Педагогический альманах ==День за Днем==
 
написать письмо


    Главная

    Новости

    Методика 

    За страницами учебников 

    Библиотека

    Медиаресурсы 

    Интерпретации 

    Школьная библиотека

    Одаренные дети

    Проекты

    Мир русской усадьбы

    Экология

    Методический портфолио учителя

    Встречи в учительской

    Статьи педагогов в журнале "Новый ИМиДЖ"

    Конкурсы профессионального мастерства педагогов

    Рефераты школьников

    Конкурсы школьников

    Альманах детского творчества "Утро"

    Творчество школьников

    Фотогалерея

    Школа фотомастерства

    Полезные ссылки

    Гостевая книга
    Sort

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

      День за днем : Статьи 

      Статьи  


     
    Александр Александрович Алябьев
     
    (1 5 августа  1787 — 6 марта 1851)
     

    Русский композитор, основоположник национального лирического романса, камерно-инструментальной музыки, предвестник многих достижений русской композиторской школы. И при жизни, и долгое время после смерти его мало кто считал «настоящим» композитором. В начале XX в. в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона ему было отведено лишь несколько сухих строк, между тем П.И. Чайковский писал: «Я плачу, когда слушаю его «Соловья». Именно благодаря знаменитому романсу «Соловей» имя композитора известно широкому кругу любителей музыки.

    Александр Александрович Алябьев родился в семье гуВернатора Тобольска, получил хорошее домашнее образование, брал уроки фортепиано у знаменитого ирландского пианиста и композитора Джона Филда. Первые музыкальные произведения опубликовал в 1810 году. «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», посвященный своему учителю, — одна из самых первых в России попыток создать концертное произведение в танцевальном жанре.

    В 1812 г., во время вторжения войск Наполеона в Россию, добровольцем поступил на военную службу под командование партизана-поэта Дениса Давыдова. В составе русских войск А.А. Алябьев вошел в Париж, был ранен, награжден орденами за боевые заслуги.

    По окончании войны Александр Алябьев посвятил себя музыке. За короткое время он приобрел известность как автор опер, романсов, музыки к водевилям. Вместе с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем написал пролог «Торжество муз» к открытию Большого   театра   (1825). Здесь были поставлены его комическая опера «Лунная ночь, или Домовые», водевиль «Деревенский философ», комический балет «Волшебный барабан».

    Нелепое происшествие в феврале 1825 г. изменило всю жизнь музыканта. Он был арестован по ложному обвинению в убийстве. Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был лишен дворянского титула, знаков отличия, чинов и отправлен в ссылку в Сибирь (1828). Три года провел в тюрьме, где продолжал писать музыку. В этот период Алябьев создал многие из своих лучших романсов («Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона»), написал много танцевальной музыки (полонезы, кадрили, вальсы, мазурки). Здесь был создан и романс «Соловей» (на слова А.А. Дельвига), достигший редкой популярности, неоднократно исполнявшийся знаменитыми певицами: Полиной Виардо, Аделиной Патти и Марчеллой Зембрих (в сцене вокального урока в опере «Севильский цирюльник» Россини и в концертах) и блистательно переложенный в виде фортепианной пьесы Фр. Листом.

    Следующими ссылками композитора оказались Северный Кавказ (1832—1833) и Южный Урал (1833—1834). В это время, живо интересуясь музыкой народов России, А.А. Алябьев первым из русских композиторов собрал и записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем сборник «Голоса украинских песен», о котором положительно отозвался Н.В. Гоголь.

    Наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Центральное место в нем занимает вокальная лирика — более 180 романсов и песен, многие из которых стали классическими. А.А. Алябьев писал романсы на стихи В.А. Жуковского, Д.В. Давыдова, И.И. Козлова, П.А Вяземского, М.Ю. Лермонтова, А.В. Кольцова, НЛ. Огарева, Н.М. Языкова, П. Беранже; 22 романса написаны на стихи А.С. Пушкина, из них 15 — при жизни поэта.

    Перу А.А. Алябьева принадлежит пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит и т. д. Его театральное наследие охватывает все бытовавшие в ту эпоху жанры: оперу (шесть опер, в том числе «Буря» по У. Шекспиру), балет, музыку к театральным пьесам и водевилям (около двадцати, в том числе десять опер-водевилей), сценическую кантату. Он первым из русских композиторов создал музыку к театральным постановкам произведений А.С. Пушкина «Кавказский пленник» и «Русалка», составил, сделал аранжировку и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий — русских, украинских, кавказских, татарских и др. А.А. Алябьев — автор духовной музыки — более 100 произведений, среди которых выделяется масштабная Литургия концертного типа.

    Судьба богатого наследия композитора сложилась драматично: большая часть его произведений (всего их более 450) так и остались в рукописях, многие из которых утеряны.

    Умер А.А. Алябьев 6 марта 1851 г. в Москве, похоронен в Симоновом монастыре. В 1930 г. этот монастырь был разрушен, вместе с ним потерялась и могила композитора.
     
     
    Биографический дайжест: Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека
     
     




    © 2006 - 2018 День за днем. Наука. Культура. Образование