О.И. Дорофеева, Н.М. Назанская. Поле Куликово. 625 лет великой битве

 
Интегрированный урок истории и литературы

В системе бинарных уроков, которые становятся традиционными для нашей школы, мы решили  объединить два гуманитарных предмета - историю и литературу, тем более что значительных поводов в текущем учебном году достаточно. Это и 625-летие битвы на Куликовом поле, и 380 лет ополчению Минина и Пожарского, 60 лет Победы в Великой Отечественной войне.

Цель урока – воспитание патриотизма через осознанное отношение к истории и культурным памятникам своей страны. Урок предполагает обязательную предварительную подготовку учащихся: сбор материалов, подготовку сообщений по теме. По структуре это урок обобщения и закрепления изученного в форме круглого стола, но выходящий на уровень   внеклассного мероприятия по эмоциональной насыщенности.

Техническое обеспечение  и наглядные средства урока: мультимедийная презентация, аудиозаписи,  карта, репродукции, плакаты с яркими высказываниями по теме урока, с названиями населенных пунктов Новосибирской области, которые хранят память об Орде. Участники снабжаются программой урока.
Программа   включает в себя план урока с указанием  сообщений учащихся и домашнее задание.

План урока
1. Древняя Русь и вершина ее  духовного развития -  «Слово о полку Игореве»
2. Татаро-монгольское нашествие. Дух Руси на пути к полю Куликову
3. Русь  единства Духа и Меча - Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Великая битва.
4. Кто мы? Достойные наследники? Скучающие расточители?

Вступление. (Звучат фрагменты из «Слова о полку Игореве» на древнерусском языке.)

Учитель литературы: Наш урок посвящен Куликовской битве. Поле Куликово в истории и в литературе. Уходящий год богат знаменательными датами. Почему же мы снова и снова возвращаемся к тем событиям?  Попробуем понять, что значило это событие в истории нашего Отечества.
Учитель истории: Куликовская битва – один из решающих поворотных моментов в истории русского народа. Она навсегда запечатлелась в его памяти и сознании, оставила неизгладимый след в литературе и искусстве… Но чтобы понять, почему произошел такой решающий поворотный момент, надо обратиться к домонгольской истории Руси.

1 часть
Древняя Русь и вершина ее развития «Слово о полку Игореве»
Историки (Рассказ учителя и сообщения учащихся на всех этапах урока сопровождаются показом слайдов).
Учитель истории: На бескрайних просторах, среди холмов, степей и дремучих лесов постепенно росло, развивалось и мужало русское государство.
Белокаменные храмы украшали древнерусские города. Основным населением их были ремесленники, купцы, князь и его дружина. Трудами ремесленников: плотников, гончаров, кузнецов, оружейников, золотых дел мастеров, кожевенников -  расцветали в своем богатстве древнерусские города, развивалось русское купечество, налаживались торговые связи с иноземными купцами.
Чего только не продавали на городском торге! Шелковые ткани, украшенное драгоценными камнями оружие, различные приправы, вина, украшения из золота и серебра.
Крестьяне везли на рынок зерно, овощи, ягоды, мед, воск, лен, мясо, коней, домашний скот, птицу. Вся основная жизнь города кипела на торгу: заезжие скоморохи устраивали свои представления, здесь же проходили городские собрания – вече, здесь вершился и суд.
Демократия была отличительным признаком древнерусского государства. И это было возможным благодаря высокой грамотности населения.
При монастырях и храмах создавались библиотеки, открывались школы, переписывались книги… Города были центрами культуры.
Но не все было так безоблачно. 12 век – век политической раздробленности Руси. Вместо единого государства во главе с Киевом образовалось 14 самостоятельных княжеств да одна Новгородская боярская республика. В борьбе за власть князья отходили от Киева и обособлялись каждый в своей вотчине. Хоть Киев и перестал быть матерью городов русских, но князья не оставляли мечту о великом престоле и опять Русь погрузилась в войну и усобицы.
Больше всего страдали простые жители: земли и дома их разорялись, мастерские многих ремесленников разрушались, купцы боялись торговать своим товаром.
Воспользовавшись усобицей князей, половцы стали совершать свои набеги, еще больше разоряя народ. Значение Киева как центра Древней Руси пало.
Но самая грозная беда была еще вереди – на Русь надвигалось татаро-монгольское воинство – Золотая Орда. Решив помочь половцам, русские князья с легкостью согласились принять сражение, которое состоялось 31 мая 1223 г. на реке Калке у Азовского побережья.
Но амбиции, несогласованность, разъединение князей привели к жестокому поражению. Все принявшие бой князья погибли.

