А.Г. Семенова. КАЖДЫЙ РЕБЕНОК – ГЕНИЙ. О методах развития восприятия и воображения на уроках изобразительного творчества в 5-8 классах


Данная технология выполнена на отличном профессиональном уровне, показывает высокую методическую подготовку учителя, демонстрирующего прекрасное понимание проблем развития восприятия и воображения на уроках рисования в среднем звене школы.
Воспитание творчества невозможно без творчества самого педагога, всегда рискованного по своей сути и не гарантирующего непременного достижения слишком жестко запланированного результата.
Представленная программа дает широкую возможность вариативности форм и методов обучения, создает прекрасные условия для самореализации личности учащихся. Постепенное наращивание сложности творческих задач с учетом психофизиологического развития учащихся, тесные межпредметные связи, разнообразие предлагаемых тем позволяет применять активные формы обучения детей, воспитывая их не только профессионально, но и гармонично развитыми, широко образованными людьми, расширяя их кругозор.
Существенным достоинством предложенной авторской технологии является ее направленность на развитие художественно-конструктивного понимания мира, углубленная специализация на графику и композицию. <…>
Предложенная авторская технология заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к дальнейшему распространению среди школ города и региона.

О.А. Пожидаева, доцент кафедры рисунка и скульптуры ХГФ НГПУ, член Союза художников России 



Темой своей работы я выбрала методы развития восприятия и воображения на уроках изотворчества в пятых-восьмых классах, так как в уровень психического развития любого современного человека входят:
- развитое восприятие: эмоциональность, способность к сопереживанию, отзывчивость;
- художественное мышление: абстрактно-логическое, понятийное, образное; обобщения, интуиция;
- развитое воображение, ассоциативное мышление;
- творческая активность, самостоятельность;
- рефлексивные способности, внутренняя свобода;
- самовыражение (самореализация).

Дети 5-8 классов относятся к началу переходного возраста. Это очень непростой возраст. Проблема переходного возраста интересовала человечество в разные исторические эпохи. Возрастная терминология никогда не была однозначной. В толковом словаре В. Даля  «юноша» определяется как  «молодой»,  «малый»,  «парень от пятнадцати до двадцати лет и более», а  «подросток» - как  «дитя на подросте», около 14-15 лет. А.Н. Толстой хронологической гранью между отрочеством и юношеством считал пятнадцатилетие. Между тем, герою романа Ф.М. Достоевского  «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово  «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Возрастные рамки определяются сегодня подростковым или переходным возрастом от 11-12 до 14-15 лет. Переходным этот возраст является прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза продолжение первичной социализации. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. В целом этот период завершения детства и начало  «вырастания» из него. Этот период в жизни человека рассматривался педагогами и психологами в разное время с разных социальных и психолого-биологических позиций. Например, вопрос о правах ребенка впервые был поставлен еще в XVIII веке. Знаменитый трактат Жан-Жака Руссо  «Эмиль, или О воспитании» (1762 г.) рассматривает идеи роста социальной автономии и индивидуального самоопределения.

Сильное влияние на теорию переходного возраста оказал психоанализ. Его родоначальник австрийский психиатр 3. Фрейд (1856-1936) выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Автор книги  «Психология юношеского возраста» (1934 г.) немецкий философ и психолог Э. Шопенгауэр положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентиров.
От работы, посвященной развитию художественных способностей, обычно ожидается некое  «прикладное» содержание, в котором фундаментальные психологические закономерности находят практическое применение. И для этого есть веские основания. Действительно, проблематика обучения художественному творчеству настолько богата противоречиями и парадоксами, что даже психологу, твердо стоящему на почве художественных истин, не удается погрузиться в мир детского рисунка без того, чтобы не обогатиться какой-либо новой научной идеей, число которых представляется поистине неисчерпаемым. Но когда-то должен обозначиться предел, за которым во множестве интересных и оригинальных идей начинают проступать более глубинные психологические противоречия и нерешенные проблемы, на которые наталкиваются все попытки преодолеть глубочайшую несправедливость современного образования - обделённость многих детей счастьем художественного творчества, возвращение которого означает  для них, как показали исследования, не только повышение успехов в учебе по всем школьным предметам, но и созидательную ориентацию в развитии личности.

