Ю.Б.Яхно ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

 
Ю.Б. Яхно

ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Методическое пособие предназначено для директоров школьных музеев, заместителей директоров по воспитательной работе, учителей истории и организаторов школьных музеев.


В будущее мы входим,
Оглядываясь на прошлое

П. Валери

Актуальность темы определяется современной социально-экономической и образовательной реформой школы, её значимостью в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей, необходимостью формирования высоких морально-этических принципов учащихся, подготовкой молодёжи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственностью. Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодёжи.
Научная новизна работы заключается в обстоятельном анализе главных функций, содержания форм и методов деятельности школьного музея. Автор освещает широкий круг проблем совершенствования образовательного процесса, интегрированного в комплексе музейной работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся, аналитического мышления, индивидуализации в изучении школьной программы в тесной связи с практикой и определением профессионального интереса.
В учебном пособии раскрыты и последовательно изложены конкретные научно-методические указания по методике создания школьного музея, его названия, основных функций, организации и оформления тематических экспозиций. Обстоятельно, на конкретных примерах, отображён опыт работы музея МОУ СОШ № 29 и его Совета. Рассмотрены формы участия школьников в работе музея, пути сотрудничества с другими музеями и учреждениями культуры.
Использование в содержании материалов о проведении мероприятий организационного и воспитательного характера, в том числе в проведении научно-практических конференций, посвященных роли сибирских дивизий и сибирского тыла в Великой Отечественной Войне, оживляет документ. Методическое пособие написано на основе использования значительного объёма литературных источников и их критического анализа, что позволило автору сделать аргументированные, объективные выводы о состоянии музейного дела в современной школе.
Методическое пособие может быть использовано руководителями школьных музеев для повышения организационного и научно - методического уровня музейного дела.

Эйнгорн И.Д., доктор исторических наук,  профессор Сибирской Академии государственной службы


Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно-наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов - гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях в XIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XX века в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.
В разные периоды истории школьные музеи переживали подъемы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школы. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
В настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля- 2060, военно-исторических музеев-1390, краеведческих - 1060, музеев других профилей: литературных, художественных, технических и др. - 270.

Цель деятельности школьного музея

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины.
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачи школьного музея

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного   выпускника,   педагога.   В   каждом  из   таких свидетельств отражается какая - то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи;  оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе;  изучение истории в свете современности.
Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.
Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Сибири.

Признаки школьного музея
Школьный музей является своеобразным музейным учреждением, поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково-собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно- воспитательными задачами школы.

Школьный музей имеет ряд признаков:
1. Основной признак любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда  подлинных  материалов,   представляющих  собой  первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.
2. Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.
3. Музей имеет необходимые помещения и оборудование, обеспечивающие хранение и показ собранных коллекций.
4. Обязательное условие функционирования школьного музея – постоянный актив учащихся - Совет музея, способных вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
5. В деятельности музея должны прослеживаться элементы социального партнёрства.
Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.

Специфична и образовательно-воспитательная деятельность школьного музея. Если в государственных и в большинстве негосударственных учреждений такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов, то деятельность музея школы организована иначе. Она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействия на них посредством личного участия в работе музея. Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую тему они изучают.
Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

Социальные функции школьного музея

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями. <…>

Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций. Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.
Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги - руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.п.

Профиль школьного музея

Профиль музея - специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие основные профильные группы: естественно-научные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, типичным примером которых являются краеведческие музеи.
Специфической особенностью школьных музеев, во всяком случае, абсолютного большинства из них, является краеведческий характер реализации документирующей функции, т.е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Можно сказать, что краеведение — наука, изучающая развитие природы и общества определенного региона силами жителей. Следовательно, краеведение - это методологический прием познания закономерностей развития природы и общества через специфику своего края.

Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы.
Школьный литературный музей может изучать жизнь и творчество не только знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и никогда не публиковались. Одним из возможных направлений краеведческих исследований школьного литературного музея может быть выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, которые описаны в литературных произведениях.
Подобные рекомендации по организации деятельности могут быть отнесены и к школьным музеям других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.п. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п.

Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: музей героев-панфиловцев, музей работников тыла и т.п.
К монографическим музеям относятся мемориальные музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, распложенные на памятном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира и т.п.). В целях соблюдения принципа историзма, мемориальный музей желательно создавать только в том месте, здании, помещении, в котором произошло событие или жил человек. Разновидностью монографического музея являются историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и деятельности среди учащихся.
Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея.
Вместе с тем не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить. Специфика школьных музеев заключается в том, что, создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.
Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Опора музейной деятельности на предметные кружки и факультативы, элективные курсы.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.
Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Фонды школьного музея

Фонды музея - это исторически сложившаяся научно организованная совокупность принадлежащих данному музею музейных предметов и научно - вспомогательного материала, необходимого для их изучения и экспонирования. Фонды являются одним из основных результатов научно -исследовательской работы музея и основой для всех видов его деятельности.
Музейные фонды состоят из двух частей - основного фонда и фонда научно - вспомогательных материалов.
Основной фонд представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея. Собрание музейных предметов классифицируется прежде всего по основным типам музейных источников.
Фонд научно-вспомогательного материала содержит воспроизведения подлинников - копии, макеты, модели, муляжи, слепки и т.д., а также специально созданный, главным образом для нужд экспозиции, наглядный материал - карты, планы, схемы, диаграммы, таблицы и т.д.
Вещевые источники чрезвычайно разнообразны. К ним относятся орудия труда, сырье и продукция производства  - оружие и военное снаряжение: знамена, ордена, нумизматический материал; предметы быта - одежда, утварь, мебель и др.; предметы декоративно - прикладного искусства и т.д.
Особое место среди вещевых источников занимают предметы мемориального значения, связанные с крупными историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся людей, так или иначе связанных с историей школы.

Изобразительные источники включают произведения искусства - живопись, графику, гравюры, рисунки, скульптуру и т.д., выполненные в различных жанрах и в различной технике. Следующую группу памятников основного фонда составляют изобразительные источники. Они обычно делятся на документальные изобразительные материалы и произведения изобразительного искусства. Довольно многочисленную по составу часть изобразительных источников в школьных музеях составляют фотографии, особенно если это музеи общественно-политической направленности. Снятые в разное время и разными людьми, они рассказывают о событиях прошлого, о людях, принимавших в них участие - об учениках прошлых лет, педагогах.
Письменные источники содержат рукописные и печатные документы-мемуары, рукописи, законодательные акты, листовки, письма, книги, периодические издания и т.д.
До недавнего времени в музеях формировались собрания фоноисточников, фиксирующие исторические, общественно - политические, культурные события.

В современных музеях, в том числе и школьных, создаются медиатеки, основное назначение которых заключается в дублировании хранящихся в музейных фондах подлинных исторических документов.
В основной фонд включаются экземпляры книг, журналов и газет, если они представляют собой первоисточники информации по тематике музея - книги, брошюры, журналы, номера газет, в которых напечатан материал о школе.
К основному фонду следует отнести также книги и другие массовые издания, если они обладают признаком мемориальности, учебники, по которым занимались ученики прошлых лет, книги с автографами, дарственными надписями и т.д.

В основной фонд включаются листовки, объявления, пригласительные билеты, различные документы, выданные официальными учреждениями и общественными организациями: удостоверения личности, расчетные и трудовые книжки, свидетельства об образовании, дипломы, грамоты и т.п.
В крупных музеях создаются музейные каталоги - перечни фондовых предметов, а так же различные классификаторы - алфавитные, именные, тематические, отраслевые и др. К ним прилагаются картотеки. Но музеи школ - малые музеи. Школьные музеи могут иметь музейные каталоги упрощенного образца, так как им создание таких информационно-поисковых средств не по силам, да и фонды их незначительны.
Музеи, как правило, имеют ряд картотечных каталогов (картотек), в которых музейные предметы систематизируются по самым разным признакам. Чаще всего музеи имеют тематические картотеки или именные картотеки, помогающие ориентироваться в материале, связанном с конкретными деятелями, а также хронологические, географические и другие картотеки.

