Л.А. Смирнягина. О РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОГО КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ

В соответствии с новыми требованиями к уровню образования, содержащимися в нормативных документах Министерства образования РФ, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) призвано в своей деятельности реализовывать следующие задачи:

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
- охрана жизни и укрепление здоровья детей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В  нашем детском саду № 421 обеспечивается единый комплексный воспитательно-образовательный подход, который предоставляет родителям возможность выбора образовательных услуг. Мы ввели гибкий режим посещения ДОУ, по желанию родителей возможно неполное пребывание детей в группе. Педагогический совет выбирает содержание деятельности, учитывая потребности родителей. 
Вся воспитательно-образовательная и оздоровительная деятельность детского сада осуществляется в соответствии с основными принципами Закона РФ «Об образовании», «Положении о дошкольном учреждении», Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, которые определили гуманизацию и демократизацию образования.

Изучение и апробирование разнообразных воспитательно-образовательных программ привело коллектив  нашего ДОУ к выбору образовательной  программы «Школа 2100», которая разработана коллективом учёных под научной редакцией академика РАН  А.А. Леонтьева. Данная программа основана на идее непрерывного образования и по существу предполагает реализацию целей, принципов и перспектив развития российского образования, включая  и воспитание на ближайшие десять лет. Содержание комплекта по дошкольной подготовке «Школа 2100» даёт возможность соответствовать стандартным требованиям по дошкольному образованию и органично вводить ребёнка в школьное образование, в чём, на наш взгляд, и заключается задача современного дошкольного образования. Содержание всех курсов программы подчинено одной главной цели – развитию способности мыслить избирательно и продуктивно, а также соответствует основной задаче - всестороннему развитию ребёнка - развитию его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Именно дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующую, школьную ступень образовательной системы. К сожалению, в современных образовательных программах остается ведущим подход к обучению как к усвоению определенной суммы знаний. А ведь требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Требования, предъявляемые к современному уровню образования: развитие памяти, мышления, интеллекта, полноценное существование в современной информационно насыщенной среде определяют принципиально важное направление работы: обеспечение продуктивности образования.
Основными характеристиками, отличающими продуктивное образование, можно назвать следующие:
- образование дает каждому человеку необходимые средства для его социализации; обеспечивает духовное, этнокультурное, профессиональное самоопределение;
- создает базу для роста общекультурного багажа, повышение профессионального и социального статуса.
Следовательно, на первый план выходят развитие личности, воображения, формирование эстетического восприятия мира, поддержка творческого начала в ребенке.
Тема творчества представляется актуальной как в аспекте воспитания, так и в культурологическом аспекте: человек с большими возможностями самореализации является значимым показателем развитости культуры в обществе. Истоком всего этого, началом является дошкольное образование.
Пытаясь решить поставленные жизнью проблемы, педагогический коллектив нашего ДОУ главным в образовательно-воспитательном процессе считает обращение к искусству и культуре. Но искусство существует тогда и только тогда, когда кроме творца-писателя, художника, музыканта, существует тот, кто воспринимает произведения искусства - читатель, зритель, слушатель. Поэтому, воспитать читателя, зрителя, слушателя, человека, способного воспринять духовный опыт человечества; раскрыть творческий и нравственный  потенциал дошкольников – вот главная цель работы нашего коллектива.

Приоритетными направлениями деятельности ДОУ являются два основных положения: развитие творческой личности и воспитание эстетического отношения к окружающему.

Задачи
Обогащение духовного мира различными средствами (музыка, хореография, изодеятельность, театр).
Формирование эстетического отношения к природе, людям, истории своего народа, ценностям культуры.
Развитие чувственного восприятия мира, воображения.
Формирование эмоционально-положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям.
Развитие крупной и мелкой моторики, пластической и мимической выразительности.

