Пырьева С.А. И с миром утвердилась связь (из опыта преподавания МХК)

 
Значение гуманитарного знания тесно связано с условиями человеческого существования, с нашими усилиями развить человечность и средства ее выражения. Подлинная человечность задается не только генетикой, но и достигается целостностью образования и воспитания. Успешность современного образования в известной мере зависит от понимания целостной природы человека.

Новоевропейская философия считает, что основой личности является психофизический человек, в котором тело, душа и дух объединены самым тесным образом. Душа и тело представляются равноценными сторонами единого и нераздельного целого. «Весь человек в целом, а не одна только его часть или сторона, должен воспринять в себя ценности культуры, приобщиться к ним всем своим существом и в служении им преобразовать свой психофизический организм» (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 376).

Примечательная особенность курса «Мировая художественная культура» заключается в его междисциплинарном характере. Мировая художественная культура связана с искусством, с миром художественных произведений и несет в себе два способа познания: рациональный, наиболее привычный для нас, ориентированный на путь логически обусловленных понятий и их осмысление, а так же иррациональный. Доминирующей особенностью последнего является постижение мира и художественное творчество на уровне интуиции, озарения, мистики, выход в неведомые сферы, в иную реальность. Художественно-интуитивный способ познания возбуждает различные ассоциации, игру познавательных сил, фантазию и воображение. Эти способы не противоречат, а лишь дополняют друг друга.

Одним из гарантов внутренней целостности курса и его органичности является выявление неких универсалий – предельных понятий, ознакомление с которыми помогает формированию смыслов и целостности художественного восприятия. К числу таких категорий относится аполлоновское и дионисийское искусство. Немецкий философ Ф. Ницше (1844 - 1900 гг.) в работе «Рождение трагедии из духа музыки» для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого Олимпа, выделяя два начала бытия и художественного творчества: аполлоническое и дионисическое. Оба стремления существуют как одновременный процесс. Но чтобы выяснить их смысл, представим эти начала раздельно.

Эти начала прорываются из самой природы. Художник лишь проводник имеющихся сил в природе. Многообразие культурных феноменов античности рассматриваем в контексте двух первоначал (при изучении темы «Художественная культура Древней Греции»). Дополняя друг друга, эти первоначала  создали пространство эллинской культуры.
 
 
Существенные черты двух начал в искусстве
    
Апполоновское  
Дионисийское
 
Ясные и размеренные картины бытия
Восторг опьянения
Стихия сновидения
Искусство живой стихии
Ощущение иллюзорности
Пробуждение животных инстинктов
Чувство меры и мудрого самоограничения
Обнаружение тайной сущности мира
Свобода от диких порывов
 

Апполоновское  
Дионисийское
Поэтика Гомера
Искусство пластических образов:
Гера Самосская (ок. 570 дн.э.)
Поликлет. Дорифор. V век
до н.э. Римская копия. Неаполь.

Пракситель. Гермес с
младенцем Дионисиом.
IV век до н.э. Греция.

Леохар. Аполлон Бельведерский. IV в. до н.э.
Римская копия. Музей Ватикана, Рим.
 
 
Религиозные праздники: Элевсинские мистерии в честь Деметры и Персефоны, дионисийские религиозные праздники.
Отличительные черты
празднеств:
коллективные действия – пение, шествия, пляски, театрализованные представления;
синтез музыки, пения, танца, декламаций, световых эффектов;
экстатическое состояние человека.
Скопас. Вакханка.  IV век до н.э.     Дрезден.
 
 
Продолжением аудиторных занятий явилось посещение с учащимися выставки «Воспоминание об античности», где были представлены собрания слепков со скульптур Древней Греции, оригиналы которых находятся в античном разделе Пергамского музея в Берлине. Замечу, что наибольший интерес учащихся вызвал слепок скульптуры Скопаса «Вакханка», где присутствует стихийное, необузданное, демоническое начало.
 
 
 
 
 
 
Выделение в культуре аполлонического и дионисийского начал применимо не только к античности. Ими пронизано все европейское сознание. Рассмотрим фрагменты урока в 11 классе по теме «Особенности дионисийского мировосприятия в русской культуре начала XX в.».

