Е.А. Соловьева. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

 
Когда учитель, как и  любой другой человек, заболевает и идёт к врачу, он предпочитает, чтобы его  обследовали и лечили с помощью самых современных технологий.
Учитель читает газеты и журналы, смотрит передачи об инновациях в медицине, при общем ироничном отношении к рекламе интересуется рекламой новых лекарств – словом, естественно, неравнодушен к тому, что связано с физическим здоровьем человека.

Но кроме физического здоровья существует ещё и здоровье нравственное. Нравственные болезни разрушают как человека, так и общество в целом. С ними гораздо сложнее бороться. Если заболевает общество,  подобное лечение обходится очень дорого. Но ведь нравственные болезни, как впрочем, и физические, можно предупредить. И в этом большую роль может и должна играть система образования, школа, учитель. Забота о нравственном здоровье учеников предполагает постоянное совершенствование, движение вперёд, овладение новейшими педагогическими технологиями, отказ от привычных авторитарных методов в обучении.

Кроме того, как отмечают педагоги и психологи, у современного поколения сложился своеобразный способ освоения мира и жизни, с которым невозможно не считаться. Для жизнепроявления человека нового поколения характерно развитие практического сознания и чувство ценности жизни, связывающее его с коллективом и обществом. Именно с энергией практического действия и желанием подтверждения собственных возможностей приходит ребёнок в школу. Внешний мир становится условием развития личности, основанного на её собственном опыте.  Конечно, перевернуть современное образование, приобщив его к задачам, которые ставит перед ним новый ученик, пока в полной мере невозможно. Но внести в образовательное пространство  хотя бы фрагментарную обращённость к реальным жизненным тенденциям необходимо. Педагогически удобным в этом смысле представляется урок и формы его проведения.

Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого и увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач. С этой целью педагогами нашей кафедры изучены и апробированы следующие формы обучения. Во-первых, это групповая  работа. Данный вид работы применяется на различных этапах обучения. При изучении нового материала возможна организация изучения и анализа исторических текстов, например, Манифеста об отмене крепостного права в курсе истории России XIX века. На этапе закрепления, например, организуется знакомство с программными документами политических партий России начала XX века, а затем разыгрывается заседание Госдумы по определённому вопросу (курс истории России XX века). В курсе обществознания, при изучение темы «Деньги», групповая работа проводится при помощи изучения текста рассказа А. Аверченко «Крах семьи Дромадёровых». В данном случае изучение признаков денег, основных элементов функционирования денежной системы происходит нетрадиционным способом – с использованием художественного текста.

Вторая форма – это игровые приёмы. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. В качестве игрового урока можно привести следующий пример. В курсе «Право и экономика»  (11 класс) проводится дискуссия на тему выгодности повышения пошлин на ввоз иностранных автомобилей в Россию. В дискуссии участвуют условные представители министерств и ведомств,  иностранных фирм и т. д. По итогам дискуссии организовывается голосование.
Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке.
Например, «Цепочка»: ученики по очереди задают вопросы друг другу, вовлекая весь класс в составление вопросов и ответов. «Верю - не верю»: учителем называются утверждения, ученики должны выразить согласие или несогласие (вставанием, поднятием руки и т.д.). Данный приём можно применять также и в письменном виде.

Эффективным диагностирующим материалом является упражнение на составление синквейна по изученному вопросу, так как позволяет  увидеть в целом уровень усвоения материала учащимися, а также присутствие оценочных ассоциаций, передающих личностное восприятие. Достаточно результативным является применение «рассказов с ошибками». Учителем или же самими учениками составляются предложения или целые рассказы, содержащие исторические ошибки. Данное упражнение позволяет развивать мышление, аналитические умения, внимание и наблюдательность.
Особое внимание следует уделить отработке понятий. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания учащиеся получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциируюшиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата.

Таким образом, деятельность учителей истории и обществознания демонстрирует постоянное накопление и применение различных элементов активных форм обучения, что сопровождается положительными изменениями в знаниях учеников, повышением  уровня мотивации к учению.


Е.А. Соловьёва, к.и.н., учитель истории и обществознания высшей кв. категории, зав. кафедрой гуманитарных наук  МОУ СОШ №156 с углублённым изучением предметов ХЭЦ