Учитель литературы: Говоря о культуре Руси домонгольского периода, нельзя не вспомнить «Слово о полку Игореве». В  нем видим мы движение   исторического и художественного мышления от времен бояновых ко времени автора «Слова». «Слово» стало выражением этой вершины в языке. Почему «Слово» мы считаем величайшим памятником Киевской Руси? Разберемся с понятиями.

Память, памятник, величайший памятник.
Что такое память?  Это свойство фиксировать информацию о свершившемся событии.
Что такое памятник?  Это предмет, обладающий свойством нести память из прошлого через настоящее в будущее.
Что такое величайший памятник? Памятник, предельно уплотненной информации о прошедших событиях, вмещающий в себя большую протяженность времени и пространства.
Какова же память, заложенная в «Слове»?  (Сообщение учащихся)

Астрономическая память. Ранний рассвет – время пения соловьев, утренние зори, вечерние зори, полдень, полночь, солнечное затмение.

Тогда Игорь взглянул на
светлое солнце
И увидел от него воинов
своих тьмою прикрытых

Историческая память. От мифологических времен Трояновых до дней походов Игоревых, взаимоотношения князей.  Века Трояна, годы Ярославовы, походы Олеговы (в Византию), походы Олега Святославича (Окаянного, Крамольника), после которых

На Немиге снопы стелют
головами
На току жизнь кладут, веют
душу от тела.
На Немиге берега были не
добром посеяны,
Посеяны костьми русских
сынов.

Географическая память. Реки: Дон, Донец, Немига, Сула, Волга, Стугна, Днепр, Каяла…
Земли: Поволжье, Поморье, Лукоморье, Посулье, Сурожь, Корсунь, Тмуторокань, Болгария, Чехия, Венеция, Германия. Венгрия, Польша, Литва, Греция… земли мусульман…
Народы, жители этих земель.

Биологическая память. Состояние природы времен походов князей столетней давности, птицах и зверях Древней Руси. Буря, ветер, дождь. «Никнет трава от жалости, дерево с горем к земле приклонилось»
Травы, цветы, деревья. Птицы: соколы, лебеди, орлы, сороки, вороны, полозы, галки, дятлы, гоголи, кречеты, чайки, черняди, соловьи.
Животные: туры, волки, кони, лисицы, горностаи …

Культурная память.  Военно-бытовая: злато, серебро, аксамиты (драгоценности), паволоки, паполомы, плащи, стяги, хоругви, червленые челки (конские хвосты на древках), серебряны стружия, копья, сабли, шлемы, червленые щиты, мечи булатные, шлемы аварские, погребальные покрывала, ногата, резань, бель –деньги, трубы городенские.
Языческая мифология божеств: Велес, Стрибог, Даждьбог, Карна, Желя, Хорс, Тмутороканский идол.

Учитель литературы. Весь этот реестр памяти безвестный автор гениально применил для своего повествования-призыва к единению сил народа.
В слове цитируется ритмическая структура  песен Бояна, бой Всеволода стилизован под описание боя былинного богатыря. Плач жен русских написан как традиционный  народный плач.

Уже нам своих милых лад
ни мыслию не смыслить,
ни думою не сдумать,
ни глазами не повидать,
а золота и серебра совсем не потрогать.

