Районная олимпиада по русскому языку для педагогов. Задания и ответы по русскому языку

 
Составители:   Н.А. Федосеева, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ "Гимназия № 1", заслуженный учитель РФ;   М.В. Колотова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 12;  Е.Л. Непомнящая, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ
 
 
 
Районная олимпиада по русскому языку для педагогов
 
Задания и ответы по русскому языку
 
 
Задание № 1
Исправьте все стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в этом тексте.
  
Отправляясь в Японию, осознано отдаешь себе, отчет, что ты попадаешь в иной мир. Он не экзотичный и даже не загадочный – просто, другой. Уже после приземления понимаешь, что прогресс уже не просто шагнул вперед в этой стране, она и есть сам прогресс. Но, при этом, союз традиций и новейших технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах едущие в скоростных поездах ни вызывают ни какого удивления. Не в одной стране мира я ни встречала такого прекрасного сочетания прогресс и традиция, доведенного до абсолютного совершенства.
 
Но вернемся к самому путешествию, в рассказе о котором, хотелось бы поделиться не сколько впечатлениями, а напутствиями для будущих путешественников. Конечно Токио, приезжая в Японию Вам рано или поздно придется в нем очутится, хотя многие Европейцы этот город боятся и предпочетают без гида по нему не перемещатся, хотя вся правда более банальна – гиды в Японии особенно двуязычные дорогое удовольствие, поэтому тур агенства и путеводители предпочетают туристов пугать, тем самым, заставляя платить. Да, кстати сказать, хороших гидов в Японии практически нет – Японца со знанием русского воспринимать будет очень тяжело, а русские в Японии это в основном либо студенты, либо журналисты международники или оставшиеся там с Советских времен дипломатические работники, а экскурсовод это профессия и ей, как и любой другой учат.
 
Ответ:
Отправляясь в Японию, отдаешь себе отчет в том, что попадешь в другой мир. Он не экзотический и даже не загадочный, он другой. Сразу после приземления понимаешь, что страна не просто достигла значительного прогресса – она сама символизирует прогресс. При этом союз традиций и новейших технологий настолько гармоничен, что люди в национальных одеждах, едущие в скоростных поездах, не вызывают никакого удивления. Ни в одной стране мира я не встречала такого прекрасного сочетания старого и нового.
 
Но вернемся к самому путешествию. В своем рассказе мне хотелось бы не столько поделиться впечатлениями, сколько дать напутствия будущим путешественникам. Конечно, приехав в Японию, вы рано или поздно окажетесь в Токио. Многие европейцы боятся этого города и предпочитают не перемещаться по нему без гида. Причина этого, однако, банальна: гиды в Японии, особенно двуязычные, – дорогое удовольствие, поэтому турагентства предпочитают пугать туристов, тем самым заставляя их платить больше.
 
Кстати, хороших русскоговорящих гидов в Японии практически нет: японца со знанием русского языка понять нелегко, а русские в Японии – это в основном студенты, журналисты-международники или оставшиеся с советских времен дипломатические работники, которых никто не обучал профессии экскурсовода.
 
Примечание: приведенный текст является лишь одним из возможных вариантов ответа. 


Задание № 2
Обозначьте прописной буквой правильное ударение в следующих словах. Укажите случаи, когда допустимы несколько вариантов постановки ударения. Назовите стилистические и смысловые различия между вариантами.

апостроф
бутик
вальдшнеп
вероисповедание
гусеница
догмат
донельзя
древко
дремота
запасник
знамение
избалованный
клала
козлы
коклюш
 
Ответ:  апострОф, бутИк, вАльдшнеп, вероисповЕдание, гУсеница, дОгмат донЕльзя, дрЕвко, дремОта, запАсник (хранилище) и запаснИк (военнослужащий запаса), знАмение, избалОванный, клАла, кОзлы (сиденье для кучера; подставка) и козлЫ (мн. ч. от козёл), коклЮш.
 

 
Задание № 3
Выберите правильные словосочетания из предложенного списка.
  
заглавная роль
косный мозг
крёстный ход
маневровый тепловоз
туристское агентство
запасный выход
обидчивый человек
элитарные войска
драматургический театр
жилищный вопрос

Ответ:
Правильными являются словосочетания: заглавная роль, маневровый тепловоз, запасный выход, обидчивый человек, жилищный вопрос.