Активная деятельность учителя, его ответственность и энтузиазм при неправильном построении взаимоотношений с учениками могут формировать не продуктивные новообразования, а барьеры, препятствующие дальнейшему развитию способностей ребенка. Но, чтобы восстановить справедливость и вернуть учителю законное, удовлетворение, на которое он вправе рассчитывать и которое единственно сейчас питает и поддерживает его силы в нелегком труде педагога, - это прежде всего отказ от попыток машинально вписывать любые психологические рекомендации в систему сложившихся взглядов и перестать рассматривать их взаимосвязь как безличный инструмент из педагогического набора форм, средств и методов обучения.

Всякая поистине гуманистическая психология есть прежде всего в своем начале и истоках гештальтпсихология. Её основополагающий принцип движения мысли от целого к части есть не просто известный логический путь от общего к конкретному и единичному, а настойчивое стремление сохранить в ходе психологического анализа необъективированную, то есть не распавшуюся реальность, которая, являясь дифференцированной и динамичной в своем развитии, продолжает оставаться в то же время единой и целостной. Это целостное содержание и соответствующие проблемы анализа творческой деятельности обсуждаются.

Один из главных принципов усвоения технологии - это выработка учителем собственной гибкой линии поведения на основе решения вполне определенных задач. При таких условиях, принципиально отрицающих существование образца, который можно взять  «напрокат «, недопустима любая попытка прямого копирования использованных кем-либо конкретных  «упражнений « и их порядка. Главное, что смело может взять для себя учитель в самом удачном примере - это умение видеть нарождающиеся способности детей в еще неразвитой, порой даже внешне отталкивающей форме.
Воспитание творчества невозможно без творчества педагога, всегда рискованного на своем пути и не гарантирующего непременного достижения слишком жестко запланированного результата и, тем более, к определенному сроку. Работа над технологией обучения принципиально не может завершиться на каком-то рубеже, который можно считать пределом желаний и устремлений творческой личности.

Целью данной работы является изучение и обобщение знаний по психологии обучения художественному творчеству, закрепления полученных знаний в ходе работы на курсах повышения квалификации, совершенствования личностного, функционального, профессионального и квалификационного уровней. Для выполнения поставленной цели мною обобщен личный педагогический опыт и опыт передовых учителей-новаторов. Таких как Б.М. Неменский, И. Волков, Юсов, а также их программы вместе с традиционной программой Кузина и Ростовцева.
В ходе работы мною использованы научно-педагогические методы:
- изучение литературы по искусствоведению, методике преподавания, психологии, педагогике и их анализ;
- проводились наблюдения за самостоятельной работой учащихся;
- через беседы с учащимися выявлялись их знания, полученные на уроке и отношение к данной теме или конкретно к каждому методу по развитию воображения и восприятия.

Развитие воображения

Вам случалось наблюдать за облаками? Они движутся, меняют форму, образуя причудливые очертания. Вдруг край облака стал удивительно похож на голову лошади. Облако клубится, и вот на месте головы ваше воображение уже видит восхитительный образ Деда Мороза с пышной бородой. Ветер играет облаками, а вы продолжаете видеть все новые и новые картины… Это занятие оказывается настолько интересным, что вы долго не можете от него оторваться. Оно к тому же и очень полезно для развития воображения.
Разглядывание облаков - не единственное занятие, которое помогает видеть интересные образы существующих и несуществующих животных, птиц, предметов. Игра света и тени в ветвях и листьях деревьев и кустарников, в буйных или скудных зарослях травы также дает богатый материал для работы воображения.

Детям можно напомнить рисунок, который делает мороз на оконном стекле. В нем можно увидеть не только деревья с раскидистыми ветвями, но и разглядеть диковинных существ, морские кораллы, марсианские пейзажи и прочее.