На основе музейных фондов строятся постоянные экспозиции и выставки музея. Группа взаимосвязанных предметов - письменных, изобразительных и других источников, раскрывающих суть конкретного факта, явления, события, называется экспозиционным комплексом.
Создать школьный музей, обеспечить выполнение им своих образовательно-воспитательных и памятнико-охранных функций можно лишь при условиях достаточно серьезной научной подгтовнки педагогов и актива школьного музея, глубокого понимания ими целей и методов поиска, собирания, учета, научного описания и использования объектов наследия -музейных предметов.

В основе деятельности любого музея лежит музейный предмет. Он является объектом комплектования, научного изучения и описания, использования в экспозиционной, выставочной, образовательно-воспитательной и других формах музейной деятельности.
Главная функция музейного предмета заключается в том, чтобы быть источником информации о тех процессах, событиях и явлениях, с которыми был связан данный предмет,
В современном музееведении музейный предмет определяется как памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки и включенный в состав музейного собрания благодаря его способности характеризовать историю и культуру определенного общества. Музейный предмет является составной частью национального культурного достояния, он выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия и как средство воспитания и образования. Для характеристики музейного предмета рассматривают его общие свойства и конкретные признаки, а также устанавливают его научную, мемориальную, историческую и художественную ценность.
Музейные предметы попадают в музей различными путями: они могут быть найдены экспедицией, переданы дарителем или приобретены у владельца. Многие предметы, до того как ими заинтересуются музейные специалисты или краеведы, не являются памятниками истории и культуры — они представляют собой обычные материальные объекты и используются по прямому назначению: орудиями труда работают, одежду носят, книги читают, радио слушают и т.д. Иными словами, каждый предмет, после того как его изготовили, выполняет свою утилитарную функцию до тех пор, пока не утратит ее, не сломается или не будет заменен новым. Вышедшие из употребления предметы чаще всего уничтожают. Однако, часть предметов сохраняется и в силу различных причин приобретает значение памятников истории и культуры, объект наследия. К ним относятся не только памятники археологии, но и разнообразные предметы быта разных эпох, в том числе и предметы современности, которые сохранились в ограниченном количестве. Такие предметы часто называют раритетами, т. е. редкими предметами, что дает основание отнести их к памятникам материальной культуры.
Почти в каждой семье есть вещи, которые хранят особенно бережно, поскольку они напоминают о каком-то родственнике или важном событии. Такие предметы принято называть реликвиями.
Раритеты и реликвии - это чаще всего материальные предметы, утратившие свое функциональное значение и приобретшие значение символов, памятных знаков. Такие предметы часто интересуют краеведов и других специалистов в силу своей уникальности.
Некоторые предметы специально создаются для того, чтобы выполнять роль символов, например знамена, награды, удостоверения личности и т.п.
Раритетные и реликвийные предметы всегда уникальны, потому что существуют в одном или очень ограниченном количестве экземпляров.

Краеведов и актив школьного музея могут интересовать не только раритеты и реликвии, но и самые обычные, достаточно широко распространенные предметы, если они каким-либо образом связаны с изучаемым событием или явлением. Это могут быть предметы школьного инвентаря - старые карты, глобусы, энциклопедии. Это могут быть предметы, необходимые в повседневной учебной деятельности прошлых лет - ручки, чернильницы, тетради, дневники. Это могут быть предметы, относящиеся к значимым общешкольным событиям и явлениям - альманахи, знамена, кубки, медали, ценные подарки.
Специфика музееведческого изучения событий и явлений прошлого и настоящего заключается в том, что специалисты музейного дела стремятся выявить и собрать такие предметы, с помощью которых можно как бы реконструировать изучаемое событие, наглядно представить его с помощью тех  вещей,  которые  были  свидетелями  или  даже  участниками  события.
Конечно, сами предметы, если это не письменные документы, звукозаписи, кино-, фотодокументы и т.п., мало что могут поведать нам о событии, однако их принадлежность, причастность к конкретному историческому эпизоду, зафиксированная в музейной документации, делает эти предметы артефактами истории - историческими источниками.