Реализация  поставленных целей

Педагоги в своей работе используют программу «Школа-2100», «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, современные парциальные программы и технологии, направленные на развитие личности ребенПедагоги в своей работе используют программу «Школа-2100», «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, современные парциальные программы и технологии, направленные на развитие личности ребенка как человека культурного, компетентного, оптимистичного, творческого. Эти задачи реализуются практически на всех занятиях, в совместной образовательной, а также в процессе театрально-игровой деятельности. За годы апробации программы, нам пришлось несколько изменить структуру проведения занятий, сократив до минимума нахождение ребёнка за столом. Занятия мы стали проводить, используя деятельностный метод, где знания не даются ребёнку в готовом виде, а постигаются им путём самостоятельного анализа в ходе проведения различных экспериментов. Особенно успешно это реализуется в курсе «Информатики», «Здравствуй, мир!», «По дороге к азбуке» (для 1-2 года обучения), где воспитатель вместе с детьми проводят множество практических опытов на заданную тему, где ребёнок сам выступает в роли исследователя, открывающего основополагающие свойства и отношения. А уже изученный материал детям предлагается закрепить работой в тетрадях. Таким образом формируется творческая и ориентировочная основа деятельности ребенка.

Изменилась у нас и методика преподавания курса по синтезу искусств «Путешествие в прекрасное». Сначала ведущая роль была отдана музыкальному руководителю. Но поскольку этот курс содержит в себе мощный познавательный блок, то воспитатель получился «отрезанным» от этого блока, к тому же туда включено множество заданий по изобразительной деятельности, в которой не каждый музыкальный руководитель компетентен. Поэтому с января 2002 года главная роль отдана воспитателю, который в совместной деятельности изучает с детьми основные положения предложенной темы, а на следующий день музыкальный руководитель закрепляет музыкальные знания на своём занятии.
На наш взгляд, этот раздел необходимо вести освобожденному квалифицированному специалисту по всем видам искусства: изо, музыка и движения. Но пока такого мы не имеем, мы разработали свой вариант реализации этого раздела программы.

На протяжении последних трех лет складывалась определенная система работы с родителями. Основные подходы следующие:
- признание главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка.
- вовлечение родителей в жизнь ДОУ.
- обеспечение регулярного общения педагогического коллектива и родителей.
- делегирование родителям части функции контроля.
- работа с трудными семьями.

В ДОУ работают родительские комитеты в группах. Родители могут присутствовать на занятиях, помогают в организации и проведении мероприятий, режимных моментов. Педагогами оказывается индивидуальная педагогическая помощь родителям (консультации, посещения семьи на дому). Используются различные средства информирования родителей: оформляются тематические выставки, специальные стенды, демонстрируются видеофильмы.

Показателями результативности работы ДОУ в данном направлении являются:
- удовлетворенность родителей работой ДОУ;
- удовлетворенность родителей степенью  информированности о своем ребенке, о работе группы, о ДОУ в целом и т.д.;
- удовлетворенность   родителей    характером    взаимодействия   с педагогами и руководителями ДОУ.

Все педагоги нашего ДОУ верят: ребенок - с самого детства прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо. Но путь развития творческой личности возможен только при грамотном сотрудничестве с любящим взрослым. Коллектив ДОУ зарекомендовал себя как инициативный, творческий, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь раскрыть и развить его способности. Занятия организуются таким образом, что дети имеют возможность проявлять увлеченность и старание, открыто выражать чувства и эмоции; они готовы к творчеству, фантазированию и перевоплощению. Цель педагогов – сохранить это и развить личностный потенциал дошкольников. Педагоги активно работают, ищут новые подходы формирования эмоциональной культуры, исполнительских способностей и развитию и расширению кругозора детей. Педагоги разрабатывают интересные направления:

- О.А Лоенко «Роль художественно-дидактической игры в развитии творческого воображения»,
- И.В. Бухтоярова «Развитие воображения посредством ИЗО деятельности»;
- О.Б. Федосова «Полихудожественный подход как средство образного развития ребенка»;
- Е.А. Мазур «Формирование чувства малой родины у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».

