Программа «Подготовка спортсмена-баскетболиста» для подростков 14 – 17 лет на 4 года обучения
Авторы-составители: Тенятов Анатолий Петрович, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, Тенятова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Физическое воспитание - одно из необходимых условий полноценного развития школьников. Двигателем физического развития являются спортивные игры. Игра в баскетбол популярна во многих странах мира и в России. Баскетбол вышел вперед среди игровых видов спорта. Упражнения с мячом дает подростку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма, является необходимой чертой в облике российского гражданина.
При разработке программы за основу была принята программа по баскетболу для спортивных школ. Программа была адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи работы секции, содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической; физической; теоретической; интегральной подготовке; распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года; нормативные требования: приемные и выпускные.
Программа рассчитана на детей и подростков от 14 до 17 лет. Срок реализации программы - 4 года. Секцию могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта. Количество учащихся в группах 10 – 15 человек. Учебно-тренировочная нагрузка на группу 7,5 часов в неделю.
Цели и задачи работы секции
Цели:
• подготовка резерва юных спортсменов
• Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности
Цели:
• подготовка резерва юных спортсменов
• Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности
Задачи
• Развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств.
• Обучение основам техники перемещения и стоек, ловли, передачи, ведения мяча, броска мяча в корзину.
• Обучение тактическим действиям в нападении и защите.
• Приучение к игровым условиям.
• Привитие занимающимся стойкого интереса к занятиям баскетболом.
Методическое обеспечение программы
Основной принцип построения учебно-тренировочной работы в группах - универсальность в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, соблюдение требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Основная тенденция программы - обучающая, заключающаяся в стремлении создать предпосылки для успешного обучения юных спортсменов широкому технико- тактическому арсеналу, достижение высокого уровня специальной физической подготовленности в процессе подготовки на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования. Особое внимание нужно уделить физической и технической подготовке учащихся. На протяжении годичного цикла удельный вес отдельных видов подготовки меняется. Если в начале года превалирует физическая подготовка, объем которой может доходить до 60-70% всего времени, то в начале второй половине года, примерно соответствующей по времени соревновательному периоду в старших группах рекомендуется увеличение количества часов, отводимых в недельном цикле на техническую, тактическую и интегральную подготовку.
Группы начальной подготовки и учебно-тренировочные группы логически связаны между собой. Занятия в учебно-тренировочных группах продолжают развитие и совершенствование навыков, заложенных в ходе занятий в группах начальной подготовки.
Основное внимание сосредотачивается на физической и технической подготовке; происходит некоторое уменьшение времени, отводимого на занятия общей и специальной физической подготовкой, в связи с увеличением количества часов на тактическую и интегральную подготовку.
Значительно расширяется арсенал изучаемых технических умений и тактических действий. Увеличивается количество игр до 20. Тренер, учитывая уровень подготовленности учащихся и состав групп, предлагает материал для повторения по своему усмотрению с учетом поурочного распределения техники нападения и техники защиты, тактики нападения и тактики защиты. Для учащихся учебно-тренировочных групп проводятся занятия следующих видов направленности: комбинированное по технической и физической подготовке, целенаправленное по технической и интегральной подготовке.
На занятиях группы рекомендуется сочетание средств технической, тактической и интегральной подготовки в условиях совершенствования ранее изученного материала. При этом продолжительность занятий может меняться от 1,5 до 3 часов.
Диагностика результативности учебно-тренировочного процесса.
Основной показатель работы секции по баскетболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции баскетбола используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами Примерные варианты тестов и упражнений приведены в приложении.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год. Тестирование проводят в начале учебно-тренировочного года – в сентябре – октябре; затем в его середине – в декабре – январе и перед началом летней серии игр – в апреле – мае.. В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных играх. В систему заданий учебных игр последовательно включается программный материал данного года обучения по тактической и технической подготовке В эту систему вводятся задания на переключение в тактических. действиях с игры в нападении и защите на другую систему. Задания дифференцируются также с учетом игровых функций учащихся. Применяются игры уменьшенным составом. (4*4, 3*3, 2*2, 4*3, 2*3 и т. д.)
