ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ Образовательная программа общекультурной направленности для обучающихся 7-11 лет

 
Автор-составитель:  Кубышева Елена Николаевна,  педагог дополнительного образования
 
Направленность программы, педагогическая целесообразность

Настоящая программа представляет дополнительный образовательный курс общекультурной направленности. Она является частью общего образовательного комплекса Школы русской традиционной культуры «Васюганье». В соответствии с концепцией Школы, программа обобщает принципы народного традиционного обучения и методические положения программ детских школ по разным дисциплинам изобразительного искусства (рисунок, композиция, живопись, декоративно-прикладное искусство), ее структура и содержание взаимосвязаны с фольклором, народным календарем, православной культурой и праздниками, проводимыми в школе.

Основное содержание программы составляет знакомство с художественными промыслами народной детской игрушки и ее образно-эстетическим богатством через практическое освоение обучающимися технологии ее изготовления и коллективный творческий труд. Таким образом, занятия по программе расширяют кругозор детей, приобщают их к отечественной культуре, содействуют их творческому развитию. Формирование навыков работы в пластическом материале, изготовление различных по форме и величине поделок в определенной мере компенсирует недостатки развития сенсоро-моторных навыков, свойственные для детей младшего школьного возраста. Это обусловливает педагогическую целесообразность и актуальность настоящей программы.
 
Вариативность курса «Лепки из глины» в образовательном комплексе ШРТК «Васюганье»
В соответствии с основными положениями педагогической концепции Школы «Васюганье» обучение лепке из глины ведется в Школе по двум основным уровням – углубленному и общекультурному. Программа углубленного курса по учебным планам составляет от 144 до 216 часов в учебный год.
С учетом различных интересов и возможностей детей, различной занятости их внешкольного времени и т.п.  курс общекультурной направленности предлагается обучающимся (и их родителям) в двух программных вариантах.

1. Дополнительная образовательная программа общекультурной направленности «Лепка из глины» в объеме 36 часов в год (из расчета 1 час в неделю на учебную группу).
2. Дополнительная образовательная программа общекультурной направленности «Лепка из глины» (с расширенной практической частью) в объеме 72 часа в год (из расчета 2 часа в неделю на учебную группу).

Объем теоретического материала и учебных часов на ознакомление с ним в обоих вариантах в целом совпадает, как совпадают и основные задачи обучения, и планируемые результаты. Отличия касаются лишь практического раздела, на который в обучении по второму варианту отводится больше часов. И в первом, и во втором случае дети знакомятся с народными промыслами и необходимыми технологическими приемами работы с пластическим материалом. В среднем, обучаясь по первому варианту, каждый ребенок изготавливает за год от 10 до 20 поделок и творческих работ по темам программы, по второму – от 15 до 30. Таким образом, вариативность программы позволяет решать следующие задачи:
- более адекватно удовлетворить интересы, потребности и возможности (временные, физические, творческие и др.) обучающихся в самореализации;
- предоставить дополнительную возможность практического занятия лепкой детям, более активно интересующимся декоративным творчеством.
 
Возраст обучающихся, режим занятий, сроки реализации программы.
Настоящая образовательная программа предназначена для обучения детей 7-11 лет и рассчитана на 1 год. Занятия проходят по 1 часу в неделю, что составляет по 36 часов на год обучения.

Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих способностей детей через приобщение к художественной лепке на основе народных традиций. Для достижения данной цели в процессе обучения необходимо решать следующие задачи:
образовательные -
- познакомить детей с народными промыслами: Филимоново;
- познакомить их с основными способами и техническими приемами обработки глины и изготовления керамических изделий;
развивающие -
- развивать ручную умелость;
- развивать образное мышление, эмоциональную сферу, зрительную память, наблюдательность;
- формировать художественный вкус,
воспитательные -
- приобщать к труду через освоение промысла;
- воспитывать внимательность, терпение, старательность;
- воспитывать уважение к духовным и нравственным ценностям, к культуре русского народа и народов России.
 
Отличительные особенности программы от аналогичных по профилю
Отличительными особенностями настоящей программы от аналогичных по профилю являются следующие.
- Изучение народного прикладного творчества осуществляется во взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря. Такой подход вводит детей в мир народного творчества как особое этнокультурное пространство и способствует формированию целостных представлений о национальной русской культуре, народном миропонимании, этических и эстетических ценностях.
- Практический и теоретический разделы программы систематизированы с учетом основ народной педагогики, современной дидактики и возрастной психологии детей.
 
Основные содержательные блоки
Программа по художественной лепке из глины знакомит с традициями народных промыслов и технологией изготовления филимоновской (1 год обучения) игрушки. Практическая часть занятий опирается на  закономерности, лежащие в основе народных промыслов, и включает следующую технологическую последовательность в изготовлении  глиняной игрушки: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Освоение промысла предваряют занятия, посвященные знакомству с основными способами лепки: пластическим, комбинированным, конструктивным.

В целом в компоновке содержания используется логика последовательного введения ребенка в мир культуры через познание культуры своего народа средствами художественной лепки, поэтому системообразующим элементом содержания является мир образов народной культуры, который представлен следующими сквозными тематическими блоками:

I. Мир живой природы.
II. Народный календарь (Покров, Рождество, Масленица, Пасха);
III. Мир образов русских народных сказок.
IV. Мир традиционной русской игрушки.
V. История отечественной культуры

Форма занятий
Учебные занятия проходят в групповой форме, содержат теоретическую и практическую части. Основные разделы занятия: вводная часть (включающая в зависимости от темы урока рассказ о народных календарных традициях, об эстетических или технологических особенностях того или иного промысла и др.), объяснение и показ технологических приемов,  эскизная работа, работа в материале (лепка), подведение итогов. Программа включает занятия в форме выставки, экскурсии в музеи, в форме народных праздников.
 
Способы проверки результатов обучения и формы подведения итогов
На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений при работе в материале и творческих заданий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.

Подведение итогов по тематическим разделам проводится в следующих формах: творческая работа по определенному заданию (по модели или в стиле), авторская творческая работа (изделие) по самостоятельно изготовленному эскизу; коллективная многофигурная или сюжетная композиция, выставка (внутришкольная, районная, городская). Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности Школы «Васюганье».
 
Ожидаемые результаты обучения
К концу 1-го года обучения дети будут -
- иметь представления о народных календарных праздниках, о своеобразии филимоновской игрушки, особенностях ее росписи,
- знать оборудование, необходимое для художественной лепки, и основные понятия технологии (глина, состав глины, цвета глины, кисти, краски, роспись, обжиг), технику безопасности;
- уметь работать в материале пластическим способом лепки,  размин глины, применять основные технические приемы лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, защипывание и др).

На выставку для дифференцированного просмотра представляются творческие работы по темам:  «Филимоновская игрушка», Рождество Христово, пасхальное яйцо (стилизация под Филимоновскую игрушку).