Школа фотомастерства. Компоновка кадра
Говоря о любительской съемке, приходится подразумевать, что компоновка кадра в большинстве случаев является оперативной — то есть реализуемой за небольшой промежуток времени непосредственно перед съемкой, без применения спецсредств и приспособлений. Но экспромтный характер подготовки не отменяет ее необходимости и ничего принципиально не меняет в ее содержании — правила и закономерности остаются теми же. Одним из важнейших принципов компоновки изображения (как в фотографии, так и в живописи) является его линейное построение и деление на базовые элементы.
Базовыми элементами любого изображения являются фон, передний и задний план, а также композиционный центр.
Фон является смысловой частью абсолютного большинства любительских снимков. Поскольку повесить нейтральный фон при экспромтной съемке практически невозможно, остается использовать имеющиеся интерьеры и пейзажи, чтобы подчеркнуть ключевые объекты в кадре или размывать фон.
Наиболее выгодное сочетание основного объекта и фона определяется Правилом контраста. Согласно этому правилу более светлый предмет или объект съемки следует располагать на темном фоне, и наоборот: темный предмет — на светлом фоне. При этом нежелательно использование совершенно белого фона (он дает блики).
В помещении нежелательно снимать людей также на фоне пестрого ковра, ярких обоев или картин на стене — их рисунок будет отвлекать и привнесет в кадр слишком много смыслового мусора.
Композиционный центр фотографии не всегда совпадает с ее «географическим» центром (более того, и не должен с ним совпадать!). Дело здесь в особенностях восприятия изображения человеческим глазом. Наиболее выигрышные для размещения ключевого объекта точки кадра смещены от центра к его границам. Их четыре, и расположение их определяется так называемым Правилом третей. Мысленно разделите кадр на три равные части по вертикали и горизонтали. Точки пересечения этих воображаемых линий и есть места, на которых человек всегда акцентирует свое внимание независимо от формата изображения.
Если точнее, то зрительные центры располагаются на расстоянии примерно 3/8 и 5/8 от соответствующих краев изображения. Это ключевое правило гармонии, называемое золотым сечением, было выведено Леонардо да Винчи, измерившего пропорции человеческого тела и обнаружившего, что многие органы и компоненты составляют точное число восьмых долей от роста человека. Для любительской фотосъемки Правила третей вполне достаточно — большая точность определения акцентных точек композиции и не необходима, и труднодостижима.
Выделить главный объект или объекты в кадре, обозначить смысловой центр можно различными способами.
♦ Главный предмет на фотографиях всегда должен быть в фокусе и таким образом казаться красивым и резким. При помощи фокусировки и контроля глубины резкости вы должны добиться, чтобы резкой была только нужная область. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.
♦ При разглядывании фотографии взгляд, как правило, сосредотачивается на наиболее контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным объектам. Аналогично работает в кадре цветовой аспект — яркие пятна на однородном фоне привлекают внимание так же, как темные или светлые, однотонные — на ярком, пестром. Не располагайте светлые предметы по краям кадра — они отвлекают внимание.
♦ Интересный эффект дает использование обрамления объекта — например, съемка через арку, дверь, вход в пещеру.
♦ Выделение светом (например, импульсом встроенной вспышки или размещением на ярком солнце на фоне затененной стены или растений) позволяет выделить желаемый объект, на фоне остальных, менее освещенных (экспозамер при этом необходимо делать по освещенному участку).
Выделив главный объект, отследите попадающие в кадр случайные предметы, а также валяющийся мусор и яркие блики.
Размещая в кадре композиционный центр (а нечто, привлекающее внимание больше других деталей, должно присутствовать на снимке в любом случае!), нельзя пренебрегать еще одним важным правилом — Правилом равновесия. Согласно ему элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и цвету. Если человек на снимке стоит слева, то в правой части кадра должен быть какой-либо объект, который уравновесит сюжет, например, дерево или памятник.
Если фигура снимаемого находится на переднем плане, то и на заднем плане кадра должно быть нечто привлекающее внимание. Однако избегайте в кадре точной симметрии, причем как вертикальной, так и горизонтальной (если, конечно, равновесие неба вверху кадра и моря внизу не являлось вашей основной задачей при съемке). Кстати, о переднем и заднем плане. Их появление обусловлено тем, что фотография имитирует на плоскости перспективу, то есть объемность, глубину изображения.
