И.А. Шадымова. СОЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗА НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ В АНСАМБЛЕВО-ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

Современная жизнь не всегда способствует чувству единения детей. За разобщенность детей несут определенную ответственность и педагоги.  В практике обучения последнего десятилетия  были обстоятельно представлены пути и средства формирования у ребенка «Я – концепции» - ощущения его индивидуальной самоценности. Однако, необходимо, с нашей точки зрения, найти разумное соединение индивидуального «Я» с социально-значимым групповым «Мы». «Мы - концепция» - это специфическая задача, успешное достижение которой можно обеспечить в процессе обучения ансамблево-хоровому пению.
Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей.
«Остров детства» - название проекта и моей образовательной программы,  которая открывает значительные перспективы для музыкально- эстетического самовыражения обучающихся, отражает мое стремление  помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников.

Анализ потребностей

Деятельность студии ансамблево-хорового пения «Остров детства» осуществляется на базе школы №  4. От администрации, педагогического коллектива ОУ и родителей поступил социальный заказ в адрес ДДТ «Центральный» - создать и укрепить в школе новое образовательное пространство путем реорганизации школьного хорового кружка в ансамблево-хоровую студию.
В ходе работы с детскими коллективами    по авторской  образовательной программе мы вели поисковую  работу, направленную на совершенствование системы обучения детей ансамблево-хоровому пению. Такая система призвана была  обеспечить высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания  в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского  образа.

В результате проведенной работы было определено  три круга проблем,  разрешение которых открывает перспективу  разработки и применения таких методов, которые позволяют вовлечь в художественно-творческую деятельность обучающихся, имеющих  изначально разную степень предрасположенности к музыкально- исполнительской деятельности. 

Первый круг проблем – проблемы стратегического характера. В настоящее время  современного ребенка  окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор, на него обрушился невообразимый  поток музыки компьютерной, примитивной, однодневной. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребенок, на наш взгляд, лишен возможности развить свои собственные музыкально- исполнительские   задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не особенно ярко выражены.  Наш проект и наша образовательная программа ориентирована на детей, имеющих сниженный уровень своих исполнительских возможностей, но способных в активных коллективных формах музицирования освоить ансамблево-хоровую деятельность.

Второй круг проблем – это проблемы организационно-педагогического плана. Суть их  можно свести к тому, что темп обучения ансамблево-хоровому пению, предлагаемый в учреждениях дополнительного образования может быть  самым непосредственным образом соотнесен с потребностями,  имеющимися интонационными возможностями детей.

Третий  круг проблем – методико-психологического порядка. В этой сфере мы и попытались реализовать свою инновационную модель обучения детей 7-10 лет ансамблево-хоровому пению. Ребенку этого возраста довольно непросто освоить  процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие  практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в  художественно-творческом коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для ребенка 7-10 лет  становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил  воображение,  испытал свое терпение,  реализовал способности. В этой связи мы разделяем точку зрения академика Б.В. Асафьева, который многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий  коллективные  формы  музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно  воспринимать музыкальное искусство.

В  ходе работы по  авторской образовательной программе мы стремимся оптимальным образом решить  все три ранее обозначенные противоречия, но преимущество отдаем методико-психологическому уровню.

Основные показатели эффективности реализации данного проекта:
- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 95%)
- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях (лауреаты районного и  городского уровня), массовых мероприятиях.

Цель и задачи проекта

Цель  проекта -  развитие у  детей 7-10 лет способностей к  коллективному созданию музыкально-исполнительского образа на основе  эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение.
Задачи обучения, воспитания и развития обучающихся в связи с обозначенной  спецификой приоритетно  разрабатываемых  нами методико-психологических проблем мы дифференцировали  следующим образом по годам обучения.
1 год – приоритетной задачей является ознакомительная и развивающая направленность  обучения - укрепить интерес к преодолению посильных трудностей. Я, как педагог, стремлюсь,  чтобы дети убедились на практике, что достижение исполнительских навыков приводит к более яркому художественному исполнению.
2 год - обучающая направленность образовательного  процесса означает на деле освоение основ «исполнительского ремесла», тех базовых навыков, которые создают хоровой коллектив.
3 год - воспитывающая  направленность  обучения означает, что  продукты своего труда  мы делаем достоянием слушателей, принося своей деятельностью социально-значимый эффект.