Конечно, не все получается в нашей работе так гладко, как хотелось бы: только тот, кот регулярно бывает в театре или на концертах, систематически посещает выставки и музеи, читает книги по истории изобразительного искусства, музыки, театра, знакомится с творчеством выдающихся художников, может научиться видеть и ценить в искусстве то, чего не видел и не ценил раньше и научить этому других. Значит,  педагог должен постоянно повышать уровень своей культуры. Современный педагог должен быть человеком мыслящим, способным к анализу и творческой переработке новых знаний, но самому воспитателю сложно разобраться в информационном потоке, поэтому в годовом плане работы предусматривается программа повышения профессионального мастерства педагогического коллектива, включая в себя такие мероприятия, как:
- Педагогические чтения по тематике творческих работ педагогов, подготовленных в рамках аттестации. ка как человека культурного, компетентного, оптимистичного, творческого. Эти задачи реализуются практически на всех занятиях, в совместной образовательной, а также в процессе театрально-игровой деятельности. За годы апробации программы, нам пришлось несколько изменить структуру проведения занятий, сократив до минимума нахождение ребёнка за столом. Занятия мы стали проводить, используя деятельностный метод, где знания не даются ребёнку в готовом виде, а постигаются им путём самостоятельного анализа в ходе проведения различных экспериментов. Особенно успешно это реализуется в курсе «Информатики», «Здравствуй, мир!», «По дороге к азбуке» (для 1-2 года обучения), где воспитатель вместе с детьми проводят множество практических опытов на заданную тему, где ребёнок сам выступает в роли исследователя, открывающего основополагающие свойства и отношения. А уже изученный материал детям предлагается закрепить работой в тетрадях. Таким образом формируется творческая и ориентировочная основа деятельности ребенка.Изменилась у нас и методика преподавания курса по синтезу искусств «Путешествие в прекрасное». Сначала ведущая роль была отдана музыкальному руководителю. Но поскольку этот курс содержит в себе мощный познавательный блок, то воспитатель получился «отрезанным» от этого блока, к тому же туда включено множество заданий по изобразительной деятельности, в которой не каждый музыкальный руководитель компетентен. Поэтому с января 2002 года главная роль отдана воспитателю, который в совместной деятельности изучает с детьми основные положения предложенной темы, а на следующий день музыкальный руководитель закрепляет музыкальные знания на своём занятии. На наш взгляд, этот раздел необходимо вести освобожденному квалифицированному специалисту по всем видам искусства: изо, музыка и движения. Но пока такого мы не имеем, мы разработали свой вариант реализации этого раздела программы.На протяжении последних трех лет складывалась определенная система работы с родителями. Основные подходы следующие:- признание главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка.- вовлечение родителей в жизнь ДОУ. - обеспечение регулярного общения педагогического коллектива и родителей.- делегирование родителям части функции контроля.- работа с трудными семьями.В ДОУ работают родительские комитеты в группах. Родители могут присутствовать на занятиях, помогают в организации и проведении мероприятий, режимных моментов. Педагогами оказывается индивидуальная педагогическая помощь родителям (консультации, посещения семьи на дому). Используются различные средства информирования родителей: оформляются тематические выставки, специальные стенды, демонстрируются видеофильмы.Показателями результативности работы ДОУ в данном направлении являются:- удовлетворенность родителей работой ДОУ;- удовлетворенность родителей степенью  информированности о своем ребенке, о работе группы, о ДОУ в целом и т.д.;- удовлетворенность   родителей    характером    взаимодействия   с педагогами и руководителями ДОУ.Все педагоги нашего ДОУ верят: ребенок - с самого детства прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо. Но путь развития творческой личности возможен только при грамотном сотрудничестве с любящим взрослым. Коллектив ДОУ зарекомендовал себя как инициативный, творческий, умеющий найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь раскрыть и развить его способности. Занятия организуются таким образом, что дети имеют возможность проявлять увлеченность и старание, открыто выражать чувства и эмоции; они готовы к творчеству, фантазированию и перевоплощению. Цель педагогов – сохранить это и развить личностный потенциал дошкольников. Педагоги активно работают, ищут новые подходы формирования эмоциональной культуры, исполнительских способностей и развитию и расширению кругозора детей. Педагоги разрабатывают интересные направления: - О.А Лоенко «Роль художественно-дидактической игры в развитии творческого воображения», - И.В. Бухтоярова «Развитие воображения посредством ИЗО деятельности»;- О.Б. Федосова «Полихудожественный подход как средство образного развития ребенка»;- Е.А. Мазур «Формирование чувства малой родины у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края».Конечно, не все получается в нашей работе так гладко, как хотелось бы: только тот, кот регулярно бывает в театре или на концертах, систематически посещает выставки и музеи, читает книги по истории изобразительного искусства, музыки, театра, знакомится с творчеством выдающихся художников, может научиться видеть и ценить в искусстве то, чего не видел и не ценил раньше и научить этому других. Значит,  педагог должен постоянно повышать уровень своей культуры. Современный педагог должен быть человеком мыслящим, способным к анализу и творческой переработке новых знаний, но самому воспитателю сложно разобраться в информационном потоке, поэтому в годовом плане работы предусматривается программа повышения профессионального мастерства педагогического коллектива, включая в себя такие мероприятия, как:- Педагогические чтения по тематике творческих работ педагогов, подготовленных в рамках аттестации.