Зрительное восприятие человека устроено таким образом, что он сначала пытается узнать какой-либо объект, а только потом уже рассматривает его (как иногда говорят: видит). Если объект не распознается, то человек, в данном случае ребенок, в нем может многого и не увидеть. Если объект распознается человеком быть может и неправильно, то воображение тут же приходит на помощь и может приписать ему (объекту) и отсутствующие свойства.
В создании образов на основе игры воображения также важно и узнавать знакомые и незнакомые объекты в причудливых сочетаниях линий, листьев, ветвей, в облаках и т.д. Создав образ, можно затем более внимательно рассматривать его, увидеть характерные черты.
Человек может воссоздавать или создавать образы и не рассматривая определённые объекты, а устремляя взгляд  «внутрь себя «.

Зачем человеку воображение? Литературный критик и публицист Д.И. Писарев писал, что если бы человек  «не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только начинает складываться под его руками, - то я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни».
Обратим внимание детей на мир вещей вокруг нас. Для создания какой из них не потребовалось воображение? Вот на столе стоит ваза строгой, благородной формы. Изменим в её контуре изгиб, сделаем его в другом месте, и гармония линий разрушится. Как увидел художник эту форму? Только с помощью воображения.

Воображение позволяет придумывать и новые архитектурные формы, и находить новые дизайнерские решения, создавать прекрасные модели одежды, обуви, писать картины, разбивать необычные парки, строить Дисней-лэнды, придумывать фантастические киноистории, конструировать новые автомобили и т.д. и т.п. Объяснить детям, что если они хотят быть причастными хотя бы к одному из этих дел, то им необходимо развивать свое воображение.

Нужно заметить, что образное мышление необходимо не только в указанных выше видах деятельности. Оно способствует и получению нового в науке. Имеются свидетельства знаменитых ученых о том, что образное мышление являлось для них главным. Вот высказывание А. Эйнштейна:  «Слова, написанные или произнесенные, не играют видимо ни малейшей роли в механизме моего мышления. Психическими элементами мышления являются некоторые, более или менее ясные, знаки или образы, которые могут быть  «по желанию» воспроизведены и скомбинированы».
Элементы, о которых я только что говорила, у меня бывают обычно визуального или изредка двигательного типа. Слова или другие условные знаки приходится подыскивать (с трудом) только во вторичной стадии, когда эта игра ассоциаций дала некоторый результат, и может быть при желании воспроизведена.
Некоторые люди обладают способностью с легкостью воссоздавать в памяти образы. Увидев однажды предмет, они затем могут представить его со всеми подробностями, со всеми цветами и даже запахами. Французский писатель Э. Золя обладал такой способностью. Он говорил о себе так:  «Моё зрительное восприятие окружающего мира отличается яркостью, исключительной остротой. Когда я вызываю в памяти предметы, которые я видел, то они представляются моему взору такими же, какие они есть на самом деле, с их линиями, формами, цветом, запахом, звуками. Это беспощадная материализация; солнце, которое их освещает, почти ослепляет меня; я задыхаюсь от запаха...»
Великий Моцарт, по его словам, даже самое сложное музыкальное произведение мог мысленно обозреть, как прекрасную картину. А представьте, каким должно быть зрительное воображение писателя Л.Н. Толстого при работе, например, над романом  «Война и мир», чтобы удержать в памяти зрительные образы всех своих героев и персонажей и не ошибиться в их описании.
Игра воображения создает разнообразнейшие образы не только в состоянии бодрствующего человека и не только при рассматривании каких-либо предметов. Образы возникают у человека в сновидениях, в дремотном состоянии, в грезах. Они являются результатом переработки мозгом ранее накопленной информации. Причинами некоторых ярких, порой фантастических образов в сновидениях, бывают эмоциональные переживания, потрясения.

Для хорошей работы воображения важно не сознание и не подсознание, а предсознание, как его называют. В литературе иногда для него употребляется термин  «краевое сознание», а английский психолог Ф. Гальтон (1822-1911) называл  «прихожей сознания». Вот как он его описывает:  «Когда я начинаю размышлять о чем-нибудь, сне кажется, что процесс этого размышления следующий: идеи, которые находятся в моем сознании, как бы притягивают к себе наиболее подходящие из числа других идей, находящихся поблизости, хотя и не в центре внимания моего сознания. Всё происходит так, как если бы в моем уме был зал для приемов, где располагается сознание, и где перед ним одновременно представляют две или три идеи; в то же время прихожая полна более или менее подходящими идеями, расположенными вне поля зрения полного сознания. Прибывающие из прихожей идеи, наиболее связанные с идеями, находящимися в зале приемов, кажутся созванными механически-логическим образом, и каждая по очереди получает аудиенцию».
Чем более вместительно предсознание, тем выше способность человека к воображению, тем больше у него плодотворных идей, помогающих создавать новые образы.
Все перечисленное выше приводит к достаточному убеждению в том, что необходимо развивать детское воображение, способность к образному мышлению. А поэтому цель этой работы - разработка методов развития воображения и восприятия у 5-8-классников на уроках изотворчества. Причем, делать это необходимо по принципу  «от простого к сложному», используя эмоциональный настрой, как бы играя с детьми в интересные игры, снимая их страх перед неудачей, их закомплексованность.

