КОМПЛЕКСНАЯ МНОГОУРОВНЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Магия мысли» на 7 лет обучения для детей и подростков 7-
17 лет
Авторы-составители: Афанасьев Александр Сергеевич, педагог дополнительного образования высшей категории, Левадная Елена Борисовна, педагог дополнительного образования высшей категории, Мальчикова Лариса Геннадьевна, педагог дополнительного образования высшей категории, Юшкова Анна Геннадьевна, педагог дополнительного образования высшей категории
Интеллектуальные игры как исторически обусловленное общественное явление с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и воспитательный, развивающий. Игра обучала навыкам социального поведения, развивала многие социально-значимые навыки человека.
В более поздние времена многие отечественные психологи и педагоги (А.П. Аникева, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин), выражая передовые идеи в области воспитания, в том числе, и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.
Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена, произнесенные им в начале 20 века: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещенным. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса». Современная система образования на грани нового тысячелетия должна обратиться к активному использованию игр в воспитании и обучении подрастающего поколения. Культура игровой деятельности, в том числе и интеллектуальной, должна стать сегодня предметом пристального интереса педагогов-практиков.
Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой деятельности являются клубы интеллектуального развития. Интеллектуальный клуб «Магия мысли» является структурным подразделением Центра интеллектуального развития детей и подростков (Приложение 1). Именно клубная форма работы позволяют педагогу последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой ребенка, управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с все более возрастающим потоком информации. Дополнительное образование создаёт для этого необходимые условия.
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Для школьников очень важно почувствовать себя взрослыми, им важен приобретаемый статус в мире взрослых, важен социальный опыт, ставящий их, условно говоря, на одну ступеньку с состоявшимися в интеллектуальном отношении людьми. Детям важна также практическая значимость их деятельности. Клуб интеллектуальных игр дает, поэтому, ценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.
В основу настоящей комплексной образовательной программы определены педагогические принципы, реализуемые в Ассоциации Молодежных Клубов Интеллектуального Развития (АМКИР).
Концептуально-методическая база образовательной программы
Основная цель деятельности интеллектуального клуба «Магия мысли» - создание детского коллектива (команды), вовлекающего школьника в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.
Программа деятельности интеллектуального клуба «Магия мысли» - реализуется в опоре на трёхуровневую педагогическую модель. Поэтому представленная основная цель деятельности клуба «Магия мысли» дифференцируется в соответствии с выделяемыми уровнями. В свою очередь, уровни определяются в зависимости от возрастных особенностей интеллектуального развития детей.
Уровневое моделирование образовательного процесса
В младшем школьном возрасте, при переходе ребёнка с дошкольного детства к обучению в школе, учебная деятельность становится ведущей. Но и игра не выпадает из сферы актуальных ресурсов развития ребёнка. В системе учреждений дополнительного образования, в деятельности клуба интеллектуального развития, такая взаимосвязь, на наш взгляд, находит для себя наиболее оптимальное выражение. Её мы стремимся реализовать на данной ступени интеллектуального развития ребёнка.
В младшем школьном возрасте, при переходе ребёнка с дошкольного детства к обучению в школе, учебная деятельность становится ведущей. Но и игра не выпадает из сферы актуальных ресурсов развития ребёнка. В системе учреждений дополнительного образования, в деятельности клуба интеллектуального развития, такая взаимосвязь, на наш взгляд, находит для себя наиболее оптимальное выражение. Её мы стремимся реализовать на данной ступени интеллектуального развития ребёнка.
Ребёнок среднего звена – это подросток. Он уже не новичок в образовательной деятельности, но и ещё не старшеклассник. Развитие его личности мы рассматриваем как развитие индивидуальности, способности быть автором, активным созидателем своей жизни, умеющим ставить цель, искать способы её достижения. Иными словами, быть способным к свободному и ответственному социальному выбору. Развитие индивидуальности – это и развитие интеллекта, выработка особого отношения к своим технологическим ресурсам (способностям), их максимальное использование, а часто и стремление выйти за их пределы. Поэтому представляется правомерным выделить в ключевую задачу развитие индивидуальности у подростков в процессе занятий в клубе интеллектуального развития. Этому посвящена деятельность данной ступени развития ребёнка.
Для ребят старшего школьного возраста возможность широкого практического включения во все социально-значимые сферы жизнедеятельности достаточна ограничена, потребность в самоопределении весьма актуальна. Действительно, впереди взрослая самостоятельная жизнь с её непрерывными альтернативами. Поэтому эмоциональное, психическое и нравственное состояние старшеклассников, их умение определиться с выбором, даёт им большую уверенность в социуме. А уверенность в себе в своих силах – это мощный психологический фактор, тем более, что подростки являются наиболее незащищённой частью общества в силу возраста и своеобразного социального статуса. Интеллектуальная деятельность располагает в этой связи значительными ресурсами .Клуб интеллектуальных игр комплексно решает эти проблемы через игру. Психологи утверждают, что учебный процесс наиболее эффективен, если обличён в игровую форму, живо и доходчиво организован.
Клуб как оптимальная организационно-педагогическая форма
Употребляя понятие «клуб», мы имеем в виду информационно - досуговое сообщество, особую организацию учебно-творческой деятельности, а также особый стиль общения. Как известно, английское слово «club» имеет ряд значений, среди них: «собираться вместе», «устраивать складчину», «клуб». Всё это характеризует педагогический профиль деятельности клуба.