В десяти страницах «Слова» заложена такая информация, по которой мы можем судить, каким был древнерусский мир, государство и мироощущение древнерусского человека.
 И – удивительно! – тогда были такие же проблемы, заботы, печали и радости, как и сегодня. И люди испытывали  те же чувства, что и мы. В том числе – любовь к своему Отечеству.
Имя автора одного из  самых выдающихся памятников мировой культуры,  созданного в конце 12 века, не  пробилось к нам сквозь толщу времен. Но в личной гениальности его  отразились духовный опыт, горе и надежда  Руси. Для каждого русского человека, для всего великого народа нашего справедливо будет сказать: «Мы – в «Слове», а «Слово» - в нас». Сквозь гордыню, личные ошибки и беды приходит к идее единения народа на основе единого Бога – Христа, побежденный, но не покорившийся Игорь – недаром в финале поэмы ликует Русская земля, радуясь его возвращению.
Ведь из  плена вернулся уже не искатель военных трофеев и громкой славы, но воитель за Отечество, глубоко постигший необходимость объединения всех сил народных против лютого ворога.

Игорь едет по Боричеву ко
святой богородице Пирогощей
Села рады, грады веселы.
«Слава Игорю Святославичу,
буй-туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!»
Здравы будьте князья и
дружина,
Борясь за христиан против нашествий поганых!

Учащийся. «Слово» содержит в своей информации принципы будущего великого государства под названием Русская земля, Россия, его многоплеменное единение для преодоления  неминуемой беды.  Вот как описывается состав войска, одного только князя  Ярослава: с черниговскими боярами, с воеводами, с татранами, с шельбирами, с топчаками, с ревугами, с ольберами, это все племена кочевые и оседлые.

2 часть. Дух Руси на пути к Куликову полю. Монголо-татарское нашествие

Учитель литературы. Но призыв автора «Слова» к единению не был услышан князьями. Русь внутренне не созрела и не смогла сплотиться и дать отпор врагу. Продолжались братоубийственные распри. Вот как это отразилось в нашем языке только в прозвищах князей. Окаянный, Боголюбский, Святоша, Храбрый, Долгорукий, Добрый, Великий, Твердислав.
Учитель истории. Через 13 лет после битвы на Калке монгольское войско во главе сханом Батыем снова вторглось в Северо-Восточную Русь. Первым городом на пути была Рязань… Затем Пронск, Москва, города Владимиро-Суздальской Руси, южнорусские земли, Киев и др. Монголы не просто разоряли и жгли города, они обкладывали данью покоренных. Дань – система сбора с побежденных или более слабых племен. Но сначала уточним некоторые термины.  Сообщения учащихся.
Словарная работа. Чингисхан – великий хан, основатель Монгольской империи. Собственное имя – Темучин. В 1194 г. Темучин провозглашен ханом, а в 1206 г. на курултае – верховным ханом под именем Чингисхан.
Монголо-татарское иго установлено в 1243 году после монголо-татарского нашествия. Русские княжества не вошли непосредственно в состав Монгольской империи и сохранили самобытность своего государственного строя, частичную автономию и свои правящие княжеские династии. Ханы Золотой Орды наложили на правителей «Русского Улуса» тяжелую дань и принуждали князей принимать участие в своих походах. Малейшее непокорство со стороны князей называлось опустошительными набегами.
Батый – монгольский хан и полководец, основатель Золотой Орды. Внук Чингисхана, второй сын Джучи. В 1229 году Батый воевал со степными народами, в том числе с половцами. После состоявшегося курултая в 1235 году, на котором было принято решение начать поход в Европу, Бату-хан возглавил армию 14 царевичей – чингизидов общей численностью 150 000 человек.
Русь под монголо-татарским игом
Попавшим под власть Орды русским людям пришлось учиться жить по-новому. Князьям и населению было объявлено, что хан Бату - их непосредственный правитель, а он вместе с Русью подчиняется Монгольской империи. Все княжества Руси теперь являются «царевым улусом» и в соответствии с новыми порядками каждый уцелевший князь обязан явиться к Бату-хану и получить из его рук ярлык – жалованную грамоту на полномочия в управлении.
Для лучшего учета дани и поставления ополченцев  Орде была проведена перепись выжившего населения и по ее результатам территории княжеств были поделены на тумены (от тьмы) – округа, способные выставить по 10 тысяч мужчин – воинов и подсчитанную полюдную дань, из которой складывался «выход» - дань со всей страны.
Кроме «выхода» были еще и «запросы» - обязательные экстренные выплаты на ханские походы для завоевания новых земель. За поступлением «выходов» и «запросов» нещадно следили ордынские наместники – баскаки. На неисчислимые подарки, взятки и подкупы представителям администрации и их  родственникам расточалось богатство Руси. И со всех концов тянулись обозы с пушниной, серебром и невольниками-рабами, теми, кто не смог уплатить «выход». Обозы эти вливались в общий поток системы путей сообщений Монгольской империи. Пути делились на конные прогоны, на концах которых были «ямы» - конюшни и постоялые дворы со служилым людом – «ямчи». Отсюда и обрусевшее слово ямщик.
В систему удержания Руси в повиновении входили и монгольские набеги, которых только во второй половине 13 века историки насчитали четырнадцать.
Большинство князей, осознавая могущество Золотой Орды, старалось мирно уживаться с баскаками, пока это было единственное средство уберечь от гибели свое княжество и угона людей в рабство.
Интриги, оговоры, клевета, задаривание монгольских чиновников играли на руку Батыю – он «мирил» князей и повышал свой авторитет. Постепенно ханы поверили в слабость и покорность русских князей и в начале 14 века отозвали своих баскаков.
 
