О.В. Чернова, В.А. Ященко. ГЛАВНОЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ – РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ПОЗНАВАТЬ НОВОЕ

Детский сад № 34 создан в 1938 году, он находился ранее в ведомстве районного отдела здравоохранения, а в 1997 году передан на баланс районного отдела образования администрации Центрального района. Детский сад функционирует в статусе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников». Наше дошкольное учреждение аттестовано в 2003 году на вторую категорию.

Уровень и качество воспитательно-образовательного процесса

Цель: интегрированный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с учётом основных  направлений в развитии ребёнка.

Задачи:
Формирование экологической культуры дошкольников через оценку собственного поведения.
Развитие у детей первоначальных правовых знаний на основе Конвенции о правах ребёнка.
Способствовать формированию интеллектуально – психологической ориентации ребёнка на основе учёта требований социума и развития форм  работы по преемственности детского сада и школы.

В своей работе дошкольное учреждение использует следующие образовательные программы:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой;
Программа « Детство» (Санкт–Петербург, под редакцией З.А. Михайловой, Т.И. Бабаевой, Л.М. Гурович);
Программу «Школа–2100» разработанную коллективом учёных под научной редакцией академика Л.Л. Леонтьева (по данной программе ДОУ работает с 2002 года).

ДОУ продолжает работу по программе « Школа-2100», (группа « Солнышко» воспитатели: Е.К. Ведерникова, И.В. Лушпа), основной составляющей которой является интеллектуальная подготовка к школе. Это не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развития у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, навыков элементарного экспериментирования.

Главное в дошкольном обучении, на наш взгляд, - развитие потенциальной способности узнавать новое, в связи с этим педагоги нашего ДОУ заботятся прежде всего о том, чтобы у детей были сформированы общие способности и качества личности, (группа «Ручеёк» воспитатели: В.А. Маркина, С.А. Михайлова), которые бы обеспечивали  в дальнейшем успешность обучения ребёнка в школе.
Об этом можно судить по результатам педагогической диагностики: из 18 детей подготовительной группы 80% - имеют высокий уровень, 19% - средний уровень, 1% - ребёнок часто болеющий.
Медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ
Опираясь на основные направления создания предметной среды где окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного  развития индивидуальности ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, была приобретена игровая мебель в группы «Солнышко» и «Капелька», что позволило более рационально использовать сочетание цветовой гаммы, комфортность изделий, построение непересекающихся сфер активности. Это позволило детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.   Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую  информативность и индивидуальные возможности детей (группа « Домовёнок», воспитатели: С.А. Гордеева, И.В. Дудко).

В каждой возрастной группе организованы познавательные центры, включающие уголки экспериментирования, « зелёные уголки» с различными видами растений, имеются  гербарии, совместно с детьми сделаны макеты: «Пустыня», «Уголок с домашними животными»,  «Обитатели леса (дикие животные)», «Морское дно», «Северный полюс», развёрнуты уголки сюжетно-ролевых игр.  Организация и расположение предметов развивающей среды осуществляется рационально, логично и удобно для детей, отвечает  их возрастным особенностям и потребностям.
Одним из приоритетных направлений в ДОУ является реализация задач по охране жизни и здоровья детей. Для более чёткого представления результатов и выбора оптимальных путей, средств, методов оздоровления реализован  проект физкультурно-оздоровительной работы по следующим направлениям: 
- анализ состояния здоровья детей; 
- организация  и проведение летних оздоровительных мероприятий;
- контроль за санитарно – гигиеническими условиями в дошкольном учреждения;
- анализ качества питания;
- контроль за организацией физического воспитания, закаливающих процедур.

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий  воспитания здорового ребёнка. Большое внимание медико-педагогический коллектив  уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребёнка повышает его устойчивость  к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды.

В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:
- упражнения после сна (в постели);
- пробежки по пуговичному коврику;
- витаминизированное питьё;
- полоскание рта.

В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется чёткая организация медико-педагогического обслуживания  в соответствии  с учётом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей.
Для установления более тесной связи между семьёй и дошкольным учреждением проводятся индивидуальные беседы с родителями вновь поступивших детей, на которых обсуждаются условия жизни, режима питания, ухода и воспитания ребёнка в семье, особенности развития и поведения.
На основе бесед, наблюдений за поведением ребёнка в группе даются рекомендации  родителям, индивидуальные для каждого ребёнка. В случае необходимости устанавливается щадящий режим, закаливание, неполный день пребывания в детском саду.
Эффективность управленческой и методической работы
Современный педагог должен быть человеком мыслящим, способным к анализу и творческой переработке новых знаний. Но самому воспитателю сложно разобраться в обширном информационном потоке, поэтому в плане работы предусматривается система повышения профессионального мастерства воспитателей, через: аттестацию, курсы при НИПКиПРО, учёбу в вузах. Выступления воспитателей перед коллективом служат своего рода предзащитой, одновременно происходит ознакомление педагогического коллектива с новыми подходами в разных областях педагогической работы.
Педагогам  предоставляется возможность: 
- право в выборе методов и форм работы с детьми; 
- амостоятельность видов планирования;
- индивидуального оформления каждой возрастной группы.

