И.С. Мишустина. СЕНСОМОТОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

 
Детский сад № 40 в 2005 году отметил свое семидесятилетие. Это единственный детский сад в Центральном районе для детей с нарушением зрения. В нашем дошкольном учреждении обеспечивается стандарт общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности обучения и лечения детей с нарушением зрения. В детском саду решаются проблемы профилактики и улучшения зрения путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.
Лечение глазных заболеваний в детском саду проходит наиболее эффективнее, чем в поликлинике: в саду есть необходимое офтальмологическое оборудование для лечения зрения, процедуры проводят квалифицированные медсестра-ортоптистка и врач-офтальмолог.

В детском саду ребенок окружен опытными воспитателями, знающими особенности детей с нарушением зрения. Одновременно с лечением с детьми проводят коррекционные занятия  следующие специалисты:
тифлопедагог, логопед, психолог, преподаватель изобразительной деятельности, инструктор ЛФК.

В группах и кабинетах созданы офтальмологические условия, поддерживается специальный распорядок жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов и возможностей детей. Наполняемость групп: 6-12 детей.
Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия).
При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.
Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.
В связи с этим в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. На специальных коррекционных занятиях мной, тифлопедагогом, проводятся упражнения по развитию зрительного восприятия, формированию сенсорных эталонов, ориентировки, осязания и мелкой моторики и т.д.
Чаще я провожу комбинированные занятия, так как на них можно решать комплекс тифлопедагогических задач, всегда включаю в занятия с детьми различные двигательные действия с оригинальным содержанием. Ребенок в процессе выполнения заданий, игры, физических упражнений вынужден одновременно активизировать зрение, развивать мелкую моторику.

В литературе по воспитанию дошкольников с нарушением зрения приводится  много упражнений, нацеленных  на развитие мелкой моторики и пальчиковой гимнастики, а также упражнений для глаз. Я предлагаю упражнения, которые удобно проводить в кабинете, группе детского сада. Эти упражнения одновременно влияют на развитие зрения и развивают мелкую мускулатуру рук:
упражнения с мячом; метания в цель (горизонтальную и вертикальную); упражнения в шариковом бассейне; упражнения в пальчиковом бассейне; упражнения с прищепками на сетке; игры на осязание.
Использование комплексов упражнений повышает двигательную активность детей, снимает напряжение, активно упражняет зрение, тем самым развивает зрительно-двигательные возможности детей с нарушением зрения.
Разноцветные прищепки  на сетке
Цель. Развитие ловкости пальцев, силы, точности, глазомера. Развитие пространственных ориентировок. Многократное повторение движений, сжимание и разжимание с усилием бельевой прищепки, дает отличную тренировку кончикам пальцев правой и левой руки.
Материалы: сетка (малая волейбольная) располагается вертикально, разноцветные прищепки.

Описание работы
Ребенок подходит к своему рабочему месту – сетке (прищепки в корзине). Учитель предлагает ему вынимать прищепки одну за другой и, взяв тремя пальцами, прицеплять на сетку со следующими заданиями:
Прикрепление прищепок на различных предметах, в том числе на одежду своего товарища.
Прикрепление предмета (салфетка, тряпочки, карточки с различными тематическими рисунками, буквы, цифры).
Задание необходимо связывать с различными пространственными установками. Например: «Расположи карточки в левой (правой) части, выше-ниже…)
В разных  исходных положениях: на коленях, на четвереньках.
Пальчиковый бассейн
Цель.  Развитие мелкой моторики, активизация двигательных кинестезий, ощущений.
Материалы: в большой коробке высотой 6-8 см. рассыпаны горох и фасоль, сверху коробка закрыта, для рук сделаны отверстия.
Описание работы
Задания. Пальчиковая гимнастика.
Коза (вытянуть указательный и мизинец правой руки, затем левой, одновременно)
Очки (вытянуть 2 кружка из большого и указательного пальцев обоих рук, соединив их)
Зайцы  ( вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить)
Пауки (пальцы согнуты, медленно передвигаются)
Потешка «Этот пальчик» - Дети сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.

Диагностические пробы
Поиск предметов различной фактуры, величины, формы.
Загадки.