Неправильные словосочетания: косный мозг (правильно: костный мозг); крёстный ход (правильно: крестный ход); туристское агентство (правильно: туристическое агентство); элитарные войска (правильно: элитные войска, т. е. отборные); драматургический театр (правильно: драматический театр).
 
 
 

Задание № 4
Дайте аргументированный ответ на вопрос.  
 
Почему пишется пироЖНое, но мороЖЕНое?
Ответ:
Существительные пирожное и мороженое восходят к разным частям речи. 
Слово пирожное образовано от прилагательного пирожный, которое в свою очередь восходит к существительному пирог и образуется при помощи суффикса Н. Ср.: прием – приемный – приемная; бильярд – бильярдный – бильярдная.
Слово мороженое образовано от прилагательного мороженый, которое восходит к глаголу морозить.  В словах мороженое, мороженый ЕН – суффикс отглагольного прилагательного.

 

Задание 5
Расставьте знаки препинания:
Нет эдак я засну еще здесь говорил он подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся ночь казалась перед ним еще блистательнее. Какое-то странное упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Никогда еще не случалось ему видеть подобного. Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле. С изумлением глядел он в неподвижные воды пруда старинный господский дом опрокинувшись вниз виден был в нем чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота. И вот почудилось будто окно отворилось. Притаивши дух не дрогнув и не спуская глаз с пруда он казалось переселился в глубину его и видит наперед белый локоть выставился в окно потом выглянула приветливая головка с блестящими очами тихо светившими сквозь темно-русые волны волос и оперлась на локоть. И видит она качает слегка головою она машет она усмехается... Сердце его разом забилось... Вода задрожала и окно закрылось снова. Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом мрачные ставни были открыты стекла сияли при месяце. Вот как мало нужно полагаться на людские толки подумал он про себя Дом новехонький краски живы как будто сегодня он выкрашен Тут живет кто-нибудь и молча подошел он ближе но все было в нем тихо. Сильно и звучно перекликались блистательные песни соловьев и когда они казалось умирали в томлении и неге слышался шелест и трещание кузнечиков или гудение болотной птицы ударявшей скользким носом своим в широкое водное зеркало. Какую-то сладкую тишину и раздолье ощутил Левко в своем сердце. 
 
Ответ:  
«Нет, эдак я засну еще здесь!» — говорил он, подымаясь на ноги и протирая глаза. Оглянулся: ночь казалась перед ним еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Никогда еще не случалось ему видеть подобного. Серебряный туман пал на окрестность. Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по всей земле. С изумлением глядел он в неподвижные воды пруда: старинный господский дом, опрокинувшись вниз, виден был в нем чист и в каком-то ясном величии. Вместо мрачных ставней глядели веселые стеклянные окна и двери. Сквозь чистые стекла мелькала позолота. И вот почудилось, будто окно отворилось. Притаивши дух, не дрогнув и не спуская глаз с пруда, он, казалось, переселился в глубину его и видит: наперед белый локоть выставился в окно, потом выглянула приветливая головка с блестящими очами, тихо светившими сквозь темно-русые волны волос, и оперлась на локоть. И видит: она качает слегка головою, она машет, она усмехается... Сердце его разом забилось... Вода задрожала, и окно закрылось снова. Тихо отошел он от пруда и взглянул на дом: мрачные ставни были открыты; стекла сияли при месяце. «Вот как мало нужно полагаться на людские толки, — подумал он про себя. — Дом новехонький; краски живы, как будто сегодня он выкрашен. Тут живет кто-нибудь», — и молча подошел он ближе, но все было в нем тихо. Сильно и звучно перекликались блистательные песни соловьев, и когда они, казалось, умирали в томлении и неге, слышался шелест и трещание кузнечиков или гудение болотной птицы, ударявшей скользким носом своим в широкое водное зеркало. Какую-то сладкую тишину и раздолье ощутил Левко в своем сердце. 
(Н.В.Гоголь)


Задание № 6

Дайте аргументированный ответ на вопрос.  
 
Есть ли среди данных слов заимствованные:
тиражирование, интернетный, спонсорство, клиповый, уфолог?
 
