Н.С. Артемова, Е.В. Кушнеренко, В.Е. Мальцева, Г.Ф. Ничипиенко. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОМ

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
В Центральном районе города Новосибирска на улице Писарева находится Центр развития ребенка ДОУ № 486 «Мишутка», который известен не только педагогическому сообществу города, но и многим специалистам российского дошкольного образования.
В 1999 году ДОУ детский сад № 486 стал лауреатом Всероссийского конкурса «Детский сад года». В 2000 году представители этого коллектива приняли участие во Всероссийском семинаре «Здоровье детей России», где представили программу оздоровления и физического развития дошкольников «Здоровье», разработанную и реализуемую в учреждении.
В 2002 году педагогический коллектив успешно аттестовался на статус «ДОУ – Центр развития ребенка – Детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекцией и оздоровления всех воспитанников».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 486 было открыто в 1988 году. В тот момент два специфических фактора оказали преимущественное влияние на стратегию развития учреждения, качество и содержание образовательно-воспитательного процесса.
Во-первых, это государственный заказ. Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России, в том числе и в городе Новосибирске, обусловили статус и специфику образовательного учреждения – «детский сад комбинированного вида для детей с туберкулезной интоксикацией и для часто длительно болеющих детей».
Во-вторых, общественный заказ, высокий уровень запросов и требований родителей воспитанников к дошкольному образованию. Детский сад расположен в центральной части города, где сосредоточено большое количество высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, объектов культуры, спорта, отдыха, а в настоящее время предприятий малого и большого бизнеса, торговли и бытового обслуживания элитного типа. Соответственно, большинство населения отличается высоким уровнем образования и требований к качеству и содержанию образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.
В соответствии с этими двумя факторами педагогическим коллективом учреждения были определены ведущие задачи, которые остаются актуальными со дня открытия и по настоящий момент:

- Создать условия, способствующие сохранению и восстановлению здоровья воспитанников.
- Осуществлять здоровьесберегающий образовательно-воспитательный процесс.
- Разнообразить содержание дошкольных образовательных услуг оздоровительно-профилактического характера.
- Обеспечить реализацию в дошкольном учреждении здоровьесберегающего образования и содержания детей. 

Административное обеспечение и управление здоровьесберегающим образованием осуществляется в следующих направлениях:

- формирование педагогической команды и поддержка человеческого ресурса; 
- инициирование и поддержка инновационных начинаний и другой творческой педагогической деятельности, направленной на улучшение качества и содержания образования; 
- организация лечебно-оздоровительного процесса наравне с образовательно-воспитательным; 
- обеспечение финансовых и материальных ресурсов; стратегическое планирование деятельности и развитие организации.

Педагогическая команда и человеческий капитал.  Все 15 лет работы детского сада его руководитель и старший воспитатель приоритетное значение отдают формированию команды единомышленников, так как в сфере «человек - человек» (взрослый - ребенок) люди решают все и являются главным и ценнейшим ресурсом реализации всех идей и программ.
На работу в наш сад принимаются далеко не все желающие. При приеме на работу с каждым претендентом на вакантное место проводится индивидуальная беседа. Ее цель - понять желание и возможности работать с воспитанниками детского сада, особенно с больными детьми. Мы обращаем внимание на причины ухода с предыдущего места работы, определяем мотивацию профессионального роста и развития, а также повышения образования и квалификации.
Для работающих и поступивших вновь, в учреждении разработана и действует «Программа повышения профессионального мастерства и компетентности». Она включает в себя такие мероприятия,  как:

- постоянно действующий образовательный психолого-педагогический семинар по наиболее актуальным вопросам дошкольного детства;
- педагогические чтения по тематике творческих интересов и аттестационных работ педагогов ДОУ;
- социально-психологический тренинг профессионального мастерства;
- активно внедряются разнообразличые педагогические интерактивные формы: деловые игры, дискуссии, педагогический ринг, обучающий и видеотренинг.

Вот некоторые результаты реализации этого направления за последние пять лет работы:

- полная укомплектованность детского сада психолого-педагогическими и медицинскими кадрами;
- высокий уровень компетентности и профессионализма педагогических работников и узких специалистов: 5 из 17 воспитателей аттестованы на высшую квалификационную категорию, 6 – на первую, остальные на вторую и готовятся к повышению квалификации;
- инновационная активность педагогов, выраженная в освоении новых программ дошкольного образования и разработке собственных авторских педагогических технологий.

