И.С. Молокова. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ГИМНАЗИСТОВ НА ЭТАПЕ ИХ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В течение десяти школьных лет ребенок активно участвует в процессе социализации – включении индивида в социальные отношения. Социализация проходит в три этапа. Каждый этап имеет свои цели и задачи и удовлетворяет определенные потребности учащихся. Этот процесс требует квалифицированного психологического сопровождения.
Основной сферой интересов моей профессиональной деятельности как педагога-психолога является психологическое сопровождение процесса социализации гимназистов на этапе их обучения в основной школе.

Для обучающихся основной школы характерны смена ведущей деятельности (от учебы к личностному общению со сверстниками), изменения в интеллектуальной, эмоционально-волевой, физической сферах личности, замена мотива достижения на стремление к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Эти возрастные особенности и обуславливают объективные трудности, присущие этому возрасту.
Разработанная нами технология психолого-педагогического  сопровождения процесса социализации обучающихся основной школы учитывает  возрастные особенности детей и направлена на успешное протекание процесса социализации гимназистов на данном возрастном этапе.

Психологическая помощь гимназистам осуществляется последовательно, в три этапа.
На пропедевтическом этапе исследуется уровень социализации учащихся 4-х классов, составляется прогноз их адаптации при переходе в 5-й класс. Опыт моей работы в составе психолого-педагогической службы гимназии позволил выявить основные психологические факторы адаптации, изучение которых в ходе исследовательской деятельности характеризует процесс социализации детей наиболее полно и всесторонне. Это уровень учебной мотивации и самооценки, социометрический статус. Для определения данных факторов адаптации используется следующий диагностический блок: модифицированная методика «Лесенка» В. Г. Шур, анкета измерения школьной мотивации, социометрическая методика Морено. Факторы адаптации исследуются нами в два этапа: в конце 4-го класса и в первой четверти 5-го класса. Такой подход позволяет реализовывать принцип преемственности между начальной и основной школой.

Первый этап психолого-педагогической работы в 5-ом классе проводится с целью создания условий для максимально благоприятной адаптации учащихся при переходе в основную школу.
Система коррекционно-профилактических мероприятий периода адаптации младших подростков в основной школе охватывает три группы участников образовательного процесса – родителей, учителей и учащихся. Включение каждой названной группы в сферу внимания психолога в этот период обусловлено их влиянием на успешность протекания процесса адаптации.

Работа с учителями имеет большое значение в силу того, что именно учителя непосредственно осуществляют учебно-воспитательный процесс, изменения которого создают новую ситуацию, требующую от учащихся приспособления.
В рамках психолого-педагогического сотрудничества в период адаптации гимназистов в основной школе в работе с учителями эффективны следующие формы:
1. Индивидуальное консультирование педагогов. Осуществляется с целью оказания помощи классным руководителям в разрешении проблем взаимоотношений в ученическом коллективе (в течение года).
2. Круглый стол для классных руководителей 4-х и будущих 5-х классов. Проводится по проблемам прогнозирования трудностей учащихся, определению закономерностей протекания адаптации в основной школе, выявлению личностных ресурсов детей и обеспечивает преемственность между начальной и основной школой (май).
3. Семинар для учителей, посвященный возрастным особенностям учащихся 5-х классов. Целью данного семинара является повышение психологической культуры педагогов, оказание помощи учителям в работе с детьми, испытывающими особые трудности в адаптации, выработка единой позиции учителя и психолога (5 класс, сентябрь).
4. Выступление на малом педагогическом совете в рамках классно-обобщающего контроля, посвященное результатам психологического исследования и протеканию процесса адаптации пятиклассников (5 класс, ноябрь).

Обучающиеся 5-х классов попадают в поле зрения психолога как непосредственные участники адаптационного процесса, так как им  на себе  приходится ощущать все трудности приспособления к новой социальной ситуации, находить решения новых для них проблем, учиться ориентироваться в изменившемся мире.
Коррекционно-профилактические мероприятия, направленные на учащихся, осуществляются в следующих формах:
1. Адаптационная игра «Остров» (проводится в ходе первой учебной недели 5 класса). Целью игры является снижение тревожности учащихся по отношению друг к другу, активизация интереса к новым контактам.
2. Факультативные курсы по психологии для учащихся 4-х классов «Развитие эмоциональной сферы младших школьников», для учащихся 5-х классов “Развитие познавательных процессов младших подростков”. Целью курса в 5-ом классе является формирование предпосылок для осознания учащимися познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти (в течение года).
3. Коррекционные группы для пятиклассников, целью которых является оказание помощи учащимся в преодолении проблем в обучении, повышение учебной мотивации, налаживание межличностного взаимодействия (в течение года).
4. Индивидуальные консультации для учащихся по заявке родителей с целью  оказания адресной помощи в решении проблем периода адаптации (в течение года).
Необходимость психолого-педагогической деятельности, направленной на родителей четвероклассников и пятиклассников, продиктована тем, что именно в семье ребенок получает первичные знания и навыки, требующиеся для жизни в обществе, в семье он усваивает стиль общения с окружающими, в семье находятся истоки его страхов и проблем в общении и обучении, также в семье формируется его самооценка.

