Конкурсные уроки

Выбор творческого проекта. Технологическая карта урока в 6 классе

Учитель: Е.Ю. Шевнин,
учитель технологии высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 54
 

Личностная  значимость изучаемого для школьника.  Возможность   реализовать    свои   творческие возможности

Цель.     Научить учащихся выбирать проект

Учебно-воспитательные задачи. Расширение представлений  учащихся  о проекте, совершенствование технологических знаний и умений, развитие исследовательских навыков, воспитание обязательности выполнения   заданий   в   намеченные   сроки, взаимопомощи, тщательности  и добросовестности   в   работе,   равноправия   и свободы в выражении идей и их отстаивании.

План урока

Постановка задачи урока
Содержание организационно-подготовительного этапа
Игра «Конструкторское бюро»
Критерии проекта
Самостоятельная работа учащихся
Подведение итогов работы учащихся
Домашнее задание

Методы обучения

Словесный
Частично-поисковый
Практический
Формы      организации     учебной деятельности.   Комбинированный урок
Приемы деятельности учителя
Актуализация знаний учащихся
Организация учащихся по выбору проекта
Эвристическая беседа

Ход урока

Постановка задачи урока

Подробнее  познакомиться  с  понятием "проект".
Выбор проекта.

Конкретизация понятия "проект".
Под   проектом   понимается   самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Используются технологии, навыки и умения, которые вы получили на уроках технологии. С какими технологиями вы познакомились в 5 - 6 классах? (обработка древесины: строгание, пиление,     токарная     обработка;     обработка металла исходя из его свойств).

Выполнение проекта состоит из 3 этапов: организационно-подготовительный; технологический; заключительный.

Сегодня мы приступаем к выполнению первого этапа.
Содержание  организационно-подготовительного этапа.

Поиск проблемы.
Выбор и обоснование проблемы.
Анализ предстоящей деятельности.
Выбор оптимального варианта конструкции.
Подбор материала.
Планирование технологического процесса.

Игра «Конструкторское бюро». Исходя из задачи урока, выбрать проект. Мы ставим задачу для «Конструкторского бюро»: выбрать проект так чтобы он

Был нужной вещью (исходя из имеющихся потребностей);
Вы  бы  имели  возможность  его  выбрать (наличие материалов, умения и навыков).

Где может быть применен проект?
Для дома - для кухни: разделочная доска, подставка для ножей, подставка под горячее блюдо.
Игрушки: детская мебель, электронные игрушки
Для хозяйственных целей: полочка для телефона, полочка для туалетной бумаги
Для школы - для мастерской - для учебных кабинетов
Для дачи - инвентарь, рыхлитель, грабли, ящик для рассады, мебель, приспособления
Подарок - другу, маме, бабушке

Основные критерии оценки проекта:

  • Оригинальность;
  • Безопасность;
  • Потребительские свойства;
  • Эстетическое оформление;
  • Технологичность.
Самостоятельная    работа    учащихся    по выбору проекта.
Подведение     итогов     самостоятельного задания " Я выбрал проект потому, что...".

Домашнее задание.
Выполнить чертеж или эскиз, выбранного вами проекта   с   указанием   размеров,   исходя   из вышеуказанных критериев.

Основные понятия урока: Проект, технологическая карта, чертеж, эскиз.


Тема урока: «Путешествие по родному краю». 
Урок по теме: "Изготовление изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей". 5 класс
Учитель:  Грибова Ольга Викторовна,
учитель технологии высшей квалификационной категории гимназии № 13
 
Цели урока для учителя
  • Расширить знания о хлопчатобумажных и льняных тканях,
  • Прививать навыки проектной деятельности,
  • Закрепить умения, связанные с разметкой деталей с помощью контрольно-измерительных инструментов и выполнением ручных швов и машинных строчек.
  • Прививать навыки самостоятельной работы с технологической картой.
  • Приобрести опыт безопасных рациональных приёмов работы с технологическим оборудованием,
  • Продолжить воспитание любви к родному краю,
  • Прививать эстетический вкус и творческое отношение к делу,
  • Развивать навыки бесконфликтного делового общения.