Плохое впечатление производит размещение элементов композиции исключительно на переднем плане, вблизи нижней границы кадра. Отсутствие свободного места впереди группы людей или вещей зрительно делает изображение чрезмерно крупным, а композицию — неуравновешенной. Другая крайность — размещение большинства объектов на заднем плане, при котором значительная часть переднего плана остается незаполненной и все предметы выглядят на изображении мелкомасштабными, невыразительными и безжизненными. Вот почему наиболее значительные объекты, как правило, помещают на среднем плане.
Всем известно, что существуют закономерности изображения предметного мира в соответствии с его зрительным (оптическим) восприятием — законы перспективы. Видимые предметные очертания, форма, окраска объектов сильно изменяются в зависимости от расположения предметов в пространстве относительно наблюдающего человека. Причем именно через эти изменения воспринимаются устойчивые, действительные свойства самих объектов.
Перспектива бывает двух видов — линейная и тональная.
Закономерные изменения масштабов предметов, связанные с их удалением от глаза наблюдателя, называются линейной перспективой. Фигуры и предметы кажутся тем меньше, чем дальше они находятся; параллельные линии, уходящие вдаль, стремятся сойтись в одной точке- грани предметов, направленные по лучу зрения, кажутся короче. Найти линейную перспективу довольно легко: ее создает река, уходящая вглубь кадра, ряды деревьев, дорога, длинное приземистое здание.
Но не всегда в кадр попадает тропинка или река. Тогда выручает второй вид перспективы - тональная. Тональной перспективой называется изменение цвета и тонов предметов, также обусловленное расстоянием между объектом и наблюдателем (толщиной воздушного слоя).
Четкость, ясность очертаний предметов теряются по мере их удаления от глаза; одновременно уменьшается насыщенность цветов которые в отдалении теряют свою яркость; контрасты светотени в глубине смягчаются; постепенно угасают блики. Дымка, которая всегда присутствует в воздухе, осветляет и в какой-то степени затуманивает даль Поэтому более светлые объекты мы подсознательно определяем, как более дальние (более светлый лес на горизонте, например, кажется дальше чем более темная ель на переднем плане).
Как усилить или уменьшить иллюзию глубины? Вот несколько правил:
иллюзию глубины усиливает:
• использование объектива с малым фокусным расстоянием и включение в кадр объектов переднего плана;
• включение в кадр диагональных линий, как бы уводящих взгляд за пределы снимка;
• отделение переднего плана от заднего плана и фона с помощью избирательной фокусировки и соответствующего диафрагмирования;
• боковое или задне-боковое освещение объекта, создающее тени;
• четкое разделение кадра на три плана — передний, средний и задний с включением в каждый из планов каких-либо объектов;
• освещение, создающее резкие насыщенные тени;
иллюзию глубины ослабляет:
• использование объектива с большим фокусным расстоянием и исключение из кадра объектов переднего плана;
• включение в кадр линий, идущих параллельно длинной стороне снимка;
• резкое отображение всех предметов в кадре (приводит к ослаблению иллюзии глубины не всегда);
• равномерное лобовое освещение объекта, сводящее тени к минимуму;
• исключение из кадра объектов, находящихся на разном расстоянии от камеры (за счет размытия фона или кадрирования различными средствами);
• рассеянное, плоское освещение (солнце в дымке, сумерки, рассеянный или отраженный свет ламп).
• использование объектива с большим фокусным расстоянием и исключение из кадра объектов переднего плана;
• включение в кадр линий, идущих параллельно длинной стороне снимка;
• резкое отображение всех предметов в кадре (приводит к ослаблению иллюзии глубины не всегда);
• равномерное лобовое освещение объекта, сводящее тени к минимуму;
• исключение из кадра объектов, находящихся на разном расстоянии от камеры (за счет размытия фона или кадрирования различными средствами);
• рассеянное, плоское освещение (солнце в дымке, сумерки, рассеянный или отраженный свет ламп).