- Выступление воспитателей перед     коллективом     служит     своего     рода     предзащитой, одновременно     происходит     ознакомление     педагогического коллектива     с     новыми     подходами в разных областях педагогической работы.
- Тренинговые семинары по освоению новых идей, подходов и форм работы по развитию речи дошкольников.
- Тематика педсоветов: методические вопросы (например, методика развития речи, способы оценки интеллектуального развития ребенка), организационные и кадровые вопросы (аттестация педагогических работников и учреждения в целом, задачи на следующий учебный год), вопросы оздоровления детей.

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитать человека культурного, компетентного, оптимистичного, творческого, можно рассматривать развитие кружковой работы детского сада. Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
В ДОУ успешно работают отделение английского языка, художественной гимнастики, театрально-хоровая студия,.

Особого внимания в детском саду заслуживает работа по изобразительной деятельности.
Девиз педагога изодеятельности И.В. Бухтояровой: «Если хочется, чтобы ребенок вырос творческой личностью, необходимо большое внимание уделять развитию воображения». Разработкой темы «Развитие воображения у детей через занятия изодеятельностью» педагог занимается с 1998 года. ДОУ работает по программе «Школа-2100» в которой нет раздела изодеятельности, поэтому ДОУ берет за основу для работы программу Г. С. Швайко. В средней группе занятия ведутся, используя раздел программы «По дороге к Азбуке», в старшей и подготовительной - «Здравствуй, мир!». В ходе достижения цели (развитие воображения посредством изодеятельности) решается ряд задач:

- развитие художественных способностей детей,
- развитие мелкой моторной функции рук,
- пробуждение эмоциональной отзывчивости,
- формирование основ эстетического восприятия через художественную литературу, музыку, изобразительное искусство.
- обогащение и расширение словарного запаса.

Достижению высоких результатов работы способствует тесная связь с воспитателями, музыкальным руководителем и родителями.  Музыкальный руководитель О. Н. Федосеева считает, что с древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только  средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Поэтому, помимо образовательной деятельности во время занятий для достижения поставленной перед коллективом цели, музыкальный руководитель ведет вокально-театральную студию. На занятиях царит доброжелательная атмосфера, вызывающая у детей положительные эмоции. Для каждого занятия характерна совместная музыкально-творческая деятельность музыкального руководителя и дошкольников, педагог всегда готов поделиться с детьми тем, что знает и умеет сама.