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и городского уровня.
Работа групп начальной подготовки
Основной принцип работы в группах начальной подготовки –универсальность, так как именно в этого времени закладываются основы дальнейших успешных занятий в секции.
В течение первого года занятий основные усилия педагогов направлены на укрепление здоровья детей и содействие их правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости Основное внимание уделяется физической подготовке, которая занимает до 60-70% времени. Следует заметить, что физическая подготовка осуществляется также в упражнениях технической направленности.
В течение первого года занятий основные усилия педагогов направлены на укрепление здоровья детей и содействие их правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости Основное внимание уделяется физической подготовке, которая занимает до 60-70% времени. Следует заметить, что физическая подготовка осуществляется также в упражнениях технической направленности.
Краткое содержание изучаемого курса
Развитие физической культуры и спорта в России
Физическая культура – составная часть воспитания гармонично развитого человека.
Задачи физического воспитания.
Задачи физического воспитания.
Сведения о строении и функциях организма человека -
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.
Костная система, связочный аппарат
Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.
Костная система, связочный аппарат
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Влияние физических упражнений на общее развитие организма в процессе занятий баскетболом.
Влияние физических упражнений на общее развитие организма в процессе занятий баскетболом.
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
Общий режим дня. Гигиена сна и питания. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение травм.
Общий режим дня. Гигиена сна и питания. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические требования к инвентарю и спортивной одежде. Предупреждение травм.
Правила игры в баскетбол Правила игры в баскетбол и стрит-бол.
Общая и специальная физическая подготовка
Значение общей физической подготовки для развития спортсмена. Гимнастический упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Прыжки, бег, подвижные игры.
Значение общей физической подготовки для развития спортсмена. Гимнастический упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки. Прыжки, бег, подвижные игры.
Основы техники и тактики игры
Техника – основа спортивного мастерства. Классификация техники и тактики игры. Целесообразность применения отдельных технических и тактических приемов.
Техника нападения – техника передвижения, стойка баскетболиста, ходьба, бег, передвижение приставными шагами, остановки, повороты на месте. Техника владения мячом: ловля мяча на уровне груди, ловля высокого мяча, ловля низкого мяча. Передача мяча: двумя руками от груди, двумя руками с верху, одной рукой от плеча. Броски мяча. Ведение мяча: с высоким отскоком, с низким отскоком.
Техника защиты – техника передвижений. Стойка защитника: с выставленной в перед ногой, со ступнями на одной линии.
Тактика нападения – индивидуальные действия: атака противника, получение мяча. Групповые действия: взаимодействие двух и более игроков. Командные действия: организация командных действий.
Тактика защиты - индивидуальные действия: выбор места организации защиты. Групповые действия: подстраховка как взаимодействие двух игроков. Командные действия: переключение от действий в нападении к действиям в защите.
Техника нападения – техника передвижения, стойка баскетболиста, ходьба, бег, передвижение приставными шагами, остановки, повороты на месте. Техника владения мячом: ловля мяча на уровне груди, ловля высокого мяча, ловля низкого мяча. Передача мяча: двумя руками от груди, двумя руками с верху, одной рукой от плеча. Броски мяча. Ведение мяча: с высоким отскоком, с низким отскоком.
Техника защиты – техника передвижений. Стойка защитника: с выставленной в перед ногой, со ступнями на одной линии.
Тактика нападения – индивидуальные действия: атака противника, получение мяча. Групповые действия: взаимодействие двух и более игроков. Командные действия: организация командных действий.
Тактика защиты - индивидуальные действия: выбор места организации защиты. Групповые действия: подстраховка как взаимодействие двух игроков. Командные действия: переключение от действий в нападении к действиям в защите.
