация и методика проведения работы по формированию функционального базиса чтения и письма (март).

Беркетова Елена Валентиновна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 1, г. Новосибирск