Казанцева Т.И. Путешествие в мир батика. Путешествие в мир батика. Новое в детской художественной мастерской

 
Т.И. Казанцева

Путешествие в мир батика. Новое в детской художественной мастерской
 
 
Слово «батик» произошло от индонезийского ba – хлопчатобумажная ткань, tik – капля или точка, т. е. батик, обозначает «рисовать каплями на ткани». Это технология декоративной обработки ткани, раздел декоративно-прикладного искусства.

Искусство украшения и росписи тканей пришло из глубины веков. Ι век до новой эры: в старинных книгах уже есть запись о том, каким удивительным образом раскрашивают одежду в Египте. Белое полотнище расчерчивают и пропитывают не красками, а поглощающими краски веществами (воск). Когда это сделано, на полотнище не видно рисунка, но затем полотнище погрущают в котел с горячей краской и вынимают уже окрашенным.

Родиной батика принято считать Индонезию. Яванским батиком восхищался весь мир. С помощью красок расписывалась традиционная одежда жителей Явы, Бали и других индонезийских островов. Это юбки, головные повязки, скатерти и просто куски ткани, повешенные на стене в качестве украшения. Изначально батик на Яве не был светским искусством. Традиционные яванские узоры полны символики и отражают в основном мифологические сюжеты.

Орнаменты, также как и свои секреты и хитрости, мастера передавали из поколения в поколение. В XVΙΙΙ ритуальные и мифологические орнаменты разрешалось только членам приближенных семей и лицам, приближенным к правителю. Считалось, что символические узоры обладают магической силой и защищают их носителей от злых духов.

В Китае и Японии мотивы росписи по шелку тоже носили более философский характер, чем светский. Японцы в художественной росписи находили каждому взятому образу философский смысл (сосна – долгая жизнь, бамбук – выносливость, терпение и т.д.). Для японцев большое значение имел сам ассоциативный ряд, символика, нежели мастерство художника.

Самый сложный вид батика – горячий батик – это трудоемкий процесс, на роспись одного куска уходили недели, вымачивалась ткань, обрабатывалась особым образом. Затем в XII веке был изобретен маленький медный сосуд с тонким загнутым носиком, из которого вытекает расплавленный воск – это ускорило процесс изготовления.

Техника (бандан) - узелковый батик - появилась в Индии. Отдельные участки ткани перевязывали, затем ткань окрашивали краской светлого тона. Потом ткань высушивали, развязывали узлы, и перевязывали другие участки ткани, уже окрашенные. Ткань снова окрашивалась, но уже в более темную краску. В результате на ткани получался двух- или трехцветный звездчатый или зигзагообразный узор.

В Европу искусство украшать ткани завезли голландские купцы, которые ввели моду на расписные ткани. В XX веке интерес к Востоку привел к новой волне развития батика во всех его разновидностях. Под батиком подразумевали уже не только восковую технологию, но и узелковую, и жгутовую, и многоцветную художественную роспись.

В России батик появился в двадцатые годы XX веке. Во времена НЭПа был значительный спрос на роскошные шелковые ткани с орнаментом в восточном стиле. В технике батика стали расписывать ткани для кафе, концертных залов и театральных сцен.

Сейчас батик популярен как никогда раньше. А некоторые несложные виды батика доступны неподготовленным мастерам и детям 6-7 летнего возраста.

Для того чтобы познакомить воспитателей с этим интересным и малоизученным в дошкольных образовательных учреждениях видом декоративно-прикладного искусства на базе МДОУ ЦРР детского сада № 376 «Дельфиненок» был проведен мастер-класс для педагогов детских садов Центрального района (педагог дополнительного образования Казанцева Т. И, высшая кв. категория; заведующая ДОУ Тарасюк Л. С., высшая кв. категория). Была представлена следующая программа:

1. Рассказ о древнем и вечно молодом искусстве росписи по ткани.
2. Ознакомление с приемами батика (свободная, акварельная роспись, узелковая и солевая техника, трафаретная роспись)
3. Наш вернисаж (знакомство с детскими работами и работами педагогов, изготовленными в технике батика).
 
Педагоги, принявшие активное участие в работе мастер-класса убедились, что это легкий и увлекательный процесс даже для неподготовленных художников любого возраста. Игра шелка, воды и краски делает свое дело – результат превзошел все ожидания: неожиданный эффект, причудливые узоры.

Было отмечено, что батик дает большие возможности для декоративно-оформительской деятельности. Таким способом можно изготовить декорации к театрализованным представлениям, настенные панно. Можно создать прекрасные произведения, которые станут прекрасным подарком своим друзьям и близким. Стильные и интересные сюжеты, выполненные своими руками – платки, шарфы и др. – это модно и актуально.

Участники мастер-класса отметили, что этот вид творческого досуга доставил им приятные, положительные эмоции. Особенно заинтересовал участников мастер-класса узелковый батик, как наиболее приемлемый в работе с дошкольниками. Он привлекателен и доступностью и эстетичностью, способствует развитию фантазии, воображения и чувства цвета. При этом понятия «цвет», «ритм» закрепляются интуитивно, без заучивания законов и правил. А для ребенка каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.
 
Рекомендуемая литература:
А. П. Аверьянова. «Мастерилка». Батик. Изд. дом «Карапуз», 2000 г.
Ю. Давыдова. «Роспись по шелку». Изд. «Феникс», 2006 г.
А. Жолобчук.  Подарки из батика. Москва, 2006 г.
И. Аллаярова . Симфония красок. Москва, 2006 г.
Журнал «Валентина». Роспись по числу. № 1 – 1995 г. ОВА – «Пресс»
 
 
Т.И. Казанцева, педагог высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения,  МДОУ ЦРР детский сад № 376 «Дельфиненок», г. Новосибирск