Образы в культуре народов

На протяжении всего курса преподавания изотворчества в среднем звене весьма полезно проводить экскурс в историю цивилизации. Дети, несомненно, согласятся с утверждением, что среди людей, живших две-четыре тысячи лет назад, были многие с недюжинным воображением. Дошедшие до нас памятники архитектуры, скульптуры, литературы неопровержимо свидетельствуют об этом. Достаточно вспомнить персонажей древних религиозных верований разных народностей, героев мифов и сказаний, легенд и поверий, эпосов и сказок, чтобы изумиться непревзойденным богатством воображения людей, живших за тысячи лет до нашего времени. В своем творчестве они пользовались разнообразными приемами создания необычных образов.
Одним из таких приемов является гиперболизация - преувеличение некоторых свойств в создаваемых образах. Примером являются мифологические персонажи <…>.

Россия - многоконфессиональная страна. Неплохо было бы ознакомить детей с культурой ислама. Ислам, одна из крупнейших мировых религий, возникшая в 7-ом веке н. э., наложила запрет на изображение людей и животных. Поэтому воображение человека мусульманского вероисповедания стало находить выход в создании абстрактно-архитектурных форм и орнаментов. Мусульманские художники, архитекторы стали проявлять необычайную изобретательность в поисках разнообразных мотивов для орнаментов, которые использовались художниками разных народов. Бесконечно варьирующийся орнамент получил название  «арабески «, как напоминание о культуре арабского халифата, породившего его. На рисунках приведены фрагменты орнаментов (сверху вниз): древнеегипетский, древнегреческий меандр, древнегреческий акант, арабеска, русский -  «плетенка». Архитектурные  формы,  придуманные  древними  строителями, у  которых перед глазами было не так много образцов, также поражают нас взлётом мысли и воображения.

С течением времени изменялись в искусстве (архитектуре, скульптуре, живописи, графике) направления, стили. Главной, глубинной причиной этих изменений было желание художников творчески выразить себя, дать выход своему воображению.
Классицизм, барокко (от итальянского: странный, причудливый), рококо (от французского: мотив в виде раковины), импрессионизм (от французского: впечатление), мо¬дерн и модернизм (от французского: современный), символизм, экспрессионизм (от французского: выражение), сюрреализм (от французского: сверхреализм) - вот неполный перечень направлений развития искусства. Например, направление абстракционизма оп-арт (от английского: оптическое искусство) использует воздействие геометрических форм и цветовых контрастов на человеческий глаз.

Компьютер рисует по программе

Одним из методов развития воображения у современных школьников является использование компьютера для получения всевозможных, затейливых рисунков. Иногда, даже очень простая программа, написанная на простейшем языке программирования, дает возможность получить интересные рисунки, которые могут послужить первым толчком в создании воображением новых неожиданных образов.
Естественно данный метод можно использовать с детьми более старшего возраста: в 7-х классах и на факультативах в 8-9-х классах. Проделаем такой мысленный эксперимент построения рисунка. Начертим окружность. Разделим ее, например, на 47 равных частей. Выберем произвольно одну из точек деления и проведем из нее отрезок в следующую точку деления, отстоящую от на 19 точек. Полученную точку соединим отрезком прямой также с точкой, отстоящей от нее на 19 точек деления и т.д. представь, что у нас получится. А если будем менять число делений окружности и число точек, через которые проходят соединения. Как будет меняться рисунок?