Работа с родителями в период адаптации их детей осуществляется в формах, способствующих психологическому просвещению родителей и коррекции детско-родительских отношений:
Лекторий для родителей. Цель лектория: повышение психологической компетентности родителей, снижение родительской тревожности перед возрастными изменениями детей,  психологическая помощь родителям в решении проблем, связанных с детьми, в осознании  собственной позиции и актуализации личностных ресурсов.

Для родителей четвероклассников нами освещаются следующие темы: «Роль родительской семьи в развитии личности ребенка», «Качества личности и черты характера, формирующиеся у ребенка во время обучения в начальной школе» (3 класс, сентябрь-октябрь), «Что следует ждать от пятого класса и как к этому подготовиться», «Результаты психологического исследования и прогноз процесса адаптации» (3 класс, апрель-май).
Родителей пятиклассников мы знакомим со следующими вопросами: «Возрастные особенности пятиклассников, стратегии родительского поведения, способствующие благополучной адаптации в основной школе» (5 класс, сентябрь), «Результаты исследования процесса адаптации, помощь родителей своим детям» (5 класс, ноябрь).
Индивидуальные консультации для родителей четвероклассников и пятиклассников с целью оказания непосредственной помощи родителям в решении проблем обучения и воспитания их детей, в коррекции детско-родительских отношений (в течение года).

Второй этап нашей деятельности посвящен сопровождению процесса социализации обучающихся 6¬–7-х классов.
В этот период выявляются и исследуются проблемы, возникающие в ходе гимназического образования.
Особое внимание уделяется заявкам учителей по конкретным психолого-педагогическим проблемам. Например, по таким запросам   определяется психологический климат в классном коллективе, диагностическими средствами и психолого-педагогическим наблюдением выявляются личностные проблемы конкретного подростка и др.
В работе с учителями наиболее эффективными являются следующие формы: индивидуальное консультирование педагогов; круглый стол для классных руководителей 6–7-х классов; семинары для учителей, посвященные возрастным особенностям учащихся и проблемам, возникающих в учебных коллективах.

Опыт работы позволил выявить, что наибольшее влияние на успешность обучения подростков оказывает уровень их школьной тревожности, агрессивности и уровень комфорта в классном коллективе. Данные параметры изучаются с помощью теста школьной тревожности Филипса, опросника Басса-Дарки «BDHI», модифицированного цветового теста отношений Люшера, «Экспресс-методики по изучению психологического климата в классном коллективе». Результаты исследования позволяют выявить подростков, нуждающихся в психологической помощи. Для них создаются коррекционные группы, а родители и классные руководители получают рекомендации, способствующие созданию условий для реализации личностных и возрастных особенностей гимназистов. Кроме этого, для обучающихся 6–7-х классов проводится факультативный курс «Основы конструктивного общения». Целью курса является повышение их социального интеллекта. Также осуществляется индивидуальное консультирование учащихся.

Комплекс коррекционно-профилактических мероприятий включает психологическую работу с родителями, которая, также как и на первом этапе, способствует психологическому просвещению родителей и коррекции детско-родительских отношений. Используются традиционные формы – лекторий, семейные и индивидуальные консультации, выступления на родительских собраниях по результатам исследований, запросам классных руководителей и родителей.

На третьем этапе в 8-ом классе в рамках психолого-педагогического сотрудничества в период подготовки к профилизации гимназистов в работе с учителями эффективны следующие формы:
1. Индивидуальное консультирование педагогов с целью оказания помощи классным руководителям в разрешении проблем взаимоотношений подростков со взрослыми и в ученическом коллективе (в течение года).
2. Семинар для учителей, посвященный выработке единой психолого-педагогической стратегии подготовки восьмиклассников к профилизации с учетом их возрастных особенностей (8 класс, сентябрь).
3. Выступление на малом педагогическом совете в рамках классно-обобщающего контроля, посвященное результатам психологического исследования  процесса социализации гимназистов (8 класс, ноябрь).
4. Психолого-педагогический консилиум по результатам исследований, на котором выстраивается прогноз протекания процесса адаптации во вновь сформированных профильных 9-х классах (8 класс, апрель).