Обычаи монголов
Неуютно чувствовали себя русские визитеры в ханском кочевье. Все приезжавшие к Бату должны были «очиститься» от дурных помыслов и враждебных намерений, да еще и обезвредить свои подарки и подношения от возможных заклятий, наговоров и отравы. Достигалось это с помощью обязательной процедуры: князья и бояре под пристальными взглядами хмурых шаманов гусьеом проходили между двумя большими кострами. Огонь считался у монголов вместилищем божественных сил, охраняющих монгольский народ и его правителей. Следом между кострами под уздцы вели лошадей, запряженных в повозки с кладью. Шаманы хватали с повозок часть даров и швыряли в огонь – в жертву богам.
Затем начинались вереницы войлочных и деревянных идолов, священных животных у стойл и коновязей. Им всем нужно было кланяться. Одна из фигур символизировала Чингисхана, духу которого русские посетители также обязаны были отвешивать поясной поклон.

Литература. 1 учащийся: Археологические раскопки подтвердили, что иго нанесло значительный ущерб русским княжествам. Обнаружены следы национальной катастрофы 1237 – 1240 годов: пепелища, братские могилы и остатки домов с костяками детей, прятавшихся в печах, - в Киеве, Рязани, Волыни, Серенске, Изяславе, Торжке. После нашествия Батыя многие города исчезли, значительная часть населения Южной Руси покинула свои дома и бежала на Северо-восток, в более защищенную от монголов лесную зону. От 30-50 годов 13 века не дошло до нас ни одной датированной тем временем русской книги. После Батыева нашествия Северо-Восточная Русь сто лет не знала оборонного каменного строительства, навсегда исчезли многие ремесла.
2 учащийся: В те века информация распространялась медленно, известия о приходе громадного и могущественного войска кочевников доходили не сразу. Когда же гонцы приносили страшные вести, в русских городах-монастырях, где велись летописи, поселялось чувство неотвратимой беды.
Учитель литературы. «О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!». Казалось бы, это начало торжественного и радостного слова, прославляющего Русь. Но нет, название говорит о другом – «Слово о погибели Русской земли». Полностью текст не сохранился. Та часть рукописи, где говорится об обрушившихся на Русь бедах, пропала. Но существует немало других литературных памятников, запечатлевших трагедию ордынских набегов.
3 учащийся. То, что основной жанр древнерусской литературы – воинская повесть, понятно: средневековое общество живет, воюя; для этой эпохи победить и выжить – фактически одно и то же.
 Древнерусская литература была дореалистической и далеко не во всем стремилась к правдоподобию. Но в изображении плохого чаще, чем в рассказе о хорошем, проступали черты реалистичности.