А если теперь возьмем окружность с общим центром и радиусами 1,2, 3, 4, 5... и проведем из центра лучи, делящие все окружности на N равных частей (в полученный рисунок не будем включать данные окружности и лучи). Соединим произвольную точку меньшей окружности с точкой следующей окружности, отстоящей от нее на М лучей и т.д.
Какой рисунок получим теперь при некоторых заданных значениях N и М?

Описанные выше процедуры построения отрезков легко поручить компьютеру. Экспериментируя с различными значениями N и М (в том числе и с дробными), получим богатство интересных рисунков.

В последнее время большое распространение получили компьютерные рисунки, так называемые фракталы. Исполненные в цвете, они доставляют наслаждение и вызывают восхищение подобием своих прихотливо расположенных частей. Название  «фрактал» произошло от латинского  "дробный, изрезанный". Затейливые, геометрически совершенные рисунки компьютера можно выполнить по программе, в основе которой лежит не математические уравнения, а некоторые вполне простые соображения. Примеры кривых и рисунков, достаточно легко получить с помощью компьютера, приведены ниже. В качестве украшения или основы, например, для кружева может служить кривая, построенная компьютерами по некоторым заданным уравнениям.

Летняя  художественная школа

Каждое лето в нашей, обычной средней школе № 54 г. Новосибирска, мы организуем летнюю художественную школу. У учащихся, занимающихся в городских художественных школах, лицеев, различных творческих кружках, в это время проходит пленэр. К нам приходят ребята, которые нигде не задействованы, но очень любят рисовать! И мы творим!
Используя вышеизложенную технику штриха, только поменяв штрих на мазок масляной краской, дети с удовольствием, даже можно сказать, с огромным вдохновением творят свои шедевры! Сколько воображения, сколько безграничной фантазии, восхищения окружающим их миром прекрасного в этих работах! И опять же, как упоминалось ранее, я учу детей только технике - как рисовать, а что рисовать - должен выбирать сам ребёнок.

Долгое время в нашей стране господствовала система административной педагогики. Доктрины от этой педагогики понимают системность и комплексность воспитания механически, мечтая построить такую систему педагогических воздействий, которая охватывала бы личность со всех сторон, не оставляя никаких  «зазоров « и возможностей для отклонения от подразумеваемой заданной нормы. Подобная установка не только заведомо утопична, но и вредна, будучи объективно направлена на искоренение индивидуальности.
Динамичное общество будущего требует развитого, самостоятельного человека, которого невозможно собрать  «из унифицированных деталей. Это обязывает на всех этапах формирования личности считаться с её индивидуальными качествами, а если мы этого не делаем - дорого и хлопотно! - возникают сбои и непредсказуемые издержки. Противоположной административной педагогике в наши дни стала педагогика сотрудничества. Это не броский лозунг, а насущное требование. Педагогика сотрудничества -это педагогика, выработанная не вышестоящими инстанциями, а самими учителями-практиками. Сегодня существенно изменилась роль учителя в положении школы. Автопортрет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Учитель (с большой буквы)- не название профессии, а личное звание человека.
Проделанная мною работа помогла мне, как учителю практику, глубже проникнуть в знания психологических процессов обучения художественному творчеству, обобщить знания, как по психологии подросткового возраста, так и психологии обучения изотворчеству, обобщены методы развития восприятия и воображения у детей 5-8 классов на уроках изотворчества. А это значит более точно найти те необходимые действия при проведении урока, более творчески подойти к планированию и организации уроков. Изученный материал поможет в дальнейшем при проведении уроков-бесед, уроков-игр по развитию восприятия и воображения на уроках ИЗО и эстетики, даст возможность наиболее точно и убедительно провести социальную и историческую ориентацию учащихся.

Я убеждена, что каждый ребёнок одарён и гениален, только нужно найти, подобрать  «ключики» к его душе, убедить его в способностях, как бы порой сложно не было. Кто знает, возможно, это будущий  Шишкин,  Репин или  Дега, а может,  перед вами - Гоген?!
Постепенно, ненавязчиво, радуясь вместе каждому, пусть совсем небольшому, успеху, ободряя в неудачах, педагог и юный художник вместе должны открывать огромный, яркий мир творчества!
 
А.Г. Семенова учитель изобразительного искусства СОШ № 54