Цели урока для учеников
  • Закрепить навыки по выполнению ручных швов и машинных строчек
  • Приобрести опыт безопасных рациональных приёмов работы с технологическим оборудованием
  • Расширить знания о хлопчатобумажных и льняных тканях,
  • Познакомиться с одним из видов народного творчества - лоскутной техникой и применением данной техники для изготовления различных изделий,
  • Научиться пользоваться технологической картой при изготовлении изделий.
  • Познакомиться с достопримечательностями НСО,
  • Получить опыт работы в малых группах,
  • Учиться представлять своё изделие,
  • Учиться давать самооценку.

Тип урока: практическая работа
Формы организации учебной деятельности: работа в малых группах, защита и презентация своих работ, работа по технологическим картам.
Обучающиеся в пятом классе девочки имеют только начальные представления о рукоделии и элементарные навыки выполнения ручных швов и машинных строчек. Вместе с тем, работа должна носить творческий характер, чтобы поддерживать постоянный интерес к качественному выполнению работы.
Класс «занковский», следовательно, в нём много детей, стремящихся к лидерству, а таким детям особенно необходимы навыки продуктивного разноролевого общения, что вызывает необходимость работы в малых группах.

Наглядные пособия: панно «Карта Новосибирской области», стенды с изделиями и иллюстрациями изделий, выполненных в лоскутной технике;  таблица с образцами ручных швов и машинных строчек,
технологические карты изделий.

Материалы, инструменты и оборудование:
Лоскутки хлопчатобумажных и льняных тканей, синтепон, ватин, клеевая ткань, тесьма, пуговицы, нитки, картон, калька, иглы ручные, английские булавки, ножницы, клей ПВА, линейка, мел портновский, бытовая швейная машина, электрический утюг.

Ход и содержание урока
Сегодня мы с вами завершаем работу над изделиями из хлопчатобумажных и льняных тканей и, наконец, сможем  совершить  увлекательное путешествие по родному краю. Идею такого путешествия подарили нам учащиеся восьмых классов, выполнив групповой творческий проект, посвящённый 110-й годовщине Новосибирска. Вы видите перед собой их рукотворную карту Новосибирской области выполненную в лоскутной технике.

Историческая справка
Искусство шитья из цветных лоскутков давно известно многим  народам. И хотя бытует мнение, что стёганое лоскутное изделие - типично американского происхождения, на самом деле оно пришло из древнего Египта. Лоскутные одеяла были известны ещё в IX веке до нашей эры. Технику инкрустации материалов использовали в средние века крестоносцы для изготовления знамён.
В России лоскутные одеяла, подушки, настенные коврики и одежда известны с середины  XIX  века, с момента появления и развития производства недорогих тканей-ситцев. Из чисто практических соображений крестьяне использовали все, даже самые крохотные кусочки разнообразных тканей. Их сшивали в двух- или трехслойные одеяла, которые помогали пережить долгие холодные зимы. Лоскутная техника является, по сути, мозаикой из искусно подобранных по форме и цвету кусочков тканей. Большое распространение этот вид народного творчества получил в Архангельской губернии, по берегам Онеги и Северной Двины, от куда и был завезён переселенцами в Сибирь.
Сегодня изготовление изделий из лоскутков из чисто утилитарного занятия выделилось в самостоятельный вид декоративного искусства. Примеры изделий в технике лоскутной пластики вы можете видеть на стенах кабинета в качестве его оформления. Все эти работы –творческие проекты учениц разных классов.