Если ничего подходящего для создания иллюзии глубины перед глазами нет, можно прибегнуть к имитации: например, сорвать веточку и держать ее при съемке перед объективом, чтобы она сформировала передний план. Попутно это позволяет прикрыть ненужную деталь, например, провода, мешающие в кадре, или просто разбить пустоту безоблачного неба. В принципе добавить такую деталь можно и в редакторе, уже после съемки.
Мы уже упоминали о том, что перспективу помогают создать (или скрыть) размещаемые в кадре линии. Их использование, поскольку оно очень важно для грамотного формирования композиции, регулирует особое Правило линейного построения кадра.
Важно учитывать, что различные линии по-разному эмоционально воздействуют на зрителя: изогнутые — успокаивают; ломаные действуют как раздражитель; вертикальные придают величие; горизонтальные — спокойствие и безмятежность; диагональные — динамичность.
В любом грамотно сделанном снимке можно заметить его линейную схему, тот своеобразный каркас, на который нанизаны элементы кадра. В одних случаях из множества различных линий в снимке отчетливо выделяются или вертикальные, или горизонтальные, или диагональные. В других случаях внутрикадровое линейное строение имеет более сложную форму, напоминая плавную волнистую линию, треугольник, прямоугольник, ромб, круг или овал. Все это — разновидности линейной композиции, условно называемой вертикальной, горизонтальной, диагональной и т. д.
Одна-две второстепенные горизонтальные или диагональные линии не нарушают общей вертикальной композиции, а иногда даже подчеркивают ее. Сказанное справедливо для любых типов построения кадра.
Правило направления подсказывает, что человек рассматривает фотографии слева направо и сверху вниз — то есть так, как он привык читать. Постарайтесь спланировать композицию так, чтобы исключить убегание взгляда за пределы картины. В этом может помочь конструкция в виде буквы S или замкнутой фигуры.
Правило направления подсказывает, что человек рассматривает фотографии слева направо и сверху вниз — то есть так, как он привык читать. Постарайтесь спланировать композицию так, чтобы исключить убегание взгляда за пределы картины. В этом может помочь конструкция в виде буквы S или замкнутой фигуры.
Если на снимке запечатлена динамичная композиция, не забудьте оставить в кадре достаточно места в направлении движения предметов. Это справедливо и для портретов, где лицо, смотрящее за кадр, должно иметь перед собой пространство по направлению взгляда. То, на что направлен взгляд, равно как и точку схождения параллельных линий в перспективе, лучше располагать вне центра кадра. Избегайте прямых линий, выходящих за пределы кадра: лучше, чтобы в конце каждой из них находился какой-либо предмет. Нежелательно использование линий, идущих навылет: они делят кадр на части, что нарушает целостность его композиции. Постарайтесь, по крайней мере, чтобы кадр не резался на равные (симметричные) куски... Эффективен прием использования вводящих линий, которые берут начало в одном из нижних углов снимка и ведут к его смысловому центру, обычно расположенному в одном из зрительных центров (вспомните о Правиле третей). Такую линию можно найти практически в любом сюжете: тропинку, продолговатый предмет, границу цветов или света и тени.
Направление линий, образующих вертикальную или горизонтальную композицию кадра, не надо смешивать с форматом снимка. Любой снимок может быть сделан и при вертикальном, и при горизонтальном положении аппарата — в зависимости от решаемой фотографом задачи. После съемки, в редакторе, фотография может быть кадрирована до квадратного или нестандартного (вытянутого по длине или ширине, либо вообще непрямоугольного) формата.
Распространенным композиционным приемом является построение кадра по диагонали. Иной раз диагональным построением кадра злоупотребляют, попросту наклоняя фотоаппарат вбок, и тогда на снимке получается грубый перекос, при котором объекты не движутся, а валятся набок. Иногда это результат небрежности или фотографической безграмотности, а иногда — целенаправленное действие. Злоупотреблять заваливанием все же не стоит...
И все же главным, на наш взгляд, в построении композиции является Правило исключения из правил. Иногда нарушение правил композиции приводит к удачным снимкам. Бывает, что главный элемент располагают в самом центре кадра, а намеренное нарушение равновесия усиливает динамичность и психологическую напряженность... Главное — не бояться нарушать правила. Или создавать собственные!