Инновационная деятельность.  В последние годы дошкольное образование остро нуждалось в освоении и внедрении  новых образовательно-воспитательных программ и учебно-методических комплексов. Это объясняется повышением требований школы и родителей к уровню и качеству компетенций и функциональной готовности выпускников ДОУ к обучению в школе. В ответ на эти требования педагоги не только стали осваивать рекомендованные МО РФ программы, но и разрабатывать авторские проекты, программы, технологии. Руководитель в процессе развития инновационной деятельности ДОУ является одновременно и инициатором, и вдохновителем, и экспертом. Главное условие, без которого инновационные начинания просто невозможны, - это атмосфера созидания, свободы творчества, доверия и поддержки. Каждая авторская идея от возникновения до момента практического внедрения проходит определенный путь. Первоначально она обсуждается с коллегами, определяется ее новизна, актуальность, целесообразность и ресурсная необходимость. Педагог, выступивший в роли автора идеи, развивает ее при непосредственном участии старшего воспитателя и психолога ДОУ. Ему предоставляется возможность повышения компетентности в области его интереса – обучение на тематических курсах, подбирается специальная литература, организуется и проводится консультирование приглашенных специалистов других учреждений и центров. Затем каждому оказывается методическая помощь в оформлении проекта, программы, технологии. Автор презентует свой теоретический труд коллективу и педагогическому сообществу в районе, а руководитель учреждения осуществляет ресурсное обеспечение инновации инвентарем, оборудованием, пособиями, а также содействует в получении экспертного заключения или отзыва на авторскую работу. И только на последнем этапе, после положительного экспертного заключения, авторская разработка под руководством старшего воспитателя внедряется в дошкольную практику при обязательном сопровождении процесса внедрения психологом ДОУ. Главными экспертами на данном этапе являются медицинские работники и родители детей, которые особенно внимательно наблюдают за состоянием здоровья детей, их эмоциональным состоянием, поведением и общением.

Результатами развития инновационной деятельности в ДОУ можно назвать:
- Освоение и реализация педагогическим коллективом программы «Школа 2100».
- Активное участие педагогов в обновлении дошкольного образования через разработку и внедрение авторских проектов, программ, технологий по музыкальному, эстетическому и художественному воспитанию, физическому воспитанию и здоровому образу жизни.

Для поддержания интереса специалистов детского сада к инновационной деятельности широко используются различные способы и формы поощрения, благодарности, поддержка.
Управление лечебно-оздоровительной и профилактической работой в ДОУ.   Лечебно-оздоровительная работа в учреждении является равнозначной образовательно-воспитательной, а в ряде случаях доминирует, когда дело касается особо больных детей.
К этому обязывает и статус детского сада, и актуальное состояние здоровья воспитанников.
Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности. При прохождении процедуры аттестации ДОУ на Центр развития ребенка аттестационная комиссия особо отметила комфортное благополучие, открытость и доброжелательность педагогов и детей.
С 1998 года в учреждении реализуется комплексная программа «Здоровье», главной целью которой является сохранность и улучшение здоровья воспитанников. Она состоит из трех ведущих разделов – педагогического, медицинского и  «Здоровое питание».

Педагогический раздел Программы обусловил разнообразие здоровьесберегающих образовательных услуг: физкультурные занятия, занятия ритмикой, танцами, подвижные игры, ЛФК, пальчиковая гимнастика, занятия в бассейне и другие. Педагогами широко используются такие формы работы как фитодизайн и фитолюбование с целью благоприятного воздействия растений и природных материалов на психологическое самочувствие детей. Для этого на природном участке выращиваются разнообразные растения, живописные клумбы и цветники. А в группах детского сада выращиваются комнатные растения, благотворно влияющие на здоровье детей.
Медицинский раздел решает задачу профилактики, оздоровления и лечения ослабленных, тубинфицированных и часто болеющих детей. Он состоит из двух основных направлений: физиотерапия и фитотерапия. В физиотерапии активно используются естественные факторы внешней среды – солнце, воздух, вода, земля, игры на воздухе, солнечные ванны, обливания, босохождение по природным поверхностям. Для осуществления искусственной физиотерапии работает соляная пещера, применяется светолечение, УФО, люголизация зева и ингаляции. Кроме этого дети получают массаж и фитотерапию.
Основной задачей руководителя по реализации педагогического и медицинского разделов Программы является не только вдохновение педагогов, но и в большей степени обеспечение деятельности всем необходимым: оборудованием, инвентарем, современной литературой и применением дифференцированной оплаты труда.

Третий раздел Программы обеспечивает организацию здорового питания детей - сбалансированного, разнообразного, достаточного. В ДОУ практикуется несколько меню: основное, сезонное (включает в себя те продукты, которые характерны для текущего времени года), зеленое (обязательное включение в питание детей продуктов растительного происхождения в зеленом свежем виде).
Роль руководителя в реализации раздела «Здоровое питание» заключается в бесперебойном обеспечении продуктами высшего качества, заключении договоров с поставщиками таких продуктов как мед, изюм, курага, клюква, брусника. Руководитель вместе с педагогическим коллективом и медицинским персоналом вовлекает родителей в обеспечение здорового детского питания в домашних условиях.

Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. Следовательно, можно говорить о выполнении и общественного, и государственного заказа.


Н.С. Артемова, заместитель директора ГЦОЗ «Магистр»
Е.В. Кушнеренко, педагог-психолог
В.Е. Мальцева,  заведующая ДОУ № 486, руководитель высшей квалификационной категории
Г.Ф. Ничипиенко, старший воспитатель высшей квалификационной категории ДОУ № 486