Контрольные игры и соревнования
Участие в соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе
Участие в соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе
Контрольные испытания
Проводятся в течении учебного года
Проводятся в течении учебного года
Экскурсии и посещения соревнований
Посещение соревнований и анализ просмотренных игр
Посещение соревнований и анализ просмотренных игр
Работа учебно-тренировочных групп
При условии выполнения программного материала первого года занятий в группах начальной подготовки, занимающиеся достигают достаточно высокого уровня физической подготовленности, прочно овладевают основами техники и тактики игры, приобретают определенные игровые навыки, что позволяет ставить вопрос о достижении высокой спортивной формы в учебно-тренировочных группах. На данный период обучения предусмотрено иное соотношение видов подготовки на общую физическую подготовку отводится 17% времени, а на специальную - 21%, на техническую подготовку без ее включения в тактическую и интегральную подготовку отводится до 25%. Тактическая подготовка занимает 16% времени, интегральная 21%.
При условии выполнения программного материала первого года занятий в группах начальной подготовки, занимающиеся достигают достаточно высокого уровня физической подготовленности, прочно овладевают основами техники и тактики игры, приобретают определенные игровые навыки, что позволяет ставить вопрос о достижении высокой спортивной формы в учебно-тренировочных группах. На данный период обучения предусмотрено иное соотношение видов подготовки на общую физическую подготовку отводится 17% времени, а на специальную - 21%, на техническую подготовку без ее включения в тактическую и интегральную подготовку отводится до 25%. Тактическая подготовка занимает 16% времени, интегральная 21%.
Краткое содержание изучаемого курса
Общая физическая подготовка
Значение общей физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств достижения спортивно-технического мастерства
Парные и групповые упражнения :с сопротивлением, перетягиванием, переталкиванием. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки. Акробатические упражнения: кувырки, стойки. Бег: стартовые рывки ,бег со сменой направления, ускорение. Прыжки: с трамплина ,в длину. Подвижные игры: плавание, лыжи, коньки.
занятия по подготовке к сдаче норм контрольных испытаний
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения (для мышц рук и плечевого пояса, без предметов индивидуальные в парах; с набивными мячами, с гимнастическими палками, гантелями, с резиновыми амортизаторами).
Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения для мышц ног и таза.
Спортивные игры: волейбол, ручной мяч, футбол, хоккей, теннис
Значение общей физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств достижения спортивно-технического мастерства
Парные и групповые упражнения :с сопротивлением, перетягиванием, переталкиванием. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки. Акробатические упражнения: кувырки, стойки. Бег: стартовые рывки ,бег со сменой направления, ускорение. Прыжки: с трамплина ,в длину. Подвижные игры: плавание, лыжи, коньки.
занятия по подготовке к сдаче норм контрольных испытаний
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения (для мышц рук и плечевого пояса, без предметов индивидуальные в парах; с набивными мячами, с гимнастическими палками, гантелями, с резиновыми амортизаторами).
Упражнения для мышц туловища и шеи.
Упражнения для мышц ног и таза.
Спортивные игры: волейбол, ручной мяч, футбол, хоккей, теннис
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для развития быстроты (рывки 5; 10; 15 м.; и т. д. до 30 м.). Стартовые рывки с мячом, с партнером, челночный бег.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.
Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной или двумя руками подвешенных предметов. (сетки, щита, кольца)
Упражнения с отягощениями.
Упражнения с набивными мячами (2-5 кг.); передачи различными способами одной и двумя руками с местами в прыжке (20-50 раз)
Ходьба в полуприсяде с набивными мячами (50-100 м.)
Упражнения с мешками (вес до 10 кг).
Упражнения с грифом штанги на плечах.
Подвижные игры.
Упражнения для развития спец. выносливости.
Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и спец. циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности.
Для воспитания спец. выносливости в состоянии эмоционального напряжения и утомления используются упражнения высокой интенсивности.
Упражнения для воспитания специфической координации. Ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, прыжков.
Упражнения с баск. мячами у стены.
Ловля мяча после поворота, преодоление препятствия, дополнительной ловли и передачи, смены мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с поворотом на 180 градусов (360 градусов).
Упражнения с выполнением кувырков.
Передача мяча на быстроту, точность и правильность по отношению к выполнению задания.
Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием.