Учитель литературы. Историческая наука фиксирует даты и факты,  а литература и язык осмысливают происходящее, они являются выражением эмоционально пережитой истории.
Поэтому книжник ХШ столетия мог забыть о правилах и нормах под воздействием сильных чувств, в первую очередь под влиянием искреннего горя. 
1 учащийся: Так происходит с неизвестным автором «Повести о разорении Рязани Батыем». Она написана не по горячим следам событий, а в Х1У в. на основании рязанской летописи и народных преданий. Но история гибели города все еще острой болью мучит повествователя:
Учитель литературы: «А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день.… И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли и всю красоту прославленную. А храмы Божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все умерли и единую смертную чашу испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, но все вместе лежали мертвые».
2 учащийся: Общая картина разрушения не мешает автору повести сосредоточить внимание на нескольких человеческих судьбах. Беда всей Русской земли преломляется в трагедии Рязани, а гибель города неотделима от ужасной судьбы его обитателей. Жертвами войны становится князь Федор Юрьевич, убитый Батыем за то, что отказался отдать хану свою жену, и княгиня Евпраксия, которая не может пережить смерть мужа и угрозы ордынского плена.

Учитель литературы. «Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своем и держала любимое чадо свое – князя Ивана Федоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим прямо на землю и разбилась до смерти».
Аудиозапись: «Евпатий Коловрат: Тогда Евпатий взя небольшое войско 1700 человек и погнаша вослед хана Батыя и нагнаша его в земле Суздальской и бысть сеча велика и не токмо оржием биюшися, но и сами о собя избивахуся и под ноги коня умираху».
Учитель литературы. В страшные времена литература становится более свободной. В  тексты переносятся обрядовые  плачи, фольклорные мотивы.. Официальное церковное неприятие фольклора не касается человека в беде и отчаянии. Так и в Великую Отечественную войну многие советские писатели и поэты, забывая об ура – патриотизме, с поразительной искренностью писали о том, что творилось у них в душе. После гимнов, маршей, лозунгов людей до слез трогала незамысловатая «В землянке» Алексея Суркова:

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…

Литература большой беды – это и литература предельной искренности.
В годы ордынского ига  многое было безвозвратно утрачено, но развитие русской культуры продолжалось. Любая победа даже погибших участников сражения,  вела к сплочению. Идея христианства сопровождала развитие Руси.
Учитель истории читает текст на слайде: Н.М.Карамзин: «Успехи разума и способностей его, необходимое следствие гражданского состояния людей, были ускорены в России христианскою верой».
Учитель литературы. Русь шла от политеизма к монотеизму: от славянского многобожия к вере в единого Бога. В местах, где стояли языческие идолы, строились христианские храмы. С появлением храмов появляются и выдающиеся личности, которых потом назовут святыми.

3 часть
Русь единства Духа и Меча. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Битва

Литература
4 учащийся. Преподобный Сергий Радонежский – Сергий жил во времена татарщины. Лично его она не тронула: укрыли леса радонежские. Но он к татарщине не пребыл равнодушен. Отшельник, он спокойно, как  все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Димитрия Донского на ту битву Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России.
В темные времена, когда Россия была подавлена татарщиной, Сергий… давал ощущение истины, истина же всегда мужественна, всегда настраивает положительно, на жизнь, на дело,  служение и борьбу. Сильнейшее – ибо духовное – оружие против ига готовили «смиренные» святые типа Сергия, ибо готовили и верующего, и мужественного человека, который победит  на Куликовом поле.