В дошкольном учреждении педагогами обеспечивается единый комплексный воспитательно-образовательный подход: формирование  активной позиции родителей в воспитании детей, привлечение родителей к участию в работе дошкольного учреждения. 
Коллектив дошкольного образования принимает участие во всех мероприятиях района, а также в городских конкурсах и смотрах:
участие в районных выставках поделок из природного материала «Что за прелесть эта осень»; за интеллектуальную поделку с использованием различных видов материалов заняли второе место, награждены почётной грамотой;
наше дошкольное образовательное учреждение получило диплом лауреата городского конкурса «Инвестиционные образовательные проекты» за проект «Программа семейного воспитания»; 
детский сад является победителем I тура конкурса инвестиционных предложений на выставке «Инвестиционный потенциал  горда Новосибирска на рубеже XXI века»;
коллектив ДОУ награжден Почётной грамотой отдела образования администрации  Центрального района «За проведение творческого отчёта в рамках районной системы образования».

Развитие ребёнка зависит не только от того, как организован процесс воспитания, но где  и в каком окружении он живёт. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живёт ребёнок, способствует его развитию.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования среды в дошкольном учреждении  можно назвать:
- выполнение требований санитарно-эпидемиологической  станции с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребёнка;
- создание полноценной социальной среды развития ребёнка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения с взрослыми;
- создание «домашних уголков»;
- выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
- создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организация « уголков уединения»;
- использование игрушек и оборудования нового поколения;
- преодоление экономических трудностей при организации среды развития,  в том числе  привлечение различных источников финансирования.

Результативность  дошкольного учреждения как целостной воспитательно-образовательной работы представлена показателями:
- психологический  климат в дошкольном учреждении является в целом благоприятным для педагогического творчества, развития инновационных процессов, способствующих гуманизации воспитания, обеспечивающим психологических комфорт для ребёнка;
- степень удовлетворённости педагогов психологической атмосферой в дошкольном учреждении составляет 90%;
- степень удовлетворённости работой ДОУ родителями воспитанников  (в среднем по результатам анкетирования родителей) - 92%;
- дети «любят свой детский сад, своих воспитателей», уверены, что «будут приходить сюда после уроков в школе» (итоги собеседования психолога с выпускниками - воспитанниками подготовительной группы) – 100%.

Динамика здоровья детей в целом положительна. Об этом свидетельствует сравнительный анализ заболевания детей. Выпускники  ДОУ достаточно успешно переходят в условия  новой жизненной ситуации, адаптируются к школе.

Для того чтобы вы, уважаемые читатели, представили, насколько интересно и насыщено живут дети в нашем детском саду, предлагаем познакомиться с игрой-театрализацией  «Сказка о происхождении речи» из страны  «Пальчиковых игр».

Цель занятия
Демонстрация навыков овладения детьми пальчиковыми упражнениями.
Формирование единого, положительного эмоционального пространства между детьми средней и старшей группы.

Задачи
1. Развитие пластичности и гибкости рук пальцев рук.
2. Развитие умения передавать информацию невербальными средствами общения, включая мимику и жест.
3. Развитие фонематического слуха на примере правильной речи воспитателя.
4. Расширение кругозора и осведомлённости  детей о первобытном человеке.

Оборудование. Иллюстративное оформление зала; изображение динозавра и птеродактиля; муляжи деревьев. Дети одеты в сценические костюмы. (П/У- пальчиковые упражнения)
Музыкальное сопровождение: звуки природы.
Ход занятия
Вводная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Дети группы «Домовёнок» приглашают вас в страну пальчиковых игр. Вы когда-нибудь  задумывались о том, почему собаки лают, кошки мяукают, а люди разговаривают? Об этом мы покажем вам сказку, которая называется «Сказка о происхождении речи».
Под звуки музыки появляются дети. Образуя круг, они исполняют танец дикарей.

Основная часть
Воспитатель: В далёкие, стародавние времена, когда ещё по синему небу (П/У «Небо») не летали самолёты (П/У « Самолет»), не ездили машины (П/У « Машинист) и поезда (П/У «Поезд»), в диких тропических джунглях жило племя первобытных людей.  Дети садятся  по-турецки на ковёр.

Воспитатель:  Это были полулюди-полузвери. Но больше всего отличало их от современного человека то, что никто из них не умел разговаривать. Общались они  друг с другом с помощью жестов рук и пальцев.  Слова воспитателя сопровождаются активной жестикуляцией и мимикой детей.