Учебные клубные занятия востребованы, прежде всего, самими школьниками, поскольку они удовлетворяют здесь свои особые их потребности и познавательные, и социальные. Эти потребности, можно свести к шести основным блокам:
• потребность в общении;
• потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;
• потребность в творчестве;
• потребность в разностороннем развитии;
• потребность в отдыхе;
• потребность в успехе, достижении, а также связанным с успехом удовольствием.
Для педагогически последовательного интеллектуально-творческого развития воспитанников необходима достаточно частая смена деятельности, видов общения, ролевые перемещения и изменение социального статуса. В этой связи клуб как специфическое объединение школьников дает возможность оптимизировать познавательно- творческую деятельность ребят, связывает ее определенной социально-психологической организацией, позволяет постепенно расширять, углублять, совершенствовать эту деятельность. Клуб помогает повысить самостоятельность обучающихся. Наконец, он дает возможность обрести существенный рост в духовно- нравственном развитии обучающихся, так как расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное средство педагогического влияния, как коллектив.
Клуб интеллектуальных игр «Магия мысли» комплексно решает названные проблемы через игру. Учебный процесс максимально обличен в игровую форму, живо и доходчиво организован. Наша игра – это и есть учебный процесс, в результате которой у подростка-старшеклассника формируются знания, умение и опыт, а также развиваются интеллектуальные чувства, которые играют важную роль в социальном, интеллектуальном и эмоциональном становлении личности ребёнка – от дошкольного детства до юношеского возраста.
Педагогу, педагогически грамотно использующему игру, важно с наибольшей полнотой раскрыть индивидуальные особенности детей, их творческие устремления, направить их общение на реализацию потребности во взрослении. «Интеллектуальное взросление», при благоприятных условиях допускает перенос приобретённого опыта и в сферу социальных отношений. Процесс обучения в клубе должен быть направлен в конечном счете на то, чтобы ребята научились успешно выходить из любой жизненной ситуации, используя весь свой творческий потенциал, логику, воображение, интеллект и навыки общения с другими людьми. Это – основополагающий для нас принцип – принцип последовательного социального преобразования интеллектуального опыта ребёнка, приобретённого в клубе. Этот принцип и предопределяет комплексную направленность образовательной программы: и обучающую, и социально-ориентирующую.
В работе клуба также реализуются следующие педагогические принципы:
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);
- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;
- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социо-культурной среде, не противоречащей природе ребёнка;
- принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно – образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельность педагогов;
- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;
- принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность каждой ступени как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы центра развития. С другой стороны деятельность клуба должна рассматриваться как целесообразная и целенаправленная система учреждения.
В нашем сложном мире очень важно, по справедливым словам Теодора Рузвельта, «делать что можешь, с помощью того, что имеешь и там, где находишься». Эти слова наиболее полно, интегрировано отражают реализуемые нами цели, задачи и критерии оценки стратегических результатов занятий с ребятами. Это то, чему в итоге их нужно научить, то, чем может быть полезен им клуб в жизни.
Основные формы организации учебно-познавательного процесса
Учебные занятия проводятся, как правило, небольшими микрогруппами (6-7 человек). В состав учебной группы входят учащиеся, завершившие обучение на предшествующем уровне своего интеллектуального развития. Комплектование учебной группы идет по принципу создания условий для наибольшего комфорта обучаемых.
Основные формы работы:
- индивидуальная (с авторами вопросов и создателями авторских программ);
- групповая (психологические тренинги, подготовка к тематическим играм);
конечно, необходимы занятия и с объединенными группами, то есть фронтально, со всем коллективом.
Это коллективные формы проработки вопросов и ответов, психологические, ассоциативные игры, посещение культурных центров г. Новосибирска, а также клубные вечера отдыха.
Особо ответственна и специфична деятельность интеллектуального клуба III уровня «Путь к совершенствованию». Здесь заявляют о себе следующие специфические признаки:
• эффективность занятий в клубе определяется умением анализировать и объективно оценивать свою деятельность в коллективе, участия в соревнованиях с другими клубами;
• важнейшим критерием оценки качества обученности становится умение создавать «игровые вопросы» и участвовать в создании игр и их проведении;
• трансформация учебно-игрового опыта в социально значимые характеристики личности старшеклассников: умение оптимистично реагировать на трудности, быть настойчивым, самостоятельным, инициативным и др.
К такой модели качества обучения устремлён учебно-познавательный процесс предшествующих уровней обучения.
Особо ответственна и специфична деятельность интеллектуального клуба III уровня «Путь к совершенствованию». Здесь заявляют о себе следующие специфические признаки:
• эффективность занятий в клубе определяется умением анализировать и объективно оценивать свою деятельность в коллективе, участия в соревнованиях с другими клубами;
• важнейшим критерием оценки качества обученности становится умение создавать «игровые вопросы» и участвовать в создании игр и их проведении;
• трансформация учебно-игрового опыта в социально значимые характеристики личности старшеклассников: умение оптимистично реагировать на трудности, быть настойчивым, самостоятельным, инициативным и др.
К такой модели качества обучения устремлён учебно-познавательный процесс предшествующих уровней обучения.
Оценка результатов
Оценка результатов занятий младших школьников в клубе интеллектуального развития осуществляется с помощью следующих критериев:
- умение работать в коллективе над решением предложенной интеллектуальной задачей;
- знание начальных теоретических основ решения интеллектуальных задач;
- устойчивый интерес к игровой интеллектуально-творческой деятельности