История (сообщения учащихся и учителя о возвышении Москвы, о  Дмитрии). Можно было подчиниться Мамаю и платить дань ему, пустить на Русь генуэзцев, предоставив им концессии, и в конце концов договориться с папой о восстановлении церковного единства. Тогда был бы установлен долгий и надежный мир. Однако ценой его стала бы безвозвратная утеря самобытности народа, возможности создать сильное независимое государство.
На Руси происходят значительные изменения. Князья начинают понимать гибельность раздоров и все чаще приходят к согласию. Вокруг нового центра Руси – Москвы – территориально объединяется все больше княжеств. Москва становится домом для множества некоренных народностей. Здесь и татары, не желавшие принимать ислам, и литовцы, не склоненные к католицизму, и крещеные половцы, и меря, и мурома, и мордва.
После поражения золотоордынских войск на реке Воже в 1378 году ордынский темник Мамай (военачальник десятитысячного войска) решил сломить русских князей и усилить их зависимость от Орды. Летом 1380 года он собрал войско, насчитывавшее около 150 тысяч воинов. Помимо татар и монголов, в нем имелись отряды осетин, армян, черкесов и других народов. Союзником Мамая был литовский князь Ягайло, который собирался присоединиться к Мамаю на Оке.
В конце июля 1380 года, узнав о намерениях ордынцев и литовцев выступить против Москвы, князь Дмитрий Иванович обратился с призывом о сборе русских военных сил в столице и Коломне и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. Соратниками князя Дмитрия стали многие русские князья: владимирский, ярославский, белозерский, ростовский, стародубский, оболенский, торусский, звенигородский, кашинский, брянский, можайский и другие.
Проведенная князем Дмитрием военная реформа дала доступ в число ратников многочисленным ремесленникам и горожанам, составившим «тяжелую пехоту».
Для такой битвы необходимо было благословение Сергия Радонежского, чтобы ратники почувствовали святость предстоящего сражения.

Литература. 4 учащийся: 18 августа Дмитрий приехал в Лавру. До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь он стоял перед трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы войну, даже национальную, Христос?  Это было и торжественно, и глубоко серьезно: Суздаль, Владимир, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Москва, Муром, Псков. Русь вправду собралась– впервые двинуты такие силы..
Сергий любил «плотничество духа» в лесах Радонежа. Но если на трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой
Учитель литературы. Сергий благословил Дмитрия и дал ему в помощники двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей – в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде.

История. Сообщение учащегося (работа с картой) о битве.
В ночь с 7 на 8 августа, переправясь на правый берег Дона, русские вышли к Куликову полю. Князь Дмитрий отрезал себе пути возможного отступления, но одновременно прикрыл и с флангов свое войско реками и глубокими оврагами, затруднив обходные маневры коннице ордынцев. Диктуя Мамаю свои условия боя, князь расположил русские войска эшелонировано. За основным войском  встал резерв – легкая конница. Она должна была встретить ордынцев стрелами. В густой дубраве Дмитрий приказал расположиться резервному Засадному полку.
Накануне великой битвы князь Дмитрий обращается не только к князьям и боярам, но и к народному всеединству. Это еще раз показывает изменение во взаимоотношениях русичей в сторону братства и единства.
Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей Александра Пересвета и Темир-мурзы (Челубея) Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву. Ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом  в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича, ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.
Ратники пехоты, непривычные к бою, вооруженные больше мужеством, чем воинским искусством, полегли во множестве.    Ааудиофрагмент рассказа о сражении .

Учитель литературы. Единоборство Куликова поля вышло из размеров исторических. Создало легенду. Подробности пусть отпадут, но, разумеется, миф лучше чувствует душу событий, чем чиновник исторической науки».
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
4 учащийся.  «Через пятьсот лет, всматриваясь в его образ, чувствуешь: безмолвно Сергий и поныне учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, и вере». (Б. Зайцев)
Учитель литературы. Потери были колоссальны. Церковь не забыла убиенных. С тех пор по всей России служатся особенные панихиды в «дмитриевские субботы», около 26 октября, дня св. Димитрия.  5 учащийся. Синодик павших на Куликовом поле. Конец 14 века. Князю Федору Белозерскому и сыну его Ивану, Константину Кононовичу, убиенным от безбожного Мамая, вечная память.
И в той же брани избиенным Симеону Михайловичу, Никуле Васильевичу, Тимофею Васильевичу Валуеву, Андрею Ивановичу Серкизову, Михаилу Ивановичу, Льву Ивановичу, Семену Мелику и всей дружине их, по благочестию скончавшихся за святые церкви и за православную веру, вечная память.
Учитель литературы. Я слушаю этот синодик, а мне вспоминаются строки стихотворения Давида Самойлова, поэта  военного поколения:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам…
Я обращаюсь вновь к потерям, они трудны  и невозвратны.
Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая…
Аукаемся мы с Сережей,
Но леса нет, и эха нету…
А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая…
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