Наша работа нашла живой отклик  среди педагогов других дошкольных образовательных учреждений района, города и области, с которыми мы делились своим опытом:
- Семинар для воспитателей и преподавателей изодеятельности «Нетрадиционные способы лепки животных». Ноябрь 2004 г.
- Семинар для воспитателей и преподавателей изодеятельности «Инновационные технологии в рисовании с детьми старшего дошкольного возраста». Декабрь 2004 г.
- Творческий отчет, посвященный 60-летию Великой Победы и 65-летию Центрального района «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Апрель 2005 г.
- Круглый стол для воспитателей, руководителей изо- и музыкальной деятельности «Воспитание искусством». Октябрь 2005 г.

Таким образом, основными составляющими элементами, которые определяют качество образовательно-воспитательного процесса и развитие творческой личности являются:

- обучение, как процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков (программа «Школа-2100»);
- воспитание, как процесс социализации личности (правовое воспитание, экологическое, человековедение, театрализация и т.д.);
- просвещение, как процесс широкого приобщения к культуре;
- самореализация, как процесс проявления творческих способностей (ИЗО деятельность, музыкальная, игровая, поэтическая, исследовательская, театральная).
                                        
Деятельность ДОУ способствует проявлению творческих способностей детей, что подтверждается следующими данными.
В вестибюле детского сада организуются постоянно обновляющиеся выставки работ детей разного возраста: «Страна чудес», «Как я провел лето», «Осень», персональные выставки детей.
Участие в выставке на территории магазина «Сибирская книга» по адресу: Красный проспект, 155-«Пусть всегда будет солнце!».
Дети нашего ДОУ принимали участие в конкурсе рисунков, который организовывал мебельный магазин «999».
Эффективность проводимой работы подтверждается регулярным обследованием детей, опираясь на разработки М.В. Ильина «Воображение и творческое мышление» и Ю.Г. Тамберг «Развитие творческого мышления». Результаты проведенных обследований показывают, что развитие воображения детей к концу учебного года соответствовало: высокий уровень вырос на 60% , средний и низкий уровень уменьшились на 30%.
В 2003 году дети принимали участие в фестивале «Мисс капелька» и в конкурсе театрализованной деятельности между ДОУ Центрального района.
В 2005 году дети нашего ДОУ стали лауреатами конкурса «Маленькие фантазеры».
В 2005 году подготовлены и представлены зрителям района и города два спектакля: «Муха-цокотуха» и «Наши добрые соседи».
Работа музыкального руководителя и преподавателя изодеятельности нашего ДОУ отмечена благодарственными письмами на городском уровне.
В ДОУ приобретены картины современных художников разного жанра для просвещения детей и родителей.
Библиотека ДОУ постоянно пополняется новыми литературными произведениями для детского чтения.
Приобретены куклы для театрализованной деятельности.

В результате усилий педагогов, сюжеты игр стали более разнообразны, а ролевые диалоги - более развернутыми, увеличился интерес и потребность к театрализованной деятельности, работе с иллюстрациями и костюмами.

Хочется отметить, что при определении результативности нашей деятельности мы ведем не столько «учет» предметной сферы успехов, сколько «интегрально-личностный» анализ, включающий все сферы образовательно-воспитательного процесса: обучение и воспитание, работу с родителями, этику и эстетику отношений, организацию всей образовательно-воспитательной среды. Ведь наша работа – это только начало пути к воспитанию человека культурного, компетентного, оптимистичного, творческого, а  конечный результат нашей деятельности еще впереди.
В перспективе мы планируем:
продолжать плановую работу по развитию творческих способностей детей;
продолжать специальную работу по разработке и внедрению новых технологий в работе с родителями и педагогами;
повышать уровень материально-технической базы (репродукции картин, аудио- и видеозаписи);
повышать уровень культуры педагогов, родителей;
объединять силы ДОУ, семьи, школы по развитию творческой личности.


Л.А. Смирнягина,  старший воспитатель первой квалификационной категории ДОУ № 421