Районная олимпиада по русскому языку для педагогов. Задания и ответы по психологии

 
Районная олимпиада по русскому языку для педагогов
 
Задания и ответы по психологии
 

1. В психологии существует понятие «психологическая защита». Это те психологические механизмы, которые стабилизируют наше сознание, сохраняют наши представления о самих себе. Впервые защитные механизмы были выявлены 3. Фрейдом.
Определите, к какому защитному механизму относится следующая ситуация,  и объясните свой выбор.
Басня И. А. Крылова «Лиса и виноград».
Не сумев достать вкусных плодов, Лиса успокаивает себя тем, что виноград-то зелен.
а) вытеснение; б) замещение; в) отрицание; г) проекция; д) рационализация.
 
Ответ: д) рационализация
Рационализация – нахождение приемлемых причин и объяснений для мыслей и действий.

Всего: 2 балла
 
2. Какими типами темперамента обладают следующие известные персонажи:
а) Винни-Пух, б) ослик Иа-Иа, в) Сова?
Дайте характеристику одного из определенных вами типов.
 
Ответ:
а) Винни-пух – сангвиник;
б) Ослик Иа-Иа – меланхолик;
в) Сова – флегматик.

Сангвиник. Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции -преимущественно положительные - быстро возникают и быстро сменяются.

Флегматик. Тип темперамента, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.

Меланхолик. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции.

Всего: по 1 баллу за название типа и 2 балла за определение. Максимум – 9 баллов.
 
 
3. Дайте определение значения приведенных ниже понятий:
а) когнитивная деятельность
б) коммуникативная компетенция
в) проблемная познавательная задача
г) развивающее обучение
д) ценностные ориентации
 
Ответы:
Когнитивная деятельность – деятельность, в результате которой человек приходит к определенному решению и/или знанию, то есть мыслительная деятельность, приводящая к пониманию (интерпретации) чего-либо.

Коммуникативная компетенция – способность (знания, умения и навыки) понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам и ситуациям общения.

Проблемная познавательная задача – задача, решение которой приводит к получению нового для ученика знания и/или к созданию новых способов решения задач и поиску новых средств получения знаний.

Развивающее обучение – это обучение, при котором выдвигается на первый план процесс становления ребенка как субъекта разнообразных видов и форм деятельности.

Ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении.

Всего: 5 баллов