Актуализируются ресурсы собственной стратегии учащегося в выборе профиля обучения при поступлении в профильный класс.
С каждым восьмиклассником  проводится следующая работа:
– выявляются склонности к определенным типам профессий и ограничиваются области выбора профессии с ориентацией на предмет труда;
– выявляется устойчивость интересов в различных областях знаний;
– выделяются характерологические особенности личности учащегося и приоритет его личностных качеств;
– определяется уровень развития организаторских и коммуникативных качеств личности, а также уровень способности к адаптивному поведению;
– измеряется уровень психологического комфорта классного коллектива;
– устанавливаются взаимосвязи потребностей с интеллектуальными и личностными возможностями;
– предпринимается попытка прогноза перспективы выбора – соотношение потребностей, личностных особенностей учащихся, их успешностью в учебной деятельности, востребованностью профессии в обществе, точкой зрения родителей и рекомендациями учителей.
Для этого используется блок профориентационных диагностических методик: «Мотивы выбора профессии», Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (Е.А. Климов), «Карта интересов», Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС В.В. Синявского, Б.А. Федоршина), «Экспресс-методика по изучению психологического климата в классном коллективе.
Ресурсом при разработке собственной стратегии учащегося в достижении цели считается совпадение (близость) его возможностей и потребностей.  Большое внимание уделяется обучению школьников достижению цели: принятию решения о целесообразности достижения цели; поиску ресурсов, способных помочь в достижении поставленной цели. Эта работа проводится в рамках факультативного курса «Я и мой выбор», на индивидуальных и групповых консультациях.

Квалифицированная помощь психолога позволяет восьмикласснику прояснить жизненные цели и получить представление о способах и путях их достижения.
Работа с родителями в период подготовки к профилизации гимназистов осуществляется в формах, способствующих психологическому просвещению родителей и коррекции детско-родительских отношений:
1. Лекторий для родителей. Цель лектория: психологическая помощь родителям, направленная на  снижение родительской тревожности в период выбора профиля обучения их детьми (в течение года).
2. Индивидуальные и семейные консультации для родителей восьмиклассников с целью оказания непосредственной помощи родителям в решении проблем обучения и воспитания их детей, в коррекции отношений между детьми и их родителями (в течение года).
3. Выступления на родительских собраниях по итогам исследований интересов и склонностей детей с целью предоставления информации, позволяющей родителям владеть ситуацией и оказывать помощь и поддержку своему ребенку (8 класс, февраль).

Результаты исследований регулярно обсуждаются на педагогических советах, на административной планерке, на методическом совете гимназии. Психолого-педагогические рекомендации по результатам исследований учитываются в образовательном процессе, их внедрение оптимизирует его условия, обеспечивает полноценное интеллектуальное и социальное развитие обучающихся, сохраняет их психологическое здоровье.
Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:
Количество пятиклассников, имеющих адекватную  самооценку, на протяжении последних лет стабильно (около 50%). 
Учебная мотивация учащихся 5-х классов отражает закономерности социального развития детей на данном возрастном этапе: около 1/3 детей ориентированы на учебную деятельность, около 80% учащихся положительно мотивированы на школьную жизнь (учебную и внеучебную деятельность).
При переходе в основную школу резко возрастает количество детей с высоким социальным статусом (64-70%).
Система коррекционно-профилактических мероприятий к концу учебного года позволяет учащимся 5-х классов благополучно адаптироваться и показать достаточно высокий уровень качественной успеваемости (83-85%).
Общий уровень школьной тревожности в 7-х классах в пределах нормы, так как не более 1/3 (13-30%) детей имеют повышенную тревожность.
Психологический климат в 8-х классах способствует успешной социализации большинства гимназистов: 73-88% восьмиклассников готовы конструктивно взаимодействовать на личностном и деловом уровне.
 
Таким образом, результаты изучения процесса социализации обучающихся основной школы свидетельствуют, что условия образовательного процесса способствуют удовлетворению возрастных потребностей гимназистов, влияют на укрепление их психического здоровья и обеспечивают успешную социализацию на данном возрастном этапе.

Литература
1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.
2. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Лускановой Н.Г., Кумариной Г.Ф., Аргинской И.А. – М., 1995.
3. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы.  – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.
4. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1991.
6. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И. В. – М.: Просвещение, 1991.


Н.С. Молокова кандидат педагогических наук, педагог-психолог высшей квалификационной категории гимназии №1