ОСНОВЫ ИГРЫ НА ШЕСТИСТРУННОЙ ГИТАРЕ   Для учащихся 15-17 лет 

 
 
Автор-составитель: Зарипова И.К., преподаватель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка
Рабочая программа  «Основы игры на шестиструнной гитаре» составлена на основе уже имеющихся программ по обучению игре на гитаре, а также является результатом педагогического опыта автора. Программа ориентирована на учащихся 14-17 лет, рассчитана на один год обучения и предполагает организацию учебного процесса  в форме индивидуальных занятий по 2 часа в неделю.

Возраст учащихся ограничен подростковым периодом не случайно. Юношеский период характеризуется стремлением подростков к познавательной деятельности, формированием ценностных ориентиров, стремлением проявить свою  индивидуальность, желанием нравиться, быть уважаемым в кругу друзей, одноклассников. Умение играть на гитаре и петь под собственный аккомпанемент дает старшеклассникам возможность обратить на себя внимание ровесников, проявить свое «я», реализовать свой творческий потенциал и просто получать удовольствие от собственного творчества.

При составлении программы и в работе с учащимися используется авторская методика начального обучения игре на гитаре известного педагога-гитариста, заслуженного работника культуры России Ю.П. Кузина.

Целью программы является не только приобщение учащихся к музыкальному искусству посредством освоения популярного и общедоступного инструмента гитары, но и  создание условий для творческой самореализации учащихся в сфере музыкальной деятельности, а также содействие формированию у них качеств, присущих разносторонне и гармонично развитой личности.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение учащихся системой опорных знаний, умений и навыков, создающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и музыкального самообразования;
- развитие творческой инициативы, активности и самостоятельности в процессе освоения инструмента;
- выявление и развитие творческих способностей учащихся;
- повышение  уровня их музыкальной культуры и художественного вкуса.

Данная программа строится на следующих основополагающих принципах педагагической деятельности.
1. Принцип гуманизации (доступности). Данный принцип выражается в подходе к подбору репертуара, определении содержания учебного материала,  доступных способах его преподнесения.
2. Принцип последовательности: содержательные задачи решаются методом изложения учебного материала «от простого к сложному», в соответствии с индивидуальными познавательными возможностями учащегося;
3. Принцип демократизации (осознанности) проявляется в предоставлении учащимся свобод для саморазвития, реализации творческого потенциала через репертуар определенной направленности и стиля.
4. Принцип комплексности (наглядности). В основу этого принципа положен учет психофизиологических особенностей по восприятию окружающего мира, в частности, учебного материала. Одно и то же содержание представляется в разных видах.
5. Принцип связи теории с практикой. Для выполнения поставленных задач необходимо добиваться такого уровня теоретических знаний, на котором учащиеся не только знают, но и умеют применять свои знания на практике, при игре на инструменте. В свою очередь, практическая работа является способом закрепления теории, накопления и совершенствования уже приобретенных умений и навыков исполнительства.
6. Принцип индивидуального подхода в обучении. Индивидуальная форма занятий способствует достаточно скорому выявлению музыкальных способностей каждого учащегося, раскрытию индивидуальных физиологических и психологических особенностей, его интересов, личностно-значимых ценностей. Таким образом, при подготовке урока и учебного музыкального материала, прежде всего, придается значение индивидуальным способностям и опыту конкретного человека.
 

Освоение любого музыкального инструмента невозможно без приобретения определенного минимума знаний по элементарной теории музыки, поэтому содержание программы включает в себя два раздела: теоретический, содержащий элементы музыкальной грамоты, и практический, в котором изложены дидактические единицы по освоению инструмента.

В примерном репертуарном списке предложены пьесы, которые можно использовать  для практической работы,  как при освоении инструмента, так и при знакомстве с музыкальной грамотой.
При подборе репертуара по теме «Музыкальное творчество» важна инициативность и самостоятельность учащегося. Стиль песен определяется его личными интересами и увлечениями.
Данная программа является рабочей, а значит, предполагает возможность ее дальнейшего совершенствования.
Требования к учащимся в процессе реализации программы могут иметь вариативный характер с учетом их индивидуальных способностей, творческих замыслов педагога и учащегося.
 
Содержание программы
1. Музыкальная грамота.
1.1  Звуковысотность.
Звуки музыкальные и шумовые. Клавиатура фортепиано.
Звукоряд. Октава. Регистр. Нотный стан. Скрипичный ключ. Нота. Названия нот. Расположение нот на нотном стане. Буквенное обозначение звуков.
1.2  Метроритм.
Длительность звука. Ритм. Тактовая черта. Такт. Размер. Акцент. Сильная и слабая доли. Метр. Пауза. Размеры 2/4, 3/4, 4/4. Затакт. Затактовая структура мелодии. Ауфтакт.
Знаки увеличения длительностей нот (точка, лига, фермата).
1.3  Знаки альтерации.
Полутон. Тон. Общее понятие о знаках альтерации. Диез. Бемоль. Бекар. Ключевые и случайные знаки альтерации.
1.4  Динамические оттенки.
Основные динамические оттенки и их обозначения. Динамические оттенки как средство эмоциональной выразительности, развития музыкального образа.
1.5  Интервалы
Понятие «интервал». Мелодический и гармонический интервалы. Названия интервалов. Количественная и качественная характеристика интервалов.
1.6  Лад. Тональность.
Лад. Тоника. Мажор. Минор. Строение мажора и минора. Тональность. Устойчивые ступени лада. Тоническое трезвучие.
1.7  Аккорд.
Понятия «аккорд», «трезвучие». Мажорное и минорное трезвучия, их качественная характеристика (интервальный состав). Буквенные обозначения аккордов.. Септаккорд, нонаккорд, их качественная характеристика.