Цель урока – углубление представлений о художественной культуре России первых десятилетий XX в.
Содержание урока - тема дионисийской стихии завладела сознанием общества в рассматриваемый период. По словам Бердяева Н.А. «…оргиазм был в моде. Искали экстазов <…>. Эрос решительно преобладал над Логосом» (Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С. 140).

На рубеже XIX-ХХ вв. мир предстал как многоуровневая, хаотическая, неустойчивая система, в которой произошел отрыв человека от традиционных устоев бытия, от природы.

Ощущение надвигающегося хаоса (вихри, космическая стихия, неуправляемость) способствовало распространению идеологии дионисийской культуры, иррациональной доминанте мышления. Возникла необходимость осмысления новой модели мира, поиска путей достижения гармонии человека с природой. Основой для понимания картины мира и осознания роли художника-творца  явились идеи русских философов. Идея всеединства В.С. Соловьева представляла собой синтез Истины, Добра и Красоты. С точки зрения веры воплощением этого всеединства стала София – главный символ философии Соловьева. Это высшая мудрость, женственность и красота мира. На рубеже ХХ в. аполлоническая культура была значима и сильна, и Соловьев старался сгладить резкие противопоставления и противоречия.  В представлении П.А. Флоренского образ Софии – это возможность передачи божественной мысли, энергии Бога, с помощью которой был сотворен мир. Это космический, бесконечный, энергетический поток, который лился в мир. У Флоренского дионисийская культура воплотилась в полной мере. Космос, с точки зрения Флоренского, - единый живой организм, наполненный смыслами. Формула Бытия Флоренского: Бытие = Космос + Символ.
 

    Черты концепции русского искусства начала XX в.

1. Отход от предметного натурного изображения.
2. Выход в запредельные сферы и обретение космического сознания.
3. Особая роль художника-творца - объединить мир природы и человека. Искусство – это «реальная сила, просветляющая и перерождающая весь человеческий мир».
4. Возникновение новых художественных средств выразительности и языка: звукотворчество поэтов-символистов, нечеловеческая палитра Врубеля, космическая обертоновая гармония Скрябина.
Иллюстрацией особенностей художественной культуры может служить творчество М.А. Врубеля и А.Н. Скрябина.
 
М.А. Врубель:
Демон сидящий, 1890 г.                  
Летящий Демон, 1899 г.                 
Демон поверженный, 1901 г.
Голова пророка, 1904 г.
 
А.Н. Скрябин:
Поэма экстаза, 1907 г.
Прометей, 1910 г.
 
Анализ двух начал в художественной культуре дает ключ для понимания современного искусства.
В конце 2007 г. состоялась выставка работ М. Шемякина «Возвращение в Сибирь. 40 лет спустя». Были представлены работы разных серий: коконы, бутыли, метафизика, эскизы театральных костюмов. Особый интерес у учащихся вызвала серия работ «Дзен». В своей рефлексии десятиклассники отметили ряд особенностей  дзеновских рисунков.
 
 
 
Шемякин М. Одиночество, 2004.  Бумага, тушь
 
 
1. Сохраняется элемент предметности, а смысл метафизический.
2. Монохромная живопись. «Использован исключительно серый цвет. Однако множество оттенков от бело-серого до почти черного. Монохромность способствует более глубокому осознанию смысла.
3. Нет богатого сюжета, но рисунки пробуждают чувства, создают определенное настроение (тревожность, депрессивность, одиночество, страх смерти и надежда).
4. «Пятно тушью, заключенное в форму» передает смысл.
5. Пространство рисунков складывается из пятен подтеков, разорванности линий, размытости.
6. «В рисунках скрыт глубокий смысл. С каждой минутой созерцания открываешь для себя новый мир». (Лиза Д.)
 
 
Состояние человеческой души дионисийно. Оно связано с жаждой преодоления ограниченного во времени и пространстве бытия, достижения абсолютной свободы и слияния с миром. Ознакомление с двумя типами культур и художественного творчества способствует пониманию целостной природы человека и формированию личностных смыслов.
 
 

Список литературы:
1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С. 376.
2. Ницше Ф.  Рождение трагедии из духа музыки (предисловие к Рихарду Вагнеру) (Любое издание).
3. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990. С. 140.
4. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Сочинения: В 2 т. Т. 2., М., 1990 г.
5. Герман М.  Михаил Врубель. СПб., 1996.