Синодик  павших на Куликовом поле составляла христова церковь, а синодик павшим в 20 веке писали поэты.
«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты  … всего ты исполнена, земля Русская».
6 учащийся. Восход солнца на Куликовом поле осветил жизнь исстрадавшихся людей. Застучали топоры на пепелищах. Гордостью всей земли вознесся белокаменный Московский Кремль.  Явлены первые московские святые. Составляется их агиография, местные жития мучеников и чудотворцев. Засияли купола храмов во владимирской и суздальской землях. В монастырских кельях Московского и Тверского княжеств пишутся летописные своды, которые вновь постигают образы и метафоры письменных памятников  Киева, Чернигова и Владимира. Так рождается цикл повестей «Задонщина». 
7 учащийся. Куликовская битва не уничтожила ига. Но дала возможность ощутить великую силу единства, обрести веру в себя. Литература ??-??веков фиксирует и осмысливает значимость этого события в «Сказании о Мамаевом побоище», в «Слове о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», в «Повести о Куликовской битве» и в повести «Задонщина», давшей название всему героическому циклу.
Учитель литературы. Битва – факт истории. «Задонщина» - цикл произведений, осмысливающий этот факт. Само перечисление повестей, время, в течение которого они написаны, разнообразие тематики говорят о том, какое значение имела Куликовская битва для утверждения русского государства и укрепления духа народов, его населяющих. Если уж человек, осмысливающий что-то в своей жизни, долго думает над тем, что он сделал, то народу и подавно нужно время и пространство для формирования взгляда на свою историю.
8 учащийся. «Задонщина» возникла на основе летописи, народной песни и заимствований из «Слова»…

В то время важнее всего для Руси было освободиться от духа иноземного владычества, и естественно вспыхнул интерес к домонгольской культуре. Все, что сохранилось русского самобытного, вызывало прилив патриотических чувств. «Задонщина» - это своеобразный диалог со «Словом о полку Игореве».
Чтобы ввести читателя в этот диалог, автор «Задонщины» и предпослал ей предисловие, составленное в эпически-былинных тонах.
6 ученик. В «Слове» грозные предзнаменования сопровождают поход русских войск: волки сулят грозу по оврагам: орлы клекотом зовут зверей на кости русских, лисицы лают на щиты русских. В «Задонщине» те же зловещие знамения сопутствуют походу татарского войска.
Куликовская битва рассматривается как реванш за поражение, понесенное войсками Игоря Святославича на реке Каяле, сознательно отождествляемая автором «Задонщины» с рекой Калкой, поражение русских на которой в 1223 году явилось первым этапом завоевания Руси ордой.
В «Задонщине» есть и обращение к «братиям», и ссылка на вещего Бояна, и черная туча, предвещающая беду, и плач жен, одна из которых обращается к Дону, как Ярославна к Днепру, и множество других перекличек со «Словом».

Учитель литературы.   «Слово» повествует о поражении русских – и заканчивается всеобщим весельем по случаю избавления Игоря из плена. «Задонщина» говорит о победоносном для русских сражении, а завершается в краткой редакции причитаниями овдовевших женщин, а в более подробной – перечислением потерь и словами князя Дмитрия Ивановича: «Братья и бояре, князья меньшие! Вам, братья, судное место между Доном и Днепром на поле Куликовом на речке Непрядве. Положили головы за Русскую землю и за веру христианскую. Простите меня и благословите, братья, в этом веке и в будущем». Непохоже на торжество победителя. Пережив страшные бедствия XIII-XIV веков, русский народ повзрослел. И уже в  XVIII веке Радищев скажет: «Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива».
Памятники словно поменялись значимостью.  Разница в том, что «Слово…» - величайший памятник Древней Руси,  в основе которого лежит сказание о незначительном походе, закончившемся  поражением.
«Задонщина» - памятник величайшей битве за Русь.  «Слово» - призыв к единению. «Задонщина» - факт единения и борьбы.

Часть 4.  Кто мы?   Достойные наследники?  Скучающие расточители?