От некоторых событий, особенно если они произошли сравнительно недавно, остается довольно много различного типа предметов (вещевых, изобразительных, документальных), которые могут быть использованы как музейные. Тогда перед краеведами возникает проблема: какие предметы целесообразно отобрать в первую очередь, как представить событие наиболее полно и всесторонне, используя наименьшее количество предметов. Площади для хранения школьных музейных фондов не безграничны, ограничены и возможности самого музея в экспонировании музейных предметов, поэтому перед музеями всегда стоит дилемма: как в меньший объем источников вместить максимум информации об изучаемом событии или явлении. Может быть поэтому в школьных музеях в основном хранятся письменные и изобразительные исторические источники, но практически отсутствуют вещевые.
Недостаток объективной информации, которая скрыта в памятнике истории и культуры, восполняют документальные записи, сделанные в процессе комплектования объектов наследия со слов их владельцев или участников и очевидцев изучаемых событий. Зафиксированные в школьной документации сведения о среде бытования объекта наследия, о функциональном назначении предмета, его авторе и владельцах, о его использовании в изучаемых событиях переводят на доступный язык информацию, закодированную в предмете. Записи в школьных документах, сделанные при научном описании музейного предмета, расширяют его информационный потенциал, позволяют использовать его как исторический источник.
Фонды школьного музея постоянно пополняются, так как музей не только аккумулирует документальные свидетельства прошлого, но и создает летопись сегодняшнего дня школы.

Экспозиция школьного музея

Наличие экспозиции - один из основных, главных признаков любого музея. Каждая экспозиция неповторима, ибо она включает часто единственные в своём роде документы и предметы.
Экспозиция школьного музея - результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе - база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.
Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат -предмет, выставленный для обозрения.
Музейные экспонаты, раскрывающие какой - либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс. Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел. Разделы составляют музейную экспозицию в целом.
Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.
Самое широкое распространение получил историко-хронологический принцип формирования музейных экспозиций. Он предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый её раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.
Следующий принцип построения экспозиции можно назвать тематическим. Он требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причём внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке.

В практике школьных музеев нередко имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так в экспозицию, в основе которой лежит историко-хронологический принцип, включаются тематические разделы.
Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединённые в подтемы, темы и разделы.
Конечно, следует стремиться к тому, чтобы экспозиция была оформлена грамотно и соответствовала основным требованиям современной музейной эстетики. Однако, школьные экспозиции не должны копировать профессиональное оформление государственных музеев.

Существуют различные методы построения музейных экспозиций. Наиболее распространенными из них являются тематический, систематический и ансамблевый.
Экспозиция школьного музея является основой научно-просветительной работы и представляет тот аспект музейной деятельности, от которого в значительной степени зависит выполнение музеем функции образования и воспитания. Конкретные её формы - экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия играют роль связующего звена между музеем и социумом.
Наиболее специфичной для музея формой научно - просветительской работы является музейная экскурсия, т. е. коллективный осмотр музея посетителями, объединёнными в экскурсионные группы. Экскурсия - это одна из основных форм работы школьного музея с учащимися. Она должна удовлетворять запросы посетителей различного возрастного и образовательного уровня, по различным мотивам пришедших в музей, имеющих разную степень подготовленности, осматривающих музей организовано, в экскурсионной группе, или индивидуально. Важная роль в этом отношении принадлежит экскурсоводу, который, выступая своеобразным посредником между экспозицией и посетителем, должен строить экскурсию - выбирать экспонаты, применять различные приемы их показа, раскрывать содержание экспозиции с различной степенью детализации и т.д.

В практику просветительной деятельности школьных музеев вошли формы работы, способствующие воспитанию гражданственности. К ним относятся тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные приемы ветеранов и пр.
Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.
Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея.
Чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры. Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов.
Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах не допустимы, так же как и различные исправления, помарки.
Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д.


Список литературы

1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2. Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.). М., 1978.
3. Богуславский СР., Школьный литературный музей - клуб, М., 1989. Б.Н. Годунов.
4. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
5. Изучаем свой край. Составитель В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. Киров, 1979;
6. Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
7. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт СМ. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Санкт - Петербург, 2002.
8. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
9. Огризко З.А., Элькин Г.Ю. Школьные музеи. М., 1972.
10. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
11. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
12. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
13. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.
14. Школьные музеи. Из опыта работы, под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина, М., 1977.
15. Школьные музеи. Сборник документов, М., 1987.


Ю.Б. Яхно, заместитель директора по научно-методической работе СОШ № 29, руководитель высшей квалификационной категории