Краткое описание содержания проекта

Основная форма  организации процесса обучения – хоровая репетиция. Хор делится на группы. Каждая группа занимается самостоятельно 2 раза в неделю по 2 часа. На сводные хоровые репетиции отводится 1 час в неделю. Количество человек в группе от 10 до 12. Занятия по группам дают возможность уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка, тщательнее изучать репертуар.
В основу ансамблево – хорового обучения положен синтез трех начал: игровой метод обучения, эмоционально- насыщенное общение, предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).
Из взаимосвязи этих слагаемых в целостном образовательном процессе рождается проектируемый эффект – развитие у обучающихся  ярко выраженного стремления творчески реализовать себя в различных сферах социально-значимых видов коллективной ансамблево-хоровой  деятельности.
Проект предусматривает три последовательно  сменяющие друг друга ступени реализации, соответствующие трем годам обучения в ансамблево-хоровой студии.

В связи с тем, что творческий  коллектив действует на базе школы, я реализую следующие принципы:
1. Сочетание образовательной, воспитательной функции обучения  и исполнительско– творческой  деятельности.
2. Тесная взаимосвязь нескольких   организационно-педагогических форм деятельности  (хор мальчиков, общий хор, хор девочек).
3. Контекстное изучение  раздела «Музыкальная грамота».
4. Наличие хоровых ступеней.   Хоровая ступень объединяет детей, обучающихся на одной параллели.

Наличие хоровых ступеней является  не только  способом реализации принципа последовательности, но и важнейшим условием развития ансамблево-хоровой  студии, ее непрерывного творческого роста.
Основным ресурсом, за счет которого я достигаю проектируемых результатов,  является мой авторский метод ассоциативно- игрового обучения. Этот метод направлен на обучение интонационно-выразительному пению, причем даже тех детей, так называемых «гудошников», у которых отсутствует чистота интонирования, но есть желание эмоционально выразить тот или иной художественный образ.
Я разрабатываю систему творческих игровых заданий на выражение эмоционального состояния того или иного образа. Дети видят цель создания образа и на время забывают об интонационной выразительности, приоритетным для них становится художественный образ. И это приносит свои плоды. Исподволь, косвенно ребенок осваивает требуемую интонацию. Эти игровые задания включены в методическую систему, заповедью которой является рациональное использование каждой минуты учебного занятия.

Определение критериев и показателей работы

Ожидаемые результаты

Достижение проектируемых результатов  дифференцируется по следующим структурным компонентам.
Общие результаты развития растущей личности обучающихся в ансамблево-хоровом коллективе, которые  диагностируется по состоянию интереса к различным сферам жизнедеятельности художественно-творческого коллектива. Интерес рассматривается как концентрированное выражение потребностно-мотивационной сферы личности в ее обращенности на ту или иную сферу предметно-практической деятельности либо пространство человеческих взаимоотношений.

В ходе диагностики фиксируется:
- уровень сформированности  ансамблево-хоровых  навыков исполнения;
- уровень развития у детей: интереса к классической музыке; интереса к ансамблево-хоровому исполнению; интереса к коллективным формам вокально-хорового исполнения; интереса к концертным выступлениям интереса к обучению и др.

Общие итоги музыкально-исполнительского освоения   образовательной программы  оцениваются по следующей структурной схеме:
- владение вокально-певческими навыками;
- развитие диапазона в рамках принятой классификации;
- владение вокально-хоровым дыханием;
- умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- интонирование больших, малых и чистых интервалов, а также диатонических звукорядов;
- слышание простейших элементов музыкального языка;
- чуткое слушание своего голоса в хоровом звучании, понимание его значения для создания ансамбля;
- устойчивые навыки чистого исполнения произведений в сопровождении  на a-capella
- уверенное пение в простых, сложных и сложно-составных размерах.

Общая оценка качества достигнутого развития ребенка диагностируется на основе интеграции общего и дополнительного образования.
Основным методом  диагностирования является метод педагогического наблюдения, который  с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности. 


И.А. Шадымова, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ДДТ «Центральный»