Занятия  в «Шариковом бассейне»
Коррекционная направленность упражнений реализуется в специальных заданиях:
- сосредоточение на отдельных шариках (выделение только красных, синих, желтых, зеленых);
- рассматривание шариков одним глазом (правым, левым), уточнение цвета;
- подбрасывание шариков вверх и сопровождение их взором;
- бросание шариков вверх и сопровождение их взором;
- подбрасывание шариков в бассейне правой, левой рукой сидя в бассейне, лежа в бассейне, зарывшись в шарики;
- перекладывание шариков из одной руки в другую из положения сидя, лежа, зарывшись в шарики;
- катание шариков в ладонях из положения сидя;
- упор на шариках руками в положении лежа на животе;
- разбивание шариков правой, левой рукой в положении сидя;
- отодвигание шариков рукой вправо (влево) в положении сидя, стоя;
- перебрасывание шариков из одной руки в другую;
- поднимание шариков ногами вверх из положения сидя, лежа;
- подбрасывание шариков ногами из положения лежа;
- отталкивание шариков ногами к барьеру бассейна одной, двумя ногами в положении сидя, лежа;
- собирание шариков ногами в положении сидя;
- катание шариков вправо-влево из положения сидя;
- катание шариков ногами в положении стоя;
- отодвигание шариков двумя руками вправо (влево) поверх шариков и зарывшись в них;
- подтягивание ног к себе, отбрасывание шариков в положении лежа;
- поворачивание с бока на бок, разгребая шарики;
- передвижение по бассейну, сначала сверху шариков, затем зарывшись;
- ныряние в шарики;
- релаксация (лежа в шариках).
Такие упражнения включают психоэмоциональное расслабление мышц и используются в конце занятия. Индивидуальные и подгрупповые занятия непродолжительны, 5-7 минут. Могут быть использованы и как часть физкультурного занятия или занятия лечебной физкультурой.

Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей  четвертого года жизни

ФОРМА
Знакомство с геометрическими фигурами:

- первичное знакомство с плоскими и объемными геометрическими фигурами (круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб);
- накопление сенсорного опыта, обследование фигур с помощью разных анализаторов.

Сопоставление формы предметов с геометрическими образцами:
- Сравнение и группировка фигур (абстрагирование от цвета и величины;
- Игровые упражнения с целью развития у детей умения зрительно расчленить форму предмета на части и воссоздать предмет из частей.

ВЕЛИЧИНА

Обучение способам сравнения предметов:
- накопление сенсорного опыта, определение размера предмета (большой, поменьше, маленький);
- сравнение предметов способом наложения и приложения;
- сравнение предметов по длине;
- сравнение предметов по высоте;
- сравнение предметов по ширине;
- сравнение предметов по толщине;
- введение в активный словарь понятий «большой, поменьше, маленький, больше, меньше, длиннее, короче, одинаковые, выше, ниже, толще, тоньше, размер предмета». 

Обучение установлению отношений между тремя предметами по размерам:  выстраивание ряда с постепенным изменением величины с ориентировкой на образец;  обучение приему попарного сравнения предметов для выстраивания ряда с постепенным изменением величины.

Подбор и группировка предметов по заданному признаку:
- выбор среди нескольких предметов такого же по образцу;
- классификация предметов с учетом одного качественного признака;
- классификация предметов с учетом нескольких качественных признаков.

ОРИЕНТИРОВКА  В ПРОСТРАНСТВЕ

Определение пространственного положения предметов относительно себя:
- повторение названий частей тела и лица;
- обучение определению на себе различных сторон и одновременные упражнения в различении взаимообратных направлений (вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад);
- закрепление правильного использования в активной речи точного значения предлогов (в-на-под-за-перед);

Обучение умению передвигаться в заданном направлении:
- передвигаться в указанном направлении в соответствии с вербальной инструкцией;
- формирование представлений (ближе-дальше, близко-далеко, высоко-низко);
- перенос навыков пространственной ориентировки на плоскость листа
- закрепление правильного использования предлогов (в-на-под-за-перед-между).
Наши любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения, обеспечивают всестороннее развитие ребенка, улучшение и исправление зрения и успешную подготовку к школе.


И.С. Мишустина, тифлопедагог ДОУ № 40