Программа Обучение игре в шахматы на один год обучения
Автор: Полякевич С.Г., методист
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Необходимость появления данной программы заключается в том, что имеющиеся до настоящего времени устаревшие программы не рассчитаны на современные нормативы работы с группами 4-го года обучения и не содержат новейшей информации. Шахматным педагогам приходится выискивать материалы из различных источников, на что требуется длительное время подготовки к занятиям.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и обеспечивает поступа-тельное развитие юных спортсменов к этапу спортивного совершенствования в квалификационном плане путем решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Занятия строятся по дидактическим принципам доступности, наглядности, с учетом воспитывающего характера обучения.
Принцип поступательности предусматривает изложение более сложного материала в течение всего года обучения.
Цели и задачи программы
Цели: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов высокой ква-лификации для участия в соревнованиях различного ранга.
Цели: посредством занятий шахматами содействовать развитию интеллектуальных способностей и творчества детей, готовить спортсменов высокой ква-лификации для участия в соревнованиях различного ранга.
Задачи:
1.Образовательные
- привить детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой и периодической печатью, письменного анализа своих партий,
умение делать выводы и ставить задачи на будущее;
- освоить в полном объеме учебную программу для повышения собственной квалификации.
2. Воспитательные
- развитие у детей с ранних лет потребности к труду, к совершенствованию своих творческих возможностей;
- развитие сильных сторон характера;
- воспитание психологической устойчивости к поражениям, умения бороться с депрессией, «звездной» болезнью и т.п.
3. Развивающие
- обучение абстрактно-логическому мышлению;
- развитие качеств настоящего спортсмена (воли к победе, уверенности и т.д.);
1.Образовательные
- привить детям навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой и периодической печатью, письменного анализа своих партий,
умение делать выводы и ставить задачи на будущее;
- освоить в полном объеме учебную программу для повышения собственной квалификации.
2. Воспитательные
- развитие у детей с ранних лет потребности к труду, к совершенствованию своих творческих возможностей;
- развитие сильных сторон характера;
- воспитание психологической устойчивости к поражениям, умения бороться с депрессией, «звездной» болезнью и т.п.
3. Развивающие
- обучение абстрактно-логическому мышлению;
- развитие качеств настоящего спортсмена (воли к победе, уверенности и т.д.);
Формы и методы реализации программы
1) групповые занятия
2) конкурсы решения
3) турнирная практика
4) разбор партий
5) работа с компьютером
6) программное обеспечение компьютера (программы “Junior”, “Fritz”, базы данных “Chessbase” и “Chessassistent”)
1) групповые занятия
2) конкурсы решения
3) турнирная практика
4) разбор партий
5) работа с компьютером
6) программное обеспечение компьютера (программы “Junior”, “Fritz”, базы данных “Chessbase” и “Chessassistent”)
Cредства реализации программы:
• учебно-тематические планы
• методические указания и методическое обеспечение программы
• шахматная литература
• компьютер с программным обеспечением
• авторские методические пособия
• методические указания и методическое обеспечение программы
• шахматная литература
• компьютер с программным обеспечением
• авторские методические пособия
В предлагаемой программе учащиеся знакомятся с начальными знаниями стратегии шахмат и продолжают развитие тактического мастерства.
Этап подготовки рассчитан на 1 год обучения для детей прошедших курс начальной знаний и имеющих 3-й спортивный разряд. Целью данного этапа является повышение спортивного мастерства учащихся до уровня 2 спортивного разряда. По сравнению с начальным обучением увеличивается роль самостоя-тельной и индивидуальной работы. Прививаются навыки работы со специальной литературой. Усложняется качество излагаемого материала. Увеличивается нагрузка. Добавляются следующие новые формы и методы работы с учащимися:
1. Изучение стратегии шахмат,
2. Изучение сложных окончаний,
3. Изучение истории развития шахмат, знакомство с сильнейшими шахмати-стами разных столетий,
4. Конкурсы решения комбинаций, задач и этюдов,
5. Участие в ответственных личных и командных соревнованиях,
6. Использование компьютеров.
В процессе формирования игровых навыков, решение тактических пози-ций дополняется заданиями логического характера, нацеливающими де-тей на анализ ситуации, логические размышления и выяснение причинно-следственных связей, способствующих возникновению той или иной позиции или игровой ситуации. Решение комбинаций, этюдов и задач способствует усилению концентрации внимания, так как требуется быстрый и точный расчёт вариантов и важно не пропустить какой-нибудь возможный контрудар противника.
Цель данной программы состоит в развитии, прежде всего, творческой личности, способной аналитически и критически подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также в воспитании гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и такти-ческих приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно считать варианты.