Тарковский Андрей Арсеньевич

 
(4 апреля 1932 — 29 декабря 1986)
 

Талантливый советский кинорежиссер, ставший классиком и легендой еще при жизни, создатель отечественного авторского кинематографа, народный артист РСФСР (1980), лауреат Ленинской премии (1990, посмертно).

Фильмы Андрея Тарковского редко показывают на больших экранах, их мало кто понимает даже сегодня. Тем не менее, его семь полнометражных картин не только не забыты, а напротив, стали безусловными и обязательными для просмотра и изучения. Что такое «кино Тарковского» — не берутся определить даже именитые критики. Это отдельный мир, который создается словно в отрыве от реальности, максимально при этом к ней приближаясь.
 
Соотечественники не понимали Тарковского, за рубежом — им восхищались и превозносили его творчество. Фильмы Тарковского, которым восхищались Бергман и Феллини, которого называют «первым в мире» Бернардо Бертолуччи и Эмир Кустурица, при жизни мастера не выдвигались на соискание ни одной из многочисленных отечественных кинопремий, но были удостоены многих престижных кинематографических премий за рубежом.
 
Мировую известность Андрею Тарковскому принесла его дебютная полнометражная картина «Иваново детство» (1962), поставленная по мотивам рассказа «Иван» В. Богомолова. Фильм, эпохальность которого как будто лежит на поверхности, — это особый взгляд на мир и войну, взгляд 12-летнего мальчика. Небольшой, жестко реалистический рассказ Богомолова о том, как мальчик-смертник уходит в свой последний разведывательный поход на оккупированную немцами территорию, режиссер превращает в цепь снов лейтенанта-героя, от лица которого написан рассказ, сменяя эпизоды светлых ностальгических видений натуралистическими кошмарами, далекими от реальной жизни, но, наверное, более правдивыми, чем сама жизнь. В картине разверзается настоящий ад, символизирующий конец человеческого сознания. Впоследствии «конец» станет ключевой темой всех фильмов Андрея Тарковского.

Следующий фильм А. Тарковского — «Страсти по Андрею» (1966) с Анатолием Солоницыным в главной роли — выпущен в прокат в 1971 г. с сокращениями под названием «Андрей Рублев». Эта картине вошла в число 100 лучших фильмов, составляющих историю отечественного кино Жизнь великого иконописце послужила отправной точкой для размышлений Тарковского о судьбе художника в России.

Особое место в творчестве режиссера занимают ленты, поставленные им по книгам выдающихся фантастов Станислава Лема и братьев Стругацких: «Солярис» и «Сталкер». Взяв эти произведения за основу своих фильмов, Андрей Тарковский философски их переосмыслил, придав им новое звучание. «Солярис» (1972) — фантастическая драма, в которой человек рассматривается через увеличительное стекло неким Мыслящим Океаном иноземной планеты, а затем подвергается испытаниям, как выражались Тарковский и Лем, «на совесть». Последний фильм А. Тарковского на родине — «Сталкер» (1979) — экранизация фантастической повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». В фильме режиссер продолжает свои размышления о вечных нравственных ценностях, красной нитью проходящих через все творчество. Между этими фильмами Тарковского появляется его художественно-автобиографическая картина «Зеркало» (1974).

В 1982 г. режиссер уезжает в Италию, где снимает фильм «Ностальгия» (1983) с Олегом Янковским в роли русского поэта, умершего в Италии от тоски по Родине. Свой последний фильм А. Тарковский поставил в Швеции. Лента «Жертвоприношение» (1986) стала логическим завершением всей его жизни. В финальной сцене фильма герой ведет своего сына по пустынной дороге и говорит: «Понимаешь, сынок, если каждый из нас ежедневно будет делать свое дело, мир изменится к лучшему. Если каждый день, понимаешь, каждый день поливать засохшее дерево, рано или поздно оно зацветет!».

Один из величайших русских режиссеров XX века Андрей Арсеньевич Тарковский умер в Париже 29 декабря 1986 г., похоронен в предместье Парижа на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. На надгробии памятника А.А. Тарковскому надпись: «Человеку, который увидел Ангела».
 
 
 
Биографический дайжест:  Елена Николаевна Кубряк, ответственный секретарь редакции журнала «Библиотековедение», Российская государственная библиотека