Воспитатель: У дикарей не было ни домов (П/У «Дом»), ни одежды, они не спали на кроватях (П/У «Кровать), не пользовались столами (П/У «Стол») и стульями (П/У «Стул»), они жили в большой пещере и спали на голой земле.     Дети ложатся на ковёр, имитируя сон.

Воспитатель: Дни у племени проходили медленно и неторопливо. Утром, проснувшись, племя поднималось на охоту.    Дети встают, потягиваются, становятся в круг и демонстрируют пальчиковые упражнения, двигаясь по кругу.

Воспитатель: Первобытные люди-дикари долго бродили по джунглям в поисках добычи: мамонта (П/У «Мамонт»), оленя (П/У «Олень»), птицы (П/У «Орёл»).
Дикари выслеживали дичь, затем медленно окружали её, круг становился всё теснее и, наконец, единым взмахом своих копий и палок дикари поражали свою добычу.
Дети имитируют охоту, затем расходятся и садятся на ковёр.
Воспитатель: Это была пища дикарей на целый день. У них не было тогда ни кастрюль (П/У «Кастрюля»), ни сковородок (П/У «Сковорода»), поэтому они жарили куски мяса на огромных вертелах и камнях.   Дети сопровождают слова воспитателя мимикой и жестами.

Воспитатель: И всё-таки древние люди были людьми, и у них была потребность в общении. Они жестами показывали друг другу небо (П/У «Небо») и солнце (П/У «Солнце»),  когда хотели сказать, что погода стоит прекрасная (сопровождение мимикой и жестами). Они могли показать, где находится добыча (П/У и жесты), вода (жесты и мимика), путь к своему жилищу (П/У «Пещера»). У дикарей даже была любимая  песня, которую пело всё племя, находясь после сытного ужина в прекрасном расположении духа.   Дети,  сидя  по-турецки,  исполняют песню дикарей.

Оа Лейла, оа Лейла
(жесты, мимика)
Эри тинки пумпа Э
(ПУ « Солнце», «Воздух», « Вода»)
Эри тинки пумпа Э
Э пата пата патам
(жесты, мимика)
Э пата пата патам
Оа Лейла, оа Лейла

Воспитатель: И вот однажды к их костру на звуки песни вышел незнакомый пришелец – дикарь.   
Появляется ребёнок, изображающий дикаря.

Воспитатель: Он долго пытался объяснить дикарям жестами, что ему очень понравилось их пение, и он хочет присоединиться к ним, но дикари так и не смогли понять его и только удивлялись. (Речь воспитателя сопровождается жестами и мимикой детей). И тогда ему в голову пришла блестящая идея: все звуки обозначить на пальцах знаками и научить дикарей пользоваться ими.
Ребёнок стоит в центре круга и демонстрирует изображение букв на пальцах. Дети повторяют сначала жестом, потом голосом.

А-, О-, М-,
Я-, Ты-, Мы-,
Н, Е. – небо, С, О, - солнце

Воспитатель: И вот так, буква за буквой, слово за словом,  дикари научились говорить. Конечно, это была далеко не такая речь, которой мы общаемся сейчас. Прошли многие миллионы лет, прежде чем человек научился говорить тем грамотным современным языком, которым он говорит сейчас.
Дети образуют полукруг, звучит песня: «Хорошо, что появилась человеческая речь». Воспитатель аккомпанирует пению, которое сопровождается демонстрацией пальчиковые упражнений (П/У)

Хорошо, что появилась
Человеческая речь,
И теперь все люди могут
Разговаривать и петь.

Припев:
Буква «О» и буква «А»
Солнце, воздух и вода
Для чего нам говорить?
Чтобы мы могли дружить!

Все  мы смотрим телевизор,
Слушаем магнитофон.
А когда-то древний предок,
Разговаривать не мог.
Припев
Древний динозавр и ящер
Не умели говорить.
И бегущим и летящим -
Трудно всем без речи жить.
Припев
Мы напишем слово «мама»
Скажем лучшие слова.
Чувство выразить друг другу
Нам без языка нельзя.
Припев

Заключительная часть
Воспитатель, обращаясь к зрителям, предлагает им стать жителями «Страны пальчиковых игр». Ребята снова поют песню « Хорошо, что появилась человеческая речь!» и повторяют вместе с «дикарями» пальчиковые упражнения и движения. Участвует весь зал.
Воспитатель: Ребята, вы узнали, откуда и как появилась человеческая речь, какими были наши предки - первобытные люди.

О.В. Чернова, заведующая МДОУ № 34 первой квалификационной категории
В.А. Ященко, старший воспитатель первой квалификационной категории ДОУ № 34