Подвижные игры: "ловля парами", "вертуны", "ловкие руки", "бег пингвинов".
Упражнения для развития качеств необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча.
Упражнения для кистей рук с гантелями, с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Передачи набивного мяча (стоя, сидя, лежа).
Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед вверх, прямо вверх, с правой руки на левую.
Упражнения для развития быстроты (рывки 5; 10; 15 м.; и т. д. до 30 м.). Стартовые рывки с мячом, с партнером, челночный бег.
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств.
Одиночные и серийные прыжки, толчком двумя и одной ногой (правой, левой), с доставанием одной или двумя руками подвешенных предметов. (сетки, щита, кольца)
Упражнения с отягощениями.
Упражнения с набивными мячами (2-5 кг.); передачи различными способами одной и двумя руками с местами в прыжке (20-50 раз)
Ходьба в полуприсяде с набивными мячами (50-100 м.)
Упражнения с мешками (вес до 10 кг).
Упражнения с грифом штанги на плечах.
Подвижные игры.
Упражнения для развития спец. выносливости.
Беговые, прыжковые, скоростно-силовые и спец. циклические упражнения, используемые в режиме высокой интенсивности.
Для воспитания спец. выносливости в состоянии эмоционального напряжения и утомления используются упражнения высокой интенсивности.
Упражнения для воспитания специфической координации. Ловля и передача мяча во время ходьбы, бега, прыжков.
Упражнения с баск. мячами у стены.
Ловля мяча после поворота, преодоление препятствия, дополнительной ловли и передачи, смены мест с партнером, стоящим справа или слева, после прыжка через мяч с поворотом на 180 градусов (360 градусов).
Упражнения с выполнением кувырков.
Передача мяча на быстроту, точность и правильность по отношению к выполнению задания.
Комбинированные упражнения с прыжками, рывками, кувырками, перепрыгиванием, напрыгиванием.
Подвижные игры: "ловля парами", "вертуны", "ловкие руки", "бег пингвинов".
Упражнения для развития качеств необходимых при выполнении ловли, передачи и броска мяча.
Упражнения для кистей рук с гантелями, с кистевым эспандером. Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Упражнения с резиновыми амортизаторами. Передачи набивного мяча (стоя, сидя, лежа).
Передачи набивного мяча в положении лежа на животе, на спине, сидя, стоя на коленях, многократные броски набивного мяча двумя руками от груди вперед, вперед вверх, прямо вверх, с правой руки на левую.
Основы техники и тактики игры
Техника нападения – техника передвижения. Техника владения мячом: ловля катящегося мяча, передача мяча двумя руками снизу, с отскоком от пола. Броски мяча одной рукой от плеча, сверху.
Техника защиты – техника передвижения в защитной стойке. Техника овладения мячом: вырывание, выбивание, перехват.
Тактика нападения – индивидуальные действия: выбор способа ловли мяча, передача мяча, применение способов на площадке. Групповые действия. Командные действия.
Тактика защиты –индивидуальные действия: применение изученных стоек и передвижений, противодействие нападающего. Групповые действия. Командные действия.
Техника нападения – техника передвижения. Техника владения мячом: ловля катящегося мяча, передача мяча двумя руками снизу, с отскоком от пола. Броски мяча одной рукой от плеча, сверху.
Техника защиты – техника передвижения в защитной стойке. Техника овладения мячом: вырывание, выбивание, перехват.
Тактика нападения – индивидуальные действия: выбор способа ловли мяча, передача мяча, применение способов на площадке. Групповые действия. Командные действия.
Тактика защиты –индивидуальные действия: применение изученных стоек и передвижений, противодействие нападающего. Групповые действия. Командные действия.
Контрольные игры и соревнования.
Участие в играх и соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе
Участие в играх и соревнованиях различного уровня в своей возрастной группе
Контрольные испытания
Проводятся в течении учебного года
Проводятся в течении учебного года
Посещение соревнований
Посещение соревнований различного уровня. Анализ просмотренных игр.
Посещение соревнований различного уровня. Анализ просмотренных игр.