Вводный инструктаж перед выполнением практической работы
Лоскутная техника очень проста, не требует особых материалов и оборудования. В этом вы уже убедились, начав выполнять практическую работу. Давайте проверим наличие материалов и инструментов, необходимых для работы: (дети перечисляют и проверяют присутствие материалов на рабочем месте)  лоскутки хлопчатобумажных и льняных тканей, ватин, нитки, картон, тесьма, пуговицы, клей ПВА, ножницы, ручные иглы, бытовая швейная машина, электрический утюг.
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: "Берегись бед пока их нет".

Учащимся предлагается ответить на вопросы.
1. Какие правила необходимо соблюдать при работе иглой, булавками и   ножницами.
2. Какие правила  следует соблюдать при работе с электрическим утюгом.
3. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при работе на швейной машине.

Учитель раздаёт группам учеников конверты с заданиями.
Учитель. В конвертах с заданиями вы найдёте инструкционные технологические карты изделий, эскизы и выкройки-шаблоны вы разработали на предыдущем уроке, а также образцы ручных швов и машинных строчек, применяемых при изготовлении изделий из тканей, что поможет вам самостоятельно справиться с заданием.
 
Практическая часть урока 
Вот теперь, вооружившись всем необходимым,  вы можете приступать к выполнению практической работы, вернее,  к её завершению.  Учащиеся выполняют практическую работу по изготовлению сувениров из хлопчатобумажных и льняных тканей в парах, сформированных по их желанию на первом уроке указанной темы, рассчитанной на четыре учебных часа.
 
Во время выполнения детьми практической работы, звучит музыка. В музыкальном оформлении урока используются песни о Новосибирске с диска, выпущенного к 110-й годовщине города, "Посвящение Новосибирску":

Д. Базанов "С днём рождения Новосибирск"
М. Малинин "Детский гимн Новосибирску"
Т. Гордеев "Мой Новосибирск"
Е. Романенко "Новосибирск"
Энвер "Сколько тебе лет, Новосибирск".
 
Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.
Закончив работу дети прикрепляют свои изделия на панно "Карта  Новосибирской области" при помощи английских булавок.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ  РАБОТ  УЧАЩИХСЯ.

Учитель.   Конечно, ребята, вы были правы, когда решили что панно, будет гораздо интереснее, если его украсить сувенирами, характеризующими различные уголки нашей области. Посмотрите как "ожила" карта!
Итак, всё готово и мы начинаем наше необычное путешествие по родному краю. Если позволите, я начну, а вы продолжите.

Перед вами панно,  выполненное в форме карты Новосибирской области. Ученицы восьмого класса сделали его из лоскутков хлопчатобумажной ткани, которые скопились в школе за несколько лет после изготовления девочками различных швейных изделий. Мы видим, что наша область обширна и разбита на 30 районов, каждый из которых выполнен из отдельного лоскутка. Площадь нашей области составляет 178,2 квадратных километров. На её территории могли бы разместиться Греция и Дания вместе взятые! Что же ещё мы здесь видим? Озёра, реки, леса, поля, дороги и ещё много интересного.
 
Например, наш родной город Новосибирск представлен на карте часовней Святителя Николая Чудотворца. Эта часовня, расположенная в  самом центре Новосибирска, первый раз была построена в 1915 году в честь 300-летия дома Романовых. Ведь покровителем нашего города был сам царь Николай II, имя которого первоначально носил город. Место для часовни выбрали не случайно. Считалось, что именно в этой точке находится географический центр России. В годы Советской власти часовню разрушили. В её восстановлении принимал участие весь город. Открытие состоялось в1993 году, когда Новосибирск отмечал своё столетие.
Часовня, как и карта, выполнена в лоскутной технике. Для ёё изготовления понадобились лоскутки ткани, синтепон, нитки. Лоскутки скреплены между собой на швейной машине строчкой «зигзаг».