Ответ:
Среди этих слов нет заимствованных, так как все они подчиняются законам грамматической системы русского языка, правилам словообразования и демонстрируют словообразовательные возможности русского языка. Заимствованными являются только основы.
Тираж-ирова-ние (суффиксальный) - тиражировать- от заимствованного тираж (французское).
Интернет-н-ый (суффиксальный) – интернет (английское)
Спонсор-ств-о (суффиксальный) – спонсор (английское)
Клип-ов-ый (суффиксальный) – клип (английское)
Уфолог (бессуффиксный) – уфология (английское + греческое)
 

 
Задание № 7
Соберите пословицы и поговорки из заданных частей:
 А лужа - по уши; собаку съел; береги честь смолоду; а пораньше вставай да свой затевай; язык мой- враг мой; дыр много, а выскочить некуда; чудеса в решете; а здоровье под старость; наперёд ума рыщет; а хвостом подавился; на чужой каравай рот не разевай, пьяному море по колено.
 
Ответ:
Пьяному море по колено, а лужа - по уши.
Собаку съел, а хвостом подавился.
Береги честь смолоду, а здоровье под старость.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Язык мой - враг мой, наперёд ума рыщет.
Чудеса в решете: дыр много, а выскочить некуда.

 
Задание № 8
Существует фразеологизм блудный сын. А какое синонимичное выражение используется для обозначения лиц женского пола?
 
Ответ:
Фразеологизм блудный сын восходит к евангельской притче, где говорится именно о сыне. Для лиц женского пола используется выражение заблудшая овца, овечка.
 

 
Задание №9
Вы нашли клад. В нём было 3 катеринки,2 целковых,1 пятиалтынный,3 двугривенных,4 полушки. Сколько вы нашли рублей и копеек?

Ответ:
302 рубля 76 копеек.
Катеринка – 100 рублей, целковый – 1 рубль, пятиалтынный – 15 копеек,  двугривенный -20 копеек, полушка – одна четвёртая копейки.
 

Задание № 10
Дайте аргументированный ответ на вопрос. 
Перед Вами 4 предложения:
1.Наконец наступило тепло.
2.Помещение тепло.
3.Они встретили нас тепло.
4.Как сегодня тепло!
Как вы думаете, в этих предложениях повторяется 4  разных слова или одно?
 
Ответ:
В русском языке каждое знаменательное слово, помимо лексического значения, заключает ещё и грамматические признаки. В данном случае перед нами четыре слова - функциональных омонима, так как они относятся к разным частям речи:
1- существительное, 2- прилагательное, 3- наречие,4- категория состояния.
Нужно оценить положительно и такой ответ: перед нами многозначное слово, употреблённое в разных синтаксических  функциях: 1- подлежащее, 2- определение, 3- обстоятельство образа действия, 4- главный член  односоставного предложения.
 


Задание № 11
Дайте аргументированный ответ на вопрос. Чем обусловлены затруднения при образовании формы первого лица единственного числа глагола пылесосить? Какие ещё глаголы вызывают подобные затруднения?
 
Ответ:
Форма пылесошу противоречит принципу выравнивания основ, хотя образуется по регулярной модели, соответствующей норме. А форма пылесосю не соответствует норме образования первого лица единственного числа в данной разновидности глаголов. Парадигма глагола дефектна, глагол недостаточный, форма первого лица единственного числа отсутствует, не может быть образована.
Дерзить, дудеть, затмить, очутиться, победить, тузить, убедить(ся), чудить, шкодить.
 

 
Задание № 12
Назовите 2 существительных 2-го склонения, которые в одном из падежей не подчиняются падежной парадигме.
 
Ответ:
 В забытьи,  на острие.
 

 
Задание № 13
Назовите 3 вида сжатия текста, которые необходимо использовать в итоговом сжатом изложении за курс основной средней школы?
Ответ:
Исключение, обобщение, упрощение.
 


Задание № 14
Назовите  типы аргументов, которые может использовать в своём сочинении выпускник при выполнении варианта ЕГЭ. 
 
Ответ:
Типы аргументов:
I. Логические (рациональные) аргументы.
1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
5. Законы природы.
6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета. Ср.: терминологические определения.
7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
8. Данные экспериментов и экспертиз.
9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры.
В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.
а) конкретный пример:
– пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
– литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);
б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:
 – мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;
– цитата из авторитетного источника;
– мнение специалиста, эксперта;
– обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
– мнение очевидцев;
– мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
– общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.
 
 
При составлении текста олимпиады и ответов к ней использовались материалы Всероссийской олимпиады по русскому языку, интернет портала «Грамота.Ру», координируемого МАПРЯЛ, и материалов сайта ФИПИ, связанных с итоговой аттестацией.