Историки. Значение Куликовской битвы (сообщение учителя истории).
Учитель литературы. Длившееся около двух с половиной веков  ордынское иго значительно повлияло на духовную жизнь Руси. Это время отразилось в великом письменном наследии нашего народа, в цикле повестей «Задонщина».  В повестях «Задонщины» мы  видим, как сквозь усобицы, распри, взаимные предательства и убийства усугублялась трагедия Руси, лежащей в пепелищах городов и поселений, в руинах храмов и обителей. За это время Русь значительно утратила свое народонаселение, духовное наследие и на столетия была отброшена в культурном развитии.
Но в эти  же годы наша Родина, как сжимающаяся пружина, накапливала силу духа и протеста, формировала общерусское единство княжеств и народностей вокруг Москвы и  выплеснула свой гнев против орды на Куликовом поле в 1380 году.
Иго растворилось во времени и кануло в пространстве, откуда и явилось.  Русский язык сохранил в себе память об Орде словами-тюркизмами.
Ученик: аркан, аршин, базар, башка, башмак, буран, деньги, каблук, казна, каланча, караул, наждак, сундук, чердак, чулан и другие.
Учитель литературы. Не только словами, но и пословицами. Вот одна из них: «Незваный гость  хуже татарина».  Художники и по сей день откликаются на те давние события: взгляните на графические листы.  Литература продолжает поверять жизнь народа великой битвой.
А. Блок в 1908 г. создал знаменитый цикл стихотворений «На поле Куликовом». В примечании он писал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадки их еще впереди».
Сегодня и мы попытались приблизиться к разгадке 1380 года. Насколько успешно – покажет выполнение вами домашнего задания. Напишите дома о своем отношении к темам нашего урока.

Учитель истории. А теперь вспомним, какие  еще даты мы называли в течение  урока?
1625 год – эта дата названа днем единения. Ведь представьте -  в ополчении Минина было 20 татарских князей со своими воинами, а также чуваши, башкиры и другие народы…
16 месяцев простояли поляки под стенами монастыря, основанного Сергием Радонежским, и ушли ни с чем…
1812 год – Отечественная война, французы пытались покорить наше Отечество, но регулярные войска и народное партизанское движение вышвырнули Наполеона.
1941–1945годы. В Великой Отечественной войне мы победили всем многонациональным государством, опираясь на традиции. Подвиги наших народов можно перечислять и перечислять.

Учитель литературы. Но  обратите внимание на чередование смуты и подвига.
Феодальная усобица и «Слово» - духовный подвиг, монголо-татарское нашествие и  Куликовская битва. Расточительство в смуте, подвиг – в собирании Минина и Пожарского. Бунты 18 века и Отечественная война 1812 года.
И самая постыдная, недостойная народов России смута, - Гражданская война 20 века, когда брат шел на брата, а не князь на князя.  Об этой смуте написал Блок в поэме «Двенадцать», а Волошин молил о возмездии.  Вот строки из его провидческого стихотворения  1917 года:
С Россией кончено…
О, Господи, развергни,
расточи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, Монгол
с востока,
Отдай нас в рабство вновь
и навсегда,
Чтоб искупить смиренно
и глубоко
Иудин грех до Смертного
Суда!       
Огненный бич был послан. Искупили 9 мая 1945 года.
И думалось, поняли, что главное наше богатство – многонациональное единение духа народного.  Но   смута и подвиг, как показывает история, идут рядом. И нам выбирать, кем быть. Расточителем или достойным собирателем наследия народов Руси.
Разве это не призыв и не пример нам?  Вот из глубины веков Ярославна посылает мольбу  языческим богам о пощаде своему милому.

Светлое и трижды светлое солнце!
Всем ты тепло и прекрасно:
Зачем, владыко, простерло ты горячие лучи
На воинов моего лады?
В поле безводном жаждою им луки скрутило,
Горем им колчаны заткнуло?

А к Ярославне XX века из окопов современных войн – встречная мольба:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

О.Н. Дорофеева, учитель истории ОСОШ № 17
Н.М. Назанская, учитель литературы высшеф квалификационной категории ОСОШ № 17