Первая пара.  Мы сделали этот паровозик, потому что он является одним из самых важных символов Новосибирской области. Ведь именно железной дороге обязан наш город своим рождением. Более 110 лет назад на месте небольшого села Кривощеково, там, где началось строительство железнодорожного моста через Обь, возник сначала посёлок строителей, а затем город Новониколаевск, позднее переименованный в Новосибирск. Сегодня это крупный промышленный, научный и культурный центр, третий по площади в России после Москвы и Санкт-Петербурга.
Благодаря строительству Великой Транссибирской железнодорожной магистрали возникли и другие города нашей области. Один из них - Барабинск. Он образовался в 90-х годах XIX века. И сегодня это город с ярко выраженной транспортной специализацией: более половины рабочих города заняты на предприятиях, обслуживающих железную дорогу.
При изготовлении паровозика мы использовали лоскутки хлопчатобумажной ткани, ватин, картон, нитки. Детали скреплены между собой ручным швом «потайной». В качестве окон и колёс использованы пуговицы.

Вторая пара.
В этом году на уроках материаловедения мы изучали текстильные волокна растительного происхождения, к  которым относятся и льняные волокна. Россия всегда славилась льняными полотнами. «Кто посеет лён - пожнёт золото» гласит старая пословица. Буквально так и ценился русский лён. Клал купец на одну чашу весов штуку полотна, а заморский гость золотой слиток. В разных районах Новосибирской области выращивают «голубое золото» - в Болотнинском, Кыштовском. Но мы прикрепили наш снопик к Маслянинскому району потому, что здесь расположен крупнейший льнозавод. И раз уж мы коснулись этого района, то хотелось бы отметить, что его называют Клондайком области, так как это единственный район Новосибирской области, где ведётся добыча золота.
 Рельеф района всхолмлённый, сюда заходят отроги Салаирского кряжа, именно на территории этого района (у самой границы с Тогучином) находится высшая отметка области Пихтовый гребень (494 м). Окрестности очень живописны, особенно популярен у туристов маршрут сплава по Берди от  Маслянина до Искитима.
При изготовлении своего изделия мы использовали льняную ткань. Применили прямую машинную строчку для отделки и ручной «потайной» шов для соединения деталей между собой.

Третья пара. Нашу рыбку мы прикрепили к Убинскому району потому, что озеро Убинское ещё в дореволюционные времена славилось рыбой на всю Россию. Знаменитых убинских карасей, выловленных в озере, извозом (ещё до постройки железной дороги) доставляли в Петербург и там, как полагалось по кулинарным правилам, живыми жарили в сметане и подавали к царскому столу.
Сегодня на рыбозаводе, одном из крупнейших предприятий района производят копченую, солёную и вяленую рыбу.
Нашу рыбку мы сделали в лоскутной технике из треугольников. Суть этой техники состоит в том, что лоскутки не сшивают между собой, а выкраиваются по шаблону кружки или квадраты, складывают в треугольники, формируют в ряды и закрепляют прямой строчкой на бытовой швейной машине. Края изделия обрабатывают швом « зигзаг» или косой бейкой.

Четвёртая пара. Выполненное нами деревце мы прикрепили на территорию Кыштовского района. Село Кыштовка (6 тыс. чел.) -  старинное сибирское село, возникшее в 18 веке. Население занималось сельским хозяйством, лесным промыслом, охотой. Это самый отделенный район, территория которого покрыта лесом и имеет немало уголков, куда не ступала нога человека. Основные предприятия – маслозавод, кирпичный, льнозавод, транспортные, строительные организации, пищекомбинат.

Пятая пара. Искитимский район.  Районный центр – город Искитим. Это центр производства строительных материалов. Цементный завод – один из крупнейших в стране. Если годовую продукцию этого предприятия погрузить в вагоны, то получится состав длиной в 600 километров! Это расстояние от Новосибирска до Омска.
Но большинство населения Новосибирской области занято в сельском хозяйстве. Главная специализация области – производство продуктов животноводства – мяса, молока, сыра. Этого цыпленка, символизирующего сельское хозяйство,  я поместила на территорию Искитимского района, потому что здесь, в Евсино,  находятся две крупные птицефабрики, обеспечивающие новосибирцев и жителей других городов свежими куриными яйцами и мясом.

