Районная олимпиада по русскому языку для педагогов. Задания и ответы по психологии
1. В психологии существует понятие «психологическая защита». Это те психологические механизмы, которые стабилизируют наше сознание, сохраняют наши представления о самих себе. Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом.
Определите, к какому защитному механизму относится следующая ситуация, и объясните свой выбор.
Басня И. А. Крылова «Лиса и виноград».
Не сумев достать вкусных плодов, Лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.
Не сумев достать вкусных плодов, Лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.
а) вытеснение; б) замещение; в) отрицание; г) проекция; д) рационализация.
Ответ: д) рационализация
Рационализация – нахождение приемлемых причин и объяснений для мыслей и действий.
Рационализация – нахождение приемлемых причин и объяснений для мыслей и действий.
Всего: 2 балла
2. Какими типами темперамента обладают следующие известные персонажи:
а) Винни-Пух, б) ослик Иа-Иа, в) Сова?
Дайте характеристику одного из определенных вами типов.
а) Винни-Пух, б) ослик Иа-Иа, в) Сова?
Дайте характеристику одного из определенных вами типов.
Ответ:
а) Винни-пух – сангвиник;
б) Ослик Иа-Иа – меланхолик;
в) Сова – флегматик.
а) Винни-пух – сангвиник;
б) Ослик Иа-Иа – меланхолик;
в) Сова – флегматик.
Сангвиник. Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции -преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются.
Флегматик. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.
Меланхолик. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции.
Всего: по 1 баллу за название типа и 2 балла за определение. Максимум – 9 баллов.
3. Дайте определение значения приведенных ниже понятий:
а) когнитивная деятельность
б) коммуникативная компетенция
в) проблемная познавательная задача
г) развивающее обучение
д) ценностные ориентации
а) когнитивная деятельность
б) коммуникативная компетенция
в) проблемная познавательная задача
г) развивающее обучение
д) ценностные ориентации
Ответы:
Когнитивная деятельность – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, то есть мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо.
Когнитивная деятельность – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, то есть мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо.
Коммуникативная компетенция – способность (знания, умения и навыки) понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам и ситуациям общения.
Проблемная познавательная задача – задача, решение которой приводит к получению нового для ученика знания и/или к созданию новых способов решения задач и поиску новых средств получения знаний.
Развивающее обучение – это обучение, при котором выдвигается на первый план процесс становления ребенка как субъекта разнообразных видов и форм деятельности.
Ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении.
Всего: 5 баллов