Шестая пара. Наш парусник, выполненный из ярких лоскутков хлопчатобумажной ткани и пуговиц в качестве иллюминаторов, мы прикрепили в любимом месте отдых новосибирцев в районе города Бердск.  Бердск возник в начале 18 века как военное поселение – Бердский острог, который постепенно превращался в важный торговый центр. Купцы из таежных районов Западной Сибири покупали здесь хлеб, лен, коноплю. Сегодня это второй по численности населения город в Новосибирской области. Здесь находится знаменитая на всю страну «Вега», выпускающая бытовую радиоаппаратуру. После строительства Новосибирской ГЭС, часть города оказалась под водой «Обского моря». После чего Бердск и его живописные окрестности стали излюбленным местом отдых горожан. Здесь находятся базы отдыха, яхт-клубы, оздоровительные детские лагеря. В первые выходные дни июля здесь традиционно проходит регата (гонки на парусниках), в которой принимают участие спортсмены из многих городов России и даже из-за рубежа.  
 
И в заключение хотелось бы озвучить стихотворение ученицы 9 класса Заикиной  Светланы.
Куда ни поедешь, куда ни пойдешь
В Россию, наверное, ты попадешь!
Коль русский ты и вырос в Сибири,
То область свою позабыть ты не в силе.
Обь и Иня напоят водою.
30 районов дружны меж собою.
Каменный уголь, нефть, торф и газ
Таят недра области, радуя нас.
Мы варим сталь и рубим лес.
Дома растут здесь до небес.
Тепло в квартиры подаем,
А также здесь одежду шьем.
Богаты земли в области нашей,
А лес зеленый бывает ли краше?
Олень и косуля, и белка-краса
Пока что встречаются в наших лесах.
Здесь центр науки, культуры очаг,
Студентов здесь много
Их пыл не иссяк.
Пусть город отметил уж свой юбилей
А область моложе его и ей
Еще предстоит много разных свершений
Принятие верных и важных решений.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
 
Учитель. Спасибо всем участникам нашего путешествия, умелым экскурсоводам, познакомивших нас с яркими достопримечательностями Новосибирской области. Думаю, что те знания, которые вы получили  сегодня, прибавили вам гордости за то место, в котором мы с вами живем. А навыки по выполнению изделий из ткани пригодятся в дальнейшей трудовой деятельности. Вам понравилось?
Тогда можно продолжить начатое путешествие самостоятельно, ведь тем для пополнения нашей карты сувенирами, огромное множество. Сегодня мы лишь слегка  прикоснулись к истории нашего края, затронув шесть районов нашей области из 30!  А ведь наш край так богат разными событиями, достижениями, природой, архитектурными памятниками. Так, например, в Академгородке расположен уникальный, единственный в мире «Музей Солнца», где не только выставлены изделия, изображающие Солнце, но и обучают детей искусству резьбы по дереву.
И вот о чем хотелось бы еще сказать. За последние четыре урока вы выполнили творческий проект, пройдя практически все этапы проектирования, за исключением оформления пояснительной записки. Вы выбрали изделия самостоятельного изготовления, выполнили их эскизы и изготовили по ним выкройки-шаблоны. Подобрали материалы, инструменты и оборудование для работы. Изготовили изделия по собственным инструкционным картам, составленным с помощью учителя. И, наконец, сегодня вы с честью представили свои работы, объединенные в одно замечательное панно.
Эта карта могла бы стать даже наглядным пособием при изучении таких предметов как география или история, но я думаю, что лучше будет, если она займет достойное место в нашем школьном «Арт-салоне» среди лучших  творческих работ ребят нашей школы, где с ней смогут познакомиться не только ученики, их родители и учителя нашей школы, но и многочисленные гости. Но прежде, чем панно займет сое место в выставочном зале оно примет участие в оформлении фестиваля «Пою о славе России», который будет проходить в феврале.
Итак, на этом наше путешествие закончено. До следующей встречи!